7


  • Учителю
  • Рабочая программа кружка по литературе «Книголюбы» 5 класс

Рабочая программа кружка по литературе «Книголюбы» 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.        Кружок «Книголюбы»  предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.   Творческие и практические сп
предварительный просмотр материала

«Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Советом лицея»

Протокол №_____ от «_____»______________ г.


«Утверждена»

Директор лицея ____________ С.А. Павлова

Приказ №_____ от «_____»______________ г.


Рабочая программа

кружка по литературе «Книголюбы»

(название учебного курса, предмета, дисциплины)


5 класс

(класс, параллель, в котором изучается курс)


Интеллектуальное и духовно-нравственное направление


Учитель

русского языка и литературы Васина Л. Н










2013 год

Пояснительная записка



Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.

Кружок «Книголюбы» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.

Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют к конкретным, практическим действиям - созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Кружок предназначен для детей среднего школьного возраста (5 класс).

В программе работы кружка поднята важнейшая проблема духовно - нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,- всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.


Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Цель:


развитие литературных способностей школьников.

Задачи:


  • формирование литературно - художественного мышления и эмоционально - чувственного отношения к окружающему миру; приобщение к чтению - как основе выработки творческих способностей;

  • развитие сочинительства;

  • воспитание литературной грамотности.


Формы проведения занятий:

  • беседы;

  • практические занятия «Творение слова»

  • конкурсы;

  • викторины;

  • игры;

-- библиотечные занятия;

-- защита проектов.

Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания. Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков) .

Методы и приёмы:

  • активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером

  • пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация

  • объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

  • эвристический


Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся:

В ходе занятий кружка учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:


  • уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой

  • уметь находить необходимые сведения в Интернете

  • уметь создавать кроссворд, тест

Описание места занятий на кружке в учебном плане:

В содержание предмета входят эстетическое восприятие литературы как искусства, практическая словесная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, для учащихся 5-х классов.

Описание ценностных ориентиров содержания кружка

Изучение кружкового курса обеспечивает:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;

- развитие литературного вкуса;

- осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;

- способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;


Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса;

в трудовой сфере:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

в познавательной сфере:

- умение познавать мир через образы художественной литературы.


  • Ожидаемые результаты:

  • занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие термины, анализировать литературное произведение . (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).

  • создавать и совершенствовать собственные творческие работы.


Положительные результаты сформированности УУД на занятиях кружка проявляются:

  • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;

  • в формировании критического мышления;

  • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Тематическое планирование

урока

Дата

Коррек-

тировка

Тема занятия



Виды и формы работы,

деятельность обучающихся.


УУД

1

3-7 сентября


Вводное занятие Задачи работы кружка.

Подготовка к библиотечному уроку.

Регулятивные УУД

•Проговаривать последовательность действий на занятии.

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

•Уметь пользоваться навыками литературного языка:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме.

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками;

в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2

10-14 сентября


История книги. Библиотечное занятие.

Презентация.

3

17-21 сентября


Литература как вид искусства. Связь с другими видами искусства

Создание и демонстрация иллюстративного материала

4

24-28 сентября


Художественная литература. Ее особенности и задачи.

Конструирование кроссворда .

5

1-5 октября


Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лироэпосе , лирике и драме.

Создание опорной таблицы.

6

8-12 октября


Эпос. Основные особенности.Жанры.

Создание опорной таблицы.

7

15-19 октября


И снова о сказке…

Виды сказок, вариативность сказок.

Понятие о бродячих сюжетах.

8

22-26 октября


Библиотечное занятие(по сказкам)

Презентация народной и литературной сказки.

9

29 октября-2 ноября


Сказочная повесть. Отличие от сказки.

Сопоставление, умение находить сходство и различия.

10

12-16 ноября


Практическое занятие.

Сочиняем сами.

Чтение и обсуждение работ учащихся

11

19-23 ноября


Рассказ. Особенности жанра.

Закрепление литературоведческих терминов.

12

26-30 ноября


Практическое занятие

Сочиняем сами.

13

3-7 декабря


Библиотечное занятие.

Викторина. Работа по группам.

14

10-14 декабря


.Басня как жанр. Особенности жанра.

Подбор иллюстративного материала,

декламация

15

17-21 декабря


Практическое занятие.

Сочиняем сами.

16

24-28 декабря


Конкурс проектов.

Презентация. Создание кроссвордов.

17

10-18 января


Понятие о балладе.

Лироэпос.

Работа со словарем.

18

21-25 января


Практическое занятие.

Работа над балладой «Кубок» В.А.Жуковского.

19

28 января-1 февраля

Лирика. Жанровые особенности.

Беседа о рифме, ритме, размере стихотворения. Понятие о звукописи.

20

4-8 февраля


Обучение анализу стихотворения.

Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Работа над выразительным чтением стихотворения

21

11-15 февраля


Практическая работа.

Конкурс «Лучший чтец».

22

18-22 февраля


Что такое стихотворчество.

Работа со словарем.

23

25 февраля-1 марта


Практическая работа.

Конкурс « Мое стихотворение»

24

4-8 марта


Библиотечное занятие

Викторина.

25

11-15 марта


Драма. Особенности жанра.

Закрепление понятий (монолог, диалог, авторская ремарка)

26

18-22 марта


Понятие о комедии, трагедии, собственно драме.

Чтение по ролям.

27

1-5 апреля


Практическое занятие.

Подготовка к спектаклю по пьесе С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

Разработка сценария.

Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения: полонез, звучание фанфар, завывание вьюги и др.

28

8-12 апреля


Подготовка к спектаклю.

Декламация.

Репетиции.

29

15-19 апреля


Подготовка к спектаклю.

Декламация.

Репетиции

30

22-26 апреля


Спектакль.

Подготовка сцены, декораций.

31

29 апреля - 10 мая


Библиотечное занятие.

Викторина «Своя игра»

32

13-17 мая


Резервное занятие.


33

20-24 мая


Резервное занятие.


34

27-31 мая

Итоговое занятие.

Творческий отчет



Литература:


1.. Фогельсон И.А..Литература учит. Москва, »Просвещение» 1999

2.Маранцман В. Г. Изучение литературы .Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997

3.Интернет-ресурсы

4. О. А. Еремина.

«Литературный кружок в школе. 5-6 классы»

5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.

6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи.

4. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.

5. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.

6. Е. Эткинд. Разговор о стихах.

7. Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"

8. Т. В. Матвеева. От звука до текста.

Паспорт проекта


Тема проекта

Рабочая программа кружка «Книголюбы». 5 класс

Автор проекта

Васина Людмила Николаевна

Учебный предмет

литература

Тип проекта

Краткосрочный, практико-ориентированный

Заказчик проекта

МОУ «Киришский лицей»

Задачи проекта

1) формирование литературно-художественного мышления и эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру

2) приобщение к чтению как основе выработки творческих способностей

3) развитие сочинительства

4) воспитание литературной грамотности

Вопросы проекта

1) В чем уникальность литературы как искусства словесного образа? Каковы ее особенности и задачи?

2) Почему литературу называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»?

3) Владение анализом литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

Необходимое оборудование

ТСН, словари, репродукции картин, музыкальные отрывки произведений, тексты статей, раздаточный материал

Предполагаемый продукт

Создание и реализация программы проведения кружковой работы по литературе в 5 классе

Материалы для работы кружка

Роды литературы

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

Эпос ↔ Драма

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Эпос

Повествование

о событиях

Драма

Разговор дей-

ствующих лиц

(диалог, монолог)

Лирика

Выражение

чувств, эмоций

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма

События, происходящие

во времени и пространстве

Лирика

Вне времени

и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем.
Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни.
Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Жанры литературы

Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Жанры устного народного творчества (фольклора)

Название

Краткая характеристика

Пример

Сказка

Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов

"Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"

Былина

Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы

"Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"

Песнь

Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека

Песни о С. Разине, Е. Пугачеве

Малые жанры фольклора

Загадка

Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью

"Висит сито, не руками свито" (паутина)

Пословица

Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии

"Семеро одного не ждут"

Поговорка

Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли

"Легок на помине"

Скороговорка

Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов

"Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап"

Частушка

Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера

"Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".



Жанры древнерусской литературы

Название

Краткая характеристика

Пример

художественного

произведения

Житие

Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью

"Житие Александра Невского"

Хожение

Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие

"Хождение за три моря" Афанасия Никитина

Поучение

Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление

"Поучение Владимира Мономаха"

Воинская повесть

Повествование о военном походе

"Сказание о Мамаевом побоище"

Летопись

Историческое произведение, в котором повествование велось по годам

"Повесть временных лет"

Слово

Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера

"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона



Эпические жанры

Роман

Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии:

- большой объем
- несколько сюжетных линий
- судьба нескольких персонажей во взаимосвязи

Разновидности романа по тематике и содержанию:

- рыцарскй (жанр средневековой куртуазной литературы XII - XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией);
- пасторальный (судьбы людей, близких природе);
- плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы);
- роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей);
- исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода);
- семейно-бытовой (в центре - перепитии семейных взаимоотношений);
- приключенческий (в центре - повествование о приключениях персонажей);
- психологический (исследование внутреннего мира персонажей); - социальный (исследование социальных проблем);
- философский (размышления героя над основными вопросами бытия);
- роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).

Повесть

Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.
- средний объем
- одна сюжетная линия
- судьба одного героя, одной семьи
- ощутимость голоса повествователя
- преобладание хроникального начала в сюжете

Рассказ

Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) - маленький объем - один эпизод - одно событие в жизни героя

Новелла

Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)

Очерк

Жанр малой формы эпической литературы, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.

Басня

Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием

Лирические жанры

Стихотворение

Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами

Элегия

Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму

Эпиграмма

Небольшое по объму сатирическое стихотворение

Сонет

Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три

Эпитафия

Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему

Песня

Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок

Гимн

Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные

Ода

Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная

Послание

Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу

Романс

Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку

Лиро-эпические жанры

Баллада

Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания

Поэма

Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя

Драматические жанры

Трагедия

Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель

Комедия

Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни
Разновидности комедии по характеру содержания:
- комедия положений (источник смешного - события, хитроумная интрига);
- комедия характеров (источник смешного - четко типизированные характеры героев);
- комедия идей (источник смешного - идея писателя);
- трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни);
- фарс (западноевропейская народная комедия XIV
- XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)

Драма

Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами

Водевиль

Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами

Интермедия

Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов:
1) самостоятельный жанр народного театра в Испании;
2) галантно-пасторальные сцены в Италии;
3) вставная комическая или музыкальная сцена в пьесе

Стихотворные размеры

Название

Краткая характеристика

Пример

Хорей

Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М. Ю. Лермонтов)

Ямб

Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в

В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога...
(А. С. Пушкин)

Дактиль

Трехложная стопа с ударением на первом слоге в

Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу.
(А. А. Блок)

Амфибрахий

Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов)

Анапест

Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой срени,
Распевая, вползает пчела.
(А. А. Фет)

Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - дактиль, значит ударение на первый слог, АМ - амфибрахий на второй слог, четвертая буква А - анапест, значит ударение на третий.

Рифма и строфа поэтического текста

Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.

Особенности строфики поэтического текста

Строфа (греч. strophe - круг, оборт) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)


Название тропа

Краткая характеристика

Пример

Эпитет

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения

Под нами с грохототом чугунным
Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)

Постоянный эпитет

Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак

Выезжает из села да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца")

Простое сравнение

Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку

Дорога, как змеиный хвост,
Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)

Метафора

Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства

Не жалею, не зову, плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)

Олицетворение

Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления

Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве")

Гипербола

Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И больше века длится день
И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)

Литота

Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлеющих кленов шатер (А. А. Фет)

Метонимия

Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности

Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин)

Синекдоха

Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)

Оксюморон

Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов

Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок)

Перифраз

Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков

И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

Ирония

Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоложном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки

"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов)


Функции художественно-выразительных средств (тропов)

- характеристика предмета или явления;

- выражение авторской позиции;

- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого

Поэтический синтаксис


Название синтаксической фигуры

Краткая характеристика

Пример из поэтического текста

Риторический вопрос

Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа

Снег идет густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той,
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак)

Риторическое восклицание

Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому

...И, содрав гонорар неумеренный,
Восклицал мой присяжный поверенный;
"Перед вами стоит гражданин
Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов)

Риторическое обращение

Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата

Здравствуйте, племя
Младое, незнакомое!
не я
Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин)

Повтор

Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений

Я ищу прозрачности,
А не призрачности,
Я ищу признательности,
А не признанности (С. И. Кирсанов)

Градация

Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ

"В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь)

Антитеза

Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов

Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)

Инверсия

Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи

"Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин)

Плеоназм

Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста

Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь)

Алогизм

Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении

Пил мертвую! не спал ночей по девяти!
Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)

Анаколуф

Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах

А звери из лесов сбегаются смотреть,
Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов)

Поэтическая фонетика


Название фонетического приема

Краткая характеристика

Пример

Звукопись

Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи

Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.
Как жаль ее слез!
Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)

Анафора

Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк

Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин)

Эпифора

Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк

Не воздух, а золото,
Жидкое золото
Пролито в мир.
Скован без молота -
Жидкого золота
Не движется мир. (С. М. Городецкий)

Аллитерация

Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе

"Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин)

Ассонанс

Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки

Багровое взметнулось полымя
Над рокотом аэродрома,
А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фоне грома. (Л.Н. Мартынов)

Лексические средства выразительности

Название лексического средства

Краткая характеристика

Пример

Синонимы

Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье,
В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье. (А. А. Дельвиг)

Антонимы

Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы
- большие,
маленькие,
многие!
- скачут бешеные,
и уже
нервов подкашиваются ноги! (В. В. Маяковский)

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки. (Я. Козловский)

Неологизм

Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления

Эти
сегодня
стихли и оды,
в аплодисментах
ревомые ревмя,
войдут
в историю
как накладные расходы
на сделанное
нами -
двумя или тремя. (В. В. Маяковский)

Архаизм

Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления

Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав. (Н. А. Некрасов)

Историзм

Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало

Как ныне сбирается вещий
Олег Отмстить неразумных хозарам... (А. С. Пушкин)

Фразеологизм

Устойчивое сочетание слов

Узнали, подняли тревогу,
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут...
А Мишенька и ухом не ведет. (И. А. Крылов)

Афоризм

Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме

Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов)

Диалектизм

Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы:
- фонетические (передают особенности произношения);
- морфологические (передают особенности грамматики определенного диалекта);
- лексические (служат для называния предметов или явлений людьми определенной местности);
- этнографические (обозначают вещи или явления, характерные только для какого-то узкого сообщества)

- Здорово, парнище! -
"Ступай себе мимо!"
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
- "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу." (Н. А. Некрасов)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал