- Учителю
- Тема урока: «Монтер» М. М. Зощенко (6 класс)
Тема урока: «Монтер» М. М. Зощенко (6 класс)
Тема урока: «Монтер» М.М. Зощенко
Цели:
-
Образования:
углубить знания учащихся о М.М.Зощенко, познакомить с содержанием и идейно-художественными особенностями рассказа "Монтёр".
-
Воспитания:
подвести учащихся к мысли об уважении таланта.
-
Развития:
Развивать умение понимать авторскую оценку, отличную от оценки повествователя.
Оборудование урока:
портрет М.М.Зощенко, выставка книг.
I. Подготовка к восприятию.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с рассказами М.М.Зощенко "Галоша" и "Встреча". Вы помните высказывание В. Шкловского о том, что Зощенко писал о человеке, который "живет в великое время, но больше озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса". Этому человеку нужно было открыть глаза. В решении этой непростой задачи увидел Зощенко своё писательское назначение. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М.М.Зощенко "Монтёр", который был опубликован в журнале "Бегемот" за 1926г. В №42. Рассказ публиковался под названием "Сложный механизм" или "Театральный механизм".
Но рассказ мы сегодня будем таким способом: этот рассказ у меня размещен на нескольких карточках. (Приложение 1). Каждый прочитывает сперва свою часть про себя и постарается хорошо обдумать. Вероятно, сразу же догадается тот, у кого начало рассказа, а у кого финал. Мы должны из разорванных кусков склеить рассказ. Это задача нелегкая.
-
Работа с текстом.
- У кого начало?
- Почему вы решили, что это начало? Ведь получилось 11 кусков, а почему именно вы поднимаете руку?
(Там есть такие слова «Дело это произошло в Саратове или Симбирске…в городском театре…был…монтер)
-Значит, мы узнаем место, где происходят события рассказа. О чем говорят слова «Дело это произошло в Саратове или Симбирске, словом, где-то недалеко от Туркестана»?
- Что еще мы узнаем?
- монтер -Иван Кузьмич Мякишев. Кто продолжит?
- Что мы узнали из этого отрывка?
(Монтера посадили не в центре)
- Кто продолжает?
- Что узнаем из этого отрывка?
(Да и еще монтер неудачно снят на групповом снимке)
- Продолжаем читать…У кого продолжение?
- Как вы определили, что именно это продолжение?
(В предыдущем отрывке говорится о спектакле, который играют в этот день. А в этом, что в театр явились барышни посмотреть этот спектакль).
- Следующий отрывок.
- Что помогло определить, что читать нужно именно это?
(Повтор слова УПРАВЛЯЮЩИЙ, разговор, который происходит между монтером и управляющим).
- У кого продолжение?
- Что узнаем из этого отрывка?
(Монтер обиделся, решил показать, кто главный в театре).
- Продолжаем.
- Что ж дает этот текст?
(Что началось в театре, когда монтер выключил свет).
- Кто продолжает?
- Как определили, что именно этот отрывок следует сейчас читать?
(Слова монтера «пущай не поет»)
- Что происходит потом?
- Что узнаем из прочитанного отрывка?
(Требования монтера пытаются удовлетворить).
- Что дальше?
- Почему вы думаете, именно этот отрывок?
(Требования монтера удовлетворены).
- У кого осталась непрочитанная карточка?
- Теперь скажите, почему рассказ, который был разрезан, все-таки собрался?
(Потому что связный рассказ).
- Связный рассказ, и нам стоит только подумать, чтобы уловить эту связь. А на чем мы уловили эту связь?
(По смыслу)
- Верно. В одной карточке причина - во второй следствие.
- Докажите, что есть причина и следствие в рассказе.
- Кто, по-вашему, важнее для театра: тенор или монтер?
- Согласны ли вы с утверждением писателя, что в театре все равны?
- Что такое талант, и каким должно быть отношение к таланту в обществе?
- Правдоподобна ли ситуация, описанная в рассказе?
- Актуален ли рассказ в наши дни?
- В чем его актуальность?
МОНТЁР
Я, братцы мои, зря спорить не буду, кто важней в театре - актёр, режиссёр или, может быть, театральный плотник. Факты покажут. Факты всегда сами за себя говорят.
Дело это произошло в Саратове или Симбирске, одним словом, где-то недалеко от Туркестана. В городском театре. Играли в этом городском театре оперу. Кроме выдающейся игры артистов, был в этом театре, между прочим, монтёр - Иван Кузьмич Мякишев.
На общей группе, когда весь театр в двадцать третьем году снимали на карточку, монтёра этого пихнули куда-то сбоку - мол, технический персонал. А в центр, на стул со спинкой, посадили тенора.
Монтёр Иван Кузьмич Мякишев ничего на это не сказал, но в душе затаил некоторую грубость. Тем более, что на карточку сняли его вдобавок мутно, не в фокусе.
А тут такое подошло. Сегодня, для примеру, играют «Руслан и Людмила». Музыка Глинки. Дирижёр - маэстро Кацман.
А без четверти минут восемь являются до этого монтёра две знакомые ему барышни. Или он их раньше пригласил, или они сами подошли - неизвестно. Так являются эти две знакомые барышни, отчаянно флиртуют и вообще просят их посадить в общую залу - посмотреть на спектакль. Монтёр говорит:
- Да ради бога, медам. Сейчас я вам пару билетов устрою. Посидите тут, у будки.
И сам, конечно, к управляющему.
Управляющий говорит:
- Сегодня выходной день. Народу пропасть. Каждый стул на учёте. Не могу.
Монтёр говорит:
- Ах так,- говорит.- Ну, так я играть отказываюсь. Отказываюсь, одним словом, освещать ваше производство. Играйте без меня. Посмотрим тогда, кто из нас важней и кого сбоку сымать, а кого в центр сажать.
И сам обратно в будку. Выключил по всему театру свет, замкнул на все ключи будку и сидит - флиртует со своими знакомыми девицами.
Тут произошла, конечно, форменная неразбериха. Управлющий бегает. Публика орёт. Кассир визжит, пугается, как бы у него деньги в потёмках не взяли. А бродяга, главный оперный тенор, привыкший всегда сыматься в центре, заявляется до дирекции и говорит своим тенором:
- Я в темноте петь тенором отказываюсь. Раз,- говорит,- темно - я ухожу. Мне,- говорит,- голос себе дороже. Пущай ваш монтёр поёт.
Монтёр говорит:
- Пущай не поёт. Наплевать на него. Раз он в центре сымается, то и пущай одной рукой поёт, другой свет зажигает. Думает - тенор, так ему и свети всё время. Теноров нынче нету!
Тут, конечно, монтёр схлестнулся с тенором.
Вдруг управляющий является, говорит:
- Где эти чёртовы две девицы? Через них наблюдается полная гибель. Сейчас я их куда-нибудь посажу, леший их забодай!
Монтёр говорит:
- Вот они, чёртовы девицы! Только не через их гибель, а гибель через меня. Сейчас,- говорит,- я свет дам. Мне энергии принципиально не жалко.
Дал он сию минуту свет.
- Начинайте,- говорит.
Сажают тогда его девиц на выдающиеся места и начинают спектакль.
Теперь и разбирайтесь сами, кто важнее в этом сложном театральном механизме.
Конечно, если без горячности разбираться, то тенор тоже для театра - крупная ценность. Иная опера не сможет даже без него пойти. Но и без монтёра нет жизни на театральных подмостках.
Так что они оба-два представляют собой одинаковую ценность. И нечего тут задаваться: дескать, я - тенор. Нечего избегать дружеских отношений. И сымать на карточку мутно, не в фокусе!
1927