7


  • Учителю
  • Подготовка к ОГЭ-9 по литературе. Занятие № 3. Основные теоретико-литературные понятия.

Подготовка к ОГЭ-9 по литературе. Занятие № 3. Основные теоретико-литературные понятия.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Методические рекомендации по подготовке к сдаче ОГЭ по литературе построены в виде занятий элективного курса. Всего занятий 34. Каждое занятие -это подробный урок, начиная со списка литературы и заканчивая примерами сочинений 1.1.1., 1.1.2 и всех остальных развернутых ответов
предварительный просмотр материала

МБОУ «Осиновская гимназия им. С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»



Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по литературе.



Занятие № 3.

Тема: Основные теоретико-литературные понятия. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; конфликт; система образов, образ автора, литературный герой, лирический герой. Изобразительно- выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Цели:

-Обобщение и закрепление основных теоретико-литературных понятий.

- Умение выявлять теоретико-литературные понятия в тексте.

Дидактический материал: теоретико-литературные понятия.

Ход занятия:

  1. Орг момент.

Закрепление понятий: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; конфликт; система образов, образ автора, литературный герой, лирический герой. Изобразительно- выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  1. Чтение текста, анализ текста.

  2. Практическая работа. Нахождение теоретико-литературных понятий в тексте.

Литература: : КИМ , А.В.Федорова. ОГЭ. Литература - 2016. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Национальное образование. Москва.2016.



Литературоведческие термины при подготовке к олимпиаде по литературе.

Лирика- ЛИРИКА - род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами - гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.

Драма- 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочетание лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т. п.); 2. Собственно драма - вид литературного произведения, изображающий остроконфликтные отношения человека и общества. - А. Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М. Горький «На дне», «Дети солнца» и др.

КОМЕДИЯ - один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологическая, бытовая, сатирическая. Повесть- вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит достоверностью описанного и внушает читателю мысль о его реальности. (А. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Капитанская дочка»; И. Тургенев «Вешние воды», А. Чехов «Степь» Повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына; «Старик и море» Э.Хемингуэя.

Роман - (написанные на одном из романских языков) - большое эпическое произведение, в котором изображается жизнь человека к тесной связи с жизнью общества. По содержанию различают такие виды современного романа: социально-психологический, семейно-бытовой, исторический, философский, детективный, приключенческий, сатирический и др..Парфюмер» П. Зискинда);(«Дэвид Копперфильд», Ч. Диккенс или («Бремя страстей человеческих», Уильям Сомерсет Моэм);(«Преступление и наказание», Ф.Достоевский).

Легенда (от лат. legenda - то, что следует читать) - один из древних видов фольклора, фантастический рассказ о событиях, которые могли иметь место в прошлом. Наиболее распространенными являются легенды об основании городов.

КУЛЬМИНАЦИЯ - элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.

МОНОЛОГ - пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

САТИРА - 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсурда. Жанры сатиры - басня, комедия, сатирический роман, эпиграмма, памфлет и т. п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержащее обличение какого-нибудь лица или порока. - К. Рылеев «К временщику».

Начало формы

Образ - картина человеческой жизни, которая мыслится очень широко: это и человек, и все то, что его окружает. Различают такие виды образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ. Образ-персонаж основной и самый распространенный в литературе образ, так как человек является основным предметом художественного изображения. Он имеет ряд разновидностей:

1) Герой (персонаж, характер, тип) - основной вид образа-персонажа.

2) Лирический герой - носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении. это образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.

3) Образ автора -- отраженная в произведении личность повествователя, которая выявляется в определенной мировоззренческой позиции (точке зрения).

6) Образ-пейзаж - картина природы.

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.

Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

Портрет- (от франц. portrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В лит-ре чаще встречается психологический П., в к-ром автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов, система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания.. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое, соединение всех элементов худ-го произведения, компонентов сюжетных и несюжетных соединений, группировка и расстановка образов. Основные средства композиции:

Конфликт -- столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Завязка -- начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Контраст-

Развязка -- решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Эпираф-- пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или его частью, частями, призванное указать на его замысел: «…Так кто ж ты наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. «Фауст» - эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Деталь художественная- это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной - конкретизируя тот или иной образ.

Психологизм- это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Психологизм может быть явным - открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным - скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И.С. Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики).

ГРОТЕСК - художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, причудливого соединения фантастического и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного и т. п. Гротеск может быть использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины. // О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).



Художественно-выразительные средства.

Анафора- выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

Антитеза - противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» - А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй - по контрасту - эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.

ГИПЕРБОЛА - чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить впечатление.

Метафора- - слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении. Основные виды метафор - аллегория, символ, олицетворение: «Гамлет, мысливший пугливыми шагами…»(О. Мандельштам).

Олицетворение- прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. Многозначный характер олицетворения раскрывается в системе других художественных средств языка.

СРАВНЕНИЕ - изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных:

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. (А. Пушкин)

Эпитет- изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого. Виды эпитета - постоянный, оксюморон и др.: «Белеет парус одинокий…

Источники:

alcala.ru/literaturnaia-enciklopedia/slovar-A/1157.shtml

ref.by/refs/44/38010/1.html

www.telenir.net/kulturologija/teorija_literatury_chtenie_kak_tvorchestvo_uchebnoe_posobie/p10.php

litena.ru/literaturovedenie/

https://ru.wikipedia.org/wiki/



Д/З. 1. Выучить или повторить самые необходимые понятия.

</ - 2. Из дидактического материала: КИМ , А.В.Федорова. ОГЭ. Литература - 2016. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Национальное образование. Москва.2016. взять 1 и 2 варианты и практиковаться в нахождении теоретико-литературных понятий и выразительных средств.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал