- Учителю
- Урок по литературе в 5 классе по теме 'Поэзия – прекрасная страна'
Урок по литературе в 5 классе по теме 'Поэзия – прекрасная страна'
Тема урока: "Поэзия - прекрасная страна"
Цели урока:
-
образовательные: познакомить учащихся с анализом стихотворений; вырабатывать умение сравнивать тексты (лирику и прозу); работать над выразительным чтением лирических стихотворений; познакомить учащихся с теоретическими понятиями рифма, ритм, лирика; уметь находить средства художественной выразительности;
-
развивающие: развивать творческое воображение; расширять кругозор учащихся;
-
воспитательные: формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту окружающего мира.
-
формирование УУД:
-
умение слушать своих товарищей; формирование личностного смысла учения; аргументация своей позиции;
-
умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: по структуре - комбинированный с элементами интегрирования.
Оборудование: мультимедиа, презентация, иллюстрации.
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берет на только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.
С.Я.Маршак
Ход урока
-
Оргмомент.
-
Основная часть.
1.Беседа по вопросам:
- Что такое литература?
- Какие роды литературы вы знаете?
Роды литературы - четыре основные группы, на которые подразделяются все произведения словесного творчества по принципам восприятия читателем (слушателем) художественного мира произведения.
-
Эпос - один из литературных родов, в котором читатель воспринимает художественное произведение как бы со стороны, имея возможность составлять собственное суждение об описываемых событиях и персонажах.
-
Лирика - один из литературных родов, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя, эмоциональное восприятие действительности.
-
Драма - один из литературных родов, художественный мир которого предполагает сценическое воплощение в виде спектакля.
-
Лиро-эпика - один из литературных родов, художественный мир произведений которого читатель наблюдает и оценивает со стороны, но одновременно события и персонажи получают эмоциональную оценку повествователя. (Слайд № 1)
2. Работа с текстами.
1) Стихотворение С.Маршака "Ландыш".
2) Ночью не было мороза. День сложился серый, но не теплый… Исчезают последние клочки снега. Но нет того парного тепла от земли, нет уюта возле воды… Орех цветет, но еще не пылит, птичка зацепит сережки, и еще нет дымка. Листва из-под снега вышла плотно слежалая, серая. (М.М.Пришвин)
Утром было -20, а среди дня с крыши капало. Этот день весь, с утра до ночи, как бы цвел и блестел, как кристалл. Ели, засыпанные снегом, стояли как алебастровые, и весь день сменяли цвета от розового до голубого. (Слайд № 2)
- Определите тему прочитанных текстов. (Весна)
- Что общего в приведенных отрывках? (Настроение)
- Каким настроением проникнуты отрывки? (Бодрым, радостным)
- Чем различаются тексты? (Один текст прозаический, другой - стихотворный, т.е. в нем есть ритм и рифма)
Ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых), происходящее с определенной последовательностью.
Рифма - созвучие концов стихов, отличающее их границы и связывающее их между собой. (Слайд № 3)
- Для чего же нужны стихи, если все можно сказать прозой? (А для чего нужны цветы? Для красоты! Хорошо, когда человек понимает красоту цветов, музыки, живописи, поэзии…)
- Давайте сравним описание ландыша в стихотворении С.Маршака и в словаре С.И.Ожегова.
Ландыш - травянистое растение семейства лилейных с душистыми мелкими белыми цветками в форме колокольчиков. (Слайд № 4)
- Какими словами С. Маршак рисует ландыш? (Жемчужины, бубенчики, колокольчики весны, горький цветок, сравнивает с ребенком, рожденным весной)
- А теперь попробуем сами сочинить стихотворение. Мы читали стихотворение о ландыше, а вы попробуйте сочинить несколько строк о розе. Трудно?
А вот в программу Лицея, где учился А.С.Пушкин, включали упражнения как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.
Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал:
- Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами.
"Господа" призадумались. Лишь один Пушкин сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило:
РОЗА
Где наша роза, Вот жизни младость,
Друзья мои? Не повтори:
Увяла роза, Так вянет радость,
Дитя зари. В душе скажи:
Не говори: Прости, жалею… (Слайд № 5)
3. Физминутка
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
Буквой Л расставим ноги
Словно в пляске - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо...
Получается на славу.
Мо-лод-цы!
Влево - вправо, влево - вправо...
Мо-лод-цы! (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)
- Можно ли научиться писать стихи? Посмотрим, как это делает герой сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
4. Инсценирование отрывка из сказки Н. Носова. Глава четвертая «как незнайка сочинял стихи»
Действующие лица:
Автор
Незнайка
Цветик
Знайка
Торопыжка
Авоська
Пилюлькин
После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.
Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя способности есть? - спросил Цветик.
- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.
- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово «палка».
- Селёдка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка - селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.
- Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!
- Ну, придумай рифму на слово «пакля», - сказал Цветик.
- Шмакля, - ответил Незнайка.
- Какая шмакля? - удивился Цветик. - Разве есть такое слово?
- А разве нету?
- Конечно, нет.
- Ну, тогда рвакля.
- Что это за рвакля такая? - снова удивился Цветик.
- Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, - объяснил Незнайка.
- Врёшь ты всё, - сказал Цветик, - такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
- А если я не могу подобрать другого слова?
- Значит, у тебя нет способностей к поэзии.
- Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, - ответил Незнайка.
- Сейчас, - согласился Цветик.
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав всё это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
- Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… - Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.
- Ну вот! - обрадовался Незнайка. - Сам задаёт такие слова, на которые нет рифмы, и ещё говорит, что я неспособный.
- Ну, способный, способный, только отстань! - сказал Цветик. - У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.
- Неужели это так просто? - удивился Незнайка.
- Конечно, просто. Главное - это способности иметь.
Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.
Наконец стихи были готовы, и он сказал:
- Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.
- Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? - заинтересовались все.
- Это я про вас сочинил, - признался Незнайка. - Вот сначала стихи про Знайку: Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
- Что? - закричал Знайка. - Когда это я прыгал через овечку?
- Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, - объяснил Незнайка.
- Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? - вскипел Знайка.
- Конечно, - ответил Незнайка. - Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.
- Вот попробуй ещё, так узнаешь! - пригрозил Знайка. - Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?
- Вот послушайте про Торопыжку, - сказал Незнайка.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
- Братцы! - закричал Торопыжка. - Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
- Да ты не кричи, - ответил Незнайка. - Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.
- Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! - кричал Торопыжка.
- А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, - ответил Незнайка. - Вот послушай стихи про Авоську:
У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.
Авоська подошёл к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:
- Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
- Ты ничего не понимаешь в поэзии, - ответил Незнайка. - Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я ещё про Пилюлькина сочинил.
- Братцы! - закричал доктор Пилюлькин. - Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врёт про всех?
- Довольно! - закричали все. - Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.
Только Знайка, Торопыжка и Авоська кричали:
- Пусть читает! Раз он про нас прочитал, так и про других пусть читает.
- Не надо! Мы не хотим! - кричали остальные.
- Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, - сказал Незнайка.
- Что? - закричали тут все. - Ты ещё пойдёшь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.
- Ну ладно, братцы, не буду, - согласился Незнайка. - Только вы уж не сердитесь на меня.
С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.
- А теперь послушайте стихи известного поэта Цветика из сказки Н.Носова о воздушном шаре:
Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума!
- Понравились вам стихи?
- Значит, может быть и ритм, и рифма, а стихотворение не получится.
- Что же еще нужно, чтобы получились хорошие стихи? ( Умение чувствовать прекрасное, передавать свои мысли и настроение. Нужен талант)
Читать и понимать стихи необходимо, потому что они дарят радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.
- Обратимся к словам С.Я.Маршака, взятыми нами в качестве эпиграфа к уроку.
- Как вы понимаете слова С.Маршака?
- А у вас есть любимые стихи?
Выразительное чтение учащимися любимых стихотворений.
Релаксационное упражнение «Пчелка»
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания).Прогоняя пчелку, можно энергично двигать губами. Пчелка улетает. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.
III. Итог урока.
IV. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С.Маршака "Ландыш".
Анализ урока литературы с использованием здоровьесберегающих технологий
Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация национальной программы «Наша новая школа». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Каждый из нас знает, что сегодня в листе здоровья на предпоследней страничке журнала все меньше становится детей, у которых была бы запись «здоров». Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа модернизации системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни. А для учителя на первый план выдвигается задача выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К каждой из этих составляющих можно подобрать как педагогическое, так и медицинское определение. Взгляд на здоровье можно представить в виде модели как совокупность соматического, физического, психического и нравственного компонентов.
Здоровьесберегающая деятельность - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы и средства, позволяющих решить задачи педагогики оздоровления.
Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. По-прежнему основной формой организации учебной деятельности учащихся является урок, на котором учитель должен задействовать все свое умение, знания, опыт, для того чтобы «вдохновлять каждого ученика радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (В.А.Сухомлинский). На каждом уроке должен рождаться интерес к предмету, захватывающий сердца и мысли детей.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. В 5 классе для проведения физкультминутки подбираю стихотворные тексты - выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако важно не только знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, технологии и диагностических процедур оценки качества урока. И выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся:
- достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии;
- приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений;
- здоровьесберегающие технологии реализуются прежде всего на основе личностно-ориентированного подхода: осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать (то есть в центр образовательной системы необходимо поставить личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей).
Для сохранения здоровьесбережения использую:
● педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - все это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья;
● технологию уровневой дифференциации обучения.
Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой»
Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий, не затронув здоровьесберегающие условия и приемы. В первую очередь это:
● выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики. фуикциональности кабинета, режим питья);
● система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь возможность на уроке применять их по потребности), с интенсивностью работы и номера урока в расписании;
● снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении; использование на уроке всего пространства класса, а если нужно, и рекреации;
● в любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья; при нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором стараюсь использовать всё своё умение по решению данной проблемы. Каждый новый урок - это ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
Структурными элементами моих уроков выступают:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Что может сделать учитель на уроках литературы? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов работы. При планировании урока включаю зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель - запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров:
1. Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
2. Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.
Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, сказки, разного рода презентации, работу с интернет- ресурсами.
Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Все эти формы уроков становятся формой реализации мотивации и самоопределения учащихся. На своих уроках я использую ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки того или иного материала.
В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю.
1. С каким настроением вы идете на урок?
2. Устаете ли вы к окончанию уроков литературы?
Таким образом, при освоении здоровьесберегающей технологии мне легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение детей, открывается простор для педагогического творчества.