7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе, 8 класс

Рабочая программа по литературе, 8 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д. Леваны

Фалёнского района Кировской области

«Утверждаю»

Заместитель директора школы по УВР

________ Н.Г.Краева


Учебная рабочая программа

по литературе

для 8 класса






Составила

учитель русского языка и литературы


Соколова Н.А.




Леваны -2013


Пояснительная записка


Уровень рабочей программы - базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев) 2007 г

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает 4 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен


Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;


уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы(развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений) Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

Учебно-тематический план

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Русский фольклор

2

3

Зарубежная литература эпох Возрождения и Просвещения

3

4

Древнерусская литература

6

5

Русская литература 18 века

2

6

Русская литература 19 века

35

7

Русская литература 20 века

16

8

Итоговое повторение

2

Итого


68




Примерное календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип уро-

ка

Элемент содержания

Знания, умения, навыки

Виды контроля

Наглядность и ИКТ

Сроки проведения

план

факт

1

Литература и время. Г.Х.Андерсен «Калоши счастья»

комбинир

Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов. Ис­торизм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития школьников. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства учащихся. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека.

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства. Время на страницах исторических произведений. Жанровое своеобразие произведений исторической тематики. Исторический роман., повесть, рассказ. Исторические пьесы, поэмы, песни. Исторические мотивы в лирике. «Калоши счастья» Андерсена как эпиграф к изучению исторической тематики., как развёрнутая притча о характере связи времён между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Чёткость и убедительность выводов автора.

Литература и история. Эпиграф.


Знать: понятие «художественная литература», «эпиграф»; понимать: характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества


Тезисы лекции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений


3.09


История в устном народном творчестве (2 часа)

2

Жанры исторической тематики в фольклоре. Исторические

песни


комбинир


Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причины их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и её исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Знать: определение понятий «народная песня», историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском

фольклоре; уметь определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях

презентация

6.09


3

Народный театр. Народная драма «Как француз Москву брал»

комбинир

Русская народная драма как значительное явление народной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народных песен. Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Особенности содержания и художественной формы. Драматический конфликт в исторической народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потёмкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.


Знать: определение понятия,его жанровые особенности; уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы .

Выразительное чтение

репродукции

10.09


История на страницах произведений древнерусской литературы. (7 час)

4.

Историческая личность на страницах древнерусской литературы.

комбинир

Истоки и начало древнерусской литературы, её религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы( летопись, житие).

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Русская летопись как жанр исторического повествования. Сюжеты русских летописей.

Знать понятие «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература, основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей.

Уметь коротко предать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности в летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)


презентация

13.09


5

Русские летописи. «Повесть временных лет» Рассказ о смерти Олега.

комбинир

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Отражение событий истории в летописях Х1-ХУ11 веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

Знать понятие «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература, основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей.

Уметь коротко предать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности в летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

Составление цитатного плана

Репроду-

кция картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

17.09


6

Русская воинская повесть.

комбинир

Древнерусская литература и герои произведений. Русская воинская повесть.«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть. События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Художественные особенности воинской повести.

Знать: понятие «воинская повесть», характеристику героя литературного произведения - исторической личности.

Уметь: коротко передавать содержание повести, определять основную мысль; определять жанровые особенности

Рассказ с изменением лица рассказчика

презентация

20.09


7-8

Житие святых.

Сказание о житие Александра Невского

комбинир

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героев в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития. История написания «Жития Александра Невского». Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвова-

ния. Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Художественные

особенности воинской повести и жития.


Знать: определения понятий: «летопись», «житие»;

уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного

героя, Александра Невского, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним,, сравнивать «Житие...» с былинами, фольклорной лирикой обрядовой народной поэзией

Составить словарик характерных для текста «Жития...» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас.


Иллюстрации П. Корина, Г. Семиградского, В. Серова Репродукция картины К. Васильева «Александр Невский»

24.09

28.09


9

Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Становление характера сподвижника

комбинир

Религиозный характер древнерусской литературы. Жанр жития Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Способы создания характера в «Житии». История написания жития «Преподобного Сергия Радонежского». Элементы житийного жанра в авторском произведении ХХ века. Становление характера подвижника. Художественные особенности жития.

Знать: определения понятий: «житие»;

уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного

героя, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним,, сравнивать «Житие...» с былинами, фольклорной лирикой обрядовой народной поэзией

Анализ эпизода из жития;

Ответ на вопрос «Историческая личность в древнерусской литературе»


1.10

История на страницах эпох Возрождения и Просвещения (3 час)


10

М.Сервантес «Дон Кихот»

1

Взаимодействие зарубежной и русской литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия. Гуманистический пафос литературы Возрождения.

М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

Герои романа «Дон Кихот» и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».


Знать: определения понятий: «рыцарский роман», «вечный образ»;

уметь: объяснять смысл понятий , раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним.

11

12

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

комбинир

Жизнь и творчество писателя (обзор). Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров.

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности (путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга); понимать особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал, правила трех единств)

Ответ на вопрос: «Что такое мещанство?»

Портрет писателя


История на страницах произведений ХУ111 века (2 часа)

13

Страницы истории в произведениях ХУ111 века: А.Ф.Мерзляков, А.П.Сумароков, Я.Б.Княжнин.

лекция

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Знакомство с историческими художественными произведениями ХУ111 века.

Знать: содержание произведений;

Уметь: определять авторскую позицию; применять полученные знания в новой ситуации монологического повествования по заданной теме; составлять план сообщения по заданной теме.


План сообщения


14


Н.М. Карамзин «Марфа Посадница, или покорение Новагорода»

комбинир


Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М.Карамзина. Покорение Новгорода Иваном 111 в «Истории государства Российского» и

повести «Марфа Посадница». Образы-антиподы: Иван 111 и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.

Знать: содержание произведений;

Уметь: определять авторскую позицию; применять полученные знания в новой ситуации монологического повествования по заданной теме; составлять план сообщения по заданной теме.


Монологическое высказывание по теме


19.10


Историческое прошлое в литературе Х1Х века (35 час)

15

Проблема человека и времени в произведениях Х1Х века. А.К.Толстой.

Былины.

комбинир

Стойкость интереса читателей и писателей к историческим произведениям и героям. История в произведениях классики. Патриотическое звучание произведений исторической тематики.

Яркость выражения авторской позиции в произведениях на историческую тему. Былина как жанр; знакомство с творчеством А.К.Толстого как создателя былинных произведений; чтение и изучение былины А.К.Толстого «Илья Муромец». Обращение А.Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных героев. Поэтическая сила и обаяние стихотворений поэта.

Знать: определение понятия «былина», художественные особенности жанра;

Уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы; давать развёрнутый ответ по вопросам

Развёрнутый ответ по вопросам

презентация

22.10


16

Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате».

комбинир

Творчество Г.Лонгфелло. Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образность народного героя в «Песне о Гайавате». Художественные особенности изображения друзей Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка. Совершенство перевода.

Знать: биографические данные автора; сюжет произведения; художественные особенности произведения.

Уметь: давать характеристику герою по материалам текста; отбирать материал по заданию.

Сбор материала о главном герое произведения


17

Исторический роман В.Скотта «Айвенго»..

комбинир

В.Скотт как родоначальник исторического романа.

Понятие исторический роман. Типы исторических романов.

Изображение героев и изображение эпохи. Концепция человека и эпохи в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о В.Скотте.

Знать: биографические данные автора; сюжет произведения; художественные особенности произведения.

Уметь: давать характеристику герою по материалам текста; отбирать материал по заданию.

Анализ эпизода текста


18

И.А.Крылов. Басня. «Волк на псарне»..

комбинир

Великий баснописец И. А. Крылов. Исторические события и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Обличение человеческих пороков в басне «Волк на псарне». Образы животных и их роль в басне.. Кутузов и Наполеон в аллего-рическом произведении. Мораль басни и её роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года.

Аллегория. Мораль басни.

Знать/понимать общую картину жизни Крылова (начало трудовой деятельности, как получил образование, с каких произведений начал писательскую деятельность)

Уметь составлять план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять ее жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягненку, понимать характер их поведения, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни

План рассказа о баснописце.

презентация

19

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

комбинир

Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта (обзор). Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике

поэта. Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и рока в «Песне о вещем Олеге…» Сюжет «Песни» и сюжет летописи. Герой и его судьба .Нравственная проблематика произведения.

Знать: историческую основу «Песни…», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова),определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать

отношение автора к изображаемому


Ответ на вопрос: «Что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада?»

Портреты А.С.Пушкина, его современни-

ков, семьи, иллюстрации к произведению В.Васнецова, фонозапись «Песни…»

презентация

12.11


20

Поэма «Полтава». Образ Петра - образ вдохновителя победы.

комбинир

Поэтическое произведение на историческую тему; личность Петра 1 в произведении Пушкина

Характеристика героя- исторической личности.

Описание битвы и её героя. Образ Петра -образ вдохновителя победы.

Знать: историческую основу поэмы, определение понятия «поэма», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра поэмы, находить средства художественной выразительности

отношение автора к изображаемому.


Отбор материала для сообщения

презентация

16.11


21

Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма

комбинир

«Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.


Знать: как во­площена в сти­хах А.С.Пушкина тема сво­боды; понимать: идей­но-художествен­ное своеобразие вольнолюбивой лирики А.С. Пуш­кина; особенности жанра стихотво­рения; уметь: вырази­тельно читать стихотворения, в том числе наизусть

Построение выска­зывания «Почему так важна тема свободы в лирике поэта?»

Иллюстрации к произведе-

Ниям

презентация

22

Историческая личность в драме Пушкина «Борис Годунов»

комбинир

А.С.Пушкин «Борис Годунов». История создания и основной конфликт драмы; историческая личность в драматическом произведении.

Знать: историческую основу драмы, определение понятия «драма», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка;

уметь: воспринимать и анализировать драматический текст, давать характеристику героев, определять особенности жанра драмы, находить средства художе-ственной выразительности. определять их роль в художественном тексте, оценивать отношение автора к изображаемому

Тест по произведению

презентация

23

Повесть «Пиковая дама»

комбинир

А.С.Пушкин «Пиковая дама». История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германа. Особенности жизненной философии героя и проблематика «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести.

Знать: особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка;

уметь: воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героев, определять особенности произведения, находить средства художественной выразительности. определять их роль в художественном тексте, оценивать отношение автора к изображаемому


презентация

24

«Капитанская дочка». Исторические события и герои.

комбинир

Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачёва» и повестью «Капитанская дочка». Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа.

Сюжет исторической повести и его герои.

Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; Понимать: чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II; уметь: определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян

и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева»

Ответить на вопросы: какие проблемы истории интересовали Пушкина? В чем значение «Истории пугачевского бунта»?

презентация

30.11


25

Жанровое своеобразие . Истоки формирования личности Гринева

комбинир

Соотношение исторического факта и вымысла : Гринёв и Пучачёв, Гринёв и Швабрин, Гринёв и Маша. Гринев и Савельич. Становление характера Гринёва. Роль эпиграфов. Нравственная оценка личности героя.


Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям

Ответить на вопросы: что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет? Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

Фонохрестома-

тия

репродукция картины худ. А.Н.Бенца «Отъезд Гринева из родительского дома»

3.12


26

Проблемы

нравственного

выбора в

романе

А.С.Пушкина

«Капитанская

дочка»

комбинир

Путь духовного становления главного героя. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора.

Понимать, что самостоятельная жизнь Гринева -это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его

внутреннего мира; уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героя и человеческой порядочности, давать сравнительную характеристику героям

Ответить на вопросы: почему финал романа остался «открытым»? В чем смысл деталей

биографии героя, о которых говорится в послесловии?

Иллюстрация худ.

П.Соколова «Савельич останавливает дуэль»

7.12


27

Пугачёв в повести как вождь народного восстания и как человек.

комбинир

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачёва. Пугачёв как историческое лицо и как художественный образ. Тема милости и справедливости. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный».

Название и идейный смысл произведения.

Уметь: объяснять, как изображён восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачёва роль Пугачёва в жизни героя; сравнивать изображение Пугачёва в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и

противоречивость человеческого облика Пугачева

Ответ на вопрос: «В каких сценах романа показано, что Пугачёв обречён и скорая страшная гибель неминуема?»

Иллюстрации к повести художника С. Герасимова

28

Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведения

комбинир

Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы Роль эпиграфов. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные представления)

Знать: как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел; понимать: особенности жанра, идейно-художественное содержание романа, место обычного человека в великих исторических событиях;

уметь: находить и объяснять приметы романа в его композиции, смысл эпиграфов, различать историческую правду и художественный вымысел, анализировать роль пословиц и поговорок, пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев; объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета

Составить таблицу -сравнение описание внешности Пугачева в материалах Военной коллегии, «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».


Историческая песня «Правеж» и народная разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка»

29-30

Классное сочинение по

роману

А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»

Урок

развития

речи


Тема, идея, план. Гринев в жизненных испытаниях

Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения всоответствии с заданной темой, составлять план

сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка

Редактирование написанного.

Создание сочинения «Береги честь смолоду» (Гринев в жизненных испытаниях)

31

М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» Исторический сюжет и герои поэмы

Комби-

ниров.

М.Ю. Лермонтов.Жизнь и творчество (обзор). Картины быта и нравов России 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Исторический сюжет поэмы, его историческая основа и герои. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль.

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни…» к фольклорной основе;

уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования.

Игра «Угадай героя» по «Песне…»

Портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции с картин И.Е. Репина, В.М.Ва-

снецова

32

Трагическое столкновение героев.

Комби-

ниров.

Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Образы гусляров и автора. Связь с УНТ. Романтическое изображение природы как фона событий.

Знать нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни…»; понимать: основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев;

уметь: составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, при помощи которых автор достигает драматизма повествования, подчёркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом

Сравнитель-

ная характери-

стика героев: Калашникова и Кирибее-вича

Иллюстрации к поэме, различ-

ные издания поэмы

33


Нравственная оценка событий автором. Связь с фольклором.

комбинир

Литературные традиции романтической поэмы. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Образы гусляров и автора. Связь с УНТ. Романтическое изображение природы как фона событий. Способы раскрытия образа главного героя.

Знать: черты романтизма как литературного направления, определение понятия; уметь: выявлять черты романтизма в поэме, объяснять её своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме, оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять стихотворный размер

14.01


34

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: историческая основа и народно-поэтические истоки повести

Комби-

ниров.

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа и народно-поэтические основы повести. ХУ1 век Южной России в повести.

Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя; понимать: роль исторического фона в повествовании;

уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное

Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя и первичное восприятие повести

Портрет писателя, иллюстрации к повести, репро-

дукции картины

Репина

18.01


35

Система образов повести Гоголя «Тарас Бульба»

Комби-

ниров.

Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание эпохи и атмосферы детства героев. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Роль художественной детали в раскрытии характера. Описание степи. Особенности изображения человека и природы в повести

Знать: содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь»; понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа;

уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические

Составление сравнитель-

ной харак-

теристики Остапа и Андрия начало работы)


36


Образы Остапа и Андрия. Авторское отношение к героям.

комбинир


Остап и Андрий в бою. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына.

Столкновение любви и долга в душах героев. Роль лирических отступлений. Авторское отношение к героям.


Знать: основное содержание глав 3-9; понимать: глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям;

уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев

Составление сравнительной характеристики Остапа и Андрия (продолжение работы)


37

Н.В.Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров. Образ Тараса.

Комби-

ниров.

Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, её нравы и обычаи. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно

Знать: основное содержание глав 3-9; понимать: глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям;

уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать поступки героев

Составление характеристики Тараса

презентация

38

Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Развитие речи

Контроль усвоения содержания повести и понимания её основной мысли; развитие умения письменного изложения; сопоставление героев

Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами


Написание сочинения


39-40

Авантюрно-героический роман А.Дюма «Три мушкетёра».

комбинир

Слово о писателе. Жанр авантюрно-приключенческого романа; трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Особенности отношения героев к жизни. Кодекс чести и правила поведения героев в романе.

Знать: основные события романа;систему образов;


Уметь: оценивать поступки героев, отбирать материал для характеристики героев.

Отбор материала для характеристики героев

презентация

4.02

8.02


41

Р.Р. Портрет эпохи в историческом произведении.

Развитие речи

Лирические произведения на историческую тему. Лирические, синтаксические, художественные особенности. Роль интерьера в композиции произведения. Особенности пейзажа.

Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему высказывания, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами

Анализ произведений по вопросам


11.02


42

А.К.Толстой. Баллада «Василий Шибанов» и её герои. Василий Шибанов - нравственный идеал автора.

Комби-

ниров.

Слово о писателе. Историческая тематика в творчестве Толстого. Подлинные исторические лица - царь Иван 1У Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

Знать: факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад;

уметь: анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приёмы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения

Составление краткого словаря устаревших слов, использованных автором в балладах


15.02


43

Эпоха и её воспроизведение в романе Толстого «Князь Серебряный».

Исторические лица в романе.

комбинир

Эпоха и её восприятие в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица -Иван Грозный,Малюта Скуратов и др. опричнина и опричники.

Знать автора и содержание романа;

уметь выделять сюжетные линии, объяснять эпиграф и соотносить его с содержанием исторического романа

Ответ на вопрос: «Какой смысл видит в опричнине сам государь Иван Васильевич?»


44

Вымышленные герои в романе. Патриотический пафос.

комбинир

Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос произведения. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Уметь оценивать поступки героев, обосновывать целесообразность использования пословиц и поговорок, особую роль песен на страницах романа

Ответ на вопрос: «Согласны ли вы со словами князя Серебряного, произнесён-

ными в минуту отчаяния: «Какая Родина! Где наша Родина? От кого нам её отстаивать? Не татары, а царь губит Родину!»


45

Историческое прошлое в русской лирике Х1Х века.

комбинир

Элегии А.Пушкина, В.Жуковского, Д.Давыдова, лирические произведения И.И.Козлова, В.А.Жуковского, определение темы,основной мысли,мотива лирического произведения

Знать: особенности раскрытия темы исторического прошлого в произведениях поэтов Х1Х века.

Уметь: определять тему, основную мысль, мотивы лирического произведения

Развёрнутый ответ на вопрос


46

Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Рассказ «После бала».

комбинир

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как рассказчик. Обличительная сила рассказа. Гуманистический пафос рассказа.

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание; понимать жизненную позицию главного героя, перекличку двух эпох, изображенных писателем:40-е годы 19 века (время Николая I) и900-е годы; объяснять причину обращения писателя к давно прошедшим событиям, понимать обличительную силу рассказа, «срывание масок» с людей, нарушающих законы добра, давать характеристику главному герою рассказа

Ответ на вопрос: «Как связан рассказ с записями в дневнике и приведенными от- рывками из публицистических сочинений писателя?»

Портрет писателя, иллюстрация худ. В.Гильберта -эпизод «Бал», худ. Е. Лансере -эпизод «Сквозь строй», Х.Г. Гейслера «Наказание палками»

29.02


47

Контраст как основа композиции рассказа.

Роль случая в жизни и судьбе.

комбинир

Решение темы любви в рассказе. Идея нравственного самосовершенст-

вования.

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Приём контраста в рассказе. Психологизм рассказа. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

Знать: тему и идею рассказа;

уметь: определять раскрытие жизненных противоречий и позиции писателя, значение

элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа; выявлять авторское отношение к героям, давать характеристику персонажам рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (главные в его поведении)

Ответ на вопрос: «Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции

помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости?»

Фонохрестома-

тия

презентация

3.03


48


Р.Р.Анализ эпизода. Художественное мастерство писателя в сцене истязания солдата.


Развитие речи

Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа

Гуманистический пафос рассказа.

Уметь: письменно оформлять свои мысли; оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к героям рассказа с учетом отношения автора; определять нравственные свойства личности Ивана Васильевича (главные в его поведении)

Письменное высказывание на заданную тему


49

Интерьер и пейзаж в историческом повествовании.

комбинир

Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Роль и место интерьера в эпосе и других видах литературы. Интерьев в живописи. Особенности пейзажа. В описании исторического прошлого и исторических событий.

Уметь: определять роль интерьера, пейзажа в историческом произведении.

Историческое прошлое в литературе ХХ века (16 часов)

50

Судьба исторических жанров в литературе ХХ века.

комбинир

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

Нравственный смысл произведения. Обращение лирических поэтов к исторической теме. Масштаб осмысления былого в лирике, отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрещающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке прошлого. Былины и их герои в произведениях И.Бунина, К.Бальмонта, Е.Винокурова. Былина как жанр. Трансформация образа былинного героя в произведения ХХ века.

Знать: основные тенденции развития русской литературы 20 века; определение понятия «былина», художественные особенности былин

Уметь: выразительно читать былины,

Анализировать былины, выделять художественные средства выразительности в былинах, составлять тезисы высказывания.

Конспект лекции учителя

презентация

51

Исторические романы и повести Ю.Тынянова.

комбинир

Исторические романы и повести в творчестве Ю.Тынянова. Содержание рассказа «Подпоручик Кижи», историческая личность.

Осуждение нелепости воинской службы при Павле 1 в рассказе. Язык и стиль, помогающие воссоздать картины русской истории.

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя; особенности исторического рассказа.

Уметь: характеризовать историческую личность и время

Анализ эпизода

презентация

52

«Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого

комбинир

«Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Содержание повести и её основная мысль; характеристика героя - исторической личности

Образ Петра 1 в повести

Язык и стиль исторического повествования


Знать: содержание повести; понятие о жанре «историческая повесть»

Уметь: отбирать материал для характеристики героя - исторической личности

Отбор материала

презентация

53

Сюжет и герои повести.


комбинир

Письменный ответ на вопрос


54

Роман М.Алданова «Чёртов мост»

комбинир

.Место исторических романов и повестей в творчестве Марка Алданова.Родная история и история Европы в произведениях..

Герои - исторические личности в произведениях Алданова.

Блестящее изображение полководца Суворова в системе образов

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю создания романа, его содержание; понимать жизненную позицию главного героя, давать характеристику главному герою романа

Уметь: отбирать материал для характеристики героя.

Анализ сцены появления Суворова перед французами.

презентация

55

Исторические миниатюры Стефана Цвейга.

комбинир

Исторические миниатюры Стефана Цвейга. «Звёздные часы человечества» Содержание новеллы и её основной мысли. Мастерство батальных сцен, образ Наполеона, авторское отношение к нему.

Знать: содержание новеллы и её основной мысли.

Уметь: отбирать материал для характеристики героя - исторической личности

Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру

презентация

56

Васильев Б.Л. «Утоли моя печали»

Изображение ходынской трагедии, понимание автором и героями её причин

комбинир

Писатель и его творчество, актуальность проблем, поднятых автором в произведения

События ходынской трагедии через художественное изображение и восприятие главной героини.

Знать: события, описанные в романе; судьбы русской интеллигенции на фоне исторических событий;

Уметь: определять тему и основную мысль текста; анализировать эпизод по вопросам.

Ответ на вопрос «Почему роман, посвящённый событиям рубежа Х1Х-ХХ веков, обращён к сегодняшнему читателю?

презентация

57

Различные пути развития России в представлении героев романа. Жизнь людей на фоне трагических событий.

комбинир


58

Исторические лица, изображённые в произведении. Смысл названия романа

комбинир


21.04


59

Тема Великой Отечественной войны в лирике ХХ в.. Проблема героя

комбинир

Обзор литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет: стихотворения К.Симонова, А.Ахматовой, Ю. Друниной и др

Знать: основные тенденции развития русской литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

Уметь: анализировать лирическое стихотворение

Конспект лекции учителя

Анализ одного из стихотворений

презентация

25.04


60

Тема Великой Отечественной войны в песнях современных авторов.

комбинир

Тема Великой Отечественной войны в песнях современных авторов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, Е.Винокурова и др

Знать: основные тенденции развития современной авторской песни и отражение периода Великой Отечественной войны в творчестве поэтов-песенников

Уметь: анализировать лирическое стихотворение

Конспект лекции учителя

Анализ одного из стихотворений

презентация

28.04


61

Л.М.Леонов «Золотая карета» Драматический сюжет и композиция.

комбинир

Биография и творчество Л.Леонова.

Л.М.Леонов «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Драматический сюжет и композиция.

Судьбы и идеалы героев.

Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкование их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматическая судьба.

Знать: содержание пьесы, основные проблемы, которые поставил автор.

Уметь: анализировать отдельные сцены пьесы

Сопоставьте судьбы старших персонажей пьесы и их детей, только что наметивших пути в жизни


2.05


62

Романтический настрой автора при создании образов героев. Символика названия произведения.

5.05


63-64

Р.Р. Творческая работа: исторические события и исторический герой на страницах художественных произведений

Развитие речи

исторические события и исторический герой на страницах художественных произведений

Уметь: отбирать материал по теме, создавать аннотацию; рассказывать о лирическом произведении и его особенностях.

Формирование понятия о работе редактора.

Написать аннотацию на произведение

65

Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века.

комбинир

Понятие о Серебряном веке русской литературы;

Обзор поэзии ХХ века.

Разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов.Традиционное внимание поэтов к родной истории и её событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики:

В.Брюсов, З.Гиппиус, Н.Гумилёв,М.Кузмин, М.Цветаева. Многогранность осмысления былого. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Знать: поэтов-представителей Серебряного века русской поэзии; особенности данного периода; временные рамки;

Уметь: анализировать лирическое стихотворение, определять средства художественной выразительности

Анализ лирического стихотворения

презентация

66

Лирические раздумья об исторических событиях, о произведениях искусства как свидетелях минувшего в произведениях .

комбинир

Лирические раздумья об исторических событиях, о произведениях искусства как свидетелях минувшего в произведениях Д.Кедрина, Г.Иванова, М.Цветаевой

Знать: поэтов-представителей Серебряного века русской поэзии; особенности данного периода; временные рамки;

Уметь: анализировать лирическое стихотворение, определять средства художественной выразительности

Письменный ответ на вопрос

презентация

Итоговое повторение (2 час)

67

Беседы по итогам чтения произведений исторической тематики

Внекласс

ное чтение

Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

Уметь анализировать прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторское отношение в произведении, определить художественные достоинства произведения

Ответ на вопрос


68

Сочинение по произведениям исторической тематики

Урок

развития

речи.


Отзыв на произведение о Великой Отечественной войне. Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

Уметь написать отзыв на прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, объяснить, как тема раскрывается (через сюжет, особенности построения, характеры персонажей), как выражается авторское отношение в произведении, определить художественные достоинства произведения

Отзыв

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (8 класс)


Для учащихся:

  1. Курдюмова Т.Ф, Демидов Н.А., Колокольцев Е.Н. Литература: 8 класс: Учебник . - М.: Дрофа, 2007.

Для учителя:

  1. Финтисова О.А. Поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой, 8 класс - Волгоград.: Учитель, 2009.

  2. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2004.

  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: просвещение, 2008.

  4. Турьянская Б.И и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.

  5. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 8 класса.

  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы, 7-8 классы


4



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал