7


  • Учителю
  • Календарно- тематическое планирование по литературе в 8 классе

Календарно- тематическое планирование по литературе в 8 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Календарно- тематическое планирование по литературе 8 классТип

урока

Планируемые результаты

знать / уметь

Виды контроля

Примерное домашнее задание

Дата

План

Факт

Введение (1ч)

1

Русская литература и история

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы

Урок-беседа, урок-практикум

Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм.

Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев



Тест, вопросы и задания

1-3

(с. 5)

«Русские народные песни»

(с. 6-8)

03.09



Устное народное творчество (2ч)

2

УНТ. Отражение жизни народа в русских

Народных песнях. Лирические песни «В тёмном лесе», «Вдоль по улице метелица метёт». Частушка как малый песенный жанр.



Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Урок изучения нового материала





















Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек.

Понимать: настроения и чувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти.



Пересказ

статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания (с. 12),



Задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 13)

























07.09



3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.«О Пугачёве»,«О покорении Сибири Ермаком»

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа.

Урок изучения нового материала





















Знать: особенности жанра предания;

содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею;

Выразительное чтение преданий, характеристика

героев, вопросы и задания

1-3

(с. 16-17),





Задание

1 (с. 17,

рубрика «Развивайте дар слова»),

(с. 18-19)



11.09



Из древнерусской литературы (2ч)





Урок изучения нового материала,

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»











Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Словарная работа.

Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова.

Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28-30)





Урок изучения нового материала,































Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского».

Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриотический пафос «Повести...».

Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

Выразительное чтение повести, вопросы и задания

1 -2

(с. 19),

1-3

(с. 27, рубрика «Поразмышляем над прочитан-ным»),

1-3

(с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»),

1-2

(с. 30)



Задания

4 (с. 27),

1-2

(с. 27, рубрика «Развивайте дар слова»)













13.09



5

Вн.чт.:«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, герои.

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок внеклассного чтения

Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд».

Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведения; актуальность повести; смысл выражения «Шемякин суд».



Вопросы и задания

1-4

(с. 36),

3

(с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-4 («Фонохре-стоматия»,

с. 5-6)

Вопросы и задания 1-2

(с. 36, рубрика «Разви-вайте дар слова»), чтение вступительной статьи о Д.И.Фонвизине

(с. 37-39), статьи

18.09



Из русской литературы 18 века (3ч)

6

Д.А.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, Понимать: тему и идею комедии, ее дидактический, сатирический, гражданский пафос актуальность произведения.

Пересказ статей о Д.А. Фонвизине, выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 73-74)

Чтение статьи «Фонвизин и классицизм» (с. 74-77), вопросы

(с. 77-78)

20.09



7

Анализ эпизода комедии Д. А.Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения.

Основные правила классицизма в драматическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск).

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание комедии. Понимать: роль эпизода в раскрытии идеи произведения; роль речевых характеристик в создании комического; отношение автора к героям. Уметь: выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям;

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 77-79)

Подготовка к сочинению

25.09



8

Р.Р.: Подготовка к сочинению по произведениям фольклора, древнерусской литературы, литературы ХУШ века

Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов

Урок развития речи

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы.

Обсуждение плана, устные сочинения по плану

Дописать сочинение

27.09



Из русской литературы 19 века (32ч)

9

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.



Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце (с. 80-82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа



Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль.

Выразительное чтение басен, вопросы

1-2

(с. 82),

1-5

(с. 84),

1-2



Вопросы и задания

6 (с. 84),

3 (с. 87), сообщение об И.А. Крылове -

02.10



10

Вн.чт.: И.А.Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

И.А. Крылов - поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в баснях таланта И.А. Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение.

Урок внеклассного чтения

Знать: о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. Понимать: аллегорический смысл и сатирический пафос басен. Уметь: выразительно читать басни наизусть, определять их темы и идеи;

Сообщения, выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций и репродукции, вопросы и задания

Чтение вступительной статьи о К.Ф. Рылееве (с. 88-89),

04.10



11

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель.

Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ). Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Урок изучения

нового материала,

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение думы, вопросы и задания 1-9

(с. 93-94), 1-5

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с 94), чтение вступительной статьи Е.П. Иванова об А.С. Пушкине

09.10



12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. «Туча», «К***», « 19 октября».

Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании А.С. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392-393). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах

Урок-семинар

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

Сообщения, вопросы и задания (с. 96)

Чтение «Истории Пугачевского бунта»

11.10



13

А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта». История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.





«История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») - смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».

Урок изучения

нового материала

















Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта».

Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда А.С. Пушкина.



Комментированное чтение отрывков из произведения, пересказ текста



















Чтение романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»





















16.10



14

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе.

Понятие об историзме художественной литературы.

Чтение статьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212-215).



Урок-беседа

Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»;теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами;

Вопросы и задания

(с. 215)

Вопросы

к главе

4 (с. 216)

18.10



15

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности.

Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования.

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям. Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа;



Вопросы и задания к главам I, II

(1, 3),

IV, V

(2), VIII

(2), IX

(1), XII (1),

Х1У

Подготовка рассказов о Маше Мироновой и ее семье,

вопросы и задания к главам Ш,У



23.10



16

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина

«Доброе семейство» Мироновых. Высокие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода

Урок-практикум

























Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи

Устные рассказы, вопросы и задания к главам III, V (1),

Х

(3),

ХП

(2)

(с. 216-217)





Вопросы и задания к главам

VI

(1),

УП

(1),

VIII

(1, 3-4),

XI

(с. 217), вопросы и задания 1-4

(с. 218,

25.10



17

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. А. С. Пушкина

Пугачев в историческом труде и в романе АС. Пушкина.

Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева.

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву; соотношение фактов и вымысла в создании образа Пугачева; неоднозначное отношение автора к герою. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку;

Вопросы и задания к главам

У1

(1),

УП

(1),

VIII

(1, 3-4),

XI, XII

(2) (с. 217), вопросы и задания



Вопросы и задания к главам

V

(3),

Х1У

(4)

(с. 216-218)

30.10



18

Р.Р.: Гуманизм и историзм А.С. Пушкина

в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции. Фольклорные мотивы.















Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушкиным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения:







Урок развития речи





























Знать: сюжет и содержание романа; понятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно пересказывать эпизоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений;

Вопросы и задания к главам

У

(3),

Х1У

(4)

(с. 216-218), вопросы и

задания

5-6, 8-9

(с. 219, рубрика «Подведем итоги»),

1-3

(с. 215),

1-2

Сочинение, чтение стихотворений А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», К*** («Я помню чудное мгновенье...»)





01.11



19

Р.Р.: Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»





1. Становление личности Петра Гринева.

2. Образ Пугачева в романе «Капитанская

дочка».

3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

Урок развития речи















Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

(с. 219, рубрика «Развивайте дар слова»)





Дописать сочинение

13.11



20

А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей повести. Образ Петербурга.

«Пиковая дама» как философско-психологическая повесть. Место повести в контексте творчества АС. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и

Урок изучения

нового материала, урок-беседа







Знать: сюжет и содержание повести

«Пиковая дама».

Понимать: смысл названия повести и

эпиграфа к ней; соотношение случайного и закономерного, реального и

Пересказ

эпизодов повести, характеристика героя, вопросы и задания

(с. 229)





Подготовка к контрольной работе по творчеству А.С. Пушкина







15.11



21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Творчество А.С. Пушкина. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Урок контроля знаний

Знать: сюжеты, героев и проблематику произведений А.С. Пушкина.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи;

Контрольная работа

Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.Ю. Лермонтове (с. 230-232),



20.11



22

М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 394-395).

Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5-7 классах

Урок изучения

нового материала, урок-семинар

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лермонтова.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи;

Сообщения, вопросы и задания

(с. 232)

Чтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

22.11



23

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.























Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений.

Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253-255), «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова» (с. 258)

Урок изучения

нового материала, урок-беседа



























Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой историзм. Понимать: противоречивость образа Мцыри (могучий дух и слабость тела); романтический пафос поэмы; авторское стремление к свободе. Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею

Выразительное чтение, характеристика героя,

вопросы

1-2

(с. 258)

























Чтение статьи «Поэма М.Ю. Лермонтова в оценке

русской критики» (с. 255-257), вопросы и задания рубрики «Совершенствуйте свою речь»

(с. 259)



27.11



24

Художественные особенности поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода поэмы.

Особенности композиции поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме. Анализ эпизода поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

Урок практикум

Знать: сюжет и содержание поэмы; элементы анализа поэтического текста; содержание литературоведческих статей о поэме.

Понимать: роль образов природы в поэме; романтический пафос произведения; авторское стремление к гармонии человека и природы.

Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незнакомых слов

Выразительное чтение наизусть, анализ эпизода

поэмы, вопросы и задания

3-7 (с. 258-259), 1-2 (с. 259, рубрика

«Совершен-ствуйте свою речь»),



Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

29.11



25

Р.Р.: Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Обсуждение тем сочинения:

1. Мцыри как романтический герой.

2. Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова

«Мцыри».

3. Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова

«Мцыри» (по выбору учащихся).

4. Изобразительно-выразительные средства

и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание поэмы. Понимать: позицию автора и его нравственные идеалы.

Уметь: определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Чтение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», сообщение о жизни и творчестве писателя

04.12



26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.























Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395-397).

Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Повторение и обобщение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5-7 классах

Урок изучения

нового материала, урок-семинар

























Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя.

. Уметь: выразительно пересказывать произведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;

Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1 -3

(с. 262),

9, 12

(с. 357-358)





Чтение

статьи

«0 замысле,

написании

и постановке

"Ревизора"»

(с. 262-265)

















06.12



27

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная коме-дия «со злостью и солью».

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города.

Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь).

Образ Петербурга в комедии. Отношение современной писателю критики и общественности к комедии «Ревизор».

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения современниками. Понимать: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии.

Уметь: определять тему комедии;

Вопросы

1-3

(с. 265),

1,7

(с. 354-355), 1, 4

(с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитан-ным»)

Вопросы и

задания 4-5, 8

(с. 354-355)

11.12



28

Разоблачение пороков чиновничества в коме-дии Н.В. Гоголя «Ревизор». Развитие представления о юморе, сатире, комедии.

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества.

Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

Урок-беседа, урок-практикум

Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, самоха-рактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска и речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции.



Вопросы и задания

4-5, 8

(с. 354-355), 5, 10,13

(с. 356-358)

Чтение статьи «О новизне "Реви-зора"»

(с. 352-354), вопросы и задания

2-3

(с. 354),

3, 6

(с. 356, рубрика «Пораз-мышляем над прочитанным»)

13.12



29

Хлестаков. Понятие о «миражной» интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.





















Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение комедии по ролям.

Урок-практикум













Знать: сюжет и содержание комедии;

теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова.

Понимать: в чем загадка образа Хлестакова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям.

Вопросы и задания

2-3

(с. 354),

1-3

(с. 356),

3, 6-7

(с. 356-357, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),

1-7 («Фоно-хресто-матия»,

с. 10)





Вопросы и задания 6

(с. 354),

8, 11

(с. 357)





















18.12



30

Р.Р.: Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к домашнему сочинению.

Роль пояснительных комментариев Н.В. Гоголя к комедии.

Особенности композиционной структуры комедии.

Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров.

Обсуждение тем сочинения:

1. Хлестаков и хлестаковщина.

2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя

«Ревизор».

Урок развития речи

Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Понимать: отношение автора к героям; способы выражения позиции и нравственных идеалов автора.

Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания

6

(с. 354),

8, 11

(с. 357), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Сочинение, чтение повести Н.В. Гоголя «Шинель»

20.12



31

Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Потеря Башмачкиным лица.















Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Призыв к уважению «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Своеобразие «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова. «Петербургская» повесть «Шинель».

Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица

Урок изучения

нового материала, урок-беседа













Знать: сюжет и содержание повести «Шинель»; теоретико-литературное понятие образ «маленького человека».

Понимать: смысл названия повести; отношение автора к герою. Уметь: прослеживать развитие образа «маленького человека» в русской литера

Пересказ

эпизодов повести, характеристика героев, анализ текста, вопрос

4

(с. 391)









Вопросы и задания 2-3

(с. 391)

















25.12



32

Мечта и действитель-ность в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга, его символическое значение. Социальные контрасты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Враждебность города к «маленькому человеку». Роль фантастики в идейном замысле повести. Роль антитезы

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: противопоставление мечты и действительности в повести; роль фантастики в произведении; отношение автора к герою и Петербургу; гуманистический пафос произведения.



Характеристика образа Петербурга, анализ

текста, вопросы и задания

2-3

(с. 391)

Чтение вступительной статьи о М.Е. Салтыкове-Щедрине (с 3-5)1, фрагмента романа «История одного города»

27.12



33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города». Средства создания комического в произведении.

Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» - художественно-политичес-кая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии.

Пародия на официальные исторические сочинения в произведении.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического.

Понимать: тему и идею «Истории...»; позицию автора; обличительный, сатирический пафос произведения.

Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания

1-2

(с 5),

1-7

(с. 14, рубрика

«Поразмыш-

ляем над прочитанным»)

Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»

(с. 14)





34

Р.Р.:М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ эпизода романа. Подготовка к домашнему сочинению.





Обучение анализу эпизода. Тема эпизода. Его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика персонажей.

Роль деталей, портрета,





Урок развития речи

















Знать: сюжет и содержание «Истории...». Понимать: роль деталей, портрета, пейзажа, речевой характеристики, изобразительно-выразительных средств в произведении; роль эпизода в раскрытии идеи романа; роль автора

Выразительное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характери-стика героев, вопросы и задания





Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,









35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина



Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ответы на вопросы, подготовленные учителем и учениками, тест, развернутые ответы на проблемные вопросы

Урок контроля знаний

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения; аргументировать свою точку зрения

Контрольная работа

Сообщение о жизни и творчестве Н.С. Лескова, чтение рассказа «Старый гений»





36

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».Защита обездоленных.















Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа. Смысл названия рассказа.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа











Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь.

Понимать: смысл прочитанного

Сообщения, выразительное чтение, характеристика

героев, вопросы и задания

1-5

(с. 26),



Вопросы и задания

(с. 26), чтение вступи-тельной статьи о Л.Н. Толстом

(с. 27-29), рассказа «После бала»







37

Л.Н. Толстой. Социально- нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика.

Главные герои.

Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Комментированное чтение.

Словарная работа

Урок изучения

нового

материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литературные понятия рассказ, конфликт. Понимать: тему и идею рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос рассказа.

Выразительное чтение и пересказ эпизодов, элементы анализа текста,

вопросы и задания

1-3

(с. 29),

1-6

(с. 40)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 41)





38

Художественное свое-образие рассказа «После бала». Особенности композиции.

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Урок-практикум

Знать: сюжет и содержание рассказа; понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя.

Понимать: нравственную позицию автора.

Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст;

Выразительное чтение, характеристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания

1-2



Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений раздела «Поэзия родной природы»





39

Вн.чт.: Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.



Чтение статьи «Поэзия родной природы» (с. 41-42). Значительность пограничных моментов в жизни природы и человека в стихотворении А.С. Пушкина «Цветы последние милей...». Нарастающее чувство грусти, одиночества в

Урок внеклассного чтения

















Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: лирический пафос стихотворений.Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть;

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания

1-4 (с. 44),





Чтение вступительной статьи об А.П. Чехове

(с. 45-46), рассказа «О любви»













40

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье. Развитие понятия о психологизме.

Роль детали (фотография из альбома матери Алехина). Особенности композиции произведения.

Роль вставного рассказа о любви прислуги Пелагеи к повару Никанору. Пейзаж и его роль в рассказе. Чтение статей «О героях рассказа А. П. Чехова "О любви"» (с. 57-58), «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58).

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж.

Понимать: эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; отношение автора к героям и их поступкам; нравственную проблематику рассказа; роль детали, пейзажа, вставного рассказа в произведении.

Уметь: строить развернутые высказывания

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

(с. 58), задание к статье «А. П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58),



Чтение вступительной статьи об И.А.

Бунине

(с. 59-60), рассказа «Кавказ»





Из русской литературы 20 века (21ч)

41

И.А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина прозаика.





Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Историзм И.А. Бунина» (с. 65-66). Рассказ «Кавказ» - повествование о любви в различных ее состояниях и различных жизненных



Урок изучения нового материала, урок-



Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия



Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 60), вопросы и



Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 66),







42

А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».Представления о любви, счастье в семье.

Слово об А.И. Куприне

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Сравнительная характеристика героев. Составление композиционного плана рассказа. Сопоставление произведения с рассказом О. Генри «Дары волхвов». Понятие о сюжете и фабуле. Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Урок изучения

нового материала, урок-бесела

Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж.

Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль деталей, пейзажа в рассказе.

Сообщения, составление плана, анализ текста,

вопросы и задания

1-3

(с. 68),

1-4

(с. 75),

1-7



Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»

(с. 75)





43

Р.Р.: Диспут «Что значит быть счастливым?»







Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И.

Урок развития речи









Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.



Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 75)





Подготовка к сочинению (подбор материалов)







44

Р.Р: Сочинение по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Обсуждение тем сочинения:

1. Проявление историзма в рассказах

Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,

И.А. Бунина, А.И. Куприна.



Урок развития речи

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану

Чтение вступительной статьи

(с. 76-77), статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока





45

А.А.Блок. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории .Обучение выразительному чтению.















Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Оценка цикла «На поле Куликовом» Д.С. Лихачевым.

Влияние древнерусской и фольклорной поэтики в цикле.

Народность произведения А.А. Блока.

Темы и мотивы цикла.





Урок изучения

нового

материала, урок-беседа























Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока. Понимать: символическое значение образов; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему; определять следы

Сообщения, вопросы и задания 1-2 (с. 77), 1-2(с. 80), 1-4 (с. 86-87)

























Вопросы 5-7 (с. 87), задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 87)























46

С.А. Есенин. «Пугачев»- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Слово о С.А. Есенине (сообщения учащихся). Россия - главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина. «Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматической поэме. Изобразительно-выразительные средства.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма.

Понимать: эмоциональность, драматическую напряженность поэмы. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста,

вопросы и задания

3-4

(с. 95),

1-3



Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 95)





47-48

Р.Р.: Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.



Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения А.С. Пушкина, С.А. Есенина). Подготовка к сочинению







Урок развития речи















Знать: сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есенина «Пугачев».

Понимать: эволюцию образа Пугачева в русской литературе. Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом

Анализ текста, вопросы

1-2

(с. 95)











Сочинение, чтение рассказа И.С. Шмелева «Как я стал писателем»





49

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству.

Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступительной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96-97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству.

Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя.

Чувство свободы творчества в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем». Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литературы (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Вопросы

1

(с. 97),

1-5

(с. 105-106, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),

1

(с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»), 1-6



Вопросы и задания

2-4

(с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»),

1-3

(с. 107), чтение рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»





50

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступительной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108-109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения. Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического.

Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фантастики в рассказе; юмористический пафос произведения.

Вопросы и задания

(с. 109, 114),



Чтение раздела «Писатели улыбаются» («Журнал "Сатирикон"», «Всеобщая история...») (с. 114-125)





51

Вн.чт.: Журнал «Сатирикон».Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко.





Журнал «Сатирикон» и его авторы. Продолжение традиций русской сатиры - Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображе-ние исторических событий. Приемы и способ

Урок внеклассного чтения

















Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического.

Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии;

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и

задания

1

(с. 119),

1

(с. 121),







Задания

2

(с. 119),

2

(с. 121), 1-2

(с. 125, рубрика «Разви-вайте дар слова»),









52

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина.

Знать творчество и литературные тексты Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина.

Урок контроля

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: роль изобразительно-

выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения; аргументировать свою точку зрения

Контрольная работа







53

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

















Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136-137).

История создания поэмы «Василий Теркин».

Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа













Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками.

Понимать: роль поэмы в годы Вов.

Выразительное чтение, вопросы и задания

1-3

(с. 137-138), 1-3, 12

(с. 161-162)









Вопросы и задания

4-9, 13

(с. 162),

3

(с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)











54

Василий Тёркин- защитник родной страны. Новаторский характер Василия Тёркина.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Черты Теркина: жизнерадостность, душевность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скромность, искренний патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны.

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.

Понимать: в чем новаторство образа Василия Теркина; отношение к герою автора и простых солдат-фронтовиков;

Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя

Выразительное чтение, вопросы и

задания

4-7, 11, 13

(с. 162),

3

(с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Вопросы и задания

8-9

(с. 162),







55

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.



























«Свободный» сюжет, композиция поэмы.

Образ автора и его значение. Представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Особенности языка поэмы. Развитие понятия о связи фольклора и литературы. Народность поэмы. Юмор в произведении. Роль изобразительно-выразительных средств в поэме.



Урок-практикум





































Знать: содержание поэмы; теоретико-

литературные понятия жанр, сюжет, композиция, авторские отступления, народность; особенности языка поэмы. Понимать: связь поэмы с фольклором; отношение автора к герою; патриотический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать поэму; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические средства создания образа;

Вопросы и задания

10, 14, 15

(с. 162-163), 1-4

(с. 163, рубрика «Совершенствуй-те свою речь»),

1























Выучить отрывок из поэмы наизусть.































56

А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Воз-вращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Слово об А.П. Платонове

Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.

Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя.

Художественные средства создания образов.

Роль деталей в рассказе.

Урок

изучения

нового

материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение»..

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев;

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-4

(с. 165),

1-5

(с. 189, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),

1,3-4

(с. 189-190,

Задания

2, 5

(с. 189-190)





57

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих Родину.

Урок- концерт

Знать: содержание поэмы; теоретико-

литературные понятия жанр, сюжет, композиция, авторские отступления, народность; особенности языка поэмы. Понимать: связь поэмы с фольклором; отношение автора к герою; патриотический пафос произведения.

Выразительное чтение стихотворений, анализ.



Выучить стихотворение наизусть ( по выбору учащихся)





58

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на кото-рой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое- повествователе.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.

Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.



Урок

изучения

нового

материала, урок-беседа





Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне.



Беседа по вопросам, комментированное чтение, пересказ.











чтение рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»









59

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Урок-практикум

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами;

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа

текста, вопросы и задания



Чтение раздела «Мне трудно без России» (с. 227-229), сообщение о жизни и творчестве поэтов русского зарубежья





60

Вн.чт.: Поэты русского зарубежья о Родине



Слово о поэтах русского зарубежья (сообщения учащихся).

Чтение фрагмента статьи В.И. Коровина «Поэты русского зарубежья о Родине» (с. 227). Н.А. Оцуп «Мне трудно без

Урок внеклассного чтения









Знать: сведения об изгнаннической судьбе и творчестве поэтов русского зарубежья.

Понимать: ностальгический пафос стихотворений.

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста,

вопросы





Чтение статьи В.И. Коровина, «Литера-тура и история»







61

Р.Р.: Сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века»



Значение понятия историзм в широком и

узком смысле. Романтический и реалистический историзм. Развитие понятия историзма и принципа художественного историзма

Урок развития речи



Знать: содержание произведений на историческую тему; понятие историзм.

Уметь: анализировать литературные произведения на исторические темы; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Вопросы и задания

(с. 234)

Сообщение о жизни и творчестве У. Шекспира, чтение трагедии «Ромео и Джульетта»





Из зарубежной литературы (9ч)

62

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Анализ эпизода трагедии.











Слово об У. Шекспире Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности.

Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода трагедии. Иллюстрации к произведению.

Прослушивание фрагмента трагедии в актерском исполнении, обсуждение



Урок изучения нового материала, урок-беседа, урок-практикум









Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии.

Уметь: выразительно

читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания



Задание

1 (с. 250), вырази-тельное чтение одного из сонетов У. Шекспира

















63

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Сонет как форма лирической поэзии.

Сонет как форма лирической поэзии.

Сонеты У. Шекспира «Увы, мой стих не блещет новизной...», «Кто хвалится родством своим со знатью...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты У. Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Т. Белинский). Анализ поэтических интонаций.

Обучение выразительному чтению

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературное понятие сонет; темы и содержание сонетов У. Шекспира.

Понимать: лирический пафос сонетов; иронию автора.

Уметь: выразительно читать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Вырази-тельное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

(с. 251-252)

Чтение комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»





64-65

Ж.-Б.Мольер.

Комедия «Мещанин

во дворянстве» . Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя.





















Развитие понятия о классицизме.

XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Осмеяние тщеславия. Особенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера.

Развитие понятия о сатире. Общечеловеческий смысл комедии

Урок изучения нового материала, урок-практикум















Знать: сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей;

Выразитель-ное чтение, элементы анализа текста, вопросы и

задания

1-5

(с. 306)



















Задание 6

(с. 306), чтение главы из романа Дж. Свифта «Путе-шествия Гулливера»





























66-67

Вн.чт.:Дж. Свифт.«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325-326). Иллюстрации к роману

Уроки внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера».

Понимать: соотношение фантастики и реальности в романе; позицию автора; сатирический пафос произведения, его актуальность.

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему

Пересказ, вопросы и задания

(с. 309, 326)

Чтение романа В. Скотта «Айвенго»





68-69

В. Скотт. Слово о писателе.«Айвенго» как исторический роман.

В. Скотт - родоначальник исторического романа. Исторический роман «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Вымысел и исторические факты в произведении. Реальные исторические и вымышленные персонажи. Соединение любовной и политической сюжетных линий романа

Уроки внеклассного чтения

Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго».

. Уметь: характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Вопросы и задания

(с. 329, 372)

Подготовка к итоговой контрольной работе





70

Итоговая контрольная работа. Задание для летнего чтения































Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы































Урок контроля знаний



































Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому; пафос произведений. Уметь: пересказывать сюжет, отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; определять тему и идею произведений; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки

Контрольная работа















































1</<br>






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал