- Учителю
- Мероприятие по литературе 'Христианство и образы святых у осетин'.
Мероприятие по литературе 'Христианство и образы святых у осетин'.
Тема: «Об истоках религиозных верований осетин»
Эпиграф: «Весь мир - мой храм,любовь - моя святыня,вселенная - отечество моё.»
К.Л.Хетагуров.
Древние церкви,образы святых.
Осетины являются приверженцами традиционных осетинских верований,которые имеют дохристианские корни.
1 ведущий.
Мы,потомки скифов,издавна отличались единобожием.Наша система религиозного мировоззрения была унаследована от далеких предков и в своей основе имеет индоевропейские корни.Наш народ в своем историческом развитии перенес много трудностей,потерял письменность ,которая была создана ещё в доисторические времена на основе греческого алфавита,но всё же сумел сохранить свои духовные ценности,несмотря на то,что религия претерпела значительные изменения.Она продолжает религиозную традицию индоиранцев и сохраняет аналогии со скифской религиозной системой.
2 ведущий
Христианские элементы в народной религии осетин наследовались и от самих алан,которые в период политического расцвета Алании в 10-11 веках активно распространяли на своей территории православие.
Эти аланские православные церкви,которые находятся на территориях соседних республик(Теберда),были построены за 100 лет до знаменитых церквей Киева и Новгорода.
3 ведущий.
Христианство в Скифию принес св.апостол Андрей Первозванный,брат апостола Петра.По свидетельству Евсея Кесарийского,св.апостол Андрей Первозванный проповедовал во Фракии и Скифии.
Косой крест,на котором был распят св.Андрей Первозванный до сих пор изображается на лобной части жертвенного животного во время национальных праздников(На похоронах одна вертикальная линия , означающая прямую дорогу или вверх,или вниз для души).Голова жертвенного животного ставится перед старшими праздничного стола с восточной стороны.
Принятие христианства.
1 вед.
Осетины в первую очередь в молитве обращаются к единому Богу - Хуыцау.Хуыцау мыслится как абстрактный образ Творца,обладающим абсолютным совершенством и всемогуществом.
Посланники и представители Бога,покровительствующие людям по его поручению - святые покровители.Дзуары наделены индивидуальными характеристиками.
У осетин существует культ «семи святых» - «авд дзуары».Известны святилища , посвященные «семи святым».Например,святилище «Авд дзуары» в селении Галиот. «Семеричный трафарет»,характерный ещё для скифов,в осетинских молитвах может включать разных святых.
Чтобы не прогневать святого , имя которого не было произнесено существует специальная молитвенная формула,позволяющая и к нему обратить просьбу о снискании его благодатной помощи.
2 вед.
Уастырджи - самый почитаемый дзуар у осетин.Женщины не имеют право произносить его имя.Так как его имя попало под табу для них , то они называют его «Лæгты дзар» - «Покровитель мужчин».Мужчинам же позволено называть его по имени.
Уаст - святой,Джеорджи - Георгий - Святой Георгий.
В честь Уастырджи устраиваются огромные праздиники.После всех осенних работ в конце ноября отмечают национальный недельный праздник «Джеоргуба».
«Лæгты дзар»называют «æргом дзуар»,то есть открытый , святой(согласно легендам и гимнам),так как святой может явить свои образ людям.Согласно легендам и гимнам,Уастырджи - всадник на белом коня трехногом коне(Трехногий потому,что волк туыра,покровителя волков ,укусил Арфана,волшебного коня дзуара).
Его эпитеты «Златокрылый»- сызгъæринбазырджын, «Бæрзондыл бадæг» - «Сидящий на вершине».
Святому по всей Осетии посвящены святилища.К нему обращаются все.Он покровительствует и мужчинам,и путникам,и труженикам,мореплавателям и врачам и т.д.
Вед.
Другие осетинские святые , оказывая покровительство людям в самых разных обстоятельствах,больше «специализируются»в какой-либо одной сфере.Так,Аларды является святым,которому подвластна такая болезнь как оспа.
Св.Богородица - Мады Майрам покровительствует детям,женщинам,браку,чадородию.
Покровитель грома и покровитель земледелия Уацилла - св.Илья.Уац - святой,Илла(Елиа) - Илья.
Покровитель изобилия - Мыкалгабыртæ - это архангелы Михаил и Гавриил.
Фæлвæра - покровитель домашнего скота,а именно овец.Объеденяет в своем имени святых Флора и Лавра.
Сафа - покровитель дом.очага(Софийский собор).
Барастр .
Донбеттыр.
Балсаг.
Гатаг.
Галагон.
Курдалагон.
Афсати.
Тутыр.
У каждого святого есть свои особенные святилища - кувæндæттæ.В обрядовом каледаре у каждого святого есть свой праздник.
В святилищах свой служитель - дзуары лæг.В праздничные дни , после многодневного поста ,он облачается в белые одежды и совершает богослужение.В его обязанности также входит контроль за порядком в святилище.
Вед.
Осетинские молитвы , обращены к высшим силам , имеют определенную композицию и подчинены строгим правилам.
В начале куывд(молитва,пир)обращается к единому богу,твору всего сущего(Дуне чи сфæлдыста,стыр иунæг цытджын Хуыцау , табу дæхицæн!).
Затем обращения к Уастырджи и наиболее почитаемым дзуарам(Уацилла,Тыхст,Мады Майрæм).Их прославляют и обращают к ним свои молитвы-просьбы.
Молитвы произносятся в самые ответственные моменты человеческой жизни(рождение , брак,смерть,обрядовые праздники).
Официальная о принятии христианства(православного христианства).
С учением Христа скифов познакомил св.апостол Андрей Первозванный.Православное христианство стало государственной религией Алании в начале 3 века.На 70 лет раньше Руси христианство было принято аланами.
Герб.
Наш герб,который был создан ещё в Алании.Восемь вершин означаю:
У подножия 4 вершины,т.е. четыре стороны света,над ними три вершины - три зоны мира.Верхняя зона - мир Бога и святых,средняя зона - мир людей и нижняя зона - подземный мир.
Над семью вершинами гор возвышается самая высокая гора - Бог.
Согласно осетинскому толкованию, на фоне - историческая эмблема , которая в являлась гербом осетинского государства. Щит красного цвета - круглой («восточной») формы, традиционный для . Красное поле щита олицетворяет , и , кавказский леопард исторический символ осетинской государственности и твёрдой власти, золотой цвет - верховенство, величие и уважение. Горы на щите символизируют Мировую Гору с восемью вершинами - древнейшую модель мира у предков осетин и других . Одна вершина на верхнем уровне - божественный абсолют, , три вершины на среднем уровне - мир людей, три социальных функции индоевропейцев четыре вершины на нижнем уровне - , географические пределы страны. Серебряный цвет означает , , .
Флаг.
Мы видим на флаге три цвета,которые означают:
Белый - цвет чистоты , благородства, красный - цвет воинов, желтый - символ плодородия.
Вед.
В различных памятниках народной культуры осетин отразилась цифровая модель мира.Число три считается счастливым.Три круглых осетинских пирога означают:солнце,воду,землю(Анахарские),без которых невозможно жить . Число два (земля и вода)используются в поминальной обрядности.
Три треугольных пирога означают христианские символы.Например,каждый угол треугольного пирога у осетин означает:отца,сына и св.духа(Во имя отца,сына и св.духа).Круглый ритуальный
пирог разделяется на 8 частей.
8 - абсолютное число у наших предков - арийцев.
Общество скифов было разделено на три части:
1)воины;
2)ремесленники,скотоводы и земледельцы;
3)жрецы;
Точно так же,как и общество нартов.
Четыре стороны света по вертикали и три зоны мира по горизонтали составляют священное число семь.Это число особо почиталось скифами ,которых существовал культ семи святых.В сказаниях «семь небес» - «авд арвы», «семь подземных миров» - «авд дæлдзæхы», « семь дорог» - «авд фæндаджы».
Три треугольных ритуальных пирога делят на семь частей.
Поскольку каждая молитва возвращает человека к началу творения мира,она делает его как бы причастным к этому процессу. Недаром Коста Хетагуров писал: «Весь мир - мой храм,любовь - моя святыня,вселенная - отечество моё».В этой знаменитой формуле выражено свойственное осетинской культуре отношение к окружающему миру , опирающееся на традиционное религиозное сознание.
Ведущий
На современном этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов , основанной на древнейшей осетинской мифологии,отраженной в осетинском нартовском эпосе , которая характеризуется наличием единого Бога - Стыр Хуыцау.
Им сотворено всё во Вселенной.
В народном календаре осетин имеются праздники , отмечаемые в честь Великого Единого Бога и всех святых , которые сопровождаются молитвенными пиршествами(куывд) и жертвоприношениями зачастую проводящимися у посвященных или святилищ(дзуар).
Святилища могут быть как определенные культовые сооружения , так и священные рощи,горы,пещеры,развалины древних часовен и церквей.Реком
Христианская аланская церковь(находится на тер-ии Ингушетии,9в.н.э.).
Святилище Дзигвис.(9в)
Осетинам всегда было свойственно уважение и почитание Великого Бога и всех святых.
Пусть Бог благословит праведный народ и хранит Осетию!