7


  • Учителю
  • Аргументы из художественных произведений для сочинения-рассуждения (11 класс).

Аргументы из художественных произведений для сочинения-рассуждения (11 класс).

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Первый аргумент из художественного произведения



1. Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка.

Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.

2. Положительные процессы, связанные с изменением языка.

а) И. Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.

б) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык - это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».

3. Духовное совершенствование человека а

а) Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой - духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов - испытания на войне, Ростова - любовь к Болконскому, его смерть). 5-ege.ru/

б) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.

4. Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека а)Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению. Низкое качество современной литературы Рассуждая о вкусах читателей, которые выбирают в качестве настольной книги произведения Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз Айтматов надеется на то, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушалось то представление, которое создается после прочтения творений классиков.

5. Проблема духовности в современном мире

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского - это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

6. Проблема нравственной прочности человека, совести

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа - преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос - имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

7. Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления - писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».

8. Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме

а) Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых - радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку - чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.

б) В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.

в) А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.

г) М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту - гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.

9.Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология)

а) В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде.

б) В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ - нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.

10. Проблема памяти о детстве

Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства - «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности.

11. Взаимоотношения человека и природы, красота природы

а) Ф.И. Тютчев, лирика. Человек у него - частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке.

б) С.Есенин, лирика. Есенин - единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек - это частичка природы.

12. Проблема понимания красоты

а) Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве.

б) Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно возродить мир.

13. Современное телевидение

Ю.Тимошин «Враг русской молодежи - современное телевидение». Телевизор - враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают "виртуальную реальность"… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством "расчеловечивания человека". Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и "пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна".

14. Проблема дружбы

а) Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе "Обломов"И. А. Гончарова.

б) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

в) А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба - это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз: Друзья мои, прекрасен наш союз! Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина - высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.

15. Проблема любви

а) Ф.И. Тютчев, лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой - борьба неравных двух сердец, буйная слепота.

б) Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возро

в) А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.

г) Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»). Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.

16. Проблема ревности

а) Вильям Шекспир «Отелло». Ревность - это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону - любовь всей его жизни.

17. Проблема выбора жизненного пути

а) И.А. Гончаров, роман «Обломов». Главная тема - судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.

б) А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта - протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.

18. Проблема героизма предательства

а) В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца - тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.

б) В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.

19. Проблема отцов и детей, современной молодежи

а) А.Н. Островский, драма «Гроза». В лице представителей двух групп провинциального города Калинова он показал, как старый уклад жизни (Кабаниха и Дикой) начинает рушиться под воздействием требований новой жизни (Катерина, Борис, Варвара). б) И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Базаров - представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил - и старшее поколение Кирсановых - люди «старого века». Между ними невозможно примирения и единства. Столкновение неизбежно.

20. Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий

а) А.Н. Островский, драма «Гроза». Понятие «Темное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Дикой - власть денег, грубость, брань. Кабаниха - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям.

б) Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка - главный герой комедии «Недоросль» - занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.

21. Проблема интеллигентности

а) Б.Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.

б) Л.Н. Толсто, роман «Война и мир» - Болконский, Безухов - интеллигенты, но им трудно

в) А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

22. Человек и война

а) Л.Н. Толсто, роман «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

б) Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.

23. Проблема одиночества человека в современной мире.

М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

Вторым аргументом можно привести следующее: 1) ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

2) имена исторических деятелей

3) ссылки на призванные авторитеты и их произведения

4) свидетельства очевидцев

5) названия событий

6) цитаты

7) собственные наблюдения и выводы

8 ) положения официальных документов

9) различные общественные законы

10) законы природы

11) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)

12) статистические или научные данные

13) примеры из научно-популярной, исторической литературы

14) примеры из жизни окружающих.

Заключение. Последнее, что эксперт читает в твоей работе, - заключительная часть, или финал, который должен придать работе завершенный вид. Заключение может содержать вывод из написанного, в нем ты можешь кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал