- Учителю
- Доклад 'О некоторых приемах обучения смысловому и рефлексивному чтению' 5-8 классы
Доклад 'О некоторых приемах обучения смысловому и рефлексивному чтению' 5-8 классы
О некоторых приемах обучения смысловому и
рефлексивному чтению
Доклад учителя русского языка и литературы
МБОУ Аларская СОШ
Дархановой Екатерины Олеговны
2014г
Что такое смысловое и рефлексивное чтение? Отделить зерна от плевал, дойти до самой сути, проникнуть в авторский замысел - это и есть смысловое чтение. Возвращаться к прочитанному, осмысливать размышлять - вот что такое рефлексивное чтение. В идеале прочитанное - это значит прочувствованное, это то, что стало частью твоего внутреннего «я», составляющей твоего духовного мира.
Какими же средствами можно достичь такой сложной цели. Сегодня учителю - словеснику трудно и легко одновременно. Трудно потому, что сильна, агрессивна, а главное - «удобоперевариваема» магия голубого экрана телевизора и всяческих электронных гаджетов. Легко же потому, что учителю предоставлен богатейший выбор в смысле содержания литературного образования и богатейший арсенал методик в смысле форм преподавания. Сверхзадача учителя-словесника - противостоять натиску современных разрушительных технологий лжеуспеха и помочь детям сформировать иммунитет против бездуховности, безверия, зла.
В своей работе мы опираемся на литературоведческие и методические идеи М. Бахтина, Н. Гея, Е. Маймина, Ю. Лотмана, Е. Ильина, И. Сосновской, О. Юрьевой, А. Аркина и других известных ученых.
Итак, как обучить смысловому и рефлексивному чтению? Для себя мы выделяем ряд значимых и эффективных приемов:
1) Анализ текста с опорой на яркую художественную деталь.
2) Выразительное чтение ключевых эпизодов художественного произведения или всего одной страницы с последующим комментарием и анализом.
3) Проблемные вопросы в эффективной и запоминающейся «оболочке».
4) Культурологический комментарий.
5) Анализ текста с опорой на смысловые оппозиционные ряды.
6) Задания творческого характера на додумывание, домысливание.
7) Инсценировка произведений А. Чехова, Н. Гоголя, А. Вампилова и других авторов.
Нам бы хотелось поделиться конкретным опытом по претворению в жизнь вышеперечисленных методических приемов.
Изучая произведения классиков. Сталкиваешься с проблемой: ответы ребят однообразны и заштампованы, ведь Чичиковы, Коробочки так далеки, по мнению школьников, от современной «продвинутой» жизни.
Казалось бы, незначительная деталь в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» - колесо. Но как много «подводного» материала можно выудить из этой проходной мелочи. Тут и авторская позиция: человек предполагает, а Бог располагает. Все амбициозные финансовые планы Чичикова по обогащению терпят крах только из-за того, что пьяный Селифан сбился с дороги, Чичиков совершено случайно оказывается у Коробочки. Тут и сюжетная линия: доедет ли колесо до Казани (разговор 2-х мужиков, разглядывающих чичиковскую бричку). Именно этот дефект в колесе, обнаруженный внимательными мужиками, не дает Чичикову скоро уехать из губернского города, где он потерпел полнейшее фиаско. Пока катится колесо брички, Чичиков - хозяин положения. В середине повествования Чичиков оставляет свой экипаж и пересаживается в прокурорские дрожки. Не в свои сани не садись! Итог печально известен. Оказывается, в подлеце Чичикове теплятся ростки человечности, мягкосердечия. Это нам открывает сцена, где 2 экипажа, его и губернаторской дочки запутались, и ни дядя Митяй, ни дядя Миняй не могли распутать их. Чичиков весь во власти обаяния, молодости и красоты губернаторской дочки. Тут отступает его рациональный расчетливый ум.
Колесо также характеризует помещиков: мечты Манилова о генеральских чинах и хороших каретах, запасные телеги у крестьян Коробочки.
Колесо - это и социальный статус героя. Обычно ребята готовят прекрасную презентацию «Повозки и экипажи 19 века».
Вот такая деталь - чудинка (по Е. Ильину) оживляет текст и урок. И нет уже на уроке равнодушных и отсутствующих глаз.
Очень любят дети такое домашнее задание: подготовить выразительное чтение ключевых эпизодов произведения или одной любимой страницы.
Здесь самовыражаются все без исключения ребята. Удивительное дело по выбранным эпизодам можно составить психологический портрет ученика. Этот любит природу, тот сентиментален и т.д.
Проблемные вопросы в эффектной и запоминающейся «оболочке» побуждают к осмыслению, рефлексии. Так, после прочтения «Дубровского» А.С. Пушкина показываю ребятам композицию: из дула пистолета растет цветок. Спрашиваю: какое отношение имеет данная композиция к героям Пушкина. Ответы детей поражают глубиной и полнотой осознания авторской идеи.
Культурологический комментарий расширяет кругозор учащихся, обогащает внутренний мир. Любое художественное произведение открывает большие возможности для педагога и его подопечных. Назову лишь некоторые темы наших мини - исследований: «Античные мотивы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Библейские мотивы в повести А.С. Пушкина «Стационарный смотритель» (образ блудного сына и Самсона), «Страстная неделя в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник», «История апостола Петра в рассказе А.П. Чехова «Студент», «Птица Феникс как символ вечного обновления в стихотворениях А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. Тютчева «Я встретил вас и все былое…» и другие.
Анализ текста с опорой на смысловые и оппозиционные ряды - применим к любому художественному произведению. «Утес» М. Лермонтова, «Железная дорога» Н. Некрасова, «Сказка о тульском косом левше и о стальной блохе» Н. Лескова, «Капитанская дочка» А. Пушкина многие другие творения позволяют выстроить анализ на основе оппозиций: вечность и мгновение, талант и посредственность, честность и бесчестие.
Задания на додумывание, домысливание: читая «Спящую царевну» В. Жуковского обращаем внимание на подарки фей: богатство, красота, скромность. Дальше у Жуковского многоточие. Предлагаем ребятам оказаться в роли фей и додарить подарки царевне. Ответы хороши, чувствуется, что текст теперь не оставил их равнодушными. В финале повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Вася и Соня на могиле Маруси дают обеты. Спрашиваю: какие обеты давали брат и сестра. Эмоциональный отклик - резонанс огромен.
Еще один эффективный способ проникновения в ткань художественного произведения - инсценирование.
Традиционно мы готовим уроки - инсценирования рассказов А.П. Чехова, А.В. Вампилова. С помощью этих и других приемов добываем на уроках по крупицам «золото» художественности. Хочется, чтобы золотая роза как квинтэссенция творчества, поиска, открытий сияла в умелых руках педагогов и их воспитанников.
Литература
1. Гей Н.К. Искусство слова. - М.: Наука, 1967.
2. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1972.
3. Паустовский К.Г. Золотая роза. Повести. Рассказы. Переизд. - Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1986.
4. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987.
5. Сосновская И.В. «Склоняя душу к мысли…»: Некоторые проблемы литературного образования школьников в пятых - шестых классах: Монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001.