7


  • Учителю
  • Конспект интегрированного урока «Путешествие в Средневековье»

Конспект интегрированного урока «Путешествие в Средневековье»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Интегрированный урок

истории, литературы, английского языка

«Путешествие в Средневековье»


Цель: на основе систематизации знаний по истории, литературе, английскому языку помочь детям проникнуться духом эпохи Средневековья и способствовать эстетическому воспитанию и творческому развитию.

Задачи:

Образовательная - формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу, умение понимать на слух высказывания по теме

Развивающая - формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению английского языка; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная - воспитывать культуру общения; прививать уважение к представителям других стран и культур

Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); интегративные, интерактивные технологии.

Оборудование: учебные картины и схемы романских соборов и замков; элементы реквизита для инсценировки; фрагменты «Симфонии № 5» С. Прокофьева, пьесы «В пещере горного короля» Э. Грига, арии Альта из «Мессы» И.С. Баха.

слайды для мультимедийной презентации «Архитектура романского стиля»;

Комментарии к уроку.

Исторический блок

Урок проводится после изучения раздела «Раннее Средневековье». Особое внимание при подготовке к обобщающему занятию уделялось основным историческим событиям, особенностям феодализма, разнообразному характеру многочисленных войн.

Литературный блок

На уроках внеклассного чтения учащиеся знакомились с циклом «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. История создания «Скупого рыцаря», беседа на восприятие, определение основной темы, анализ образов - эти этапы готовили учащихся к инсценировке трагедии (в сокращении) на заключительном уроке.

Блок английского языка

Учащиеся знакомились с романом В. Скотта «Квентин Дорвард»; фрагментами из рыцарских романов 12 века.

Тип урока : итоговое занятие

Вид урока : урок комплексного применения знаний и умений

Форма урока : урок - путешествие во времени













Этап урока


Метод


Приемы

Деятельность учащихся

1. Вхождение в тему


Творческий


Репродуктивный

Групповая работа


Создание атмосферы путешествия во времени

Оформление класса

Восприятие и вхождение в ситуацию

2. Историческая эпоха Средневековья


Репродуктивный

Систематизация знаний учащихся путем фронтальной беседы

Устные ответы по изученному материалу

3. Архитектура эпохи Средневековья


Эвристический

Самостоятельная работа с дополнительным материалом

Индивидуальные сообщения учащихся

4. Тема Средневековья в литературе


Творческий

Обучение выразительному чтению, групповая работа по использованию драматизации

Художественное чтение, исполнение драматического произведения

5. Итог урока


Репродуктивный

Рекомендация книг

Восприятие









Ход урока

1. Вхождение в тему.

Вступительное слово.

О.Н : Сегодняшний урок называется «Путешествие в Средневековье». Давайте перенесемся мысленно на 500-600 лет назад. Это и будет эпоха Средневековья.

Звучит фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля».

Путь наш лежит в средневековый замок. А представить это зримо, почувствовать дух эпохи помогут нам знания о Средневековье, полученные на уроках истории, литературы, английского языка. На уроке мы услышим музыку Баха, Грига, Прокофьева, прекрасно передающую атмосферу далекой эпохи.

Итак, в путь. Вот уже слышен стук копыт. Это в тучах пыли несутся всадники: рыцарь в сопровождении юного оруженосца спешит в замок к своему сеньору. Давайте и мы поспешим за ними.


Замок времени срыт и укутан, укрыт

В мягкий плед из зеленых побегов….

Но развяжет язык молчаливый гранит,

И холодное прошлое заговорит

О походах, боях и победах.

Время подвиги эти не стерло.

Оторвать от него верхний пласт

Или взять его крепче за горло,

И оно свои тайны отдаст

Украдут сто замков, и падут сто оков

И прольют сто потов с целью груды веков

И польются легенды из сотен стихов

Про турниры, осады, про вольных стрелков.


2. М.Ю.: Попытаемся и мы разговорить холодное прошлое и приоткрыть тайну имени великих личностей Средневековья. Найдите русский эквивалент прозвищам английских правителей.

(на доске открываются следующие имена)


Львиное Сердце (Richard I the Lion's heart) 1189-1199

Эдуард Исповедник Edweard the Confessor 1042-1066

Красивый Eadwig All-Fair 955-959

Завоеватель (William the Conqueror)

Безземельный (John Lackland) 1199-1216

Черный Принц (Edward III, the Black Prince)

Великий ( Alfred the Great) 849-900


История средних веков - это во многом история становления европейских государств. Вашему вниманию предлагается задание. Необходимо из данных букв составить слова по нашей теме.


castle

fortress

tower

middle ages

knight

sword

prison


Итак, совершив путешествие по тропинкам средневековья, мы выходим на широкую дорогу, ведущую к средневековому замку

(на мультимедийной установке появляется изображение средневекового замка)


3. Сообщения учащихся «Архитектура эпохи Средневековья» (Арутюнян, Конькова)

Звучит фрагмент Симфонии № 5 С. Прокофьева

Феодализм и феодальная лестница.

Неотъемлемой чертой эпохи Средневековья является феодализм (от feudum - феодальное землевладение). Феодализм - это социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов - феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение. Основой феодализма является феодальная на землю.

При феодальных отношениях владельцы земель () выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий () получает за службу земельный надел () и крепостных у вышестоящего (). Во главе феодальной лестницы стоит , но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). трудятся на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им или . Крестьяне находятся за пределами феодальной лестницы.

Феодализм в Западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в нашей эры в поздней . Затем, в , он стал господствовать в Европе вплоть до .

В рыцарском замке.

Замок - это жилище феодала и его крепость. В замке феодал укрывался от нападений врагов и восставших крестьян.

Сначала замки строили из дерева, позднее стали сооружать из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надёжной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, его окружали широким рвом с водой (иногда его строили на острове посреди реки или озера). Через ров был перекинут подъёмный мост; на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража, и заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги, и тогда воины спешили занять свои места на стенах и башнях.

Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров и по открытому пространству приблизиться к стенам, затем взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. Защитники замка на их головы со стен сбрасывали камни и брёвна, лили кипяток и горячую смолу, в них метали копья и осыпали стрелами. Но, даже прорвавшись через ворота или преодолев первый ряд стен, враги часто не достигали цели - им приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась главная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, даже если укрепления были захвачены. Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении часто делали колодец и могли хранить запасы продуктов. Здесь же в сыром и тёмном подземелье томились узники.

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжёлыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьёй и воинами мог спуститься в подземный ход, который выводил к реке или густому лесу.


4. М.Ю.: Тема Средневековья в литературе

Чтение описания средневекового замка из романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» (глава 3. Замок)

Звучит фрагмент Симфонии № 5 С. Прокофьева

Таинственное и загадочное Средневековье всегда привлекало писателей и поэтов.

In the middle ages the castle looked like a prison. It was a fortress to defend from the enemy. Now listen how W.Scott describes such castle in his novel "Kventin Dorvard" :

-The castle was surrounded by three walls with towers in the shape of a ring. It consisted of some buildings. Above it there was an old and gloomy tower which was as huge as a giant. Instead of windows there were narrow holes to defend the tower. The windows faced the yard. The castle looked like a prison not a royal palace.

- The castle is impregnable. But for brave people there is nothing impossible.

- Are there such brave people in your country?

- I am sure we have thousands of people who are ready to fight.

- May be you are one of them?

- I don't want boasting, but my father was very brave and I am his son.

- So you have a royal guard to measure swords with.

- If I were a king, I would trust only such people because they are Scottish.

- I see you want to join the Scottish guard, but this service demand great experience.

- May be before, but now I don't. I prefer freedom.

In the middle ages knights in the castle had dinner, fought for the heart of a beautiful lady. I offer you to take part in the tournament. But we shan't use swords, you will use your brain.

Answer the questions.

1. What did the the middle ages castle look like? A prison

2. What was the main prize for the winner in the tournament? lady's heart, the horse, the armour.

3. What character did the knight have? Describe it. He was brave, liked freedom, was proud of his birth.

4. What modern building in London was previously a prison ? Thee Tower of London.

5. Decribe the Tower of London. What is it now? It's a historical place...


Мы прочитали страницу из известного романа английского писателя конца 18- начала 19 века Вальтера Скотта «Квентин Дорвард». Во многих произведениях этого писателя (его книги можно видеть в числе других на нашей выставке) эпоха Средневековья представляется мрачной, но величественной и романтичной.


5. И.В.: .А.С. Пушкин о Средневековье.

Обратился к эпохе Средневековья и А.С. Пушкин.

Маленькая трагедия «Скупой рыцарь» переносит нас в феодальный замок. Но драматический этюд Пушкина лишен романтической окраски.

Если в рыцарских романах герои жертвовали жизнью ради родины, ради своего сеньора, ради женщины, то у Пушкина барон вовсе не благородный, не мужественный. Он «скупой». Он рыцарь скупости. Из-за скупости он возненавидел сына, лишил его помощи, даже обвинил в воровстве и покушении на убийство. А добрый и храбрый рыцарь Альбер втайне желает смерти своего отца.

Так власть золота разрушает и семейные отношения, и рыцарские представления о чести.

Давайте же вслед за Пушкиным перенесемся в мрачную средневековую эпоху и понаблюдаем, как скупость губит человеческую душу.


6. Инсценировка Сцены из маленькой трагедии «Скупой рыцарь»

учащимися:

Ведущий - Кутырев А., Хлюпта М.

Альбер - Костюк М.

Иван - Носиков А.

Жид - Глижин Э.

Барон - Липатова Д.

Герцог - Муравлева М.


А.С. Пушкин

Сцена из маленькой трагедии «Скупой рыцарь»

Действие 1

- Звучит фрагмент симфонии № 5 С. Прокофьева


Ведущий


Мы с вами в одной из башен средневекового замка. Видите: слуга готовит ужин своему хозяину. А вот и сам юный рыцарь Альбер, сын старого барона.


Альбер


Во что бы то ни стало на турнире

Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.

Пробит насквозь, испорчен. Невозможно

Его надеть. Достать мне надо новый…

Проклятый граф!

Он лучше бы мне голову пробил…

И платье нужно мне. В последний раз

Все рыцари сидели тут в атласе

Да бархате: я в латах был один

За герцогским столом.

О, бедность!

Как унижает сердце нам она!

Что бедный конь Эмир?


Иван


Он все хромает.

Вам выехать на нем еще нельзя.


Альбер

Ну, делать нечего: куплю Гнедого.

Недорого и просят за него.


Иван

Недорого, да денег нет у нас.


Альбер

Что же говорит бездельник Соломон?


Иван

Он говорит, что более не может

Взаймы давать вам денег без заклада.

Альбер

Да ты б ему сказал, что мой отец

Богат и сам, как жид, что рано ль, поздно ль

Всему наследую…

(стучат)


Иван

Кто там? (входит жид Соломон)


Жид

Слуга ваш низкий.


Альбер

А, приятель!…

Пожалуй-ка сюда: так ты, я слышу,

Не веришь в долг?


Жид

Ах, милостивый рыцарь…

Где денег взять?


Альбер

Иль рыцарского слова

Тебе, собака, мало?


Жид

Ваше слово,

Пока вы живы, много, много значит…

Но если вы… умрете (боже сохрани)…


Альбер

Ужель отец меня переживет?


Жид

Как знать? Дни наши сочтены не нами.

Барон здоров…

Есть у меня знакомый старичок.

Еврей, аптекарь бедный…

Он составляет капли…

И человек без рези в животе,

Без тошноты, без боли умирает…

И я подумал, что уже барону время умереть.


Альбер

Как! Отравить отца! И смел ты сыну…

Да знаешь ли, жидовская душа,

… что я тебя сейчас же

На воротах повешу.

( бежит за жидом)



2 действие

Звучит фрагмент «Мессы» И.С. Баха


Ведущий

Оставим на время Альбера и еврея Соломона и посмотрим, куда держат путь старый барон. Конечно, он направляется в самое заветное для него место в замке - в подвал, где стоят сундуки с золотом.


Барон

Как молодой повеса ждет свиданья…

Так я

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Счастливый день! Могу сегодня я

В шестой сундук (сундук еще неполный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Что не подвластно мне? Как некий демон,

Отселе править миром я могу…

Мне все послушно, я же - ничему.

Я выше всех желаний!..

Я знаю мощь мою…

Тут есть дублон старинный… вот он, нынче

Вдова мне отдала его, но прежде

С тремя детьми полдня стояла на коленях, воя…

А этот? Этот мне принес Тибо…-

Украл его он или, может быть,

Там, на большой дороге, конечно, в роще…

Но пора…

Я каждый раз, когда хочу сундук

Мой отпереть, впадаю в жар и трепет…

(отпирает сундук)

Вот мое богатство!

( высыпает деньги)

Усните здесь сном силы и покоя…

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава…

… но кто вослед за мной

Приимет власть над нею?

Мой наследник?

Украв ключи у трупа моего,

Он сундуки со мехом отопрет,

И потекут сокровища мои…

О, если б мог, от воров недостойных

Я скрыть подвал! О, если б из могилы

Прийти я мог, сторожевою тенью

Сидеть на сундуке и от живых

Сокровища мои хранить, как ныне!…

- Звучит фрагмент «Мессы» И.С. Баха

Но пора…




3 действие

Ведущий

Поспешим из мрачного подземелья в замок герцога. Сегодня барон получил приглашение явиться к своему сеньору. Но герцог уже с кем-то беседует. Ах, да, это же наш Альбер, который вынужден искать заступничества у герцога.


Альбер

Поверьте, сударь, терпел я долго

Стыд горькой бедности. Когда б не крайность,

Вы б жалобы моей не услыхали.


Герцог

Я верю, верю: благородный рыцарь,

Таков, как вы, отца не обвинит

Без крайности…

Спокойны будьте: вашего отца

Усовещу наедине, без шуму.

Я жду его

(стук)

Это кто? Не он ли? Он.

Подите же в ту комнату.

Окликну вас я.

(входит барон)


Герцог

Барон, я рад вас видеть бодрыми и здоровым.


Барон

Я счастлив, сударь, что в силах был

По приказанию Вашему явиться.


Герцог

Барон… вы деду были другом; мой отец

Вас уважал. И я всегда считал

Вас верным, храбрым рыцарем, - но сядем.

У вас, барон, есть дети?


Барон

Сын один.


Герцог

Зачем его при себе не вижу?


Барон

Мой сын не любит шумной светской жизни.


Герцог

Нехорошо ему дичиться…

Пришлите мне его: назначьте сыну

Приличное по званью содержанье…


Барон

… Он, сударь, к несчастью, не достоин

Ни милости, ни вашего вниманья…

Он… меня…

Хотел убить…

И покушался он меня…


Герцог

Что?


Барон

Ограбить.


(Альбер врывается в комнату)

Альбер

Барон, вы лжете.


Барон

И гром еще не грянул, боже правый!

Так подыми же, и меч нас рассуди!

(бросает перчатку, сын поднимает)


Альбер

Благодарю. Вот первый дар отца.


Герцог

Что видел я? Что было предо мною?

Сын принял вызов старого отца!..

Отдайте мне перчатку…

(Альберу)

Подите: на глаза не смейте

Являться до тех пор, пока я сам

Не призову вас.

(Альбер уходит)

Вы, старик несчастный,

Не стыдно ль вам…


Барон

Ах, душно, душно мне…

(падает, сжимая ключи)


Герцог

Он умер. Боже!

Ужасный век, ужасные сердца!


(уходит)


7. И.В.: Подведение итогов

Завершилась трагедия, в которой А.С. Пушкин устами герцога назвал эпоху Средневековья ужасным веком. Да, мрачное время. Но это было время, которое подарило потомкам немало прекрасного. Знакомство с этим прекрасным позволило нам почувствовать дух Средневековья. Мы имели возможность восхититься мастерством архитекторов далекого прошлого, насладиться великолепной музыкой, ощутить силу писательского таланта. Продолжить знакомство с искусством и литературой, которые помогут понять далекую эпоху, можно, если прочитать книги, помещенные на книжной выставке.


Рекомендация книг учащимся (книжная выставка)


Герои средних веков.- М., 1995.

Гюго В. Собор Парижской Богоматери. - М., 1968.

Песнь о Роланде.- Москва - Л., 1964.

Пушкин А.С. Маленькие трагедии. - М., 1972.

Скотт В. Айвенго. - М., 1976.

Скотт В. Квентин Дорвард. - М., 1976.


Литература для учителя


Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1983.

Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. - М., 1992.

Зарубежная литература. Пособие для старших классов средней школы. - М., 1975.

Ильина Т.В. История искусств Западноевропейских стран. - М., 1963.

История всемирной литературы. АН СССР - М., 1987.

От средних веков до 1914 года. // Серия «История в школе и дома». - М., 1996.

Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах, т. 4. - М., 1975.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал