7


  • Учителю
  • Урок вне классного чтения в 6 классе «Знатоки басен»

Урок вне классного чтения в 6 классе «Знатоки басен»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Описание материала:Данный урок внеклассного чтения предназначен для учащихся 6 класса. Он проводится после знакомства с творчеством русского баснописца И.А. Крылова. Задания, выполняемые на уроке, направлены на развите познавательной деятельности и творческого потенц
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 им. М.М. Пришвина















УРОК ВНЕКЛАССНОГ ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ.

ЗНАТОКИ БАСЕН.







Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы

Белоусова Галина Алексеевна






ЕЛЕЦ

Внеклассное чтение.

Варианты одной басни. Игра «Знатоки басен».



Люблю, где случай есть, пороки пощипать!

И.А. Крылов

Цель урока: - прививать навыки выразительного чтения, учить сопоставлению текстов, развивать представления об особенностях жанра басни;

Оборудование урока: распечатка текстов басен «Лисица и виноград» Эзопа, Лафонтена и Крылова; рисунки учеников; жетоны и подарки-призы.

Методические приёмы: выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.


Ход урока.


  1. Сообщение темы и цели урока, определение степени готовности класса к уроку.

  2. Подготовка к восприятию новой темы урока.

- Отгадайте, что это за произведение.


Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осёл, Козёл

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки -

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,

И у кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало -

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них раздоры

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

"Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно".


Такое "произведение" называется центон. Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений!

- из произведений какого автора соткан данный центон? ( И.А.Крылова)

- какие его произведения вы узнали? («Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Осёл и соловей»


  1. Проверка знаний учащихся.

- что называется басней? (краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение)

- как построены басни? (басни состоят из двух частей: основной и морали)

- что такое мораль? (та часть басни, в которой заключено нравоучение, назидание)

- где в басне может быть расположена мораль? (в начале басни или в конце)

- вспомните, какова мораль басен, которые мы изучили в 6 классе?

( «Два мальчика», «Мальчик и змея», «Воронёнок»)

- что называется аллегорией? (иносказание, изображение

отвлечённого понятия в конкретном виде) Так, в баснях под видом

животных аллегорически изображаются определённые лица или

социальные явления.

- найти аллегорию в данном отрывке, в каких словах она

выражена?

Замок - собачка верная:

Не лает, не кусает,

А не пускает в дом!

- как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (Олицетворение.)

- как мы назовем писателя, создающего басни? (Баснописец.)

- что такое «эзопов язык»? (вынужденное иносказание,

художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими

намёками. От легендарного образа поэта VI века до н.э. Эзопа -

создателя жанра басни)

  1. Сопоставление текстов басен разных авторов на одну тему.

Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти даже на клинописных таблицах - древнегреческий поэт и мудрец Эзоп был родоначальником басенного жанра; в России баснописцами были Майков и Сумароков, Хемницер и Ломоносов, во Франции - Лафонтен, в Германии - Лессинг.


Работа с текстами басен «Лисица и виноград»

Эзоп, древнегреческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры:

Голодная Лиса увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

- чем необычна эта басня? (форма рассказа, а не стихотворение)

- определите мораль басни, в чём её суть?


Жан де Лафонтен, французский баснописец, живший в XVII веке

(1621-1695).

Лексическая работа: гасконец - уроженец провинции Гасконии, провинции во Франции, жители которой отличаются своим хвастовством и преувеличениями, нормандец - житель французской провинции Нормандии, зримо - видимо, доступно зрению, любезник - обходительный, учтивы, сброд - люди, принадлежащие к преступным, антиобщественным элементам, праздно - ничем не занятый, без дела, без полезных занятий, сетовать - жаловаться, роптать.


Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен -

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?


И.А.Крылов:

Лексическая работа: рделись - краснели, становились красными, яхонты - старинное название рубина, сапфира и некоторых других драгоценных камней, отколь - (устар.), то же, что откуда, неймёт - (устар.), то, что кажется доступным [неймёт - не берет], оскомина - ощущение во рту терпкости и вяжущей кислоты.


Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».


  1. Что общего в этих баснях и в чём вы видите различие между ними? (общая тема, общий герой Лисица)


Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.


Басня Лафонтена более развёрнутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он как бы оправдывает слова Лиса.


Басня Крылова ещё более развёрнута. Она напоминает русскую сказку, в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймёт», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «хоть видит око, да зуб неймёт», которую Крылов иллюстрирует своей басней.

Вот такие басни, написанные в разное время, но имеющие одну суть, которая заложена в эпиграфе.

- как вы понимаете слова эпиграфа?


  1. Анализ басен, прочитанных дома.

I вариант


«Волк и Ягненок»

- Прочитайте басню выразительно.

- что осуждается в басне?

«мы видим, что здесь осуждается бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор, как нам кажется, жалеет Ягненка...»

- сколько героев в басне, что о них можно сказать?

«В басне "Волк и Ягненок" два героя.

- можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

Нет, Ягненок находит в себе силы вступить с Волком в разговор, в спор, пытается оправдаться, доказать свою невиновность, но в конце концов понимает, что напрасно доказывает ее, и уже безнадежно произносит: "Ах, чем я виноват?"...»

- как же ведет себя Волк?

Волк заведомо знал, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок прав. Волк это знает, поэтому раздражение и нетерпение Волка растет, поэтому он, наконец, произносит: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"...»

- где мораль и в чём её суть?

Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила. Вот почему баснописец говорит, что "у сильного всегда бессильный виноват"...

Эта басня - горькая правда о несправедливых порядках.


«Аукцион пословиц». Кто больше подберет пословиц, в которых упоминался бы волк? Ученики называют пословицы и поговорки (дано без изменений):

- Волка ноги кормят.

- Волков бояться - в лес не ходить.

- Работа не волк - в лес не убежит.

- И волки сыты, и овцы целы.

- Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.

- Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

- Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву.

- С волками жить - по-волчьи выть.

- Отольются волку овечьи слезки.


II вариант


«Квартет»


- Прочитайте басню выразительно.

- Что смешного в этой басне с самого начала?

Состав: ни один из зверей не обладает музыкальными способностями.

- Как это обыграл автор? Что значит: "дерут, а толку нет"?

- Что вы можете сказать о характерах персонажей басни?

- Почему первой кричит Мартышка? Опишите её характер.

- Чем смешон Осёл? Какой он нашёл секрет? Прав ли Осёл?

- Почему главную мысль басни высказал Соловей? Найдите её. Только ли к музыке относится этот вывод?

- Каким вам представляется рассказчик?

- Здесь нет морали (поучительной части). А как вы сами определите смысл этой басни? О чём она?


  1. Выразительное чтение басен по ролям.


  1. Игра «Знатоки басен».

Ведущий или его помощник даёт за каждый правильный ответ жетон.

Задание 1. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идёт речь?

( репродукции на доске)

А) «Лето красное пропела…» (Стрекоза)

Б) То к темю их прижмёт, то их на нос нанижет…» (Мартышка)

В) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» (Волк)

Г) «От радости в зобу дыханье спёрло…» (Ворона)

Д) «И кончил подвиг тем, что сам попал в полон…» (Воронёнок)

Е) «Слушает да ест…» (Кот Васька)

Ё) «Тут с просьбой все к нему, чтоб все решить сомненья…» (Соловей)

Ж) «Слона-то я и не приметил…» (Любопытный)

З) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Обезьяна)

И) Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею…» (Свинья)


Задание 2. Помогите герою басни найти свою пару.

  1. Федя (Сеня) - «Два мальчика»

  2. Свинья (Дуб) - «Свинья под дубом»

  3. Моська (Слон) - «Слон и Моська»

  4. Повар (Кот) - «Кот и повар»

  5. Ворона (Лисица) - «Ворона и лисица»

  6. Ягнёнок (Волк) - «Волк и ягнёнок»

  7. Кукушка (Петух) - «Кукушка и петух»

  8. Муравей (Стрекоза) - «Стрекоза и муравей»

  9. Фока (Демьян) - «Демьянова уха»

  10. Мартышка (Медведь) - «Зеркало и обезьяна»


Задание 3. Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вспомните «крылатые» выражения из басен Крылова.

«Слона-то я и не приметил» («Любопытный»)

«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)

«Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух»)

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» («Лебедь, Щука и Рак »)

«Спой, светик, не стыдись!» («Ворона и Лисица»)

«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягнёнок»)

«Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона» («Слон и Моська»)


Подведение итогов игры.

Запись в тетради слов Белинского:

"Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского".

Почему басням суждена долгая жизнь?


Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из "моря житейского". Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного - и всё. Поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

И всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.


VIII. Просмотр видеофрагмента.

IX. Домашнее задание: подготовка к следующему уроку внеклассного чтения и задание на каникулы - прочитать повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»

7




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал