- Учителю
- Конспект урока 'Сложное предложение с разными видами связи' 9 класс
Конспект урока 'Сложное предложение с разными видами связи' 9 класс
Конспект урока по русскому языку в 9 классе.
(Учебник под редакцией С.Г.Бархударова)
Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час)
Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Ход урока
Оргмомент.
1.Лингвистическая разминка. (Подготовка к ГИА, задание В 9, В 8)
1)Работа с тестами
1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)
2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, - три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий - высокий, тучный, в просторном пальто - смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)
3. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)
4. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед. (Вурдов Н.)
5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)
2. Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?
А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.
Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»
В) В человеке всё должно быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.
Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.
(Ответ: б,в,г. Предложения простые)
3. Повторение темы «Сложноподчинённые предложения».
1) Расставьте необходимые знаки препинания, составьте схемы предложений, определите значение придаточных.
А) О знал бы я что так бывает… (Б.Пастернак)
(Придаточное изъяснительное)
Б) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду что брызги долетали до меня. (В.П.Астафьев)
(Придаточное степени)
2. Работа по теме урока « Сложное предложение с различными видами связи».
Постановка учебной задачи.
Слово учителя
Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Рассмотрим такие предложения.
Анализ предложений. Составление схем.
1) Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село. (А.С.Пушкин)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)
2) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И.С.Тургенев)
(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).
3) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев)
(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).
4) Много ветров сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
(А.А.Платонов)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).
5) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
(В.П.Астафьев)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).
Примечание. Первое предложение комментирует учитель, остальные - сами ученики.
3. Работа с учебником.
Разбор теоретического материала. П.18 (стр.109-110)
Закрепление пунктуационных правил (упр. 246 устно, упр.248 самостоятельно)
Словарная работа.
Выписать в рабочий словарь слова в рамках: амфитеатр, палисадник. Выяснить их происхождение по словарю. Составить с этими словами бессоюзные сложные предложения.
Занимательная лингвистика
Из истории языка.
Задание: Объясните, почему золотая рыбка, обращаясь к старику, называет его так непривычно для нас: « Чего тебе надобно, старче?» Вспомните аналогичные примеры. Есть ли подобное явление в современном русском языке?
4. Итог урока.
5. Домашнее задание
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите сложные предложения, состоящие из нескольких частей. Составьте их схемы.
Музыка... Великое никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня в век плейеров и караоке телевидения и компьютеров когда так доступны концерты и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.
Да звучит очень много музыки музыки самой разной - старинной и современной так называемой «классической» и «лёгкой» исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как
разобраться сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки содержательную музыкальную пьесу от модного но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьёзного произведения которое поначалу может показаться скучным и неинтересным а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?
Совет один стараться больше знать о музыкальном искусстве его истории особенностях языка законах по которым строится музыкальное произведение (разумеется постоянно слушая много хорошей серьёзной музыки).
(М. Зильберквит)