- Учителю
- Подготовка к сочинению - описанию пейзажа в художественном стиле.
Подготовка к сочинению - описанию пейзажа в художественном стиле.
Проект урока
Пейзажная зарисовка.
Подготовка к сочинению -
описанию пейзажа
в художественном стиле.
6 КЛАСС
(Стихотворения М.Ю. Лермонтова
«На севере диком…»,
Г. Гейне « Сосна», картина И.И. Шишкина
« На севере диком…»,
муз. миниатюра А. Вивальди « Времена
года. Зима»).
Подготовила : Гранкина И.Н., учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области
2015 год
Цель урока:
дать понятие о пейзажной зарисовке; закрепить и углубить представления об описании и пейзажа в художественном стиле; воспитывать интерес к различным видам искусства; учить видеть, понимать элементы пейзажа, на основе подобранного материала пробовать оформить свои наблюдения.
Творческая задача урока:
сравнить мир чувств и переживаний авторов произведений; выяснить различия и сходства художественных особенностей стихотворения русского и немецкого поэтов; повторить художественно-изобразительные средства поэзии (эпитеты, олицетворение, сравнение, аллегория, градация, инверсия ) и художественно-выразительные средства живописи ( цвет, колорит, композиция, тон).
Оборудование:
- репродукция картины И.И. Шишкина « На севере диком…»;
- стихотворения М.Ю. Лермонтова, Г. Гейне.
- презентация.
1.Оргмомент.
2. - У писателя Константина Паустовского есть такие прекрасные слова : « Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу русской Природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране. »
Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Природу воспевали в своих произведениях и композиторы, и художники, и поэты.
Мы попробуем передать состояние природы, используя различные средства языка.
«Нарисуем» пейзажную зарисовку по картине Ивана Ивановича Шишкина « На севере диком …» в этом нам помогут образное слово поэтов М. Ю. Лермонтова и Генриха Гейне и музыка композитора Антонио Вивальди.
- Запишем число:
и
тему урока: Пейзажная зарисовка. Подготовка
к сочинению - описанию в художественном стиле.
- Следовательно, пейзажная зарисовка - ( определение на слайде) - это изображение природы при помощи красок ( у художников), слов ( у поэтов и писателей), звуков ( у композиторов).
-
- Стихотворения М. Ю. Лермонтова « На севере диком...» было написано в 1841 году это стихотворение - перевод стихотворения великого немецкого поэта Генриха Гейне « Сосна», написанного в 1822 году, является вершиной в юношеском цикле его стихотворения « Лирического интермеццо», входят в состав «Книги песен», которая создавалась в течение двадцати лет. Лейтмотив всего цикла - тема любви. Поэт томится по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь неразделенной любви выражена в стихотворении « Сосна» в символах широкого смысла.
-
- Перед вами подстрочный перевод стихотворения Генриха Гейне « Сосна», послушаем и определим его интонацию.
Ученик: Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают ее лед и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.
- Так какова же интонация стихотворения?
Ученик: интонация стихотворения грустная, тихая, печальная.
- Грустная и печальная интонация гейневского стихотворения подчеркивает чувства одиночества и тоски по далекой возлюбленной через аллегорический образ сосны.
- А что такое аллегория?
- Сосна мечтает в одиночестве, и ощущает не уютность, бесприютность, заброшенность в далекой северной стране, тоскует по недосягаемой пальме.
-
- А теперь послушаете стихотворение М.Ю. Лермонтова « На севере диком…». ( Читает наизусть подготовленный ученик)
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
прекрасная пальма растёт.
- Удалось ли русскому поэту передать интонацию оригинала, настроение, чувства тоски, одиночества, грусти?
- Разноплановость переживаемого чувства ( здесь - « На севере диком…» и там - « В том крае, где солнца восход») подчеркнуто пунктуационным знаком (тире) - пауза, несущая смысловую нагрузку.
- А что такое инверсия? (Слайд с определением)
- Найдите её в стихотворении.
- Мы видим , что инверсия способствует акцентированию аллегорических образов сосны и пальмы, далеких друг от друга и близких по своему душевному переживанию.
- Закономерно использование прилагательных, обладающих сильной экспрессией. Какие эти прилагательные?
- Чувство поэта настолько выразительно, глубоко и эмоционально, что проявляется и в градации.
- Что такое градация? (Слайд с определением )Найдите в тексте. -
Лексика - стилистический анализ 2- х стихотворений Лермонтова и Гейне.
- Лермонтов - прекрасный переводчик и превосходный поэт.
- Какие художественно-изобразительные средства использует автор художественного перевода?
Ученик: он не только удивительно точно передает интонацию и настроение первоисточника, но пожалуй, его стихотворение звучит еще более проникновеннее, выразительно. Этому помогают используемые поэтом эпитеты(Слайд с определением ): голая вершина, сыпучий снег, прекрасная пальма;
сравнение(Слайд с определением ): одета, как ризой, она.
- Риза - это верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая,
во время богослужения.
- А какие ещё изобразительные средства использует поэт?
- В чем вы видите не только сходство, но и различие со стихотворением Гейне?
Ученик: в отличие от Гейне, Лермонтовское стихотворение, на мой взгляд, образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Если сравнить: на холодной вершине - на голой вершине ( можно подобрать синоним к « голой вершине» - одинокое, обездоленное, пустынная); Белым покрывалом окутывает её лёд и снег - одета снегом сыпучим, как ризой (сравнение передает торжественность, великолепие убранства, парадность); на пылающей скале ( синонимы) к « пылающей скале» - огненная, горячей) - на утёсе горючем ( здесь горячий от слова «горе, горестный» ).
-
Рефлексия:- А теперь, ребята, немного отдохнем. Посмотрим на наш тренажер и проведем зрачками по линии.
-
- Много художников было в России, а мало кто был знаменит как Шишкин Иван Иванович. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья. Всё вместе это называется «пейзаж» . Любил он, чтобы всё было красивое, сильное, здоровое. Он и сам был такой - широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.
Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать, а он возьмет карандашик - его не видно в толстых пальцах - да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать - глаз не оторвешь!
Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто не посмотрит - залюбуется. Широка, просторна, богата наша земля. Живи да радуйся!
- Посмотрите на его картину « На севере диком…» (Слайд), Иван Иванович Шишкин передает те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами- средствами живописи.
- Давайте, сопоставим её с поэтическими произведениями Г. Гейне и М.Ю. Лермонтова.
- А что изображено на картине?
- Какие средства живописи помогаю автору картины, передать те же чувства одиночества, грусти?
Ученики: цвет, колорит, композиция, тон.
- А давайте вспомним, что обозначают эти термины?
Цвет (в живописи)- сочетание красок в картине.
Колорит - соотношение красок в картине по тону,
насыщенности цвета.
Композиция - строение, соотношение и взаимное
расположение частей; расположение
фигур на картине художника.
СлайдТон - характер, оттенок красок, цвета по яркости.
- А какие оттенки цвета являются основными в картине, тёплые или холодные?
- А что является одной из главных примет зимы?
Ученик: одной из главной примет зимы является нег.
- А какого он цвета?
Ученик: белого.
- Я не зря об этом спросила. Взглянуть - не значит увидеть. А иной раз и увидеть мало. Надо всмотреться. Но прежде чем всмотреться, прислушаемся к тем, кто цвет ощущает лучше других - к художникам.
Однажды к художнику Репину отправилась целая делегация молодых живописцев, желающих найти ответ на один - единственный вопрос: какого же цвета снег. Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: « Какого цвета снег?». « Только не белый», - коротко ответил Репин и скрылся в дверях своей комнаты. Немногословный, но достаточно красноречивый ответ…
- Примите это к сведению. Представьте, что вам надо словами нарисовать то, что изобразил художник.
Следующая работа групповая:
подбирает цветовую лексику к слову «снег»:
Свежий, ровный, чистый, серый, сыпучий, мягкий (мягок), глубокий, рыхлый, пушистый, сверкающий, искрящийся, голубоватый, зеленоватый, желтоватый.
- Какое значение вносит суффикс - оват - в прилагательное?
Ученик: этот суффикс показывает неполноту качества. Не голубой, а немного голубоватый, …
подбирает синонимы к слову «блестеть»:
Сверкать, икриться, слепить глаза, переливаться всеми цветами
радуги, светиться, сиять.
подбирает цветовую лексику к слову «небо» :
низкое (низок), тёмное, холодное, свинцовое, неясное.
- А теперь проверим (записываем и комментируем орфограммы) (Слайд) .
- А какой вы видите сосну?
- Видим ли мы присутствие ветра, метели?
- Как перекликаются мысли и чувства художника с настроением
поэтов, переданным в стихах?
- Для того, чтобы последовательно написать текст сочинения, нам
необходим план.
-
Работа над планом:
- О чём мы будем писать во вступлении сочинения?
1. И. И. Шишкин - замечательный русский художник-пейзажист.
- О чем необходимо сказать в основной части сочинения?
2. Дикий север глазами художника:
а) одинокая сосна;
б) безбрежная даль неба;
в) многоцветный снег.
- Для того, чтобы передать своеобразие зимней природы дикого севера, каким типом речи вы воспользуетесь?
- В заключении мы должны подвести итог нашему сочинению. О чем вы должны сказать?
- Какой снег вы увидели на картине?
- Как вы думаете, от чего зависит цвет снега на картине?
- Третьим пунктом плана будет
3. Моё отношение к картине.
- А какое настроение создает это живописное полотно?
Ученик: несмотря на то, что Иван Шишкин использует темные краски, мне кажется, что вся картина пронизана ощущением свежести, как будто природа празднует какой-то праздник, победу, что хоть климат на севере и суровый, природа так великолепна.
- Вы чувствуете связь между лириками и художниками? Давайте и мы попробуем запечатлеть отдельные фрагменты картины, используя лексику стихотворения. Пользуйтесь « Памяткой».
ПАМЯТКА
1. Подумайте, что вы хотите « нарисовать» словами.
2. Какова будет основная мысль вашей зарисовки?
3. Какими выразительными средствами языка вы будете
Слайдпользоваться в своей работе?
- Прослушивание сочинений- миниатюр.
-
-
Слайд
Композиторы при помощи звуков тоже могут передать свое восприятие пейзажа. Послушаем музыкальную миниатюру венецианского композитора Антонио Вивальди из цикла « Времена года. Зима».
- Представьте, что мы слышим в зиме.
- Прослушивание музыкальной миниатюры.
- Вам не кажется, что с морозным звоном полетели снежинки:
одна, другая, третья… И вот уже летят хлопья снега, сверкая на
солнце. А потом снова падают одинокие снежинки, обгоняя
друг друга. И вот эту звенящую, искрящуюся на морозном
солнце кутерьму перекрывает чудесная мелодия. Какой
прекрасный музыкальный пейзаж!
- Устно дополните этот текст 2-3 предложениями. Ваши восприятия музыки.(Дополнения учеников).
- Сегодня на уроке мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, музыке, живописи. Что общего мы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства. Что их объединяет?
Ученик: поэты стремятся передать свое отношение к описываемому.
И художники, и композиторы изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что их привлекало.
- Стихотворения, произведения живописи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли.
Д/з - Используя материал, который мы собрали сегодня на уроке, план ваших будущих работ, сочинения- миниатюры, дома вы подготовите заготовки пейзажных зарисовок по картине Ивана Ивановича Шишкина.
На следующем уроке мы проанализируем их и исправим недочеты, а затем приступим к написанию сочинения - описания.
- Оценки.