7


  • Учителю
  • Конспект урока по литературе на тему Предметный мир' в творчестве поэтов Серебряного века.

Конспект урока по литературе на тему Предметный мир' в творчестве поэтов Серебряного века.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок посвящен поэзии Серебряного века. Анализируя некоторые произведения А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилёва и М.А.Кузмина, учащиеся выявят особенности художественного мира поэтов, определят своеобразие отношения поэтов к миру предметов, вещей. Урок позволит
предварительный просмотр материала

«Предметный мир» в творчестве поэтов Серебряного века.

Цели:

  1. выявить своеобразие отношения к вещам, предметам, деталям разных поэтов рубежа веков;

  2. показать богатство национальной культуры;

  3. подготовиться к выпускным экзаменам.



Оформление:

афиша, плакаты, свечи;

музыкальное сопровождение,

столики, накрытые скатертью, окна, занавешенные шторами.



Ход урока.



Как - нибудь побредем по мраку

Мы отсюда ещё в «Собаку».

А.А.Ахматова

I. Слово учителя.

В это время после кризиса символизма 1910 года, меняется стиль эпохи, стиль поэзии. В печати все чаще появляются стихи, диаметрально противоположные по своим эстетическим принципам поэзии символизма. Таким было стихотворение А.А.Ахматовой, прозвучавшее на «Башне» Вячеслава Иванова.



Историческая справка.

Ученик 1: Часы бьют два раза. 24 часа ночи. В гостиной появляются новые гости: муж и жена, уже признанный поэт и начинающая поэтесса, которой, однако, суждена необыкновенная слава в русской литературе: Николай Степанович Гумилев и Анна Андреевна Ахматова. Анну Андреевну попросили прочитать. Лица присутствующих расплываются в снисходительную улыбку. Гумилев с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар. Анна Андреевна ответила просто: «Я прочту». Что же скажет Вячеслав Иванов?

Ученик 2: Вероятно, ничего. Промолчит, отметит какую-нибудь техническую особенность. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. А тут… зачем же напрасно обижать…

Ученик 1: Вячеслав Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку:

- Анна Андреевна, поздравляю Вас и приветствую. Это стихотворение - событие в русской литературе.

Учитель: Неожиданно высокая оценка! Что же послужило ей причиной? Что заставило признанного мэтра так высоко оценить стихотворение начинающей поэтессы? Ведь отношение к женской поэзии было тогда снисходительное. Что привлекло внимание признанного поэта?

Сначала послушаем стихотворение, а затем поговорим о стихотворении, попытаемся найти ответ на поставленный вопрос.

2. Чтение стихотворения.

«Песня последней встречи» (1911)

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый -
И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.



3. Работа с текстом.

Анализ текста.

На столах лежат карточки с текстом.

Вопросы:

  1. О чем это стихотворение?

Ответ: О любви, о расставании на веки.

(Какое чувство? Чувство прямо не называется.)

  1. Какая строчка непосредственно говорит о душевных переживаниях лирической героини?

(«Так беспомощно грудь холодела»).

Лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения, но непосредственно о душевных переживаниях говорит только первая строчка и восклицательные предложения (в середине предложения).

  1. Какие детали внешнего мира говорят о чувствах героини?

(Немало примет окружающего мира, обстановки: три ступени, темный дом, горящие свечи и т.д.)

Назовите самую сильную эмоционально - психологическую деталь.

Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Внешне незначительная, скупая деталь… но как точно передает смятение героини, открывает драму в её душе?

  1. Что больше всего поражает?

(Простота деталей, их приземленность. А с другой стороны, мы ощущаем сильное психологическое напряжение).

  1. Здесь используется прямой диалог. Подумайте, какова его роль?

(Прямой диалог редко используется в лирике.

А в этом стихотворении - важнейшее средство передачи трагедии расставания.)

  1. Необычное звучание стиха. Что оно напоминает?

(Перехваченное дыхание, прерывающийся голос героини, переживающей сильную утрату.)

  1. Какая строчка производит сильное впечатление?

(Последняя строка третьей строфы. Она и в середине прерывается паузой. Возможно, от сдерживаемого рыдания.)

  1. Каково восприятие жизни героем и героем? Различаются ли их оценки жизни? С помощью каких ИВС подчеркивается разность их оценок?

(Восприятие жизни героями различно. Разность восприятия отметим, обратив внимание на ИВС.

Если в оценке своей жизни преобладают тривиальные эпитеты

(я обманут моей унылой, переменчивой, злой судьбой), то восприятие героини отличается свежестью, неожиданностью, яркостью, эмоциональной точностью: «Между кленов шепот осенний» - это не знак времени года или не только его.

Этот эпитет метафоричен, многозначен, рождает разные ассоциации (последний, уходящий, прощальный, напряженный, холодный и т.д.).

  1. Какой смысл имеет эпитет РАВНОДУШНО - ЖЕЛТЫЙ?

(Напоминание о будничном, привычном, о реалии жизни, из которой героиня лишь на короткое время вырвалась, чтобы проститься со своей обреченной любовью.)

Записи в тетради.

  1. Почему Вячеслав Иванов так высоко ценил стихотворение начинающей поэтессы?

Поэт - символист обращался лишь к «посвященным», к читателю - творцу. Стихотворение должно было пробуждать в читателе, а не передавать, помочь в духовном восхождении.

Поэты - акмеисты своим творчеством доказывали ценность человеческой жизни. Сама реальность, жизнь, быт ценны, не нуждаются в метафорических оправданиях. Значит, для акмеистов важен предметный мир, он значителен сам по себе. И не случайно. Итак, деталь в творчестве акмеистов играет важную роль.



II. Появляется ученик в роли Б.Пронина.

  1. Подходит к афише - программе, читает вслух (Приложение 1).

Историческая справка.

Чтение цитаты:

«Собака» - «Бродячая собака» - артисты кабаре в 10 -х г.г.

1912 - 1914 годы до войны. Здесь общались исключительно артисты, художники, литературы. Заводилой в этом предприятии был, несомненно, Борис Пронин.

Б.Пронин: «Собаку» придумал всецело я. И вот у меня возникли мысли, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все, «бродячие собаки», могли приткнуться, дешево прокормиться, и быть у себя, бродячие, бесприютные собаки».

Пауза.

  1. Обращается к зрителям.

Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов начинается.



Приходят ученики - поэты (Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, И.Кузмин).

Под бурные аплодисменты их представляет Пронин. Поэты садятся за отдельный столик.

- Господа! Пора начинать! У нас в гостях «Цех поэтов»,



Первым просили читать Гумилев.



Учитель (приглушенно):

Но прежде! Вернемся в наше время.

Ребята, среди Вас есть поклонники творчества Гумилева?



  1. Слово о поэте. Сообщение творческой группы о жизни Гумилева.

По-прежнему тих одинокий дворец,

В нем трое, в нем трое всего:

Печальный король, и убитый певец,

И дикая песня его.



Учитель.

Вновь вернемся в кабачок (приглушенно). Послушаем стихотворение в исполнении самого автора, попытаемся разобраться в стихотворении, понять лирического героя, представить художественный мир поэта в целом.



  1. Чтение стихотворения «Жираф» (Приложение №2)

Анализ проводит учащийся.

  1. К кому обращается Гумилев? Как Вы определили?

(К женщине. Мягкое, трепетное обращение. Она - хрупкое нежное создание с богатым внутренним миром.)

  1. На что обращает внимание читатель?

(На жирафа. Изысканный - слово неожиданное. Дальше это впечатление развивается в картинных, зрительных образах, ярких и красочных.)

Обратить внимание на звукопись (аллитерация, ассонанс).

- Красота жирафа на какое - то время отодвигает стихотворение, это важно для понимания сокровенного смысла.

3. Каким предстает лирический герой?

(Романтик, мечтатель. Ему свойственны яркость, праздничность, нежность, трепетное внимание к внутреннему миру ближнего человека.)

4. Какова роль детали?

Внутреннее состояние героини.



Роль экзотических деталей?

(Показать мир чужой.)



  1. Несмотря на экзотику деталей, стихотворение удивительное русское. Почему?

(Из-за пронизывающего чувства грусти.)

  1. Чем отличается от стихотворения Ахматовой?

(Гумилев воспринимает мир оптимистически, празднично.)



За столиком группа поэтов рисует иллюстрации к стихотворению.



Запись в тетрадях.

Вывод.

Гумилевские детали не описывают «низкий» быт, в них нет совершенно ничего отталкивающего и отвратительного. Они «украшают» реальность. Это красивые декорации, на фоне которых развивается такое же возвышенно - героическое событие.

Например, стихотворение «Капитаны» (1910) (чтение наизусть из группы поэтов).

I

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.


Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель,


Чья не пылью затерянных хартий,

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт.


Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.


Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.


Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат.


Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?


Физминутка. Медленный танец под музыкальное сопровождение.



5. Учитель.

Прослушав стихотворение, проанализировав их, попробуем выявить особенности художественного мира поэта.

Особенности художественного мира.

На плакате подробно расписаны особенности. В тетрадях ученики записывают только главное.

  1. Экзотика. Детали изысканны, экзотичны. Используются в качестве декорации для создания художественного образа.

Экзотика - средство создания чужого лица.

  1. 1905 - 1916.

  • Отторжение опыта символизма,

  • Отрицание пессимистического отношения к миру.

  • Особое неприятие идеи вечной жены.



Появление Дьявола: доказывает, что истина великой любви жестока и лжива.

Мой старый друг, мой верный Дьявол,
Пропел мне песенку одну:

- Всю ночь моряк в пучине плавал,
А на заре пошел ко дну.


Кругом вставали волны-стены,
Спадали, вспенивались вновь,
Пред ним неслась, белее пены,
Его великая любовь.


Он слышал зов, когда он плавал:

«О, верь мне, я не обману»…
Но помни, - молвил умный Дьявол, -
Он на заре пошел ко дну.



Экзотика:

  1. Средство создания чужого лица.

  2. Средство полемики с символизмом.

  3. Отсутствие общего лирического героя, лирических циклов.

  4. Герой в разных обликах: воин - любовник - путешественник.

Герои действуют в необычных экзотических обстоятельствах, но действия их одинаковы.



6. Учитель.

- Принципиально иной тип обращения с деталями мы встречаем в стихах другого поэта - Михаила Алексеевича Кузмина.

- Ребята, среди Вас, я думаю, есть те, которые могут рассказать об этом необыкновенном человеке.



Сообщение учащихся о Кузмине. Используются отрывки из произведений Кузмина.



7. Чтение наизусть стихотворения «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было…» (Приложение №4).

- А теперь вновь откроем двери кабачка «Бродячая собака».

Задание группе поэтов. Составьте вопросы стихотворению.

Работа с текстом.

Учитель.

  1. Попробуйте определить тему стихотворения.

(Тема любви. Но отношение легкое, ироничное, стихотворение представляет собой веселую игру - импровизацию на эту тему.)

  1. Каково отношение поэта к творчеству?

(Веселое, божественное ремесло. Не думал о цели назначении ремесла. Он словно играет с читателем, провоцируя его на поиски «смысла в том, что смысла не имеет».

  1. Чем это стихотворение отличается от предыдущего?

(Нет рифмы, создал причудливый ритмический рисунок; каждое слово поэта конкретно, нет иносказаний, символов, метафор. Все просто, обыденно. Автор рассуждает живо, использует прозаизмы, повторы. Стихотворение присуще сходное построение каждой части.)

  1. В чем особенности финала?

(Необычен. Создалось впечатление, будто поэт нарочно завершил свое стихотворение. Все та же игра с читателем!)



Учитель.

- А с какой целью Кузмина использует детали? Мы ответим на вопрос, если проработаем со стихотворением «Расцвели на зонтиках розы» (стихотворение на карточках).



8. Записи в тетради. Составляем таблицу.

(Материал заранее написан на карточках. Учащиеся выбирают положения, которые соответствуют конкретному поэту.)



Н.С.Гумилёв

М.А.Кузмин

1. Эффектные описания, но условные.

1. Названы конкретные, неповторимые, индивидуальные реалии.

2. Какие чувства испытывают эти два поэта к изобразительному предметному миру?

Отношение достаточно отстраненное. Поэт как бы не чувствует и не переживает «на самом деле».

Гумилев играет в высокое лирическое воодушевление. Здесь нет частички его души.

Кузмин испытывает какую-то тихую задушевную радость от любовного разглядывания вещей, от милой сентиментальной картины, которую он описывает.

3. Детали - фон, яркий, декоративный.

«Жираф»: показать трепетное отношение к внутреннему миру героини.

«Капитаны»: создать романтическую картину противостояния отважного капитана и морской стихии.

3. Детали не подчинены какой-то общей художественной задаче. Это просто изящные вещи. Мелочи, милые безделушки, создающие атмосферу веселого праздника, легкой бездушной жизни.

Самое главное - момент игры.

Кузмин не пытается быть верным жизненной правде.

Жизнь - это игра, театр, бесконечное притворство, бесконечная аллея масок и костюмов.

Но вряд ли можно сказать, что Кузмин стремится к исторической точности: в стихах представлены вещи, принадлежащие к различным культурным этапам: синие шелковые жакеты - 18 век, вошедшие в моду и в начале

20 века.



III. Практическая работа - работа с карточками (Приложение )

По небольшому отрывку (по характеру названных предметов) определить автора отрывка. Свой ответ обосновать.



Группа поэтов. Показ иллюстрации. Заслушать краткие комментарии.



IV. Итоги по теме.

И если подлинно поётся

И полной грудью наконец,

Всё исчезает - остается

Пространство, звезды и певец!



V. Домашнее задание (дифференцированное).

1) Подготовить чтение наизусть, анализ выбранных стихотворений.

2) Сочинить собственное небольшое стихотворение в стихе поэтов, о которых говорили на уроке.

Приложение.

№1. Афиша.

№2. Стихотворение Н.С.Гумилева.

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.



№3. Капитаны Н.С.Гумилев

I

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.


Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель,


Чья не пылью затерянных хартий,

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт.


Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.


Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.


Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат.


Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?


II

Вы все, паладины Зеленого Храма,

Над пасмурным морем следившие румб,

Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама,

Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!


Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,

Синдбад-Мореход и могучий Улисс,

0 ваших победах гремят в дифирамбе

Седые валы, набегая на мыс!


А вы, королевские псы, флибустьеры,

Хранившие золото в темном порту,

Скитальцы арабы, искатели веры

И первые люди на первом плоту!


И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,

Кому опостылели страны отцов,

Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,

Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,

Заветные ваши шептать имена,

И вдруг догадаться, какие наркозы

Когда-то рождала для вас глубина!


И кажется - в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.


С деревьев стекают душистые смолы,

Узорные листья лепечут: "Скорей,

Здесь реют червонного золота пчелы,

Здесь розы краснее, чем пурпур царей!"


И карлики с птицами спорят за гнезда,

И нежен у девушек профиль лица...

Как будто не все пересчитаны звезды,

Как будто наш мир не открыт до конца!


III

Только глянет сквозь утесы

Королевский старый форт,

Как веселые матросы

Поспешат в знакомый порт.


Там, хватив в таверне сидру,

Речь ведет болтливый дед,

Что сразить морскую гидру

Может черный арбалет.


Темнокожие мулатки

И гадают, и поют,

И несется запах сладкий

От готовящихся блюд.


А в заплеванных тавернах

От заката до утра

Мечут ряд колод неверных

Завитые шулера.


Хорошо по докам порта

И слоняться, и лежать,

И с солдатами из форта

Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок

Дерзко выклянчить два су,

Продавать им обезьянок

С медным обручем в носу.


А потом бледнеть от злости

Амулет зажать в пылу,

Вы проигрывая в кости

На затоптанном полу.


Но смолкает зов дурмана,

Пьяных слов бессвязный лет,

Только рупор капитана

Их к отплытью призовет.


IV

Но в мире есть иные области,

Луной мучительной томимы.

Для высшей силы, высшей доблести

Они навек недостижимы.


Там волны с блесками и всплесками

Непрекращаемого танца,

И там летит скачками резкими

Корабль Летучего Голландца.


Ни риф, ни мель ему не встретятся,

Но, знак печали и несчастий,

Огни святого Эльма светятся,

Усеяв борт его и снасти.


Сам капитан, скользя над бездною,

За шляпу держится рукою,

Окровавленной, но железною,

В штурвал вцепляется - другою.


Как смерть, бледны его товарищи,

У всех одна и та же дума.

Так смотрят трупы на пожарище,

Невыразимо и угрюмо.


И если в час прозрачный, утренний

Пловцы в морях его встречали,

Их вечно мучил голос внутренний

Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной

Так много сложено историй,

Но всех страшней и всех таинственней

Для смелых пенителей моря -


О том, что где-то есть окраина -

Туда, за тропик Козерога! -

Где капитана с ликом Каина

Легла ужасная дорога.



№4. М.А.Кузмин «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было…»

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре любили, но все имели разные «потому что»:

одна любила, потому что так отец с матерью ей велели,

другая любила, потому что богат был ее любовник,

третья любила, потому что он был знаменитый художник,

а я любила, потому что полюбила.


Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре желали, но у всех были разные желанья:

одна желала воспитывать детей и варить кашу,

другая желала надевать каждый день новые платья,

третья желала, чтоб все о ней говорили,

а я желала любить и быть любимой.

Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

все мы четыре разлюбили, но все имели разные причины:

одна разлюбила, потому что муж ее умер,

другая разлюбила, потому что друг ее разорился,

третья разлюбила, потому что художник ее бросил,

а я разлюбила, потому что разлюбила.


Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было,

а может быть, нас было не четыре, а пять?



№5. М.А.Кузмин «Расцвели на зонтиках розы».

Расцвели на зонтиках розы,

А пахнут они "fol arome"...

В такой день стихов от прозы

Мы, право, не разберем.

Синий, как хвост павлина,

Шелковый медлит жакет,

И с мостика вся долина -

Королевски-сельский паркет.

Удивленно обижены пчелы,

Щегленок и чиж пристыжен,

И вторят рулады фонолы

Флиртовому поветрию жен.

На теннисе лишь рубашки

Мелко белеют вскачь,

Будто лилии и ромашки

Невидный бросают мяч. 1914





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал