7


  • Учителю
  • Урок русской литературы в 9 классе. Тема человеческих страстей в 'Маленьких трагедиях А. С. Пушкина'

Урок русской литературы в 9 классе. Тема человеческих страстей в 'Маленьких трагедиях А. С. Пушкина'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рефлективный отчет по уроку русской  литературы  в 9 классе на тему «Вн. чт. А. С. Пушкин «Тема человеческих страстей в «Маленьких трагедиях»Данная тема изучается в разделе «Русская литература 1-ой половины XIX века » на уроках внеклассного чтения. В течение нескольких уро
предварительный просмотр материала

Краткосрочный план

Учитель Мамараева Резеда Каюмовна

Неделя 9


урок 18

Тема урока

Вн. чт. Тема человеческих страстей в «маленьких трагедиях» А.С.Пушкина


Ссылка

Среднесрочное планирование и календарно-тематическое для 9-го класса по русской литературе

Общие цели:


Показать многогранность таланта А. С.Пушкина как драматурга; углубить знания по теории литературы(драма); знать содержание драм; развивать навыки анализа текста; подвести к пониманию губительных для человека пороков, выраженных в идее художественного произведения; способствовать развитию умения разрешать жизненные и нравственные проблемы на примере произведений писателей-классиков.

Результат обучения

Учащиеся будут учиться отвечать на вопросы высокого порядка; понимать , анализируя поступки и речь героев, психику человека , его внутренний мир , высказывать свою точку зрения.



Основные идеи

Безнравственное поведение героев. Противоречивость и сложность жизненного выбора, который порой надо сделать человеку.

Ресурсы

Инсценировка «В Болдино»;слайдовая презентация «Трагедия», видеофрагмент мультфильмов «Сказки Пушкина», текст произведений.


Этап побуждения

Этап осмысления


Рефлексия


Оценивание

Последующее задание

1)Путешествие во времени. Перенесемся в Болдино. Инсценировка.

2)Какова причина пребывания Пушкина в Болдино и что побудило писателя к созданию «Маленьких трагедий»?

Обсуждение в группах и защита спикеров.

Домашнее задание по циклу А.С.Пушкина «Маленькие трагедии» было дано индивидуально по группам. Каждая группа прочитала по одному из произведений.

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: о каких вечных проблемах человеческого существования заставляют задуматься «Маленькие трагедии « А.С.Пушкина?

Давайте познакомимся с признаками литературного жанра трагедии.

3)Выступление «эксперта»


4)Просмотр видеофрагментов сказок Пушкина («Сказка о золотой рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)

Недаром говорят: «Сказка- ложь, да в ней намек…». На что намекает Пушкин, какие уроки мы должны извлечь ?

5)Обсуждение, ответы учеников.

В сказках говорится о человеческих пороках :зависти, непомерной жадности, любовной страсти .

Физминутка.

6) Анализ произведений Пушкина.

Опираясь на вопросы и используя стратегию «ИДЕАЛ», сделайте вывод: о каких человеческих пороках, страстях идет речь в произведении.

7) Каждой группе даны в качестве «подмостков» « вопросники» , тексты произведения.

8)Составление таблицы «ИДЕАЛ».

9) Защита групп: один из членов группы пересказывает фабулу произведения, чтобы был понятен смысл ; выступление спикеров


8)Защита презентаций по стратегии «Идеал». Вывод об идее произведения

Самомооценивание по итогам работы в группе.


Написать эссе «Чему научился я у героев Пушкина? Что не приму никогда? Почему?"

Работа в группе

Работа в группе


Индивидуальная работа


Опережающее задание

Ученики задают вопросы


Видеофрагмент мультфильмов

Интерактивная доска


Работа в парах и группах


Индивидуальная работа




Рефлективный отчет по уроку русской литературы в 9 классе на тему «Вн. чт. А. С. Пушкин «Тема человеческих страстей в «Маленьких трагедиях»

Данная тема изучается в разделе «Русская литература 1-ой половины XIX века » на уроках внеклассного чтения.

В течение нескольких уроков учащиеся знакомились с жизнью и творчеством Пушкина, его поэзией: вольнолюбивой лирикой, любовной, философской, пейзажной и т.д. В своих произведениях А.С.Пушкин сумел показать высокое и низкое, героическое и обыденное, необыкновенное и простое - все то , что окружает человека в реальной жизни, волнует и заставляет восхищаться и ненавидеть, печалиться и любить. Уроки , посвященные лирике Пушкина , заставили учеников сопереживать, размышлять .Также у учащихся уже есть опыт анализа прозаических произведений Пушкина( «Станционный смотритель», «Капитанская Дочка»). Но на традиционных уроках дети в основном отвечали на фактические вопросы, часто увлекаясь пересказом .Планируя урок по данной теме, я поставила перед собой цель - вовлечь в обсуждение ,по возможности, всех учащихся, используя новые подходы в преподавании и обучении . Я понимала, что для этого недостаточно только использовать групповую форму работы. Результативность урока достигается через эффективное применение активных методов преподавания и обучения, которые содействуют реализации поставленной цели. Целями данного урока я определила развитие навыков анализа художественного произведения, так как учащиеся данной возрастной категории не только должны знать содержание текста, уметь воспроизводить его, но и осмысливать идеи произведения, формировать свою точку зрения на ту или иную проблему. Ключевая идея урока - научить разрешать жизненные и нравственные проблемы на примере художественных произведений писателей-классиков, в которых поднимаются вопросы, актуальные и по сей день: денег, власти, зависти, порочности, губящих личность. На данном уроке я использовала формы и методы, которые соответствуют потребностям и интересам учащихся. Также поставила задачу реализовать идеи следующих модулей: обучение критическому мышлению, диалоговое обучение, ТиО, учет возрастных особенностей. Результатом обучения должно было стать способность к развитию различных уровней мышления от знания и понимания к анализу , синтезу и оцениванию. умение работать по стратегии «Идеал», с которой учащиеся были заранее ознакомлены. Я считаю, что «многие из видов мышления, которыми мы пользуемся, представляют собой объединение навыков различных уровней. Мы развиваем и используем их одновременно, например, когда решаем проблемы и анализируем ту или иную ситуацию.

На стадии вызова группой учащихся было представлено инсценирование «В Болдино». У девятиклассников сама инсценировка и участие в ней вызвали большой интерес, поэтому дети с большим удовольствием играли ( хотя задача была непростая: вжиться в образы героев сценки) и наблюдали за игрой своих соклассников. Перед просмотром инсценировки был задан вопрос: «Какова причина пребывания Пушкина в Болдино и что побудило писателя к созданию «маленьких трагедий»? Ученики, узнав причину пребывания Пушкина в Болдино, обсуждали в группе, высказывали свои предположения и пришли к выводу о том , что побудило обратиться к данной тематике. В болдинский период Пушкина волновали проблемы, касавшиеся непосредственно самого поэта: деньги, любовь, зависть окружения, страх перед смертью( во время его пребывания в Болдино разразилась эпидемия холеры).Поэтому драматизм тревожных переживаний, стремление к художественно-философскому их анализу предопределили центральную тему «Маленьких трагедий»- тему трагической судьбы личности. Это вызвало интерес к изучаемой теме и способствовало вовлечению учащихся в дальнейшую работу. Наблюдения за группами показало, что в обсуждении принимают участие все ученики. Когда спикеры групп выступили с ответами, выяснилось, что дети обладают определенной информацией о разных исторических эпохах и разных странах Европы, где происходили события, описанные в произведениях. Перед тем как обратиться к содержанию и анализу произведений, я предложила выслушать «эксперта»-ученицу. Мной было дано опережающее задание сильной ученице- исследовать теорию и подготовить слайдовую презентацию на тему : «Что такое трагедия?» Ученицей было дано четкое определение трагедии, а ребята задавали вопросы по особенностям жанра трагедии. Я не случайно поручила эту роль Айым: на уроках литературы она свободно выражает свои мысли, у нее есть собственная точка зрения , она может приводить аргументы, доказательства, ей свойственна нестандартность мышления. Тем самым я пыталась сформировать теоретические знания по теории литературы, необходимые для дальнейшей работы и понимания сути произведений.

На этапе осмысления я предложила учащимся фрагменты видеосюжета сказок Пушкина и задала вопрос: на что намекает Пушкин в своих сказках? О каких пороках идет речь? Данный видеосюжет вызвал живой отклик, так как сказки знакомы ученикам с детства. А затем я предложила проанализировать произведения , используя стратегию «Идеал», для того чтобы ответить на ключевой вопрос урока: почему мы сегодня перечитываем «Маленькие трагедии» Пушкина? и написания сочинения-эссе «О каких проблемах бытия я задумался, читая «Маленькие трагедии» Пушкина?» Каждой группе были предложены вопросы в виде «подмостков» «тонкого» и «толстого» порядка, так как им сложно самостоятельно углубиться в проблемный анализ текста, действовать в зоне своего ближайшего развития.Опираясь на эти вопросы ученики углубились в анализ произведения( вопросы высокого порядка: «Как в характерах отца и сына отразились две эпохи рыцарства?;каково отношение Барона и Альбера к «презренному» металлу? («Скупой рыцарь») ;почему Дон Гуан гибнет с именем Доны Анны на устах и какой смысл в этом?( «Каменный гость»); почему Вальсингам не следует за священником , но уже и не принимает участия в пире?(«Пир во время чумы»); в чем трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство- две вещи несовместимые»?(«Моцарт и Сальери»). Следующее задание было направлено на анализ текста произведений .

На этом уроке мне важно было проследить , как учащиеся работают в группе, как умеют слушать и слышать друг друга, как оценивают свою работу. Каждой группе было дано задание прочитать одну из трагедий Пушкина. Используя стратегию «Идеал», учащиеся в группе в ходе совместных рассуждений должны были И-идентифицировать проблему, Д-доберись до ее сути, т.е. выделить и сформулировать в предложение. С этим заданием справились все группы. На следующем этапе Е- есть варианты и А- а теперь за работу учащиеся анализировали тексты произведений, отвечая на «толстые и тонкие вопросы ». С ответами на «тонкие вопросы » справились все группы. Вопросы более высокого порядка вызывали затруднение. Если классифицировать их по таксономии Блума, то можно выделить среди них интерпретационные: «Почему Вальсингам не следует за священником», творческие : « В чем смысл названия цикла ?», оценочные: «Правильно ли поступали герои , устроив пир?», практические : «Как бы вы поступили на месте этих героев перед лицом сложившихся обстоятельств?». Таким образом, учащиеся через размышления над вопросами , обсуждение ответов на них были вовлечены в диалог, высказывали свою точку зрения, обменивались идеями. В группе , анализировавшей «Скупого рыцаря» ,возникла небольшая перекрестная дискуссия , где не совпала точка зрения группы и одного ученика Смоляницкого Богдана. В группе , обсуждавшей драму «Пир во время чумы» , преобладал исследовательский тип беседы . Все ученики этой группы принимали активное участие в обсуждении, высказывали свое мнение, критически осмыслили и пришли к обоюдному решению проблемы. Большая заслуга в активной работе каждого члена группы принадлежит спикеру группы Ботаспаевой Аружан. А в группе , работавшей по произведению «Каменный гость»,спикер не дала реализоваться другим членам, взяв все на себя. Также в этой группе находилась ученица Дюсекеева Айсулу.Она на уроках не работает. Не может сформулировать мысль, всегда боится отвечать. На этом уроке она тоже не работала, но в ходе анализа урока я выяснила, что у девочки было желание высказаться . В дальнейшем мне б необходимо продумывать состав группы, в которую она будет входить, и индивидуальную работу с ней. В группе Бушневой Виктории, рассматривавшей драму «Моцарт и Сальери», работа шла слаженно, ученики сотрудничали, преобладал в основном « кумулятивный тип беседы, в котором каждый принимал и соглашался с тем, что говорят другие, идеи повторялись и разрабатывались, но не всегда тщательно оценивались». Некоторые ученики так и не смогли выступить со своими выводами. Таким образом, я сделала вывод, что не все учащиеся были вовлечены в обсуждение. Причину я вижу в том, что некоторые ученики еще не отошли от стереотипов и боятся ответить на вопрос неправильно, хотя предварительно я разъяснила детям, что на вопросы высокого порядка не может быть однозначных ответов, важно как ты отвечаешь на него, ход твоих мыслей. Одной из причин также является недостаточная сформированность речевых навыков. Также Айым нужно помочь научиться групповому взаимодействию, не подавляя в ней стремление к лидерству и управлению. Пути решения данных проблем я вижу в первую очередь в устранении психологических барьеров, которые мешают учащимся быть активными в процессе обучения Необходимо развивать навыки саморегуляции в социальной и эмоциональной сфере. С этой целью необходимо поддерживать учащихся с помощью приемов формативного оценивания( взаимооценивание, самооценивание), основанного на определенных критериях, выработанных учителем совместно с учениками.Я поощряла работу группы, но и обсуждала уклонение некоторых учащихся от работы в группе. Особенно это удобно делать, когда участники группы имеют четко определенные обязанности.» Таким образом, учащиеся чувствовали ответственность за работу группы, понимая, что результат работы будет зависеть от личного вклада каждого, соответственно ученики были вовлечены в обсуждение. Л- логический вывод учащимися был сделан верно.

Анализируя свой урок, проводя рефлексию своей деятельности и работы учащихся, пришла к выводу, что главная цель - вовлечение всех учащихся в активное обучение реализовалась не в полной мере, но если сравнивать с традиционным уроком , уровень вовлеченности был, несомненно, выше. В уроке нашли отражения идеи следующих модулей: критическое мышление, диалоговое обучение, обучение талантливых и одаренных учеников. Для дальнейшей реализации идей данных модулей наметила следующие перспективы: применять на уроках стратегии критического мышления, особое внимание уделить развитию умению работы с вопросами высокого порядка. Систематически использовать в своей практике различные техники формативного оценивания, способствовать созданию на уроке диалогической среды, вовлекая учащихся в процесс обсуждения, проводить работу по преодолению барьеров в обучении, наладив тесную связь с учителями, психологом, родителями. В этой связи очень важно выстраивать свое преподавание согласно конструктивистским представлениям, разрабатывая «задачи таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать суждение и сформировать новое понимание ».





















































Приложение к уроку русской литературы «Тема человеческих страстей в «маленьких трагедиях» А.С.Пушкина» в 9 «Б» классе.

№1. Задания группам.

1 группа.

  1. Что Томский рассказал о своей бабушке, графине Анне Федотовне?

  2. Почему Германн не играет в карты, по словам Томского?

  3. Что задумал Германн после рассказа Томского? Каким образом он хочет этого добиться? Пугает ли это его?

2 группа.

Создайте кластер, на котором покажите линию взаимоотношений Германна и Лизы.



3 группа. Работа по стратегии «РАФТ»

4 группа. Работа по дискуссионной карте

Аргументы «ЗА»

Вопросы для дискуссии

Аргументы «ПРОТИВ»










 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал