7


  • Учителю
  • Конспект по литературе на тему ' Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой 'Реквием' (11 класс)

Конспект по литературе на тему ' Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой 'Реквием' (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».

Цель: Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве

Задачи:

1. Сравнить музыкальное и поэтическое произведение «Реквием».

2. Помочь обучающимся ощутить образы, картины в музыкальном произведении А. Моцарта и поэтическом произведении А. Ахматовой, сделать их доступными и психологически близкими.

3. Воспитание у обучающихся более утонченного восприятия произведений искусства. Совершенствовать интонационные умения обучающихся.

Развивать творческие способности обучающихся.

Ход урока:

Тема сегодняшнего урока - Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой«Реквием».


В процессе работы мы определим связь поэмы с музыкальной формой. Эту связь Вы отразите в таблице, заполняя ее в течение всего урока. - таблица перед Вами, перенесите ее в тетрадь.


А. Моцарт

А. Ахматова

Эпоха

Жанр

Композиция

Сюжет

Лейтмотив

Лейтмотив - многократно повторяющийся в художественном произведении образ, который объединяет и организует повествование.

Господствующее настроение, образ, повторяющиеся в произведении.


Учитель.

На рубеже 19-20 столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия - поэзия Анны Ахматовой.

1 ученик.

В то время я гостила на земле:

Мне дали имя при крещенье - Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году. . .

2 ученик.

Я родилась 11 июня 1889 году под Одессой. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Читать училась по азбуке Л. Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.

Мои первые впечатления царскосельские: зеленое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое...

3 ученик.

Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой...

4 ученик.

К.И.Чуковский вспоминал: Анну Андреевну Ахматову знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев, познакомил их. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцати летную девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. Прошло два-три года, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее личности - величавость.

2 ученик.

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.

4 ученик.

Каждый из них пошел навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилев был расстрелян в 1921 году, за участие в контрреволюционном заговоре.

Многие друзья уехали за границу, но Ахматова оставить родину не смогла.

5 ученик.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

4 ученик.

Удары сыпались градом.

6 ученик.

И всюду клевета сопутствовала мне

Ее ползучий шаг я слышала во сне,

И в мертвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

4 ученик.

Длительное время сочинения А. Ахматовой и книги о ее творчестве не издавались, а если и издавались, то тиражом явно недостаточным для того, чтобы удовлетворить растущие из года в год интерес к одному из представителей русской литературы XX века.

7 ученик.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу.

Долго перед вечером бродить,

Чтоб утолить ненужную тревогу....

4 ученик.

Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал ученым, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз - в 1948-м обвинили в покушении на Жданова. Его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все- таки выжил.

8 ученик.

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как - нибудь.

4 ученик.

Поэтесса до последних дней жизни разделяла со своим народом все выпавшие на его долю тяготы и беды. Сердце поэта слышало не только человека, но и голос его души. Голос печали и радости, тревоги и заботы, раздумья и скорби.

Время входило сначала в душу поэта, а потом в его стихи. Оно наполнило поэзию Ахматовой исторической конкретностью, определило трагедийность звучания каждой строки.

Учитель.

Анна Ахматова дожила до часа, когда читатели, не только нашей страны, узнали ее голос и сказали ей слова благодарности за высокий дар поэта, преданность родной земле, мужество и верность.

9 ученик.

Я - голос Ваш, жар Вашего дыханья,

Я - отраженье Вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, -

Ведь все равно я с Вами до конца.


Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма "Реквием" явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе.
Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить без внимания ни одной детали или явления окружающей жизни. Все находит свое отражение в стихах: и хорошее, и трагическое. Поэма "Реквием" заставляет читателя еще раз задуматься о судьбе гениальной поэтессы, которой пришлось столкнуться с ужасающей катастрофой.
Эпиграфом к поэме стали строки, являющиеся, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно признается, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Эти строки написаны уже намного позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г. Вспоминая события прошедших лет, Анна Андреевна заново осознает те явления, которые провели черту в жизни многих людей, отделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную, бесчеловечную действительность.
Поэма "Реквием" достаточно коротка, но сколь сильное действие она оказывает на читателя! Это произведение невозможно читать равнодушно, горе и боль человека, с которым произошли страшные события, заставляют точно представить себе весь трагизм ситуации.


Учитель

Почти весь «Реквием» написан в 1935 - 1940 гг., раздел «Вместо

Предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 гг. долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е гг. она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988г., т. е. Через 22 года после смерти поэта.

Само слово «Реквием» значит «заупокойная месса», траурное произведение. Анна Ахматова серьезно занималась изучением жизни и творчества Моцарта, в особенности его «Реквиема», наводит на мысль о связи произведения Ахматовой с музыкальной формой «реквиема».

Вопросы классу

Рассмотрите композицию поэмы «Реквиема». Из каких основных частей она состоит?

Какие основные темы и мотивы концентрируются в «Посвящении» (Подтвердите текстом)

Какие реалии из жизни отразились в «Реквиеме»?

Каким рисуется образ эпохи 30-х годов?

Учитель.

«Реквием» Моцарта состоит из двенадцати частей, в поэме Ахматовой столько же, (10 глав+ Посвящение+Эпилог.).

Эпиграф и вместо Предисловия - своеобразные смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф вводит лирическую тему:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.


Глава вместо Предисловия, подхватывая тему «моего народа», переносит нас в «тогда» - тюремную очередь Ленинграда 30-х годов. Ахматовский «Реквием», также как и моцартовский, написан «по заказу», но в роли «заказчика» -«стомилионный народ». Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына Л. Н. Гумилева, мужа Н.С. Гумилева), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных», за ее авторским «я»стоит «мы»всех тех, чьим единственным творчеством была сама жизнь.


Посвящение продолжает тему прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними каторжные норы...


Первые четыре стиха поэмы как бы намечают координаты времени и пространства. Времени больше нет, оно остановилось («не течет великая река»). Рифма «горы норы», образуют пространственную вертикаль. «Невольные подруги оказались меж небом (горы) и преисподней (норы, где мучают их родных и близких) в земном аду».

Здесь же, во вступлении, появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий героиню на протяжении всего «ее крестного пути».


Вопросы классу.

К какому евангельскому образу обращается Ахматова, изображая лирическую героиню?

Можно ли утверждать, что А. Ахматова пишет не только о своей судьбе, но и о судьбах всех своих соотечественников?


В записных книжках Анны Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку этого произведения: «...траурный Реквием, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола». Но Тишина поэмы наполнена звуками: ключей постылых скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь («маруси», «ворон», «воронок» - так в народи назывались машины для перевозки арестованных) хлопанье двери и вой старухи... Сквозь эти «адские звуки еле слышны, но все таки слышны» - голос надежды, голубиное воркование, плеск воды, кадильный звон, горячий шелест лета, слова последних утешений. Из преисподней же («тюремных каторжных нор») - «ни звука» - а сколько там неповинных жизней кончается. Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую тишину, которая взрывается лишь однажды -в главе «Распятие».

Распятие - смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери и Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Анна Ахматова, как и для ее сына, настал «великий час»:


Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.


Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина - мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоан - тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Страшная ледяная звезда, сопровождающая героиню, в десятой главе исчезает - «небеса расплавились в огне». Молчание Матери, на которую так никто взглянуть и не посмел, разрешается плачем - реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем «миллионам убитых задешево, (Протоптавшим тропу в пустоте) (О.Мандельштам).

Замыкающий поэму эпилог «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди.

Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас.


Вопросы классу.

Облик героини: изменяется ли он на протяжении поэмы?

Ограничивается ли А.Ахматова только изображением собственных

переживаний?

Связаны ли между собой эпиграф и эпилог. Какая основная мысль произведения их объединяет?

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой - и мертвым и живым. Всех их она оплакала своей «рыдающей лирою», личную лирическую тему Анна Ахматова завершает эпическим. Согласие на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены:

За тем, что в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь.

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.


«Реквием» можно назвать поэтическим подвигом Анны Ахматовой, высоким образцом подлинной гражданской поэзии.

Никто в русской поэзии ни мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние. Пережитое ей в тюремных очередях, однако, превышало все возможные «замирания и крики» обычной жизни. Это, как и концлагеря, еврейские гетто, колымские рудники и другие ужасы 20 века, ощущалось как нечто запредельное, подрывающее человеческий опыт и «исторические привычки». Выражение невыразимого - задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой. Она получает право на слово как обязанность, призвания сказать от имени всего «стомильонного народа».

Три древних традиции - народно-песенная, поэтическая и христьянская помогают лирической героини «Реквиема» выстоять в неслыханном испытании. «Реквием» завершается преодолением немоты и безумия - торжественным и героическим стихотворением. «Реквием» - поэма, написанная от лица страдающей женщины, которая вобрала в себя черты всех русских женщин -дочерей, жен, матерей, потерявших родных и близких. Это и жены воинов дружины князя Игоря, причитающие на забралах древнерусских городов, и современный ей женщины, потерявшие мужей и сыновей в сталинских лагерях. Это общечеловеческая скорбь Богоматери, также потерявшей сына. Эта поэма посвященная женщине, которая предстает мировым источником любви, кротости, милосердия, надежды.

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать…


На уроках МХК вы говорили об особенностях музыкальных произведений эпохи классицизма и знакомились с великими музыкантами Венской классической школы, в том числе и с произведением А. Моцарта «Реквием».

- Кратко рассказать о композиторе и его произведении.

С именем Амадея Моцарта связана целая музыкальная эпоха. Многогранный талант, великолепное мастерство музыканта, высокая гражданственность глубоко запечатлелись в памяти многих народов. Моцарт был индивидуальностью ярчайшей и талантом ослепительным.

Жизнь талантливого композитора сложилась непросто. Положение придворного музыканта мало чем отличалось от положения услужливого лакея, выполняющего любые прихоти своего хозяина. Не таков был характер Моцарта, человека независимого и решительного, больше всего в жизни ценившего понятия чести и достоинства. Пройдя многие жизненные испытания, он ни в чем не изменил своим взглядам и убеждениям. В историю музыкальной культуры Моцарт вошел как блистательный сочинитель симфонической музыки, создатель жанра классического концерта, автор «Реквиема» и трех оперных шедевров.

Он не повторял никого ни в чем. В жизни его сердца всегда заключена некая таинственность, неоднозначность, которую прекрасно умел передать Моцарт в своих музыкальных произведениях, а сердечная жизнь его была полна контрастов и непредвиденных перемен. Моцарт обладал бесхитростной душой, свободной от светских условностей.

Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, Реквием и другие произведения различных жанров.


Творчество Моцарта представлено выдающимися сочинениями духовной музыки: мессами, кантатами, ораториями. Вершиной его духовной музыки стал «Реквием» (1791) - грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Реквием (от латинского слова «reguiem» - «покой»)- хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Музыка реквиема глубоко трагична, полна сдержанной и благородной скорби. Лейтмотив произведения - судьба страдающего человека, предстающего перед лицом сурового Божьего суда. Необычайная красота этой мелодии сделала ее широко известной и популярной во все времена. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что эту музыку он пишет на свою кончину.

Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произведение. По наброскам композитора оно было доработано одним из его учеников. Реквием стал одним из всемирно известных концертных произведений.


Давайте обратимся к таблице, которую заполняли в течение урока.


А. Моцарт

А. Ахматова

Эпоха

Классицизм

Первая половина XX века

Жанр

Музыкальное произведение

Поэма

Композиция

1 2 частей

10 частей + Посвящение + Эпилог

Сюжет

Картины смерти, разрушения и просветленная печаль

Ленинград 30 годов, репрессии, эмоциональное состояние матерей.

Лейтмотив

Судьба страдающего человека

Судьба «стомильонного народа»

Давайте попробуем соединить два великих произведения: «Реквием» А. Ахматовой и «Реквием » А. Моцарта


Чтение фрагментов из «Реквиема» А. Ахматовой под музыку из «Реквиема»

А. Моцарта


Творческая работа: Сочинение - миниатюра

Описать свои впечатления, полученные на уроке от знакомства с

произведениями А. Моцарта и А. Ахматовой.

Обучающиеся зачитывают свои сочинения.


Итог. Оценивание.



В нескольких строчках, названных "Вместо предисловия", Анна Андреевна рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Годы ежовщины по сути своей были геноцидом против собственного народа. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие люди заключенных, стали своеобразным символом того времени. Тюрьма вошла в жизнь самых достойнейших людей, сделала невозможным даже саму надежду на счастье.
Поэма "Реквием" состоит из нескольких частей. Каждая часть несет свою эмоционально-смысловую нагрузку. Например, "Посвящение" - это описание чувств и переживаний людей, которые все свое время проводят в тюремных очередях. Поэтесса говорит о "смертельной тоске", о безысходности, об отсутствии даже малейшей надежды на изменение сложившейся ситуации. Вся жизнь людей теперь зависела от приговора, который будет вынесен близкому человеку. Этот приговор навсегда отделяет семью осужденного от нормальных людей. Ахматова находит удивительные образные средства, чтобы передать состояние свое и других:

Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылых скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

"Ветер свежий", "закат" - все это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые отныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решеткой:

Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна.

Анне Ахматовой пришлось пережить арест и расстрел мужа, арест сына. Как прискорбно, что талантливейшему человеку пришлось столкнуться со всеми тяготами чудовищного тоталитарного режима. Великая страна Россия допустила над собой такое издевательство, почему? Все строчки произведения Ахматовой содержат в себе этот вопрос. И при чтении поэмы читателю становится все тяжелее и тяжелее при мысли о трагических судьбах невинных людей.

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Россия раздавлена, уничтожена. Поэтесса от всего сердца жалеет родную страну, которая совершенно беззащитна, скорбит о ней. Как смириться с тем, что случилось? Какие слова найти? В душе человека может твориться что-то страшное, и нет никакого спасения от этого.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.

В этих строчках уместилось огромное человеческое горе. Шла "как на выносе" - это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома, за ним идут близкие родственники. Плачущие дети, оплывшая свеча - все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.
Арест близкого человека заставляет окружающих лишиться сна и спокойствия, размышляя о горестной судьбе:

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц смотрит в дом,
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Страдания поэтессы достигли апогея, в результате она практически ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, а сын в тюрьме, трагедия случилась с самыми близкими и родными людьми. Вся жизнь стала похожа на бесконечно кошмарный сон. И именно поэтому рождаются строки:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.

Действительно, разве может человек вынести все, что выпало на долю поэтессы? Да и сотой доли всех испытаний оказалось бы достаточно, чтобы лишиться разума и умереть от горя. Но она жива. И как контраст появляется воспоминание о юности, в которой Анна Андреевна была весела, легка и беспечна.
Расставание с сыном, боль и тревога за него иссушают материнское сердце. Невозможно даже представить себе всю трагедию человека, с которым случились столь страшные испытания. Казалось бы, всему есть предел. И именно поэтому нужно "убить" свою память, чтобы она не мешала, не давила тяжелым камнем на грудь:

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

Все пережитое Ахматовой отнимает у нее самое естественное человеческое желание - желание жить. Теперь уже утрачен тот смысл, который поддерживает человека в самые тяжелые периоды жизни. И поэтому поэтесса обращается к смерти, зовет ее, надеется на ее скорый приход. Смерть предстает как освобождение от страданий. Однако смерть не приходит, зато приходит безумие. Человек не может выдержать того, что выпало на его долю. А безумие оказывается спасением, теперь уже можно не думать о реальной действительности, столь жестокой и бесчеловечной:

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.

Финальные строки поэмы символизирует прощание с реальным миром.
Поэтесса понимает, что безумие отнимет у нее все, что было так дорого доселе. Но именно это в данной ситуации оказывается лучшим выходом, символизирует собой спасение, освобождение от всего, что так мучит и тяготит.

Мария Магдалина


Картина работы , ок. 1500

Мари́я Магдали́на ( מרים המגדלית‎, Μαρία ἡ Μαγδαληνή, Maria Magdalena) - персонаж , преданная последовательница , христианская , , которая, согласно , следовала за Христом, присутствовала при и была свидетельницей .



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал