7


  • Учителю
  • Художественные приёмы при анализе текста лирического произведения (ФГОС)

Художественные приёмы при анализе текста лирического произведения (ФГОС)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Художественные приёмы при анализе текста лирического произведения (ФГОС)

Задания по литературе (ФГОС)

Задание 1. Знакомство с антитезой можно начать со стихотворения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или все наоборот»


Вот как все это было. А может быть, все было наоборот.

Принцесса была Погода была

Прекрасная, Прекрасная,

Погода была Принцесса была

Ужасная. Ужасная.

Днем Днем

Во втором часу Во втором часу

Заблудилась принцесса Заблудилась принцесса

В лесу. В лесу.

Смотрит: полянка Смотрит: полянка

Прекрасная. Ужасная.

На полянке землянка На полянке землянка

Ужасная. Прекрасная.

А в землянке - людоед: А в землянке - людоед:

- Заходи-ка на обед! - Заходи-ка на обед!

Он хватает нож, Он хватает нож,

Дело ясное. Дело ясное.

Вдруг увидел, какая… Вдруг увидел, какая…

Прекрасная! Ужасная!

Людоеду сразу стало Людоеду сразу стало

Худо. Худо.

-Уходи,- говорит,- -Уходи,- говорит,-

Отсюда. Отсюда.

Аппетит,- говорит,- Аппетит,- говорит,-

Ужасный. Прекрасный.

Слишком вид,- говорит, Слишком вид,- говорит, -

Прекрасный. Ужасный.

И пошла потихоньку принцесса. И пошла потихоньку

Прямо к заму вышла из леса. Принцесса.

Вот какая легенда Прямо к заму вышла

Ужасная! Из леса.

Вот какая принцесса Вот какая легенда

Прекрасная! Прекрасная!

Вот какая принцесса

Ужасная!


Комментарий.

Интересна ли каждая из частей стихотворения сама по себе, отдельно взятая? Конечно, нет! Первая без второй будет слащавой сказочной с непонятной моралью; вторая без первой - грубая и несмешная шутка. Только в их противопоставлении раскрывается замысел автора: он играет словами - антонимами, показывает, как их перестановка меняет ситуацию, заставляет совершенно по-новому оценить произошедшее. На первый взгляд, происходит одно и то же - людоед отпускает принцессу,- однако в первом случае это возвышает ее, во втором - так унижает, что уж лучше быть съеденной! А противопоставление-это и есть антитеза.


Задание 2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотел жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одно - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А.А.Фет

Вопрос 1. Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.

Ответ: Повтор. Повтор является художественным приемом, усиливающим впечатление от наиболее важной детали текста, привлекающим к ней внимание читателя.

Вопрос 2. Назовите художественный прием, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность.

Ответ: Аллитерация.

Вопрос 3. В третьей строфе стихотворения, передающей переломный момент в состоянии лирического героя, используется определения «томительные», «звучные», и др. Как называется это изобразительное средство?

Ответ: Эпитеты. Эпитет- это образное определение, выделяющее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью, часто отражающее авторское отношение.

Вопрос 4. К какому традиционному поэтическому жанру близко это стихотворение?

Ответ: Элегия. Элегия - это жанр лирики, стихотворение эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека.

Вопрос 5. В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?

Ответ: Антитеза. Контраст в поэтическом тексте является средством отражения глубоких чувств и переживаний лирического героя.

Вопрос 6.

Ответ: Для ответа на этот вопрос достаточно обобщить и прокомментировать результаты проведенного анализа текста. Ведущее настроение стихотворения элегическое -светлая печаль. Оно передано с помощью повторов (любить, обнять и плакать), аллитерации ( повторяющийся звук Р в первой строфе передает надрыв, «дрожание» струн души лирического героя), эпитетов( выражают «светлость» печали лирического героя)

Вопрос 7.В чём особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

Ответ: Фет изображает не само чувство любви, не любовную историю, а эмоциональное состояние, переживание лирического героя. Эти мотивы находим и в лирике Пушкина

(На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва передо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит-оттого,

Что не любить оно не может ).

Схожие темы встречаются и в лирике Тютчева:

( Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал