- Учителю
- «Сказами земля полнится» (Изучение жанра сказа в русской и мордовской литературе)
«Сказами земля полнится» (Изучение жанра сказа в русской и мордовской литературе)
Урок сопряженного изучения русской и мордовской литературы.
Тема: «Сказами земля полнится»
( Изучение жанра сказа в русской и мордовской литературе)
Цели:
Образовательная: познакомить с жанром сказа и выявить его своеобразие в мордовской и русской литературах на примере сказов П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и авторской легенды с элементами сказа «Серебряная ракушка» В. И. Мишаниной.
Развивающая: продолжить развитие умений анализировать текст, самостоятельно формулировать своё высказывание, развивать речь, внимание, умение самостоятельно работать с текстом.
Воспитательная: продолжить развитие интереса к культуре родного народа, формирование национального самосознание школьника.
Оборудование: Презентация, поэтическая выставка сборников сказов и легенд.
Методы и приемы: Наглядно-иллюстративный, эвристический.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
Итак, тема нашего урока - «Сказами земля полнится». Мы остановимся на сказе Бажова «Медной горы Хозяйка» и авторской легенде с элементами сказа «Серебряная ракушка» В. И. Мишаниной. Познакомимся с особенностями жанра сказа, с его героями, будем сравнивать словесное описание и художественное изображение героев.
(На слайде обложки книг)
-
Рассказ учителя о природных богатствах Урала.
Урал - край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России. Мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Именно в такой семье родился и жил писатель Павел Петрович Бажов. «Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех. Мать писателя была искусной кружевницей. Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики - знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал: «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: "Сказку, говоришь? Сказки - это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку, да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела - это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».
В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них - «Медной горы Хозяйка».
Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов. Обратите внимание, какие прекрасные вещи изготавливали мастера каменного дела.
(На слайдах красоты Урала, цветные каменья и изделия из них )
-
Знакомство с содержанием сказа.
Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажова.
Итак, с содержанием нас познакомит …
(Пересказ учеником)
-
Культурологический комментарий.
Многие слова, которые встречаются в сказе, вам не понятны. Давайте поработаем с текстом и составим словестный словарик.
Пялишь - смотришь.
Приказчик - представитель
Наигрыш - пустые разговоры.
Душной козёл - злой, жестокий, подлый человек.
Приискаться - придраться.
Изробленный -измученный.
Артуть девка - очень живая.
Надзирать - наблюдать.
Хезнуть - слабеть.
Забой - место, где вырубают руду
Пониток-одежда из домотканого
Роблю - работаю
Коли - если.
-
Отличие сказа от сказки. Беседа.
Заметили ли вы его отличие от сказки? В чём оно?
(ответы детей)
В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.
Запишем в тетради определение сказа.
Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.
-
Характеристика образа Хозяйки Медной горы. Беседа.
В сказе Бажова « Медной горы Хозяйка» несколько героев.
Кого вы назовёте главными героями сказа? (Хозяйку и Степана)
Прочтите описание портрета Хозяйки… Что необычного в её облике?
Что особенно удивило Степана?
Какой вы себе представляете Хозяйку…?
Сравните это литературное описание с портретами «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко и Н.Кочергина.
(На слайдах иллюстрации)
Какой из них вам нравится больше и почему?
( Ответы детей)
Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.
Хозяйка в изображении Н.Кочергина скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного.
6. Судьба мастера Степана.
Встреча с Малахитницей стала для Степана судьбоносной.
Как он объясняет, что не боится малахитницу? ( «Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)
Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)
Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)
Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое .)
Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку», Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)
Как сложилась судьба Степана? ( Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)
Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )
Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)
-
Итоги беседы.
Итак, мы рассмотрели с вами героев сказа, поговорили о влиянии Хозяйки на судьбу Степана. Продумайте, что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?
Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища - материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Хозяйка Медной горы - поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество
О чем заставляет задуматься читателя этот сказ?
Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.
-
Знакомство с мордовским автором В. И. Мишаниной и ее авторской легендой с элементами сказа «Серебряная ракушка».
Итак, мы обсудили с вами сказ родом с Урала, а теперь познакомимся с мордовским автором В. И. Мишаниной и ее произведением «Серебряная ракушка».
Мордовия - республика со своим колоритом и, конечно, со своими народными сказами, в которых фигурируют персонажи отличные от уральских.
-
Справка о писательнице.
Валентина Ивановна Мишанина родилась 25 ноября 1950 года в селе Адашеве Инсарского (ныне Кадошкинского) района Республики Мордовия в семье крестьянина. После окончания Адашевской средней школы в 1968 году поступает учиться в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1973 года - редактор Мордовского книжного издательства, с 1974 года - литературый сотрудник, редактор отдела прозы, ответственный секретарь журнала «Мокша». Работала руководителем драматической части Мордовского национального театра. С 2000 года - заместитель председателя правления Союза писателей Республики Мордовия. В школьные годы ее стихи и рассказы печатались в журнале «Мокша». Она пишет произведения не только для взрослых, но и для детей. Одной из таких книг, является сборник «Ворота времени», в который и вошел сказ-легенда «Серебряная ракушка».
(на слайде потрет писательницы и обложки ее книг)
Давайте прочитаем его и сравним его со сказом Баженова, который мы обсудили.
(Комментированное чтение текста учителем)
Культурологический комментарий:
Ведява - богиня воды.
Масторава - богиня земли.
Шкабаваскяй - боже мой.
Ни жив ни мёртв - сильно испуган.
Холст - конопляная или льняная ткань с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи.
-
Эвристическая беседа по прочитанному.
Понравился ли вам «Серебряная ракушка»? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?
Автор охарактеризовала свое произведение как легенду. Давайте вспомним, что такое легенда?
Легенда - одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Главные герои рассказа - обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.
Что из особенностей жанра легенды мы видим в «Серебряной ракушке»?
Есть боги, сверхъестественные силы, превращения.
Но можно ли назвать «Серебряную ракушку» и сказом? Почему?
Что в «Серебряной ракушке» реального, а что фантастического?
Реальна жизнь Иссы, других рабочих; фантастична сама Ведява, её колдовство.
Что общего можно найти в содержании «Медной ракушки» и «Медной горы Хозяйкой»?
Какие предания лежат в основе произведений Бажова и Мишаниной?
В чем схожесть Хозяйки и Ведявы? Давайте посмотрим на иллюстрации и сравним этих героинь.
( на слайде рядом образ Ведявы и Хозяйки)
Обе мифологические персонажи, богини, покровительницы людей, помогают в работе. Их красота необычна и выделяет их среди людей.
Встреча с Ведявой стала для Иссы судьбоносной, как и встреча Хозяйки и Степана. Чем же закончилась встреча?
Иссе было любопытно, что это за девушка. После этой встречи ему пришлось бросить пение, рыболовство.
Как отреагировала Ведява на отказ жениться на ней? А как Хозяйка?
Ведява: Разлучила его с возлюбленной Ламзурью, превратила из в воду, а их счастье в серебряную ракушку, за которой они должны вечно гнаться.
Хозяйка Медной горы: «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . Подарила шкатулку, помогла получить вольную
В чем схожи судьбы Степана и Иссы?
Судьба их после встречи с мифическими богинями закончилась печально, никто не нашел покоя и счастья.
Какой из сказов вам приглянулся более всего? Какие персонажи вызвали сочувствие?
О чем заставляет задуматься читателя произведение Мишаниной? (Оно учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний.)
-
Итоги урока.
Ребята, заканчивается наш сегодняшний урок. На нём мы познакомились с жанром сказа в русской и мордовской литературе на примере сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» и авторской легенды с элементами сказа «Серебряная ракушка» В. И. Мишаниной.
Скажите: чему же научили нас эти произведения? Какие качества воспитывают и русские и мордовские сказы и легенды?
-
Домашнее задание.
Выучить определение сказа, знать его отличие от сказки. Повторить определение легенды.