- Учителю
- Разработка урока по литературе
Разработка урока по литературе
Три "памятника" в русской литературе. 9-й класс
Цели:
-
сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения);
-
проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.
Задачи:
-
отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений;
-
учить систематизировать, выделять главное, обобщать;
-
обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка.
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (анализ стихотворения).
Оборудование: портреты поэтов, сборники стихов, карточки-задания.
Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.
К.Ф. Рылеев "Державин"
1). Слово учителя.
Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация "К Мельпомене" в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о "памятнике". Основные ее аспекты - процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения "нерукотворного" памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.
2). Чтение и анализ стихотворений.
а) Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде "К Мельпомене". Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.
В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.
-
Прочитайте переложение оды Горация "К Мельпомене" ("Памятник"), созданное М.В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения.
(Тема оды - роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным - вот главная мысль стихотворения).
-
Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность?
(Двусложный размер - ямб - придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).
Объяснить значение этих слов: (аквилон - северо-восточный ветер; Авфид - река в Италии на родине Горация; стихи эольски - образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой - лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза - богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром - в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).
б) В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение "Памятник" - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей
Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он… ("Любителю художеств")
По убеждению Державина, цель искусства и литературы - содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении "Памятник". Свое творчество он уподобляет "чудесному, вечному" памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти "народов неисчетных", населяющих пространство "от Белых вод до Черных". Свое бессмертие поэт связывает с "родом славянов", то есть с русским народом:
… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
В "Памятнике" Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед "родом славянов" и отечественной литературой:
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
-
Перечитайте стихотворение Державина "Памятник". Определите его тему и основную мысль.
(Тема - бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог "истину царям с улыбкой говорить", "беседовать о боге", "дерзнул" рассказать о добродетелях Екатерины !! не высоким, а простым слогом).
-
Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?
(Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма).
-
Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?
(Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова "высокого стиля" - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты - неторопливою рукой,сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно - "металлов выше он и тверже пирамид". Памятник - это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).
-
Индивидуальное сообщение о влиянии поэзии Державина на младшее поколение современников (по оде К.Ф. Рылеева "Державин").
в) За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение "Памятник" (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение - запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига "Два Александра", где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин - как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.
По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни "нерукотворный памятник", потому что он - голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: "…в мой жестокий век восславил я свободу…". Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради "венца", поэзия - это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.
-
Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина "Памятник". Определите тему и основную мысль.
(Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу).
-
Какова жанровая специфика стихотворения?
(Жанр - ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.
Эпиграф Пушкин заимствовал у Горация "Я воздвиг памятник…").
-
Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина.
(Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной;
Метонимия:
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Синекдоха:
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.
Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна…).
-
Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?
(Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам:воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации "Памятник" представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие).
4). Исследовательская работа. Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам.
-
Что общего в композиции этих стихотворений?
(Одинаковое количество строф - 5, одинаковое количество строк в каждой строфе).
-
Сравним стихотворения по строфам.
1 строфа. Как характеризует свой "Памятник" Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина "памятник нерукотворный", с упоминанием о "народной тропе" и сравнением с Александрийским столпом?
(Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. Поэт "воздвиг" себе "нерукотворный памятник", который выше "Александрийского столпа", т.е. колоны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге).
2 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?
Гораций: "…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой" (букв. перевод).
Державин:
"И слава возрастет моя не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить…"
Пушкин:
"И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит".
(Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России).
4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?
Гораций: "За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…"
Державин:
"…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить…"
Пушкин:
"…чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал".
(Пушкин утверждает, что право на бессмертие, на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества: "чувства добрые я лирой пробуждал; во-вторых, своей борьбой за свободу: "в мой жестокий век восславил я свободу", а в одном из вариантов этой строки называл себя последователем Радищева: "вослед Радищеву восславил я свободу"; в-третьих, защитой декабристов: "и милость к падшим призывал").
5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?
(В последней строфе Пушкин, обращаясь к музе, призывает ее, "обиды не страшась, не требуя венца", принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию).
-
Итак, в чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначении поэзии?
("Памятник" Державина - своеобразный "рапорт" о проделанной работе: о достижениях в "забавном русском слоге" и "воспитательных" беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично - оно адресовано всему "подлунному миру", посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: "Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…". Державинское разделение на "поэта" и "гражданина" в нем отменяется - творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал "чувства добрые" в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе - единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление "жестокого века" Свободе, призыв к милосердию - это и есть те "добрые чувства", которые пробуждает пушкинская лира).
5). Итоговая работа по группам
Первая группа анализирует "Я знак бессмертия себе воздвигнул…" М.В. Ломоносова, вторая группа - "Памятник" Г.Р. Державина, третья группа - "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" А.С. Пушкина.
План анализа (единый для всех групп)
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?
4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?
Результатом обсуждения может стать заполнение следующей таблицы:
М.В.Ломоносов
Г.Р.Державин
А.С.Пушкин
Черты биографии
"Мне безззнатный род препятством не был".
"…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить".
"…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал".
Границы творческого бессмертия
Поэт будет жить, пока живо его Отечество.
"Доколь славянов род вселенна будет чтить".
"…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит".
Каковы отношения у поэта с музой
Муза - высокая покровительница.
Муза - верная подруга поэта.
Муза - соратник на великом поприще поэзии.
-
Беседа по вопросам:
- В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало? С чем это связано?
- Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?
6. Подведение итогов урока.
Итак, сделайте вывод, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.
Тема: "А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»" Анализ стихотворения
Цели:
-
Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина.
-
Рассмотреть стихотворение Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…".
-
Развивать навыки сопоставительного анализа.
Оборудование:
-
тексты стихотворения А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" и Державина "Памятник";
-
план сопоставления стихотворений;
-
мультимедийный проектор, на доске записан эпиграф.
Опережающее задание: один из учеников готовит сообщение на тему "Жизнь и творчество А.С. Пушкина"; учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение.
Ход урока
"У нас все от Пушкина". (Ф.М. Достоевский)
I. Орг. момент.
1. Проверить готовность учащихся к уроку.
2. Объявление темы и цели урока. (См. презентацию, слайд № 1-2)
3. Оформление записей в тетрадях.
II. Работа с эпиграфом.
- Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?
III. Слово учителя.
На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства.
- О ком идет речь?
Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.
Пересказывать биографию поэта я вам не стану, вы сами многое знаете, но некоторые факты мы осветим.
IV. Выступление ученика. (Одновременно показываются слайды, после демонстрируется альбом. См презентацию, слайды № 4-10).
V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений.).
-Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…". Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением "Памятник".
- Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? "...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить".
1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: "Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?" и т.д.).
- О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).
2. Словарная работа.
- Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.
(Записываются слова на доске, и определяется их значение).
а) Александрийский столп - 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский - чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11).
б) пиит - поэт.
в) "всяк сущий" - существующий.
г) тунгус - народность Восточной Сибири.
д) муза - богиня поэзии, вдохновение.
3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).
- Начинается стихотворение со слов "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…". Что значит "нерукотворный"?
- Какие ассоциации возникают при слове "нерукотворный"? Спас нерукотворный - это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12)
- Какое ещё значение несет эпитет "нерукотворный"? Священный, возвышенный.
- Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками - разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.
Чтение 2 строфы.
- Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии.
Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина ("доколь Славянов род вселена будет чтить").
- К кому обращена поэзия Пушкина? "…доколь в подлунном мире…" - ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.
- Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока "жив будет хоть один пиит", пока людям будет нужна поэзия.
- Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания - это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.
Чтение 3 строфы.
- Почему Пушкин употребил старинное название "Русь", а не Россия, "язык", а не народ? Россия - определенное государство с границами, понятие "Русь" значительно шире, поэзия - достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки - разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.
Чтение 4 строфы.
- Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? "… истину царям с улыбкой говорить".
- В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать.Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.
- Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.
Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.
Чтение 5 строфы
- "Веленью Божию, о муза будь послушна". Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.
- Каким должен быть поэт? Отважным - "обиды не страшась"; бескорыстным - "не требуя венца"; равнодушным к похвале и клевете - "хвалу и клевету приемли равнодушно",
- Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: "В чем предназначение поэта?"
VI. Работа со средствами художественной выразительности.
- Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?
Эпитеты: "нерукотворный" - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет "непокорный" - тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. "Душа переживет" - олицетворение, "чувства добрые" - " жестокий век" - эпитеты и антитеза.
- Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.
VII. Итог.
- Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. "Я" - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.
- Почему памятник нерукотворный - создание высшей воли?
Пушкин считал, что поэтический талант - это божий дар, поэт - творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное - суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.
VIII. Самостоятельная работа.
Сравните стихотворения Пушкина и Державина. (Задание высвечиваются на проекторе, см. слайд № 13)
(Учащиеся пользуются планом сопоставления стихотворений. См. приложение 2).
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Комментирование оценок за урок.
Список литературы.
-
Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие/ Под. ред. А.Г. Кутузова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.
-
Литература 5 -9 кл.: Тематическое планирование (по программе А.Г. Кутузова) / сост. Серегина Л.М. - Волгоград: Учитель, 2004.