- Учителю
- Сценарий вечера «Любовь в жизни и творчестве А. С. Пушкина»
Сценарий вечера «Любовь в жизни и творчестве А. С. Пушкина»
Сценарий вечера
«Любовь в жизни и творчестве А.С. Пушкина»
(для 8 - 11 классов)
Автор-составитель - замдиректора по ВР, учитель русского языка и литературы Борисова Евгения Васильевна
Оформление сцены: гостиная в одном из дворянских домов (столики, кресла, в центре - небольшой подиум домашнего театра, на нём меняются декорации на ширмах).
(На сцену под музыку вальса входят в гостиную дамы и господа)
Хозяйка дома:
- Дамы и господа! Сегодня наш дом открыт для всех, кто любит Пушкина: Пушкина - поэта, Пушкина - прозаика, Пушкина - человека. Он в наших мыслях, наших сердцах, он в своих стихах и песнях, он - повсюду и всегда. Я пригласила Вас в мой литературный салон не случайно. Сегодня я покажу Вам мой домашний театр, а вы не будьте слишком строги: труппа совсем ещё молодая, но мы посягнули на многое. Пушкин и любовь! Любовь в его жизни и на страницах его произведений - вот о чём эпизоды из его судьбы и шедевров его поэзии и прозы. Не стесняйтесь попутно с показом сцен высказывать свои мысли по поводу увиденного и услышанного. Я буду рада всему, что Вы сегодня скажете о Пушкине. Итак, мы начинаем.
Пушкин совсем юный. Это только его первый бал, и он танцует с Сонечкой Сушковой.
(Пушкин и Соня, танцуя полонез)
Александр:
- Сонечка Сушкова! Вы - маленькая блондинка.
Сонечка:
- Неправда! Волосы у меня темнее Ваших!
Александр:
- Нет! Светлее! (подводит её к зеркалу, прижимает её локон к своей голове).
Сонечка:
- Видите, ваши светлее!
Александр:
- Я Вам буду писать письма из Петербурга! Хорошо?
Сонечка:
- Только непременно в стихах! (жмёт его руку).
Александр: (радостно)
- Ах!
Сонечка:
- Вы плохо себя ведёте, Александр!
Александр:
Доселе в резвости беспечной
Брели по розам дни мои,
В невинной ясности сердечной
Не знал мучений я любви…
Подруга возраста златого,
Подруга красных детских лет,
Тебя ли вижу, взоров свет,
Друг сердца, милая Сушкова,
Везде со мною образ твой,
Везде со мною призрак милый.
Господин N:
- Да, в такие лета и уже влюблён. И как!
Надин:
- А иногда с ним случались просто смешные истории. Правда,mamang?
Хозяйка:
- Верно, моя милая. Об этом наша вторая история.
1816-й год. Царское село. Екатерининский дворец. Несколько человек из Царскосельского лицея направлены на придворную службу пажами. И тут же скандал! Один из лицеистов, без пяти минут выпускник, в тёмном коридоре дворца поцеловал княжну Волконскую. Возмущённая пожилая фрейлина пожаловалась самому императору. Дело было замято, но в чопорный мир старого дворца с его таинственными, величественными коридорами и потайными комнатами ворвался звук лёгкого, влюблённого и вакхического голоса.
(Труппа разыгрывает сцену во дворце)
Лицеисты в масках: Обезьяна - Пушкин; дракон -Кюхля - философ; Сова - высокий блондин.
Две горничные в масках: Наташка - резвая, весёлая.
Горничная:
- Сюда! Сюда!
Наташка:
- Сюда! Сюда! Скорее все сюда!
(вваливается толпа)
Горничная:
- А я знаю новую модную песенку! Её поёт моя хозяйка. Послушайте!
- А моя хозяйка любит выпить. Где-то здесь у неё стоит вино…
Голос старухи:
- Наташка! Наташка!
(Компания застывает. Появляется обезьяна в старухином чепце.)
Все:
- Ой, Пушкин! Как ты нас напугал. Ах, проказник! (Валятся в кучу)
Фрейлина:
- Наташка! Не дозовёшься тебя! (садится в кресло).
(Все в ужасе прячутся)
На-ка, маску почини! (поёт песенку графини из оперы Чайковского «Пиковая дама»)
Налей-ка мне наливочки!
(В дверях - маска обезьяны)
Обезьяна:
- Свет - Наташа! (Прячется, увидев фрейлину).
Фрейлина:
- Ах, обезьяна! Здесь только что была обезьяна!
Наташка:
- Где, ваша светлость? Да неужели я так похожа на обезьяну?!
Фрейлина:
- Нет, не похожа. Ты маску-то чини.
Наташка:(поёт)
Мой миленький дружок,
Любезный пастушок!
О ком я так мечтаю
Обезьяна: (Из-за ширмы)
И страсть открыть желаю!
(Наташа делает знаки, чтобы ушёл)
Наташка:
- Тише! Тише!
Фрейлина:
- А? Что ты шепчешь?
Наташка:
- Ваша светлость, мне кажется, здесь мыши.
Фрейлина:
- А? А - а - а - а!
Наташка: (стукнув ножкой об пол)
- Все! Ушли! (маска рвётся)
Фрейлина:
- Фу! Слава Богу! (выпивает и дремлет)
(Из коридора рука обезьяны гладит Наташу по плечу, накалывается на иголку)
Обезьяна:
- Наташа? Ой!
Все:
- Ой!
Фрейлина:
- Что? Что происходит? Что за нравы пошли! На балу нынче Вальс танцуют! И кругом молодёжь! Кажется, что и за дверью молодёжь, и ширму вон отодвинь, а там молодёжь! А на обед? Гусь жестковат, а форель сырая. Ох! Что маска готова?
Наташка:
- Да. Ваша светлость! (отдаёт ей свою маску)
Пушкин:
- прехорошенькая горничная у старой фрейлины Волконской. Подожду Наташку здесь.
(Графиня надевает Наташину маску и идёт в коридор, слышен её крик, потом она вбегает)
Фрейлина:
- А - а - а! Матушка императрица - заступница! Меня поцеловала обезьяна! Господи, спаси и сохрани! А - а - а! (Бросает маску обезьяны и уходит. Все вылезают из-за ширмы.)
Наташка:
- Смотрите, маска Пушкина!
Лицеист 1: (читает на маске)
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны напевы!
Да здравствуют нежные девы…
И юные жёны, любившие нас.
Лицеист 2:
- Вот это Пушкин! Когда же он успел это написать? Побежим, найдём его. А то неизвестно, кто кого больше напугал, он фрейлину или она его!
(Со смехом компания убегает)
1-й гость:
- Говорят, царь был очень рассержен случившимся. «Что же это будет? - кричал Государь. - Они не только рвут через забор мои наливные яблоки, но и не дают проходу фрейлинам моей жены».
2-й гость:
- Да, Энгельгардту пришлось пустить в ход все свои дипломатические таланты, чтобы уладить это дело.
1-й гость:
- Поговаривали, что из-за этого случая царь ускорил их выпуск.
3-й гость:
- Поживи Василий Фёдорович Малиновский, директор Лицея, ещё; он переделал бы и самых ветреных. Пушкин не стал бы гулякой.
4-й гость:
- Но он не может совладать со своими страстями.
Дама 1:
- Даже бабка Пушкина Марья Алексеевна сетовала: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится».
Дама 2:
- И самого внука, помнится, журила: «Ведь экий шалун ты какой, помяни моё слово, не сносить тебе головы».
1-й гость:
- Порывистый, импульсивный, неожиданный в своих реакциях, вспыльчивый до бешенства, с необузданными африканскими страстями.
2-й гость:
- Да что он вам дался? Шалун был, и больше ничего. Помните:
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращённый в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний…?
4-й гость:
- Пушкин - мера? Пушкин - море! Кто до него мог так возвышенно и целомудренно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства?
Дама 3:
- Тут всё: и лёгкая увлечённость. и глубокая страсть, и ревность, и терзающие воспоминания о былой любви, и ожидание новой, и добродушная насмешка над девичьим кокетством.
Дама 4:
- И даже описание самой чувственной, плотской любви - у него высокая, целомудренная поэзия!
4-й гость:
- И просто любование женской красотой.
(театр разыгрывает сцену «Пушкин и Пущин собираются на бал к Бакуниным»)
Пушкин:
- Это мой первый выход в свет. (Растягивает панталоны). Вырос, маловаты. Да, ладно. А Катенька Бакунина - прелесть.
Когда нечаянно пройдёт передо мной
Младое, чистое, небесное созданье,
Пройдёт и скроется…ужель не можно мне,
Любуясь девою в печальном сладострастье,
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять её на радость и на счастье?
И сердцем ей желать все блага жизни сей,
Весёлый мир души, беспечные досуги,
Всё - даже счастия того, кто избран ей,
Кто милой деве даст название супруги.
Моё чувство к Екатерине Бакуниной было не похоже на то, что я испытывал ранее, гоняясь за горничной Наташей. Потребность видеть её стала у меня привычкой. Хоть не её, хоть край её платья, который мелькнёт из-за деревьев.
Пущин:
- Ах. Саша!
Пушкин:
- О чём ты вздыхаешь, Жанно?
Пущин:
- Вот уже две недели, как я тоже влюблён!
Пушкин:
- В кого?
Пущин:
- Ах, Александр! В Катеньку Бакунину. Почитай ещё.
Пушкин:
- Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
Пущин: (вздыхает)
- А Илличевский ей тоже стихи посвятил. Влюблён!...
Пушкин:
- Как? И он тоже в Катеньку Бакунину?
(уходят)
1-й гость:
- Историю эту помню хорошо. Илличевский, Пущин и Пушкин столкнулись в обожании Бакуниной.
А, став взрослым, Пушкин об этом писал так:
Мы вспомнили, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву первый раз.
Как мы одну все трое полюбили.
Хозяйка:
- Да, и эти переживания юности Пушкин вспомнит в Болдинскую осень 1830 года, когда напишет стихотворение «Паж» от лица юного Керубино, пажа графини Альмавива из пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро». Вы его сейчас услышите.
(Дворовый «актёр» в костюме Керубино читает стихотворение)
2-й гость:
- От многих женщин он был без ума и в юности, и в зрелом возрасте. А уж как обожал Елизавету Ксаверьевну Воронцову!
3-й гость:
- Говорят, 30 портретов её набросал. Он, конечно, её не идеализировал, но передал одно из главных её очарований - красивую посадку головы и тонкую длинную шею.
Дама 1:
- Влюблённость в неё была одной из причин высылки его в Михайловское. С её мужем отношения были очень сложные. Именно Воронцов отправляет в Петербург послание, где просит перевести Пушкина в другую губернию. А на прощание она подарила ему свой портрет в золотом медальоне и кольцо с восьмигранным камнем из сердолика.
Хозяйка:
- А у меня как раз сюрприз. Романс на стихи Пушкина «Храни меня, мой талисман» споёт моя гостья.
(Звучит романс)
Дама 4:
- Ах, я в восхищении от стихов Александра Сергеевича и просто завидую тем, кому эти стихи посвящены:
О, вы, которые любовью не горели,
Взгляните на неё - узнаете любовь.
О, вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на неё: полюбите вы вновь!
Вот о каком женихе я мечтаю…
Дама 1:
- Уймись, ветреница! Так ли уж завиден такой жених. Только и слышно было: то в одну влюблён, то в другую. Хорошо ли это в повседневной жизни? И думать не смей!
3-й гость:
- Да и неблагонадёжен, и картами увлекался, а отсюда и долги.
Дама3:
- Ох, уж эти злые языки! Да он же счастлив был с Натальей Николаевной Гончаровой! А в письмах друзьям-то что писал: «Я женат и счастлив, одно желание моё, чтоб ничто в моей жизни не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился».
3-й гость:
- А сам говорил. Что Наталья Николаевна - 113-ое его увлечение.
Дама 4:
- Это он, верно, шутил!
1-й гость:
- А как же Волконская?
Дама 4:
- Так она сама писала, что «Пушкин, как поэт, считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молоденьких дувушек, с которыми встречался». А в первой главе «Евгения Онегина» прямо
пишет:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам.
Дама1:
-Нет, нет, она говорила, что «в сущности, он любил только свою музу и облекал в поэзию всё, что видел. Когда они ехали в Таганрог, то остановились полюбоваться морем. Мария Николаевна стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда та настигала её, то убегала от неё. Пушкин нашёл, что эта картина была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи». А Марии-то было всего 15 лет!
Хозяйка:
- Кстати, коли речь зашла об «Онегине», я вам предлагаю послушать отповедь Татьяны Онегину в конце романа.
(«Дворовая актриса» читает последний монолог Татьяны Лариной)
Дама2:
- Говорят, что в романе Пушкин описал историю с Катенькой Буткевич, на которой чуть не женился Александр Татищев, но отец его, генерал-аншеф, расстроил свадьбу, а потом Катерина вышла замуж за богатого сенатора В.В.Стройновского. Всё было бы прекрасно, если бы жениху не было 70 лет.
1-й гость:
- Любви все возрасты покорны!
2-й гость:
- Да, например, вторая встреча с Анной Петровной Керн произвела на Пушкина большее впечатление, чем в юности - и вышли прекрасные стихи.
Хозяйка:
- А какой романс! Давайте послушаем его.
(«Крепостной певец» поёт романс «Я помню чудное мгновенье»)
Дама3:
- Помнится, Пушкин даже Вульфу написал об этой встрече: «Каждую ночь гуляю по саду, повторяю себе: она была здесь - камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа».
Дама 4:
- А сама Анна Петровна вспоминала, как он читал «Цыган» в Тригорском. Это было просто великолепно!
Хозяйка:
- «Цыган»? И цыгане будут сегодня тоже.
(«Дворовые танцоры» исполняют под песню цыганский танец)
Дама 4:
- Правда ли, что Пушкин любил казачьи песни тоже? А то наденет красную рубашку с кушаком, шляпу белую и с крепостными девушками отправляется на деревенские гулянья на ярмарку?
4-й гость:
- Не было бы правдой - не смог бы так ярко картины крестьянской жизни рисовать.
Хозяйка:
- Господа! Мои актёры ставят «Барышню-крестьянку». Здесь, кстати, и народная жизнь, и любовь тоже. Спектакль ещё не готов, но одну сцену мы посмотрим.
(«Дворовые актёры» показывают сцену «Первая встреча»)
Дама3:
- Милая сценка. Но я люблю восточные страсти. Сколько там огня, темперамента, душевных бурь!
Хозяйка:
- Уж коли так, то не откажу Вам в удовольствии послушать отрывок из «Кавказского пленника».
(«Дворовый актёр» читает отрывок о гибели черкешенки)
Дама 4:
- Жаль бедную черкешенку!
Дама1:
- Многие читатели требовали от Пушкина счастливой развязки любви черкешенки и пленника. И это сделал за Пушкина известный балетмейстер Дидло, он не только оставил девушку живою, но и наделил героев взаимной любовью.
3-й гость:
- Однако, с другой стороны, русский пленник не мог отвечать её любви, не изменяя клятвам, связывающим его с невестой в отечестве.
1-й гость:
- И сам Пушкин писал: «Да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках - тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь…»
Хозяйка:
- уж коли пошёл разговор о роковых страстях, то вспомним и трагическую любовь Заремы в «Бахчисарайском фонтане».
(«Актёры» танцуют восточный танец и разыгрывают сцену «Зарема и Мария»)
Дама2:
- Говорят, Пушкин, создавая поэму, черпал вдохновение в Одессе после встречи с молодой негоцианткой Амалией Ризнич, он был восхищён её пленительными очами и чёрной косой двух аршин длиною.
Хозяйка:
- Как бы там ни было, слава Богу, что увлечения поэта оставляли след в его душе на долгие годы. Иначе мы не имели бы столь великолепные шедевры его поэзии!
(Гости аплодируют актёрам и благодарят хозяйку за вечер)