7


  • Учителю
  • Приёмы словесного рисования на уроках литературного чтения

Приёмы словесного рисования на уроках литературного чтения

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сообщение

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Приёмы словесного рисования на уроках литературного чтения»

Астрахань, 2015 год.

Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, которые возникают или должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению к этому приему прибегают редко.

Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. Кубасова предлагает следующие задания:

  • подобрать рисунок (картину) к тексту;

  • найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;

  • сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;

  • сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

  • Выделяется эпизод для словесного рисования.

«Рисуется место, где происходит событие.

  • Изображаются действующие лица.

  • Добавляются необходимые детали.

  • «Раскрашивается» контурный рисунок.

Усложнение работы возможно, во-первых, за счет того, что «раскрашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, в переходе от коллективных работ к индивидуальным, когда ученик предлагает один элемент иллюстрации, остальные при необходимости корректируют.

Словесное рисование пейзажный иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическими произведениями данный прием следует применять предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до детали, нельзя конкретизировать поэтические образы.

Обычно после выделения из контекста образной картины, созданной писателем, словесное рисование проходит примерно по таким вопросам: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как оба этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?» Потом дети подбирают цветовое решение, особое внимание уделяя общему колориту картины, выражающему эстетические переживания писателя. Очень важным, как считает О.В. Кубасова, является постоянное внимание к авторскому языку, особенно к эпитетам.

Используя данный прием, учитель сам должен быть готовым ярко обрисовать картину, на которую иногда только намекается в тексте.

В начале работы по словесному рисованию целесообразно использование «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картинки. При этом после словесного описания учащимся каждой детали рисунка, любого элемента интереса, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответственная картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так, по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая служит материальной опорой для возникших в воображении учеников представлений. Описанные выше графические демонстрации пособия нужны лишь на первых этапах обучения устному иллюстрированию. На следующем этапе используются такие приемы:

Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации. Дома (по желанию) дети раскрашивают иллюстрацию красками или карандашами.

Дети словами «рисуют» картину, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в учебнике по чтению или в детской книге.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту («В учебнике нет иллюстраций, попробуем создать ее сами»).

На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования

2) «Рисуется» место, где происходит событие.

3) Изображаются действующие лица

4) Добавляются необходимые детали

5) «Раскрашивается» контурный рисунок.

Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка».

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.

Экранизация

Иногда детям предлагается нарисовать ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране. Задание учителя может звучать так: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины проходят на экране. Опишите их одну за другой».

Диафильм - это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами (подписями). Если в тексте имеются диалоги, то при составлении диафильма можно использовать прием озвучивания кадров.

Детское творчество неисчерпаемо. Его писательская среда - порыв к добру, красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать (тайна возбуждает творчество, как сказал А. Эйнштейн). Творчество всегда самостоятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всепонимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает как ученику, так и учителю.

Список литературы:

  1. Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа - 2009 - № 5 с. 16-20.

  2. Выготский Л. С. «Педагогическая психология». М.: Просвещение 2009- с. 24.

  3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.: Просвещение 2002 - с. 315.

  4. Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений. Начальная школа - 2000 - № 11 с. 19-25.

  5. Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках литературного чтения. Начальная школа - 2001. - № 9 с.26-31.

  6. Левин В. А. Воспитание творчества. - М.: Лаида, 2004.- с.192.



Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Описание: урок составлен на основе рабочей программы «Литературное чтение 1-4 классы» по УМК «Начальная школа XXI века».

Ход урока:

1. Орг. момент

- Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Сообщение темы урока. Создание проблемной ситуации.

Проблема. Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

/о животных/

Давайте познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова - Микитова «Узоры на снегу».

3. Рассказ об авторе.

Учитель показывает портрет автора

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».

В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения - очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.

Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество.

Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр

- «На камушке», «Заря - зареница» - с народными традициями и фольклором.

7\4. Чтение произведения учителем.

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

- К какому жанру относится данное произведение?

5. Первичное ознакомительное чтение. Работа по учебнику и тетради.

Учебник 1 абзац с.145

- Чем покрыта земля? /зачитайте/

- Что это за скатерть?

ЧТЕНИЕ В ТЕМПЕ СКОРОГОВОРКИ.

- Какие слова автор использует для описания снежного покрова земли?

Подчеркните в тетради с. 71 №1

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

Подберите слова признаки:

1 ряд к слову скатерть

2 ряд к слову сугробы

3 ряд к слову шапки

2 абзац.

УПРАЖНЕНИЕ «БУКСИР»

- Что видят на снежной скатерти охотники?

- Как эти узоры можно назвать по-другому? /прочитайте/

6. Словарная работа

- Как вы понимаете выражение «читать узоры»?

Работа в тетради: с.71 №2 /запиши ответ/

- Кого мы называем охотниками? /используем словарь/

7. Рисование словесной картины

- Как можно озаглавить эту часть? /Зима в лесу./

- Какую картину вы бы нарисовали к этой части?

- Где происходят события?

- Что изобразим на переднем плане?

- Какие краски возьмёте для рисования картины?

- Закройте глазки, переверните страницу и посмотрите, как изобразил эту картину художник.

- Как автор относится к лесу?

- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

- Почему?

8. Отработка навыков чтения.

Работа над выразительностью.

Давайте ещё раз перечитаем, каких зверей встретил охотник.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

«ЧТЕНИЕ - КАНОН»

«БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

9. Пантомима (физкультминутка)

Показать как двигается медведь, зайчик, лисица.

10. Работа над кроссвордом.

Тетрадь, задание №3.

Впиши названия животных, которые оставили на снегу следы и раскрась их.

- Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?

Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.

11. Итог урока.

- Расскажите, что нового узнали на уроке?

-Какое произведение читали?

- Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о

нём, как о человеке?

- Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?

- Что может заставить человека часто бывать в лесу?

Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

12. Рефлексия.

Давайте посмотрим какой след оставил этот урок в ваших душах?

У каждого на столе несколько ладошек.

Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.

Вот и мы оставили свои следы.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал