- Учителю
- Календарно-тематическое планирование уроков литературы (5 класс)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы (5 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Формирование ключевых компетенций / УУД | |
знать | уметь | ||||
| Введение | 1 |
|
|
|
1 | Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. |
|
| Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета. | Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. |
| Раздел 1. Мифы | 4+1вн.чт. |
|
|
|
2 | Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. | 1 |
| Понятия мифа и мифологии, влияние мифов на культуру человека. Сборники по мифологии. | Находить отличительные черты мифов в литературе. |
3 | Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью. «Великое путешествие солнечной Ладьи». | 2 |
| Особенности мифа и фольклора, мифы разных народов. | Находить отличительные особенности мифа и фольклора. Пересказывать содержание мифа, работать с текстом. |
4 | Мифы Древней Греции (2). О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». | 3 |
| Отличие и сходство мифов и сказок. | Выделять отличительные черты мифа и сказки. |
5 | Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Особенности стихотворной речи поэмы. | 4 |
| Сведения о жизни Гомера. Герои мифов в поэме «Одиссея», особенности стихотворной речи произведения. | Определять героев мифов в поэме. Выявлять особенности стихотворной речи произведения. Комментированное чтение отрывка их поэмы «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). |
6 | Вн.чт. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции». | 5 |
| Отличительные особенности легенды и мифа. Особенности жизни и творчества собирателя мифов Древней Греции, герои мифов, основная идея и содержание. | Пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительные черты мифа и легенды. |
|
Раздел 2. Устное народное творчество. | 6+1р.р.+1вн.чт. |
|
|
|
7 | Народные сказки (3+1) Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. | 1 |
| Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. Отличие сказки от мифа. | Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа. |
8 | Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). «Белая уточка», «Кот и лиса». | 2 |
| Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение стихотворных вставок в художественную ткань произведения. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. |
9 | Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка). | 3 |
| Своеобразие сказок народов мира. Особенности сюжета, идеи, характеристика героев сказок народов мира. | Сравнивать характерные черты сказок народов мира и народных сказок. |
10 | Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки) | 4 |
| Особенности жанра сказки. | Создавать сказку, учитывая особенности жанра. |
11 | Легенды и предания. Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | 5 |
| Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Содержание и особенности произведений «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений. |
12 | Малые жанры фольклора. Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. | 6 |
| Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок. | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. |
13 | Народный кукольный театр Сатира в кукольной комедии. «Петрушка Уксусов». | 7 |
| Понятие народного кукольного театра и история его создания, герои народного кукольного театра. Понятие сатиры. Народная пьеса «Петрушка Уксусов». | Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения. |
14 | Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества. | 8 |
| Жанровое своеобразие произведений устного народного творчества помогают сказителям воспроизвести содержание. | Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы. |
| Раздел 3. Сказочные события и герои в литературе. | 12+1р.р.+1вн.чт. |
|
|
|
15 | Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. | 1 |
| Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками. | Находить отличительные особенности литературных сказок. |
16 | А.С. Пушкин (2). Сведения о жизни поэта. «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении | 2 |
| Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки. | Находить сказочные образы и мотивы в произведении. |
17 | Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. | 3 |
| Особенности изобразительного мастерства поэта, понятия ритма, стихотворного размера, рифмы. | Отбирать материал для характеристики героев. |
18 | Х.К. Андерсен (3+1). Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». | 4 |
| Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева». | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. |
19 | Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | 5 |
| Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. |
20 | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | 6 |
| Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям. | Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики. |
21 | Р.р. Написание контрольного сочинения по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». | 7 |
| Особенности литературной сказки и ее отличия от народной. Содержание сказки и особенности творчества Андерсена. Алгоритм работы над сочинением-рассуждением в соответствии с темой. | Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста. |
22 | Е.Л. Шварц (3). Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий). | 8 |
| Сведения о жизни писателя Е.Л. Шварца. «Золушка» (киносценарий). | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. |
23 | Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | 9 |
| Сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. |
24 | Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. | 10 |
| Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. | Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку, пересказывать любимый отрывок. |
25 | П.П. Бажов (3). Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. | 11 |
| Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу. | работать с книгой; определять принадлежность художественного произведения к сказу. |
26 | Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок». | 12 |
| Особенности сказа как литературного жанра. Содержание литературного произведения «Каменный цветок». | Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев. |
27 | Герой сказа Бажова - труженик и художник. | 13 |
| Особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос. | строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
28 | Вн.ч. В мире литературных сказок. | 14 |
| Отличительные особенности литературной сказки. | Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста. |
| Раздел 4. Басни | 4+1р.р.+вн.чт. |
|
|
|
29 | Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. | 1 |
| Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни. олицетворения. | К какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки. |
30 | И. А. Крылов (3+1). Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок». | 2 |
| Сведения о жизни баснописца. Содержание и композиция басни «Волк и Ягненок». | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни. |
31 | «Волк на псарне», «Квартет». | 3 |
| Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл. | Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. |
32 | «Демьянова уха», «Кукушка и Петух». | 4 |
| Содержание и композиция басен. История создания басен. | Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню. |
33 | Р.р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по басням И.А. Крылова. | 5 |
| Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения. | На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетвор. |
34 | Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена. | 6 |
| Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена. | Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни. |
| Раздел 5. Человек перед лицом жизненных испытаний. | 18+2р.р. |
|
|
|
35 | М. Ю. Лермонтов (3) Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | 1 | 13.01 | Сведения о жизни поэта. Значение темы Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. |
36 | «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. | 2 | 16.01 | История создания стихотворения, героическая направленность, отношение автора к родине. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи. |
37 | Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. | 3 | 20.01 | Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета и сравнения как средств художественной выразительности. | Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения. |
38 | А. В. Кольцов (2). Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. | 4 | 23.01 | Сведения о жизни поэта. Читать стихотворение «Косарь». Понимать идею произведения. Близость стихотворения к народной песне. | Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. Объяснять, как произведение становится песней. |
39 | Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. | 5 | 27.01 | Алгоритм анализа стихотворения, авторское отношение. | Анализировать стихотворение в соответствии с планом. |
40 | И. С. Тургенев (4+1). Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа. | 6 | 30.01 | Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. Содержание рассказа «Муму». История его создания. | Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории. |
41 | Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Влияние на человека барства и рабства. | 7 | 03.02 | Значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. |
42 | Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. | 8 | 06.02 | Сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима. | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. |
43 | Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям | 9 | 10.02 | Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. |
44 | Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | 10 | 13.02 | Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя. | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами |
45 | Л. Н. Толстой (4). Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе. «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. | 11 | 17.02 | Основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; историю создания произведения. | Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. |
46 | Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). | 12 | 20.02 | Особенности композиции рассказа, позиция автора в рассказе, содержание рассказа, понимать жизненную позицию главного героя. | Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью. |
47 | Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. | 13 | 27.02 | Авторская позиция и способы ее выражения. | Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания. |
48 | Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения | 14 | 03.03 | Сюжет и герои художественного произведения. | Анализировать прозаический текст, развивать умение давать уст. и письменный ответ на тему, совершенствовать речевые навыки. |
49 | В.М. Гаршин (2). Сведения о жизни писателя. «Сигнал». | 15 | 06.03 | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания рассказа, его содержание. | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания рассказа, его содержание. |
50 | Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. | 16 | 13.03 | Особенности композиции и проблематики произведения. | Отвечать на проблемный вопрос. Делать творческие проекты. |
51 | А.И. Куприн (3+1). Сведения о жизни писателя. «Белый пудель». | 17 | 17.03 | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. |
52 | Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). | 18 | 27.03 | Содержание изучаемых глав; образную природу словесно- го искусства. | Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию. |
53 | Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). | 19 | 03.04 | Содержание и проблематику изученного произведения. | Сопоставлять по ступки героев, использовать сравнительные характеристики. |
54 | Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель». | 20 | 07.04 | Содержание и проблематику изученного произведения. | Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. |
| Раздел 6. Поэзия природы. | 6+1вн.чт. |
|
|
|
55 | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | 1 | 10.04 | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. |
56 | А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». | 2 | 14.04 | Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. |
57 | Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...». | 3 | 17.04 | Философская глубина, афористичность стихотворений поэта. | Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения. |
58 | Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…». | 4 | 21.04 | Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка. |
59 | К.Г. Паустовский. (3) Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона». | 5 | 24.04 | Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев. | Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев. |
60 | «Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. | 6 | 28.04 | Особенности композиции и проблематики произведения. Образную природу словесного искусства. | Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка |
61 | Вн. чт. Е. И. Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась». Рассказы Паустовского и Пришвина | 7 | 05.05 | Содержание рассказов. | Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению. |
| Раздел 7. «Идет война народная, священная война!..» | 2+1вн.чт. |
|
|
|
62 | К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…». | 1 | 08.05 | Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, тему исторической памяти. | Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. |
63 | О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли». | 2 | 12.05 | Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, образную природу словесного искусства. | Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей. |
64 | Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка». | 3 | 15.05 | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. |
| Раздел 8. Рассказы о твоих сверстниках | 3+1вн.чт. |
|
|
|
65 | Ю.П. Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа. | 1 | 19.05 | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. |
66 | В.А. Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы | 2 | 22.05 | Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание. | Анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию, свое отношение к прочитанному произведению, находить сходства и различия между автором и его героем. |
67 | Вн. чт. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений | 3 | 26.05 | Содержание прочитанных произведений | Характеризовать героев произведений и высказывать свое мнение о прочитанной книге |
68 | Рекомендации на летнее чтение. | 4 | 29.05 |
|
|