- Учителю
- Рабочая программа по литературе для 8 класса
Рабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе
-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 2002г.
Соответствует ФБУП (1998г.), требованиям примерных образовательных программ, разработанных Минобразованием России на основе обязательного минимума содержания среднего общего образования и Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказы Минобразования РФ от 19.05.98г. №№1235, 1236, от 30.06.99г.)
В 8 классе рассматривается проблема времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.
Рассматривается позиция автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.
В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.
Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Цель программы - способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.
Задачи: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
Принципы построения: данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Специфика курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.
Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
Система оценивания: в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Программа рассчитана на 68 часов: 34 учебных недели по 2 часа.
Литература:
для учащихся: базовый учебник Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс.
Учебник-хрестоматия в 2 частях, М.Дрофа, 2010
для учителя: Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2010
О.А. Ерёмина Поурочное планирование по литературе 8 класс. М: просвещение, 2004
Наглядность, ТСО
На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты произведений.)
Календарно-тематическое планирование.
I ПОЛУГОДИЕ - 32 ЧАСА
№п./п.
Основное содержание программного материала
Кол-во
часов
Основные знания, умения, навыки
Теория литературы
Методические приёмы
Домашнее задание
Дата
план
Дата
факт
1
Введение.
Литература и время.
История на страницах произведений различных жанров
1
Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано
Конспект статьи «Литература и время», вопросы 1-4
2
История в произведениях фольклора. Русская историческая песня
1
Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями;
Истории-ческая песня
Лекция
чтение
Стр.19-21, вопросы 1-4, стр.22, вопросы 1-3
3-4
Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»
2
Народный театр как жанр фольклора;
Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра
Народная драма
Работа с учебни-ком
беседа
Вопросы 1-9
5
История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись.
«Смерть Олега от своего коня»
1
Дать понятие о древнерусской литературе;
Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы;
Духовная литература
Канонизация(причисление к лику святых)
Рассказ учителя с элементами беседы
Вопросы 1-5, пересказ
6
Русская воинская летопись.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
1
Дать понятие воинской летописи;
Раскрыть историческую основу воинской повесть;
Работа над особенностями воинской повесть
Воинская повесть
Междуусо-бицы
Работа с текстом
беседа
Домашнее сочинение №5, стр.38
7-8
Жития святых как исторические повествования
«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»
«Преподобные Сергий Радонежский»
2
Дать понятие о жанре жития;
Раскрыть историческую основу ;
Работа над особенностями «Жития»
Духовная литература
Житийная литература
святые
Беседа
Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею»
Сочинение -миниатюра «Сергей Радонежский - воплощение национального нравственного идеала»
Вопросы 1-6, стр. 50
9
Р.Р. Работа со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым
1
Продолжит работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым
План-конспект 53-54;
Сообщение о творчестве Н. М.Карамзина
10
История на страницах произведений XVIII века
1
Познакомить с этапами жизни Карамзина;
Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении
Сообще-ние учащихся
беседа
Прочитать «Марфа - посадница…»
11-12
Н.М.Карамзин «Марфа - посадница…».
Сопоставление исторического труда и художественного текста.
Отличие героини повести и исторического персонажа
2
Понять о чем рассказывается в повести;
Проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести
Аналитическая беседа с чтением отдель-ных фрагментов повести
№10, СТР.70
13
Историческое прошлое в литературе XIX века. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека
1
Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом
Прочитать былины
14
Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков и прочности традиций русской литературы
1
Дать понятие о былинах;
Раскрыть связь былина с русской историей;
Вызвать желание учащихся изучать историю Отечества
былина
Чтение былины с элементами беседы
Стр.80, вопросы 1-5
15-16
Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»
Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.
Сюжет и герои «Песни…»
2
Познакомить с жизнью и творчеством Г.У.Лонгфелло;
Дать представление о романтическом герое и мире;
Трубка мира
Стр.92-93, вопросы 1-9
17
Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго».
В.Скотт - создатель исторического романа
1
Познакомить с творчеством В.Скотта;
Помочь ученикам понять, каковы особенности исторического романа;
Стр.95, вопрос 6, 1-15
18
Отражение истории во всех жанрах литературы.
Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне».
1
Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях;
Повторить знание терминов
Аллегория
Басня
Иносказание
Эзопов язык
Чтение басни
беседа
Задания 1-7
Пересказ статей учебника стр.99-101
19
А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина
1
Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях;
Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?
Аналитическая беседа
Сжатый пересказ статей учебника
Прочитать «Песнь о вещем Олеге»
20
«Песнь о вещем Олеге»
Сопоставление с историческим источником
1
Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть…»
Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность колорита, употреблением торжественной лексики;
Хазары
Перун
Цареград
Пращ
Сеча
Комментированное чтение
беседа
Вопросы 1-4,7, 8
21
«Полтава»
Общий обзор произведений Петра I автором
1
Познакомить с многоплановостью героической поэмы;
Раскрыть историческую значимость двух монархов - полководцев - Петра I и Карла, на примере контраста эти образы рассмотреть;
Паладин
Комментированное чтение
Задание 8, 3, 4, 5
22-23
«Борис Годунов»
Роль и судьба летописца Пимена в пьесе.
Тема власти и неизбежной расплаты за преступление
2
Выяснить, какие эпизоды положены в основу трагедии;
Показать значимость конфликта между Годуновым и Отепьевым
Аналитическая беседа
Наизусть отрывок из лирического и драматичес-кого произведений Пушкина
24
Р.Р. Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина
1
Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина
Выступление учащихся
Прочитать «Капитанскую дочку»
25
Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»
1
Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»
Роман
Семейные записи
Хроника
Прототип
Прообраз
Мятеж
восстание
Сообщение уч-ся
Аналитическая беседа
Сжатый пересказ статей учебника
Написать сочинение-миниатюру «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка»
Сообщение по подгруппам
26
Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет произведения
1
Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания;
беседа
Повторить
6 главу «Пугачев-щина»
27
Роль Пугачева в развитии сюжета
1
Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;
Продолжить работу над художественными особенностями повести
Благородство
Великоду-шие
безразличие
Аналитическая беседа
Чтение эпизодов
Ответить на вопрос: Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?
28
Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова
1
Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой;
Продолжить работу над смыслом названия повести;
Обобщить и систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
Входе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя
Сообщение
Аналитическая беседа
ИНД СООБЩЕНИЕ:выделить уроки отца, которые он получает в родит. доме.
29-30
Историческая повесть и исторический труд.
Пейзаж, интерьер, манера повествования
2
Обобщение и систематизация материала;
31
Р.Р. Сочинение на одну из тем
1
Развитие связной речи учащихся;
Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения
Написать сочинение
32
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе
1
Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта;
Вывить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина;
опричник
Прочитать «Песню…»
План-конспект учебника, пересказ
Вопросы 1-9
33
Герои поэмы и их судьбы
1
Дать характеристику героям поэмы;
Проникнуть в замысел автора;
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
Образ в литературе
Беседа комм.чтение
Сообщение о Гоголе;
34
Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя.
Сюжет повести «Тарас Бульба»
1
Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;
Дать понятие о романтической повести;
Раскрыть сюжет и идейный замысел повести
Романтичес-кая повесть
История
Сюжет пейзаж
Сообщение
Лекция
беседа
Гл 1-2
Вопросы после глав
Гл 3-6
35
Сопоставительная характеристика образов и судеб двух братьев
1
Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;
беседа
Гл 8-11
36
Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)
1
Показать роль художественной детали;
Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя
гипербола
героическая личность
Беседа
Комментирован-ноечтение
Подготовиться к сочинению, вопросы стр.225-226
37
Творчество Александра Дюма. «Три мушкетёра».
Сюжет. Герои.
1
Дать общую характеристику произведению;
Выяснить причину популярности и авторскую позицию
Пересказ
Беседа
Вопросы 1-17
План-конспект стр.260
38
Р.Р. Сочинение по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
1
Развивать связную речь учащихся;
Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения
Сочине-ние
Написать сочинение
39
А.К.Толстой
.Слово о писателе.
Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои.
1
Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;
Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе
Баллада
Беседа
чтение
Задание №8, 7
Прочитать «Князь Серебряный»
40
Роман «Князь Серебряный»
Сюжет и герои романа
1
Помочь учащимся раскрыть особенности романа и писательский замысел;
Познакомить с историческими лицами на страницах романа
Реализм
Романтическое повествова-ние
Аналитическая беседа
Стр.280, №4
41-42
Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой
2
Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст;
Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке;
фольклор
Стр.306, вопросы,
№18 письменно
43
Историческое прошлое в русской лирике XIX века.
Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова…
1
Проследить за основной тематикой стихотворений;
Повторить знание особенностей ритмической организации стиха;
Чтение наизусть
анализ
Прочитать «После бала»
44
Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала»
1
Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел
Аналитическая беседа с чтением эпизодов
Вопросы в тетрадях под запись
45
Роль контраста при создании образа героя
1
Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни
Элементы диспута
тест
Конспект стр.340, 338-339
Вопросы стр 338
46
Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала»
1
Развивать связную речь учащихся;
Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения
47
История на станицах художественной литературы XX века
1
Выявить исторические особенности литературы XX века;
Сформировать первоначальное представление о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи;
Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты живого облика известного человека;
Лекция
беседа
Сообщение о Бунине
48
Былины и их герои на страницах поэзии XX века
1
Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина, его обращением к истории и русскому фольклору (былинному эпосу)
Былинный эпос
Чтение
Анализ
Наизусть «На распутье»
Закончить анализ былины «Святогор»
49-50
Ю.Н.Тынянов. Тема истории на страницах произведений Тынянова
«Подпоручик Киже» и тема деспотизма
2
Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;
Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа;
Раскрыть трагическое одиночество Петра 1
Чтение беседа
Прочитать «Восковая персона». Пересказ,
План-конспектстр.356-357
51
Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования
1
Показать своеобразие рассказа «Восковая персона;
Выявить авторскую позицию
Аналитическая беседа
Стр.387, подготовиться к анализу эпизода
Подготовить пересказ «Чертов мост»
52-53
Марк Алданов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель».
«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.
2
Познакомить с творчеством М.Алданова;
Увидеть в авторе человека, который сопереживает события и беды сегодняшнего дня;
Обратиться к его философским позициям, понять, как он воспринимает ход истории;
тетралогия
Лекция
Аналитическая беседа
Сообще-ние
Подготовиться к обсуждению романов «Мария Стюарт», «Магеллан»
54
С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр
1
Помочь учащимся увидеть в творчестве С.Цвейга обращение к судьбам известных исторических лиц (Бальзак, Диккенс, Ницше, Стендаль, Толстой);
Раскрыть тему человеческой разобщенности;
Познакомить с теорией «животного магнетизма»
6, стр.394
Прочитать «Невозврати-мое мгновение»
55
«Невозвратимое мгновение»
Роль мгновение в судьбе человека и исторического события
1
Определить понимание проблемы;
Вдохновиться пафосом веры в силы человека;
Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему роли человека в истории
Беседа
пересказ
Стр.394, вопросы 1-6
56
Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман о судьбах властителей и простых людей на страницах истории
1
Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;
Показать взаимоотношение власти и народа;
Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого
Лекция
беседа
57
Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев
1
Продолжить знакомство с героями романа;
Выявить своеобразие повествования
1-8, стр.416
58-59
Великая Отечественная война в русской лирике.
(урок-концерт)
2
Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей
Прочитать «Золотая карета»
60
Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии
1
Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова;
Провести обзор содержания рассказа;
Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»;
Обучение учащихся аналитическому пересказу
Комментированное чтение
Индивид.вопросы, стр.451
61
Судьбы героев пьесы и их идеалы
1
Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;
Научить видеть позицию автора в пьесе;
Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации;
План-конспект стр.452-453
62
Р.Р.Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой»
1
Развивать связную речь учащихся;
Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения
63
История на страницах поэзии XX века.
Интерес к темам прошлого в лирике
1
Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов;
Помочь осмыслить прочитанное
Звукопись
Аллитерация
Ассонанс
анализ
Наизусть (по выбору) 2 стихот.
64
Р.Р. Сочинение на тему»Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция автора»
1
Развитие письменной и устной речи учащихся;
Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;
65-66
Обсуждение работ учащихся и повторение по теме «История и литература»
2
67-68
Подведение итогов.
2
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Ученик должен знать:
-
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
-
Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).
Ученик должен уметь:
-
Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
-
Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
-
Определять авторскую позицию писателя;
-
Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
-
Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
-
Использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):
Объем сочинений должен быть примерно таким:
в V классе - 1-1-5 тетрадные страницы,
VI классе- 1,5-2,
VII классе-2-2,5,
VIII классе -2,5-3,
IХ классе - 3-4,
X классе -4-5,
XI классе - 5-7.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V-VIII и 10 дней в IX-XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
В V-XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:
-
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
-
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
-
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
-
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых
-
в классе и прочитанных самостоятельно.
-
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
-
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
V класс- 100-11О слов в минуту,
VI класс-110-120 слов в минуту,
VII класс- 120-130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
-
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
-
Оценка сочинений.
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
-
Содержание работы полностью соответствует теме.
-
Фактические ошибки отсутствуют.
-
Содержание излагается последовательно.
-
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
-
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
-
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
-
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
-
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
-
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
-
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
-
В работе допущены существенные отклонения от темы.
-
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
-
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
-
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
-
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
-
Работа не соответствует теме.
-
Допущено много фактических неточностей.
-
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.
Порядок проверки письменных работ учителями
. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
по литературе:
- в 5-8 классах - не реже 2 раз в месяц
- в 9-11 классах - не реже одного раза в месяц