- Учителю
- Методические рекомендации на тему Пишем сочинение-рассуждение с литературным аргументом
Методические рекомендации на тему Пишем сочинение-рассуждение с литературным аргументом
Учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Творческий проект
«Пишем сочинение - рассуждение с литературным аргументом»
Составитель: Перминова. Л.П.,
педагог дополнительного образования
Промышленная
2016 г.
Содержание
-
Памятка «Пишем сочинение - рассуждение с литературным аргументом» 3
-
Речевые клише для структурных элементов сочинения - рассуждения.................6
-
Перечень проблем текстов, предлагаемых для анализа выпускникам на ЕГЭ ….8
-
Литературный материал по проблемам, как аргументы в сочинении - рассуждении................................................................................................................10
-
Тексты официального сборника типовых вариантов ЕГЭ по русскому языку ...14
-
Образцы сочинений по данным текстам учащихся объединения «Лингвист» ..25
-
Список литературы …………… …………………..................................................38
-
Памятка «Пишем сочинение- рассуждение с литературным аргументом ».
Можно использовать как основу для написания сочинения. ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЗДЕСЬ ДАНЫ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ, выбери для себя нужный.
Опорная схема
Формулируем проблему
Проблема, обозначенная автором (укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист, художник, учёный и т.п.), на мой взгляд, заключается в следующем: (обозначь проблему с помощью риторического вопроса, назывных предложения и др.). Можно (и это выигрышнее!) начать сочинение с риторического вопроса.
Например: «Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте NN.» Можно назвать проблему: «Взяточничество... Испокон веков, наверное, существовала эта проблема: тот, у кого власть и деньги, если он нечист на руку, вынуждал зависимого от него человека дать взятку. На мой взгляд, проблема взяточничества, проблема зависимости слабого от сильного самая значимая во фрагменте, написанным великим Гоголем». Обрати внимание, что в первой части ты формулируешь одну из проблем предложенного текста. Слово «проблема» или «вопрос» должны прозвучать в этой части сочинения. Можно в этой же части работы воспользоваться и такими фразами:
Автор поднимает проблему...
Автор затрагивает важную проблему...
Автора текста волнует проблема...
Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...
Текст Д.С.Лихачёва заставил меня задуматься над проблемой...
Волнующую всех нас проблему.... поднимает писатель Д. Гранин.
Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это...
Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...
Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и ...
Что такое ...? (В чём заключается ...? Какую роль в жизни человека играет ...?). Эту важную проблему поднимает автор.
Комментируем проблему
Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т.д.) NN (укажи автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что... (если это нравственная проблема, то укажи, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», то есть те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, то есть речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметь, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметь её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты).
Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом неотстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему), NN обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т.п.). Передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).
Выявляем авторскую позицию
Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В это случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
Или так: Авторская точка зрения, как мне кажется, выражается довольно чётко. Она заключатся в следующем: если текст публицистический, то авторская позиция - это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция.
Или: Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что.... Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё - таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно - выразительными средствами он рисует картину действительности (если пишешь об этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильности его решения), я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем (или главная мысль автора такова): ___
Сформулировать позицию автора помогут и такие типовые конструкции:
Позиция автора такова: ...
Автор считает, что...
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Автор убеждает на в том, что...
В тексте доказывается мысль о том, что...
Основная мысль текста заключается в том, что...
Хотя позиция автора не выражается явно, логика убеждает читателя в том, что...
АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА ПОДНЯТУЮ АВТОРОМ ПРОБЛЕМУ, ТО ЕСТЬ ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ!!!
Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне. (Или: Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (проходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т.д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста - это будет тезис, который тебе надо доказать.
Почему точка зрения NN кажется мне верной? Во - первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) ... Во - вторых, я неоднократно слышал это от ... В - третьих, в этом убеждает ас классическая литература - (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью радио- или телепередачу т.д.).
ПОМНИ, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОЦЕНКЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ЭТИМ КРИТЕРИЯМ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НАИВЫСШИЙ БАЛЛ, НУЖНО ПРИВЕСТИ НЕ МЕНЕЕ 2-х АРГУМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ВЗЯТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ИЛИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Делаем вывод
Таким образом, (обязательно напиши вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом).
-
Речевые клише для всех структурных элементов сочинения - рассуждения:
- Формирование проблемы
Начиная разговор на тему... автор показывает ... Действительно, кто
из нас с подобным не сталкивался?
Рассуждения (размышления) автора касаются такой важной
(актуальной, значимой) проблемы, как ...
В своей (данной) статье автор поднимает (ставит, выдвигает, решает,
рассматривает, затрагивает) важную для нашего времени проблему…
Автор статьи (текста) затрагивает актуальную проблему…
Одна из проблем, которую поднимает автор, касается…
Текст посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени…
Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема…
Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой
взгляд,…
Для человека всегда актуальна проблема…
Автор неравнодушен к проблеме…
Публицист подчеркивает важность…
Автор не просто обозначает проблему…, но и подчеркивает ее
актуальность…
Злободневность темы выражается в…
Почему же проблема эта так актуальна в наши дни?..
Уже в начале статьи автор заявляет актуальную проблему…
Проблема эта давно известна, но автор представляет ее в неожиданном
ракурсе…
Автор сам формулирует проблему текста…
Автор статьи рассуждает на тему…
Мне близка проблема, которую поднимает автор…
- Комментирование проблемы
В последнее время данная проблем приобретает всё большую значимость
(занимает особое положение в жизни общества).
Истоки проблемы кроются в ...
Такого рода проблемы касаются каждого из нас.
Данную проблему можно отнести к разряду так называемых вечных проблем.
Важность проблемы подчёркивается тем, что ...
Данная проблема заставляет задуматься о ...
Содержание текста сразу привлекает ...
Эта проблема не может оставить равнодушным.
- Позиция автора
По определению автора, ...
По словам (мнению) автора ...
Позиция автора - взгляд учёного (мыслителя, философа, публициста, художниа т.д.).
Как считает автор ...
Мысль, которую развивает автор в тексте, связана с ...
Выражая свою точку зрения, автор ...
Позиция автора заключается в том, что
Автор убедительно обосновал свою точку зрения…
На мой взгляд, автор приходит к выводу…
Главное в авторской точке зрения - …
Эта мысль выражает точку зрения автора: …
Позиция автора сформулирована в предложении…
Думаю, что точку зрения автора разделяют многие, ведь …
Трудно спорить с точкой зрения автора: …
Автор емко, лаконично выражает свою точку зрения…
Позиция автора обоснована…
Авторская позиция вызывает уважение…
Автор текста не остался равнодушным к… и провозглашает…
- Моя позиция
Автор, безусловно, прав, считая, что ...
Я придерживаюсь той же точки зрения, что и автор текста.
Я согласен с мнение автора по данному вопросу.
Мне импонирует позиция автора.
Мне понятна тревога автора.
Позиция автора мне близка.
Я разделяю мнение автора.
Высказывание (мнение, позиция, точка зрения) автора показалась
мне интересным (глубоким, метким, убедительным, волнующим).
Я полностью согласен с автором…
Действительно, трудно не согласиться с автором статьи…
Мое мнение по вопросу… совпадает с авторским…
Трудно спорить с автором, так убежденно и ярко представившим
проблему…
Как не признать правоту автора…
- Аргументы
Приведём ряд аргументов в защиту данного утверждения.
Во - первых ..., а во - вторых ..., наконец ...
Моё мнение имеет такие основания, как ...
Вспомним... Обратимся к... Достаточно вспомнить...
Зачастую трудно бывает доказать самые простые, всем понятные вещи.
И вместе с тем...
Остаётся добавить, что.- Заключение В заключение хочется ещё раз обратить внимание на ...Завершая свою мысль...
-
Перечень проблем текстов, предлагаемых для анализа выпускникам на ЕГЭ .
1. Проблемы семьи: проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?)
2. Проблема роли детства в жизни человека (Почему детство -
важнейший этап жизни человека?)
3. Проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о
прошлом? что значит любить свою семью и свою Родину?)
4. Проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?)
5. Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство
(Действительно ли детство - «золотой» период жизни человека? какова
роль детства в становлении личности?)
6. Проблема нравственной прочности человека (Почему именно в
обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная
сущность человека?)
7. Проблема совести.
8. Проблемы экологии: проблема развития и сохранения русского языка
(Обогащается или портится русский язык благодаря
заимствованиям?)
9. Проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния
человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого
влияния?)
10. Проблема восприятия человеком природы как живой материи
(Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться
о ней?)
11. Человек и общество: проблема несправедливости социального
устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и
нищих? Правильно ли устроено общество?)
12. Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и
голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить
себе есть досыта?)
13. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут
ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не
озлобиться?)
14. Проблема выбора профессии с учётом личных и общественных
интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и
общественные интересы?)
15. Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом
за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед
обществом за реализацию своих способностей?)
16. Проблема свободы личности и ответственности человека перед
обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других
людей? ограничивает ли общество свободу человека?)
17. Проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист
или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и
великодушие (Возможно ли создание идеального общества?)
18. Проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе
коммерциализации культуры?)
19. Проблема влияния телевидения и книг на нравственный облик человека.
20. Проблема детской жестокости в современном мире.
21. Проблема отношения к людям старшего поколения.
22. Проблема влияния технического прогресса на внутренний мир человека.
23. Проблема сохранения душевных качеств человека в сегодняшнем мире современных технологий.
24. Проблема взаимоотношения природы и человека.
25. Проблема современного общества.
26. Проблема назначения искусства.
27. Проблема появления творческого начала в человеке. Кто такие гении и таланты?
28. Проблема изучения опыта великих людей для познания самого себя.
-
Литературный материал по проблемам как аргументы в сочинении - рассуждении.
Ч
Е
Л
О
В
Е
К
И
О
Б
Щ
Е
С
Т
В
О
Ч
Е
Л
О
В
Е
К
И
П
Р
И
Р
О
Д
А
Ч
Е
Л
О
В
Е
К
И
Ч
Е
Л
О
В
Е
К
Проблема несправедливости
социального устройства общества
В чём заключается смысл жизни человека?
Проблема
воспитания.
Проблема обучения.
Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
Значимость труда в жизни человека.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?
Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы?
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).
Проблема доброты, всепрощения.
Проблема ответственности за свои дела.
1. И.С. Тургенев «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна - его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.
2. И.С.Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой - лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.
3. В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася, мальчик из убогой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
4. Н.А. Некрасов стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.
5.Н.С.Лесков «Левша». Глав. Герой Левша, блоху»аглицкую» подковал, но его талант не оценили по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.
6. А.М.Горький повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.
7. Н.В.Гоголь «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин - «маленький человек», отстаивает своё право на мечту.
8. Л.Н.Толстой «После бала». Влюблённый герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий - России богатой и России бедной.
1. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Поиск смысла жизни молодым героем, «Лишний человек» - человек, не привыкший трудиться.
2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.
3. И.А.Гончаров «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
4. Л.Н.Толстой «Война и мир». Главное в лучших героях романа - Андрее Болконском и Пьере Безухове5 - стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть» вполне хорошим, приносить добро людям.
1. Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л.Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.
2. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.
3. В.Г. Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
4. Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
5. Владимир Мономах «Поучение». Уже в летописных источникам проблемам воспитания уделялось огромное внимание: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности...
6. И.А. Гончаров «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, н6ежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.
7. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».
8.М.Ю.Лермантов «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознаёт свой эгоизм, признаётся, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
1. М.М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение.
2. А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.
3. А.И.Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всё жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
1. Л.Н.Толстой «Война и мир». Одна из центральных проблем романа - роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образцах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон же думает лишь о своём величии, потому обречён на поражение.
1.Л.Н.Толстой «Война и мир». Образы Кутузова, наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, кто право имеет, то есть на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.
И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.
3. Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В.Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.
1. А.И.Солженицын «Архипелаг Гулаг».
2. А.А.Ахматова поэма «Реквием». Написана по личным впечатлениям (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключённых в Кресте, петербургской тюрьме.
1. Л.Н.Толстой «Война и мир». Одна из центральных проблем романа - истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранение на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.
2. Большинство книг о войне: М.Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину».
1. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.
2. М.Булгаков «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.
3. М.Булгаков «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!
1. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
2. Троепольский «Белый Бим, Чёрное Ухо».
3. С.Есенин «Песнь о собаке».
1. М.Пришвин «Кладовая солнца».
2. Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них.
1. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле». Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастным самого себя и других людей.
2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
3. К.Г.Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными не позволяют поехать ей к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню оказывается слишком поздно: матери уже нет...
4. В.Г.Распутин «Живи и помни». Муж - дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.
5. В.Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше - спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героям (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа - образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя в вечность.
1. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из - за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.
-
Тексты официального сборника типовых вариантов ЕГЭ по русскому языку 2010 года.
Текст №1.
(1) Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том
смысле, что оно нынче не применимо - не те условия. (2) Для одних
это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно
защитить свою честь от оскорблений? (3) Другие считают: честь
сегодня заменена более высоким понятием - принципиальность. (4)
Вместо человека чести - человек принципов…
(5) Как может устареть чувство чести, чувство собственного
достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6) Как может
устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с
именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно
только беречь? (7) Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П.
Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание
Максима Горького в почётные академики. (9) В знак протеста
Короленко и Чехов отказались
от звания академиков. (10) Для Чехова это был акт не только
общественный, но и личный. (11) Он писал в заявлении, что при
избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12) А
теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны,
выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13) «Я
поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными -
такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним
свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после
долгого размышления я мог
прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного
академика». (14) А ведь так сложились обстоятельства, вроде
независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15) Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16) Но есть такое более
простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17) Оно
не подтверждено никаким документом, справкой. (18) Просто слово.
(19)Допустим, делового
человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать
людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20) Да
мало ли ещё что. (21) Ну, эка беда, не принял, не сделал, не
привёз. (22) Сделает через месяц, примет через два дня, и за это
спасибо. (23) Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой
катастрофы, если исключить одно обстоятельство - слово, дано было
слово.
(По Д. Гранину)
Текст № 2.
(1) Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы
получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая
внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего
духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех
сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности,
именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений,
которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я».
(3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное
целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть
иметь своё действительно своим, - идеал образованного человека. (5)
Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность,
можно лишь путём долго и упорного изучения наук. (6) Имея свои
убеждения, мы становимся в определённое отношение окружающим людям,
к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое
удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого
употребления его на выработку миросозерцания уже служит для
человека источником высоких наслаждений.
(8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по
своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)
Многие при изучении наук преследуют только одни материальные
выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда
соединяется с получением материальных преимуществ. (10) В этом
случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11) Если человек достиг
известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное
существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой
реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких
людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий
существования. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей
первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и
начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются
образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу,
которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради
образования.
(15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:
(16) Грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана!
(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.
(По А. Ф. Лосеву)
Текст № 3.
(1) Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2) То есть
любите ли вы читать книги?
(3) Затратное занятие. (4) Но это как посмотреть. (5) Есть книги,
не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а
удлиняющие её. (6) Словно побывал в местах, где никогда не был,
сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали
близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых
близких людей.
(7) Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал,
что знает.
(8) Есть и другие. (9) Потраченное на них время вычеркнуто из
жизни. (10) Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)
После таких книг становишься только глупее.
(12) Вечная проблема выбора. (13) Электронные версии толстых
журналов немного облегчают жизнь. (14) Можно спокойно полистать,
присмотреться, принюхаться. (15) Но полиграфия нынче быстрая, книгу
издают за две-три недели. (16) А в «толстяках» редакционный цикл -
полгода, а то и больше. (17) Ничего удивительного, что многие
писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут
рукопись в издательство. (18) Так и получается: заходишь в любой
книжный - глаза разбегаются. (19) Хочется купить всё. (20) Как
голодный перед колбасной витриной. (21) Но уже знаешь, что не всё
съедобное. (22) А что съедобное и что несъедобное? (23) На обложках
рейтинговые звёзды не вытиснены. (24) А те, что вытиснены, враньё.
(25) Плавали, знаем, успели распробовать.
(26) Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных
читателей, которых в России осталось не так уж много. (27) Казалось
бы, что за беда? (28) Читают - и пусть себе. (29) Всё лучше, чем
пьянствовать. (30) Но не так-то всё просто.
(31) Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32) Есть
телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33) А есть
книги, без которых жить трудно. (34) И если в юности не попалась
книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35) Он
будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает
книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к
животворной литературе никакого отношения не имеет. (36) И таких
читателей становится всё больше.
(37) Но неужели всё так безнадёжно? (38) Неужели читателю, любящему
живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39) К
счастью, нет. (40) Поразительная закономерность. (41) Живая книга
чудом пробивается к читателю. (42) И диктат рынка ей не слишком
большая помеха.
(По В. Иванову)
Текст № 4.
(1) Наукой заниматься трудно. (2) Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3) Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённые терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4) Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5) Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6) Наукой заниматься не только трудно. (7) Наукой заниматься необходимо. (8) Исследовательская деятельность - мудрый педагог - воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9) По-моему, чем больше людей получает навыки исследования, тем лучше обществу. (10) При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.
(11) Наукой заниматься не только необходимо. (12) Наукой заниматься […]. (13) Во-первых, потому, что преодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14) Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15) В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
(16) Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17) «Почему вы всю жизнь занимается червями?» - спросили одного учёного. (18) «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», - ответил он. (19) Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20) Вы хотели бы посетить этот музей? (21) Хотели бы сводить туда своих детей? (22) Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23) А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.
(24) Труд и любовь. (25) Труд и удовольствие. (26) Труд и радость от труда, сразу же - радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.
(27) Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28) Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание - любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29) Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30) В этом плане наука целебна для здоровья. (31) Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
(По В. Харченко)
Текст № 5.
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте...
(С. Соловейчик)
Текст № 6.
(1) Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице
и сильно повредил руку. (2) Запястье распухло, делать было нечего:
пришлось идти на приём к хирургу. (3) Так я, житель большого
областного города, оказался в обычной районной больнице. (4) Врач
почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике,
освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское
столпотворение. (5) Кого тут только не было! (6) Пожилые женщины,
лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики,
старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому
что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети
плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали
и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
(8) Время шло, а приём всё не начинался. (9) И терпение людей
лопнуло. (10) Вначале послышался какой-то глухой ропот, который,
будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11) Дети, как
по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а
возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.
(12) «Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13)
Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова
закружилась. (14) Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)
Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно
постучал в стекло. (16) Полная женщина взглянула на меня поверх
очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17) Когда она вышла,
я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
- (18) Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)
Пожалуйста, устройте!
(20) Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман
халата.
- (21) Отойдите все от дверей, отойдите! - проворчала она и, пройдя
сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)
Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
- (23) Сейчас вас вызовут!
(24) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения,
разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и
затхлого забивал лёгкие. (25) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся
из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26) Я погладил
его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на
меня. (27) Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.
- (29) Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!
(30) Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался
поднять его с пола. (31) Я закрыл глаза. (32) Дверь распахнулась, и
медсестра звонко крикнула:
- (33) Никитин, на приём!
(34) Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35) Я,
не шевелясь, стоял в стороне.
- (36) Никитин кто? (37) Где он?
(38) Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
- (39) Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
(40) К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41) Я отошёл к
окну. (42) Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на
затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели
голуби. (43) Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот
посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
- (44) Не подошёл ещё Никитин? (45) Ну, тогда следующий по
очереди…
(По К. Акулинину)
Текст № 7.
(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в
чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении
обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего
обращения. (З)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его
особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком
станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом,
хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не
то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести
душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их
триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так,
как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот,
опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть
восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например,
существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в
канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу
посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да
просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и
уж чего не выражает лицо его?, просто бери кисть, да и рисуй:
Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает
плавно, мерно. (8)Тот же самый, орёл, как только вышел из комнаты и
приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит
с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке,
будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а
чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение,
какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в
песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него.
- Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот
говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что:
пищит птицей и все смеётся». (11)Подходишь ближе, глядишь - точно
Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» - думаешь себе...
(Н.В. Гоголь)
Текст № 8.
(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (З)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь - на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям - вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.
(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее - их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.
(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное - становится банальным.
(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк'ОZА) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
(По С. Казначееву)
Текст № 9.
(1) Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то,
что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под
машину.
(2) - Пожалуйста, - вполне серьёзно говорит он крохе, - можешь
гулять, но поставь в известность меня или маму.
(3) Сие - не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком
подслушанный разговор.
(4) Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической
станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». (5)
Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать
попросту: космонавты брали пробы. (6) Но нет, несолидно!
(7) Слышишь, видишь, читаешь такое - и хочется снова и снова бить в
набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8) Это - самая распространённая, самая злокачественная болезнь
нашей речи. (9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей
слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным
названием. (10) Статья его так и называлась - «Канцелярит», и
прозвучала она поистине как SOS. (11) Не решаюсь сказать, что то
был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не
щадя сил, сражаются за честь Слова. (12) Но, увы, надо посмотреть
правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)
Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14) Быстро
разрастаются чужеродные, губительные клетки - постылые штампы,
которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а
лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
(15) Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем
чувство юмора. (16) И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной
обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я
выражаю вам благодарность».
(17) Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая
плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
(18) Хорошо поёт, собака,
Убедительно поёт…
(19) Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо
убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
(20) А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и
отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что
кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не
верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
(21) В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус,
чувство меры, бережное отношение к родному языку? (22) А заодно - и
уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
(23) Кто, если не мы сами?! (По Н. Галь)
Текст № 10.
(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную,
прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к
Норвегии. (3) На освещённом мощными огнями теплоходе. (4) И в этом
туманном мире возникли усталые созвездия…
(5) Я вышел из рубки на крыло мостика. (6) Ветер, дождь и ночь
сразу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8) В стёклах
заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельтботы,
тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки.
(9) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за
трубой.
(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные
птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг.
(11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а
деревья проснулись. (12) И всё вообще вспомнилось, что бывает
внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и
скворцы. (13) Это не опишешь. (14) Это возвращает в детство. (15) И
это связано не только с радостью отпробуждения природы, но и с
глубоким ощущением родины, России.
(16) И пускай ругают наших русских художников за старомодность и
литературность сюжетов. (17) За именами Саврасова, Левитана,
Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в
искусстве радость жизни. (18) Скрывается именно русская радость, со
всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19) И как проста
русская песня, так проста живопись.
(20) И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет
общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость
сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего
анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует
забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в
соплеменнике чувство родины.
(21) Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22) Чтобы не
проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда
искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть
мимолётного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое
пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем
любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая
нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением
Родины?
( По В. Конецкому)
Текст № 11.
(1) В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в
деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь,
пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал.
(З) Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору.
(4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером,
гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал
тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его
дочерей.
- (6) Телевизор вырабатывает пассивность! - горячился фермер. - (7)
Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на
скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое
воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или
лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми
вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем
кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело
используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет и - всё. (10)
Пустота. (11) Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения
играть на скрипке, ни умения кататься верхом...
(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры
играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или
зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то
теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то
теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть
вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству
вместо активного, живого, творческого.
(13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что
потребляют и каковы пожелания в области потребления.
(14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся
вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три
дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)
Первый телевизор куплен в 1959 году, последний - неделю назад.
(18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино.
(!9)3атем постановки, то есть спектакли, (20)На третьем месте -
футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».
(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а
именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и
всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы
по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи.
(22) Над этим стоит, задуматься. (23) Представьте себе передачу об
основах стихосложения. (24) Думаете, её стали бы слушать и смотреть
поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам,
желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27) Так и рассказ об
уборке чая или культивации почвы интереснее городскому
человеку.
(По В. Солоухину)
-
Образцы сочинений по данным текстам.
Сочинение - рассуждение по тексту № 1.
В данном тексте Гранин рассматривает проблему сохранения чести человека в современном мире.
Эта проблема, действительно, актуальна в настоящее время, так как многие считают, что понятие чести устарело и является несовременным.
Автор, безусловно, прав, считая, что чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство, не может устареть, его нельзя ни возместить, ни исправить.
Я полностью согласна с авторской позицией. И считаю, что честь должна быть значима для каждого человека независимо от возраста, ситуации и тем более от времени. На мой взгляд, очень важно пронести честь до самой смерти и быть порядочным на протяжении всей жизни.
Говоря о чести, я сразу вспоминаю, хорошо известную, пословицу: «Береги честь смолоду». Это поистине золотые слова, ведь для любого достойного и уважаемого человека необходимо, чтобы его репутация была чиста.
Именно эта пословица и является эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где шестнадцатилетний Гринёв, оказавшись в горниле войны, не струсил и не перешёл на сторону врага. Преодолев страх, он остался верным своей , присяге, а главное самому себе.
И в заключение хотелось бы сказать, что «бесчестье страшнее смерти».
Сочинение - рассуждение по тексту № 2.
Размышления автора касаются такой важной проблемы, как значение образования. Зачем нужно получать образование?
В последнее время знания приобретают всё большую значимость, так как сейчас в любой профессиональной деятельности наряду с навыками, умениями и они необходимы в первую очередь.
Автор считает, что основная цель обучения - это не только какие - либо материальные выгоды и достижения известного положения, а прежде всего, формирование в нас личности, приобретение своего «я». А.Ф. Лосев убеждён, что пока человек сам не выучится, он не может рассчитывать на те выгоды и ту пользу, «которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования».
Невозможно не согласиться с позицией автора. Я считаю, чтобы добиться чего - то в жизни - нужно много учиться, преодолевать трудности в получении знаний. На мой взгляд, каждый человек должен стремиться к образованию, изучать науки и всё время познавать новое.
Вспомним хорошо известную народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». В ней всё коротко и ясно.
Или обратимся к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Она заставляет читателя смеяться над глупыми, нелепыми героями, а именно над Простаковой, Скотининым и Митрофанушкой. А смешны они оттого, что невежественны и необразованны.
Итак, несомненно, учение обогащает человека духовно и делает его интересной личностью, нужной обществу.
Сочинение - рассуждение по тексту № 3.
(проблема выбора книги для чтения)
Автор текста затрагивает проблему выбора книги для чтения. Какие книги необходимы человеку?
. К сожалению, в наше время не только дети, но и взрослые очень редко берут в руки книги или же читают не для развития и духовного совершенствования, а просто, чтобы «убить» время.
В. Иванов считает, что трудно найти среди множества изданий настоящую книгу, ту, которая «удлиняет жизнь», помогает ответить на интересующие жизненные вопросы, формирует взгляды на жизнь.
Автор, безусловно, прав, считая, что сейчас в книжных магазинах огромный выбор, хочется купить всё, но, как оказывается, не всё «съедобное!»
Я считаю, что следует читать много, но не всё подряд. На мой взгляд, к выбору литературы стоит относиться с большой ответственностью, так как правильно выбранная книга обогащает духовный мир человека, расширяет кругозор, открывает много нового и интересного, учит точнее выражать свои мысли.
Вольтер, французский писатель и философ - просветитель, высказывался о чтении следующим образом: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить».
Или вот, например, хорошо известная пословица: «Лучший друг - хорошая книга». То есть «настоящая книга становится тебе близкой, остаётся в памяти на всю жизнь и помогает в трудной ситуации сделать правильный выбор.
Сочинение - рассуждение по тексту № 3.
(проблема приобщения людей к чтению)
Автор текста поднимает проблему приобщения людей к чтению. Почему это так важно?
Значимость проблемы подчёркивается тем, что в современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. К сожалению, в наше время не только дети, но и взрослые очень редко берут в руки книги.
По словам В. Иванова, читая животворную книгу, человек открывает много нового и полезного, обогащает внутренний мир и развивается духовно,ведь чтение книг - пища для ума.
Я придерживаюсь той же точки зрения, что и автор текста. На мой взгляд, книга помогает принять правильные решения, ответить на многие, интересующие нас, жизненные вопросы, развивает мышление и фантазию.
Недаром М.Горький, для которого книга стала спутником жизни, писал: «Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, наполнит ваше сердце чувством любви к миру...» Этим писатель убеждает в том, что книги - это верные друзья.
Хорошим примером может послужить любимая героиня А.С.Пушкина - Татьяна Ларина в романе «Евгений Онегин», чей образ воплотил в себе лучшие стороны женской души. Именно книги, а не среда поместного дворянства, воспитали в девушке самые важные чувства: искренность, открытость, бескорыстие, они научили её любить и быть преданной.
И в заключение хочется добавить, что книга - важнейший источник информации, благодаря книге человек развивает себя, познаёт жизнь, совершенствуется духовно.
Сочинение - рассуждение по тексту № 4.
Автор текста поднимает проблему влияния науки на жизнь и привычки людей. Что даёт наука человеку?
Данный вопрос очень актуален, так как заставляет задуматься о том, какие результаты можно получить от занятия научной деятельностью.
По мнению автора, наука придаёт смысл повседневности, приносит учёному достаточно сильное и яркое счастье, помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах.
Я полностью согласна с мнением В. Харченко и считаю, что наука вооружает людей знаниями, делает увереннее в собственных силах.
Хорошим примером может послужить М.В. Ломоносов, человек из семьи поморского крестьянина, который только благодаря своему старанию и большому труду добился в жизни очень многого, став известным в разных областях: физике, химии, литературе и лингвистике.
Роль науки в жизни человека огромна, подтверждением тому служат строки М.В.Ломоносова из «Оды на день восшествия на ...престол...Елисаветы Петровны»:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
И в заключение хочется сказать, что наука обогащает духовный мир человека, открывает много нового и полезного, делает его интересной личностью, нужной обществу.
Сочинение - рассуждение по тексту № 5.
Автор текста поднял вопрос о том, что значит «жить духовной жизнью» ..
В наше время данная проблема очень актуальна, так как сегодня многие люди живут плотскими, корыстными интересами, забыв, что значит духовная жизнь.
С.Соловейчик уверен, что духовность - это собственное стремление к высокому, к добру, к правде, умение наслаждаться окружающей тебя красотой, уважение других людей и чувство искреннего сострадания.
Я придерживаюсь той же точки зрения, что и автор текста. На мой взгляд, каждый из нас должен стремиться к духовной жизни: быть честным, искренним, добрым и независтливым человеком, умеющим радоваться сегодняшнему дню.
Моё мнение имеет такое основание, как роман «Война и мир» Л.Н.Толстого, у которого любимые герои - люди, стремящиеся к прекрасному. Например, Наташа Ростова воплощает идеал духовности, она умеет видеть прекрасное вокруг, дарит окружающим тепло, она настоящая, «живая».
Недаром библейская заповедь гласит: «Нужно жить по духу, а не по плоти». То есть на первый план человек должен выдвигать духовные ценности, а уже потом плотские потребности.
И в заключение хочется добавить, что жить духовно - значит любить жизнь, людей, постоянно совершенствоваться.
Сочинение - рассуждение по тексту № 6.
Автор текста поднимает проблему совести, нравственного выбора.
Такого рода проблема касается каждого из нас, ведь совесть - одна из нравственных категорий, необходимых любому, уважающему себя человеку.
К.Акулинин показывает, как его герой, оказавшись в обычной районной больнице и став там свидетелем настоящего «вавилонского столпотворения»: «раскраснелись лица пожилых женщин, старики жмурились, старшеклассницы кричали, грудные дети плакали» - не сломался, не перешагнул через боль и страдания других людей, а остался достойным уважения человеком. При виде малыша с доверчивыми глазами и беспомощного инвалида он остался в коридорчике дожидаться своей очереди, тем самым поступив по совести. «Так и должно быть!» - как бы утверждает автор.
Я, несомненно, согласна с ним. И считаю, что очень важно суметь остаться человеком в любой ситуации, хотя поступать по совести - по плечу далеко не каждому, но именно это и есть удел настоящего человека.
Давайте вспомним роман М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита», где Понтий Пилат мучается оттого, что не может поступить по совести - оставить в живых Иешуа, из-за страха за свою жизнь и карьеру перед властью вышестоящего кесаря. Понтий Пилат оказывается не способным жертвовать собой ради других, за что был наказан одиночеством и неподвижностью.
Или вот, например, Катерина в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Страшным, непростым оказался её выбор, но совестливая и чуткая, она не смогла жить в мире лжи и зла и поступила по совести.
Закончить сочинение хотела бы поговоркой: «Лучше камень на шее носить, чем с нечистой совесть жить».
Сочинение - рассуждение по тексту № 7.
Н.В.Гоголь затрагивает такую проблему, как чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям.
Эта проблема была очень злободневной в 19 веке и до сих пор остаётся актуальной. Действительно, есть о чём задуматься! Что руководит человеком, который быстро меняет маски: то гордый орёл, а то - суетливая куропатка.
Автор считает, что чинопочитание и угодливость закономерно сочетается с презрительным отношением к тем, кто ниже по служебному положению или по достатку, приводя тем самым к потере личной свободы, духовному самоуничижению.
Я придерживаюсь того же мнения, что и автор. И считаю, что каждый из нас должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.
Давайте вспомним рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», в котором идёт речь о встрече двух бывших одноклассников. Главным объектом усмешки является тонкий, он начинает угодничать перед толстым, узнав о его положении, называя своего старого друга «ваше превосходительство» и обращаясь к нему на вы. Толстый даже поморщился и спросил: «...К чему тут это чинопочитание?» А.П.Чехову удалось показать процесс потери тонким человеческих черт.
Или вот, к примеру, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин является образцом угодливости, так как в качестве источника личный выгод видит службу лицам, а не делу. И на вопрос Чацкого: «Зачем же мнения чужие только святы?», он отвечает: «В чинах мы небольших».
И в заключение хочу добавить, что высокий чин и материальный достаток - это ещё не показатель главных жизненных ценностей. И хорошо бы помнить об этом всегда!
Сочинение - рассуждение по тексту № 8.
Рассуждения автора касаются такой значимой проблемы, как развитие и сохранение русского языка.
В настоящее время состояние современного язык вызывает тревогу: на наших глазах русское слово становится бессильным и бесславным. Многие начинают забывать о том, что наш язык является великим и могучим.
С.Казначеев считает, что «слепое» использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, современники перестают ценить слова, которые на Руси всегда имели особую власть. На мой взгляд, наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы. Ведь он объединяет народ, а ещё через язык осуществляется связь с другими поколениями.
Своеобразным заветом звучат слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!»
Или давайте вспомним комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», где Чацкий выступает против рабского подражания иностранцам, тем самым вызывая к себе уважение у читателей.
Завершая свою мысль, хочется ещё раз обратить внимание на то, что нужно беречь наш язык, заботиться о его чистоте, богатстве и выразительности.
Сочинение - рассуждение по тексту № 9.
В данном тексте поднимается проблема канцелярита, его губительного влияния на наш язык.
В последнее время слова - штампы проникают не только в литературу, но и в обыденную речь людей, делая её казённой, убогой, малопонятной.
Известная переводчица Н.Галь обеспокоена такой ситуацией и считает, что канцелярит - «злокачественная болезнь», представляющая серьёзную опасность для нашего языка: обедняет, сушит речь и нередко искажает смысл.
Я полностью согласна с авторской позицией. На мой взгляд, «канцелярский» язык не должен использоваться за пределами делового стиля, где он уместен, целесообразен и необходим. Ведь когда мы начинаем злоупотреблять канцеляризмами, наш язык превращается в сухую и бесчувственную речь.
Не зря же К.И.Чуковский с горечью писал: «Канцелярский жаргон просочился даже интимную речь... И что печальнее в тысячу раз, он усилено прививается детям чуть не с младенческих лет».
Или достаточно вспомнить рассказ М.Зощенко «Обезьяний язык», который так и пестрит канцеляритами, где в разговоре двух приятелей нет ни одного живого слова, понятного даже им самим. М.Зощенко заставляет задуматься, прислушаться и переосмыслить своё отношение к прекрасному русскому языку.
И в заключение хочется ещё раз напомнить всем, что наш язык богатый, чистый, ясный и не нужно его засорять постылыми штампами - канцелярскими изысками.
Сочинение - рассуждение по тексту № 10.
(проблема назначения искусства)
В чём заключается назначение искусства? Такая важная проблема волнует автора данного текста.
Вопрос, поставленный В. Конецким, особенно актуален, так как искусство может воздействовать на душу человека, оно заставляет думать, пробуждает чувства, призывает к действию.
Автор убеждён в том, что функция искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины, вызывать в нём ощущение счастья.
В.Конецкий, безусловно, прав. На мой взгляд, искусство трогает струны человеческой души, наполняет сердце тревогой, бесконечной любовью, радостью жизни, поэтому оно вечно и прекрасно.
Искусство помогает человеку понять свою внутреннюю сущность. Вспомним Наташу Ростову, героиню романа «Война и мир». Молодая графиня, услышав мелодию русской «Барышни», пустилась в пляс. И танец её был таким настоящим, таким русским. Музыка (удивительный вид искусства) пробудила русское начало, которое было в Наташе всегда и которым так восхищался сам Л.Н.Толстой.
Недаром же говорил С.А.Есенин: «Искусство - это не затейливость узоров, а язык, которым я хочу себя выразить».
И в заключение хочу сказать, что волшебная сила искусства способна изменить человека: сделать его лучше, пробудить чувство патриотизма, научить любить жизнь.
Сочинение - рассуждение по тексту № 10.
(проблема ощущения Родины)
В данном тексте затрагивается такая важная проблема, как ощущение родины, с чем оно связано у русского человека.
Чувство Родины - нежное и трепетное чувство любви, согревающее его в течение всей жизни, оно в каждом с рождения, оно в нас о наших отцов и дедов. Эта любовь к каждой снежинке, к каждой улыбке, к каждому повороту дороги на родной земле.
В.Конецкий считает, что ощущение родны у русского человека - это ощущение пронзительного счастья, радости жизни, связано оно с красотой русской природы, с её весенним пробуждением, с творчеством русских художников - пейзажистов.
Невозможно не согласиться с мнением автора. На мой взгляд, близкие сердцу картины родной земли согревают человеческую душу, делают её счастливой, дают силы для жизни. Я думаю, что каждый из нас не раз переживал всё это.
Например, у С.А. Есенина ощущение родины связано с красотой родной земли:
О, Русь! Малиновое поле!
О, синь, упавшая в реку!
Люблю до радости, до боли
Твою озёрную тоску.
А поэт А.И.Кулибин утверждал:
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живёт,
Там только жизнью наслаждаться!
В заключение хочется сказать, что родина, - как мать одна и на всю жизнь! Это - корни, это то, что делает нас сильнее. И ощущение её связано у русского человека с разными, порой пустяковыми реалиями из его прошлого.
Сочинение - рассуждение по тексту № 11.
Как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека, опасно ли это влияние и почему? Такой вопрос ставит перед читателями В.Солоухин.
Безусловно, волнующая автора проблема в наши дни является очень актуальной: люди вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, предпочитают проводить свободное время перед «серым пятном». И это не может не вызвать тревогу.
Автор убеждён: всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует пассивность и потребительское отношение к искусству.
Я полностью разделяю позицию В.Солоухина. Люди, действительно, стали более инертными, они уже не представляют себе жизни без ежедневного просмотра фильмов и передач. Сейчас телевизор даже заменяет семейное общение и чтение книг.
Недаром у Шукшина его главный герой из рассказа «Чудик» чувствует, что живое общение с человеком интереснее, полезнее, ценнее, нежели пассивное восприятие газетного текста.
А вот В.Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, который таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет «невольниками на галерах».
И в заключение хочу добавить, что при частом, безвыборочном просмотре телевизионных передач отмечается резкое снижение фантазии и творческих способностей у людей. Они теряют желание чем - то занять себя, их ничего не интересует и не увлекает. И самое явное свидетельство вредного влияния телепередач, на мой взгляд, это рост уровня жёсткости и агрессивности.
</ Список используемой литературы.
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.:1993.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1996.
3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: 1976.
4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5 - 9кл. М.: Дрофа, 2008.
5. Баш Л.М. и др. Современный словарь иностранных слов. М.: 2000.
6. Букчина Б.З., Калацкая Л.П. Слитно или раздельно? М.:1998.
7. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М.: 1970.
8. Власенков А.И. Русская словесность. Учебник для 5 - 11кл. М.: Просвещение, 1999.
10. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 1988.
11. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение, 1988.
12. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка - Л, 1979.
13. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения. СП, 2000.
14. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: 2001.
15. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания (С). Учебно - методическое пособие. М.: экзамен, 2006.
16. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: словоизменения. М.: 1980.
17. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов. Ростов - на - Дону, 1995.
18. Краткий словарь современных понятий и терминов. М.:1993.
19. Лексические трудности русского языка. М.: 1999.
20. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Минск, 2001.
21. Материалы ЕГЭ по русскому языку (часть 2), 2009 - 2010.
22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 1987.
23. Прядильникова О.В. Орфоэпические нормы современного русского языка. Практикумы. Центр «Педагогический пик» 2007 № 9 - 10.
24. Словарь сочетаемости русского языка. М.: Русский язык, 1983.
25. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. Русский язык. М.: Астрель, 2010.
26. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М.: Дрофа, 1996.
27. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М.:1985.
34