7


  • Учителю
  • Методическая разработка урока Номинация как средство характеристики человека (по рассказам В.М.Шукшина Мастер и Крепкий мужик)

Методическая разработка урока Номинация как средство характеристики человека (по рассказам В.М.Шукшина Мастер и Крепкий мужик)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок выстраивается на основе личностно-деятельностного подхода в обучении. На уроке применяется технология обучения как исследования. Учащимся предлагается принять участие в лингвистическом эксперименте, объектом которого являются номинативные языковые единицы в ра
предварительный просмотр материала















Методическая разработка

интегрированного урока русского языка и литературы

«Номинация как средство характеристики человека»

(по рассказам В.М. Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик»)

























Автор:

Троян Нина Васильевна

МБОУ «Воеводская средняя средняя

общеобразовательная школа»

Целинного района Алтайского края



























2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

Методическая база урока………………………………………………………………3-6

Место урока в системе уроков……………………………………………………3

Актуальность урока………………………………………………………………..3-4

Цели и задачи урока……………………………………………………………….4-5

Этапы урока………………………………………………………………………...5-6

Аналитическое описание хода урока………………………………………………....6-11

Приложение. Дополнительный материал к уроку………………………………….12



























































Введение



Развитие нашего общества на современном этапе требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро меняющемся социуме. Традиционный подход к образованию не содействует становлению неповторимой индивидуальности и творческого начала человека, так как предполагает нормативное мышление, стремление во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы. Это противоречие призвано разрешить использование личностно ориентированных технологий, которые воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике. Назначение личностно ориентированного подхода состоит в том, чтобы обеспечить и поддерживать в ребёнке процессы самопознания, саморазвития, самовоспитания и самореализации.

Творчество, исследовательский поиск является основным способом существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования. В атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету, осознают перспективы дальнейшего процесса познания, логическое соединение изученного и непознанного. В процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей, у учащихся формируется умение позитивного позиционирования, так необходимого в личной жизни и профессиональной деятельности.

Каждый урок превращается, по сути, в исследовательскую или творческую лабораторию, когда в ходе деятельности у учащихся формируются метапредметные умения и навыки: самостоятельно работать со справочной литературой, систематизировать исследуемый материал, выдвигать гипотезы, задавать вопросы и стро­ить суждения, делать аргументирован­ные выводы.

Представление результата проектно-исследовательской деятельности предполагает вариативность. Учащиеся представляют результат в виде «страницы» учебника, сборника собственных творческих работ, лингвистического журнала, газеты, киносценария, буклета, электронного альбома, видео- или слайд-фильма и т.п. с использованием программ MicrosoftWord,MS PowerPoint, издательской системы MicrosoftPublisher.

Использование личностно-деятельностного подхода в обучении формирует критическое и творческое мышление; развивает общеучебные умения, универсальные учебные действия; формируются готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социуме.



















Тема: «Интегрированный урок русского языка и литературы

«Номинация как средство характеристики человека»

(по рассказам В.М. Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик»)»



Методическая база урока



Данный интегрированный урок русского языка и литературы входит систему уроков по развитию речи в 8 классе.

Тема по русскому языку: «Сравнительная характеристика двух лиц».

Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (11-е изд.- М.: Просвещение, 2010); учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс» (М.: Просвещение, 2010), авторы учебника Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Материал изучается в разделе «Прямая и косвенная речь». Количество часов в неделю по русскому языку - 3 часа, в год - 102 часа.

Тема по литературе: «В.М. Шукшин. Герои рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик». Урок внеклассного чтения». Программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Материал изучается в разделе «Из русской литературы XX века». Количество часов в неделю по литературе - 2 часа, в год - 68 часов.

Урок выстраивается на основе личностно-деятельностного подхода в обучении. На уроке применяется технология обучения как исследования.

Актуальность урока вижу в том, что он способствует всестороннему развитию личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.

Интеллектуальное развитие личности. Учащимся предлагается принять участие в лингвистическом эксперименте, объектом которого являются номинативные языковые единицы в рассказах В.М. Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик». На уроке рассматриваются лексические единицы, номинирующие героев, артефакты, действия, совершаемые героями по отношению к церкви, образ которой является идейным и сюжетообразующим центром произведений.

В ходе исследования ученики приходят к выводу, что у писателя среди многих средств для раскрытия характера, для мотивировки его развития (поступки и высказывания персонажа, портрет, мнения о нем других героев и др.) выразительным стилистическим приемом, значительно влияющим на интерпретацию читателем образа-персонажа, являются его номинации. Причем номинации могут присваиваться автором не только напрямую, но и опосредованно, то есть через других героев. Рассматриваемый герой может оцениваться самим собой, номинировать субъекты и объекты окружающего мира, выражая своё отношение к ним, в таком случае номинация выполняет функцию самохарактеристики персонажа.

Анализ номинативных языковых единиц позволяет выявить замысел автора, постичь идею произведения. Данные языковые единицы с номинативной функцией являются наиболее важным материалом для воплощаемых средствами языка обобщённых представлений, отображающих характерные черты мировидения народа.

Определение роли употребления той или иной номинации в тексте актуально, так данное умение необходимо при определении проблемы текста, выявлении авторской позиции в процессе работы над заданием части С ГИА и ЕГЭ.

Каждый ученик на данном уроке включается в исследовательскую деятельность, работая индивидуально, в группах, фронтально, овладевает навыками анализа и синтеза, вступает в диалог и полилог, совершенствует коммуникативные навыки, устную и письменную речь.

Нравственное развитие личности. На примере рассказов В.М. Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик» учащиеся рассматривают проблему ответственности человека за свои поступки, слова, помыслы, приходят к осознанию истинных ценностей жизни, к пониманию красоты мира и человеческой души.

Развитие творческих способностей. Из этапа исследования логически вытекает этап речетворчества, на стадии которого учащиеся выражают в собственном творчестве понимание характеров героев, мотивации их поступков, авторской точки зрения. На этапе рефлексии развивается многожанровое мышление учеников.

На уроке создаются условия для формирования ключевых компетенций, способствующих саморазвитию и самореализации учащихся.

Цели урока:

Образовательная: сформировать чёткое представление о номинации как средстве характеристики человека.

Развивающая: способствовать развитию исследовательских умений и навыков, творческих способностей учащихся.

Воспитательная: воспитывать ответственность за свои поступки, способствовать пониманию учащимися истинных жизненных ценностей; воспитывать любовь к родному слову, к культуре своего народа.

Задачи:

1. Вырабатывать у учащихся навыки лингвистического анализа текста, умение определять идею текста, авторскую позицию.

2. Создать условия для формирования умений сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Способствовать развитию ассоциативного мышления учащихся, обогащению словарного запаса, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися выразительными средствами языка.

4. Формировать у учащихся умение применять знания в новых ситуациях.

Ключевые понятия: номинативная функция слова, номинация, антропоним, роль номинации в тексте, стилистическое своеобразие текста, жанровое своеобразие текста.

Форма урока: урок-исследование

Методы: проблемный, исследовательский (лингвистический эксперимент, метод анализа и синтеза, метод сопоставления, метод обобщения), метод творческого самочувствия, интерактивный.

Приёмы: работа со словарём, подбор и анализ ассоциативных рядов к рассматриваемому слову, анализ текста, сообщения учащихся (культурно-исторический комментарий), создание собственного текста.

Оборудование: медиапроектор; презентация в программе Microsoft Office Power Point, мультимедийный проигрыватель Winamp, аудиозапись колокольного звона, тексты рассказов Шукшина, словари (см. Литература), распечатки таблиц для представления исследовательской деятельности учащихся.

Этапы урокаПрезентация.

Портрет писателя

II. Погружение в тему

1.Обращение к жизненному и читательскому опыту учащихся. Подбор смысловых ассоциаций к имени В.М. Шукшина.

Индивидуальная работа

Презентация:

село Сростки

2.Афиширование записей и дополнение ассоциативных рядов.



Фронтальная работа

Презентация:

высказывания о Шукшине

III. Целеполагание

1.Актуализация знаний.

Беседа о номинативной функции слова и о понятии номинации в русском языке.

Фронтальная работа

Презентация:

портрет писателя

IV. Постановка проблемного вопроса

V. Лингвистический эксперимент

1.Выдвижение гипотезы.

Первоначальное понимание смысла номинативных единиц в заглавиях рассказов.

Словарно-лексическая работа

Фронтальная работа

Этимологический и толковый словари.

Тексты произведений

2.Работа с фрагментом текста.

Словарно-лексическая работа.



Групповая работа

Толковый словарь.

Тексты произведений

3.Представление промежуточных результатов исследования и заполнение таблицы.

Фронтальная работа

Презентация:

иллюстрации к рассказам

4.Работа с текстом произведения.

Анализ системы номинаций.

Словарно-лексическая работа.

Групповая работа

Толковый словарь. Словарь имён собственных.

Тексты рассказов. Аудиозапись

5.Краткие сообщения учащихся об известных храмах. Культурно-исторический комментарий.

Фронтальная работа

Презентация:

фотографии храмов.

Аудиозапись

6.Подведение промежуточных результатов исследования и заполнение таблицы.

Фронтальная работа

Презентация:

иллюстрации к рассказам

7.Творческая работа по присвоению номинаций.

Групповая работа

Презентация:

сельская церковь

VI. Подведение итогов исследования

VII. Рефлексия

1.Написание небольшого сочинения-рассуждения «Как наше дело отзовётся».

Афиширование по желанию

Индивидуальная работа

Презентация: шукшинские чтения. Гора Пикет

VIII. Домашнее задание

Аналитическое описание хода урока

I.Организационный момент. Урок начинается со слов «Люди, милые люди, здравствуйте!». (Каждого, кто приезжает и приходит в музей в селе Сростки, встречает при входе это приветствие Василия Макаровича Шукшина.) Что Вы можете сказать о человеке, который произносит такие слова? (Добрый, искренний, сострадательный…) Озвучивается имя автора приветствия.

II. Погружение в тему. Обращение к жизненному и читательскому опыту учащихся. Учащимся предлагается записать слова, словосочетания - смысловые ассоциации к имени В.М. Шукшина. Появляется следующий ряд слов: громада, творец, созидатель, актёр, режиссёр, великий талант, справедливый, больное сердце, сын России...

Знакомим учащихся с высказываниями о Шукшине и дополняем запись: наш Шукшин, художник, великий знаток русского национального характера, самый русский из всех русских писателей, совесть народная, голос взыскующей совести…

III. Целеполагание. Актуализация знаний. Эти слова и словосочетания позволили подчеркнуть многогранность личности Шукшина, создать портрет писателя, выразить наше отношение к человеку, режиссёру, актёру. Какую функцию выполняют в данном случае эти слова? Номинативную. Отмечаем, что человека в жизни и героя в художественном произведении могут называть по-разному в разных ситуациях. О каком языковом явлении идёт речь? О номинации, т.е. процессе наименования. Термином «номинация» обозначают также результат процесса номинации - значимую языковую единицу (название). Новые названия - новые смыслы. Читать текст - значить выявлять новые смыслы.

IV. Постановка проблемного вопроса. Для активизации познавательной и творческой деятельности создаём проблемную ситуацию. Обращаем внимание учащихся на заглавие рассказов В.М. Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик». В заглавии своих рассказов писатель прибегает к номинации. Называет ли Шукшин своих главных героев в рассказах «крепкий мужик» и «мастер»? (Автор не называет так своих героев, так их не называют и окружающие.) В рассказе «Мастер» - два мастера, но в заглавии слово в единственном числе. Почему? Какой вопрос возникает перед читателем? Учащиеся формулируют проблемный вопрос: «Какой смысл несут названия рассказов?»

V. Лингвистический эксперимент. Чтобы найти ответ на проблемный вопрос, предлагаем учащимся участвовать в лингвистическом эксперименте.

1.Выдвижение гипотезы. На первом этапе ученики говорят о своём первоначальном понимании значений слов, употреблённых в заглавиях рассказов. Затем учащиеся знакомятся со значением слов в толковом и этимологическом словарях, сопоставляют значения.

«Мастер» - талантливый человек; человек, умеющий всё делать, опытный, умелец, искусник, золотые руки…

«Крепкий мужик» - надёжный, сильный, стойкий человек, мужественный, не боится трудной работы…

2.Работа с фрагментом текста (начало произведения). На данном этапе класс делится на 4 группы, две группы работают с текстом рассказа «Мастер», две группы - с текстом рассказа «Крепкий мужик».

Вопросы для 1 группы по фрагменту текста: «Жил-был был некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый - совсем не богатырь на вид. Но вот Сёмка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце... И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она - в руках... Руки у Сёмки не комкастые, не бугристые, они ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них - игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости…».

1. Какие номинации героя использует автор? В чём их особенность? Определите роль эпитетов «непревзойдённый», «красивые».

2. Обратите внимание на жанровое своеобразие текста. От имени кого ведется повествование?

3. Каково отношение автора к герою? Совпадает ли мнение автора и рассказчика?

Вопросы для 2 группы по фрагменту текста: «В третьей бригаде колхоза «Гигант» сдали в эксплуатацию новое складское помещение. […] Шурыгин Николай Сергеевич постоял перед ней [церковью], подумал…».

1. Какие номинации использует автор? Почему?

2. Обратите внимание на первое предложение рассказа. В чем его стилистическое своеобразие?

3. Каково авторское отношение к главному герою?

3.Представление учащимися промежуточных результатов исследования:Некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр, не богатырь.

забулдыга (спившийся, беспутный человек) - непревзойдённый столяр (самый совершенный, такой, что невозможно превзойти).

В описании героя используются антонимичные номинации. Такое противоречие побуждает читателя как можно глубже проникнуть в суть характера героя.

Начало рассказа представляет собой сказовый зачин: «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь…»

Повествование ведётся от лица рассказчика, который выражает своё личное отношение к событиям и героям.



Мнение автора и рассказчика совпадают.

Автор открыто выражает свою симпатию к герою.

Автор любуется руками героя, они умелые, ловкие, трудолюбивые, дело в руках Сёмки спорится. Сила Сёмки в труде и творчестве.

«Крепкий мужик»

Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич.

Указывается должность, фамилия, имя, отчество. Перед читателем возникает образ человека-функции.

Автор начинает рассказ с предложения, которое тяготеет к официально-деловому стилю. Первая фраза похожа на сводку, на отчёт.

Повествование о герое в приведённых предложениях имеет неличный характер. К тому же автор не даёт портретного описания героя.



Автор дистанцируется от героя.

Автор показывает Шурыгина руководителем большого хозяйства («Гигант»!), из чего должно следовать, что герой - уважаемый человек, если он призван направлять деятельность других. Но симпатии автор не выражает. Такое противоречие

побуждает читателя понять причины авторского отношения к герою.

При обсуждении результатов работы на данном этапе важно выявить понимание учащимися употребления слова «забулдыга»: Согласны ли вы с тем, что Сёмка непутёвый человек? Люди называет Сёмку забулдыгой. Он непонятен людям, ведь Сёмка не пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть прочного материального положения в жизни. Герой рассказа не мыслит свой дар как ремесло и средство личного обогащения. Сёмка любит своё дело, он много работает («остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце...).

Сёмка не злой человек. Семка так, для куража, орёт… весело лается с бригадиром… Пьяным он безобразен не бывал, не оскорблял жену…Он честный и скромный. «Работаю я наравне с вами дети у меня обуты-одеты, я не ворую, как некоторые…» Он всю зарплату отдаёт семье.

И если временами он крепко пьёт, то это оттого, чтобы думать, что окружающие люди лучше его. В отличие от других, герой понимает, что в мире не хватает красоты и чуда.

4.Работа с текстом произведения. На этом этапе углубляется понимание номинации как средства характеристики героев.

Как называет главного героя автор? Окружающие? Почему?

«Мастер»: некто Сёмка Рысьрассказчик - забулдыгарассказчик, односельчане - непревзойдённый столяррассказчик, односельчане - Сёмкаодносельчане - Семён РысьСёмка - Семён автор .

Фамилия героя ближе к прозвищу. Личное имя являет собой антропоним в уменьшительной форме, имея дополнительный оттенок: человек с «особинкой», «чудинкой», представляется окружающим человеком, заслуживающим лишь насмешливое к себе отношение. Автор использует иную форму имени - Семён (назван так в начале и в конце своего хождения за правдой). Семка проник в замысел мастера, оставшийся неосуществлённым. На минуту он как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Семён - «слыщащий». Семка услышал «песню» древнего мастера. Песня рождается из самой жизни, из её правды.

«Крепкий мужик»: бригадир Шурыгин Николай Сергеевичавтор - Шурыгинавтор - Николайодносельчане - Колькакладовщик - бригадиравтор - варваручитель - чёртодносельчанин - идиотпродавщица, жена - харя бесстыжаяжена - дьяволвездесущие бабы -дьяволинамать - идол окаянныймать -- дядя Коля ШурыгинШурыгин .

Номинации «чёрт», «дьявол», «варвар», «идол окаянный», «харя бесстыжая» содержат отрицательную оценку, осуждение. Дьявол - сатана, злой дух, злая сила, бездуховная, разрушительная. Варвар - чужеземец, иностранец. Варварами называли захватчиков. Они не ценили культуру, обычаи другого народа, разрушали, истребляли. Шурыгин противопоставил себя всему деревенскому миру. Николай - «побеждающий народ». Но правда не на его стороне. Шурыгин - шурыга - непутёвый человек, негодяй, мошенник.

В.М. Шукшин, выражая собственное отношение к герою посредством назывных единиц, является при этом выразителем мироощущения народа.

Продолжая исследование, учащиеся должны прийти к выводу, что мерилом нравственности человека становится его отношение к храму.

Как поступок Шурыгина называют окружающие?

«Произойдёт нечто небывалое в деревне, своевольничать, что-то непонятное творится с мужем, ответишь за убийство, дурацкое дело, руки чесалась у дьявола».

Звучит запись колокольного звона.

Образ церкви занимает в рассказах центральное место. В чем его значимость? Почему именно по отношению к церкви раскрывается характер героев? Символом чего является церковь для героев рассказов?

«Мастер»: церковкаСемка - белая красавицаСемка - светлая каменная сказка автор - храм митрополит - красивая церковь митрополит - красавица необыкновеннаяСёмка - гордость русского народаСёмка . «Крепкий мужик»: церковкаавтор - матушкамать Шурыгина.

Церковь - дом, родина. Деревня Талица не вымышлена, она находится на противоположном берегу Катуни вблизи от родного села Шукшина Сросток («…бывало, откуда ни идешь, а ее уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил прибавляла...»)

Церковь - частица души и бытия. Небольшая церковка оживляла деревню, люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов. Так выявляется автором связь времён. Как небо привыкли видеть, так и её. Если небо - это символ вечности, то в ассоциативный ряд мы можем добавить: церковь - вечность, бессмертие души.

Церковь у Шукшина - начало соборное, символ единения, она «собирает» людей «вокруг себя».

Церковь - подлинная красота, над которой не властно время.

5.Сообщения учащихся о храмах России (собор Покрова на Нерли, храм Василия Блаженного, Казанский собор в Санкт-Петербурге).

Учащиеся приходят к выводу, что церковь является символом Родины, истории, вечности, чистоты, красоты, единения, исторической памяти, связи поколений, души народа, национальной самобытности, величия духа русского народа…

Звучит запись колокольного звона.

6. Подведение промежуточных результатов исследования.

С чем сравнивает Шукшин разрушение церкви? (Номинация события)

Со смертью человека («Страшная, чёрная в глубине, рваная щель (рана) на белой стене…), с войной (Земля вздрогнула, как от снаряда…). Война - трагедия - смерть - всё было кончено: бесформенная груда, прах ( останки, то, что осталось от тела умершего (высок.). Сравн.: «давно распалась в прах та умная голова» («Мастер»).

Что руководит Шурыгиным, когда он разрушает церковь? Можно ли гордиться таким делом, которое совершает Шурыгин? Чем обеспокоен Сёмка? Хочет ли Сёмка возвеличить себя?

Мотивы поступка героя1. Это же чудо! Я возьмусь отремонтировать.

2. Мне жалко - такая красота пропадает. Ведь сейчас же восстанавливают…

3. Она бы людей радовала - стояла!

4. Это - гордость русского народа, а на неё все махнули рукой. А отремонтировать, она будет стоять ещё триста лет и радовать глаз и душу.



Выводы учащихся:

Сёмка обеспокоен красотой и тайной церкви. Он мечтает дать вторую жизнь Талицкой церкви, желает творить не по заказу, не за деньги. Восстановить церковь - это смысл жизни героя. Семка не возвеличить себя хочет, а подарить людям радость, подарить будущим поколениям красоту, которая бы очищала душу.

1.«Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода-то возить».

2.«Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями».

3.«Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили… Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и …»

4.«Ваську Духанина прокляли - он крест своротил? Наоборот, большим человеком стал…»

Выводы учащихся:

Шурыгин испытывает удовольствие от того, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим начальником. Человеком движет гордыня. Он мечтает оставить о себе память, пусть геростратову, но славу. Но этим гордиться нельзя: дело, совершаемое человеком, должно учить добру.



7.Творческая работа по присвоению номинаций.

Какие новые смыслы открываются для вас в названии рассказов, в номинациях «крепкий мужик» и «мастер»?

Крепкий мужик - человек, который крепко держит жизнь в своих руках, руководитель, никогда не задумывающийся о душе, жестокий и бездушный, думающий только о себе, злая, разрушительная сила, не чувствует красоту, противопоставляет себя обществу; человек, пренебрегающий духовными ценностями; человек, разрушивший миропорядок, гармонию…

Мастер - творец, созидатель, человек ищущий, чувствующий красоту,

верящий в добро, любящий людей, духовная сила, просветлённый человек, одухотворённый человек, хочет дарить радость, чуткий человек, живёт не ради славы и материального благополучия, не своё мастерство хочет возвеличивать, а приносить людям радость, живущий по законам правды, бескорыстно творит, связывает время…

VI. Подведение итогов исследования.

Ученики приходят к выводу, что перед читателем предстают образы человека созидающего и человека разрушающего.

Название «Мастер», во-первых, говорит о слиянии душ Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических, этому единению не мешает разделённость во времени; во-вторых, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке. В образе «крепкий мужик» заложено начало разрушительное. Так ученики подходят к объяснению смысла названий рассказов. В заглавии заключено философское осмысление отношения человека к жизни. Используемая в названии рассказа номинация перерастает в символ.

VII. На этапе рефлексии учащиеся пишут мини-сочинения на тему «Как наше дело отзовётся» на основе художественных произведений или жизненных впечатлений в жанре письма, поучения, дневниковой записи от собственного имени или от имени героев рассказа. Задание предполагает вариативность в выборе материала для рассуждения, жанра творческой работы, характера повествования.

VIII. Домашнее задание: Прочитать рассказ В.М. Шукшина «Чудик», объяснить роль номинаций героя в произведении.























































Приложение

  1. Словарь для урока (Распечатки).

  2. История создания церкви Покрова на Нерли, история Храма Христа Спасителя.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал