7


  • Учителю
  • «Я МИЛЫХ ГУБ ПЕЧАЛЬНЫЙ СЛЕД НАВЕК ОСТАВЛЮ ЗА СОБОЮ…» Вне классное мероприятие к 100 – летию К. М. СимоноваК юбилею К. М. Симонова

«Я МИЛЫХ ГУБ ПЕЧАЛЬНЫЙ СЛЕД НАВЕК ОСТАВЛЮ ЗА СОБОЮ…» Вне классное мероприятие к 100 – летию К. М. СимоноваК юбилею К. М. Симонова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Побединская средняя общеобразовательная школа»

Скопинского муниципального района

Рязанской области









« Я МИЛЫХ ГУБ ПЕЧАЛЬНЫЙ СЛЕД НАВЕК
ОСТАВЛЮ ЗА СОБОЮ…»


Внеклассное мероприятие к 100 - летию К.М. Симонова




Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы:

Воробьева И.А.











2015-2016 уч.год

« Я МИЛЫХ ГУБ ПЕЧАЛЬНЫЙ СЛЕД НАВЕК
ОСТАВЛЮ ЗА СОБОЮ…»

Внеклассное мероприятие к 100 - летию К.М. Симонова


(Слайд 1)

Ведущий 1: Жизнь и творчество Константина Симонова - явление по-настоящему масштабное, неординарное. Он был писатель неограниченного размаха: поэт, прозаик, публицист, драматург, кинодраматург с мировым именем, с мировой известностью.

И общественную работу он вел по-настоящему широко: редактировал крупные издания, был секретарем Союза писателей, депутатом, лауреатом многочисленных премий. И кроме всего прочего был очень интересным человеком. (Слайд 2)

Симонову было присуще остро развитое чувство товарищества. Он, не считаясь со временем, чем мог, помогал друзьям: пробивал в печать несправедливо затертые рукописи, был всегда готов поговорить по душам, поддержать в трудную минуту жизни. У него был особый дар дружить, быть внимательным к окружающим, делать добро людям.


(Слайд 3)

Ведущий 2: Мать Симонова - Александра Леонидовна происходила из старинного дворянского рода, но об этом, конечно, не говорили. Воспитывал (Слайд 4) Симонова отчим - краском Александр Григорьевич Иванищев, он привил мальчику привязанность и уважение к армии, ко всему военному.

Константина Михайловича назвали при рождении Кириллом, но он картавил, произнести Кирилл было для него сложно, поэтому он упростил имя и стал Константином.

(Слайд 5-7) Родился он в 1915 году в Петрограде, детство провел в Рязани и Саратове из-за переездов в связи с военной профессией отчима. (Слайд 8) В 1931 году семья переехала в Москву, Симонов закончил ФЗУ (фабрично-заводское училище), работал токарем на заводе, в это же время начал писать стихи, в 1934 году поступил в Литературный институт им. Горького, с 1936 года начал печататься.

Друзья по литинституту вспоминали, что часто собирались у Константина Симонова дома, а его мама обязательно кормила их и всем связала из разноцветной шерсти полосатые уютные кашне, в которых они щеголяли по институту.


(Слайд 9)

Ведущий 1: Летом 1939 года молодой поэт в качестве фронтового корреспондента выехал на театр военных действий в Монголию. Его влекла к себе героика борьбы. На Халхин-Голе он впервые встретился с реальными героями своих будущих произведений, увидел их в ратном труде. Отныне образы воинов, сражавшихся за Родину, становятся основными в творчестве Симонова-поэта, драматурга, прозаика. (Слайд 10)

Надо отметить, что Константин Михайлович - один из немногих литераторов, обладавших таким богатством живых впечатлений и таким знанием армейской среды. Наверное, поэтому о войне он рассказал просто, но за всей этой простотой стоит мужество, стойкость и выносливость русского солдата. Он словно по зернышку собирал горсть всё то, что укрепляло надежды на будущее, веру в победу.В этом же году у него родился сын Алексей.

Симонов был женат на Евгении Ласкиной - филологе, редакторе.

Творческая жизнь Константина Михайловича складывалась удачно, он много пишет, печатается, его пьесу «Парень из нашего города», посвященную войне в Испании, ставят в театре, жизнь его идет в ускоренном темпе. (Слайд 11)

Началась великая Отечественная. И на этой же высокой скорости Константин Симонов ворвался в войну. С первого дня Великой Отечественной войны поэт на фронте. (Слайд 12-16)

Вместе с солдатами он прошёл трудными дорогами народного подвига, создавая «стихи, от которых сжимались кулаки, стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», - сказал А. Сурков. Лучшие произведения тех лет составляли сборники «С тобой и без тебя», «Лирика», «Война». Их эмоциональное воздействие никогда не потеряет свой смысл. Чего стоит стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», посвящённое другу-поэту Алексею Суркову. В военной печати он вскоре же зарекомендовал себя первоклассным журналистом, в газете «Красная звезда» он занял одно из ведущих мест.

Чтец (на фоне военной кинохроники читается стихотворение) (Слайд 17-18)

Написанное в 1941 году под непосредственными горькими впечатлениями трагического начала войны, оно отразило боль, страдание, горечь отступления армии с необычайной правдой. Обобщенным образом войны, огромного народного горя видится герой стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете…» Этого седого мальчика поэт встретил на Минском шоссе июльским днём 41года. У ребенка погибла мать, а отец вёз его вместе со своей батареей из-под Бреста. Мальчик видел столько горя, что «за десять лет ему зачтутся эти десять дней». (Слайд 19)

Чтец (читает стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…»)

Ведущий 2: Симонов пробирался в самое пекло боя, не останавливали его трудности и опасности. В 1941 году он оказался в Севастополе и очень хотел попасть в Констанцу - румынский порт, чтобы написать очерк, но ему отказали, тогда он уговорил командование флота и его взяли на подводную лодку, шедшую к румынским берегам для минирования.

Симонов был на полях Московской битвы, был под Ржевом, был в Сталинграде в отчаянно трудные сентябрьские дни и ночи 1942 года, был в Приполярье. Он побывал почти на всех фронтах Великой Отечественной. (Слайд 20-21)


(Слайд 22)

Ведущий 1: В Отечественную войну работу в «Красной звезде», как и на Халхин- Голе, Симонов начал со стихов. Но жизнь сразу повернула его к прозе; шли тяжелые бои, а это не всегда укладывалось в стихотворную форму. Но писал он и стихи: «Безымянное поле», «Убей его». О стихотворении «Убей его» один фронтовик - танкист сказал: « Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый меткий снайпер.

Звучит аудиозапись стихотворения «Убей его» в исполнении К.Симонова

Ведущий 2: «Подобно электрическому току, - как сказал А. Сурков, -пронизало тысячи сердец стихотворение К. Симонова «Жди меня». Впервые было опубликовано в газете «Правда» в 1942 году, в самые трудные дни, когда решалась судьба страны, т.к. враг рвался к Москве. Это стихотворение приобрело неслыханную популярность, оно расходилось во множестве списков, уходило в письмах с фронта на фронт, перепечатывалось фронтовыми газетами. И всё это потому, что в столь небольшом, похожем на заклинание тексте поэту посчастливилось выразить мысли, чувства, великую сердечную боль миллионов мужчин и женщин, разлученных войной.

Глубокий отклик в народном чувстве нашёл призыв ждать героя с фронта, во что бы то ни стало, верить в победу любви над смертью. Такое стихотворение не могло не появиться, т.к. оно призвано было поддерживать народную веру в грядущую победу, веру воюющих в надёжность тыла. Он сумел угадать самое главное, самое всеобщее, написал то, что было жизненно необходимо ему самому. Стихи вышли с посвящением «В.С.», но секрета в этом большого не было, все знали, кто эта В.С. А в следующем, 1943 году на экраны вышел фильм «Жди меня» и главную роль в нем исполнила В.С. -Валентина Серова. Вся симоновская лирика военных лет, весь сборник «С тобой и без тебя» был горячо принят читателями. За стихами стояло то всеобщее и грандиозное - война, то всеобщее и всечеловеческое - любовь.

Ученица рассказывает (коротко биографию Валентины Серовой)

(Слайд 23-25)

Звучит песня «Жди меня» в исполнении Б. Окуджавы


Ведущий 1: Из воспоминаний литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса: «…Мне попал в руки томик стихов в синей обложке «С тобой и без тебя». Интимная лирика. Любовь. Эта интимная лирика распространилась в народе, как пожар в лесу. Поэт писал о судьбе двух людей - об их любви, разлуке, тоске, мучительной радости встреч. О любви двух обыкновенных людей в дни великих исторических событий. О любви в дни всеобщего горя и ненависти. Фактически - о жизни на грани смерти. Вот почему эту книгу Константина Симонова рвали тогда друг у друга из рук, переписывали, заучивали наизусть.


(Слайд 26-30)

Ведущий 2: Перед самой войной Константин Симонов был занят постановкой своей пьесы «Парень из нашего города» в театре Ленинского комсомола и там познакомился с актрисой Валентиной Серовой, вдовой недавно погибшего летчика Анатолия Серова, Симонов серьезно увлекся актрисой, так серьезно, что ради нее оставил семью. Любовь к этой женщине была и его бесконечным счастьем и безумной трагедией. Они прожили вместе 15 лет, много раз расставаясь и сходясь вновь, он безумно любил ее, а она не умела ждать, хотя «Жди меня» было написано только для нее, а последняя строка «Просто ты умела ждать, как никто другой» была убеждением самого себя в том, во что он хотел верить и верил с присущим ему мужским упрямством.

Ведущий 1: Вся лирика 1941 - 42 годов была посвящена ей, поэт любил и мучился этой любовью

…Кем была ты? Моей или чужой?

Отсюда сердцем мне не дотянуться…

Прости, что я зову тебя женой

По праву тех, кто может не вернуться.

Своей единственной Музе - Валентине Серовой Симонов посвятил свои лучшие лирические строки. Серова была легкомысленной женщиной, поэт понимал это, но все прощал ей.

…На небе любят женщину от скуки

И отпускают с миром, не скорбя…

Ты упадешь ко мне в земные руки.

Я не звезда. Я удержу тебя.

Ведущий 2: Серова воспринималась публикой не только как артистка, но и как Муза, адресат необыкновенной любовной лирики. Ей следовало очеловечивать Женщину, верную и любящую. Но она была еще и просто женщиной, ветреной и увлекающейся.

… Мне не надо в раю тоскующей,

Чтоб покорно за мною шла,

Я бы взял с собой в рай такую же,

Чтоб на грешной земле жила,-

Злую, ветреную, колючую,

Хоть ненадолго, да мою!

Ту, что нас на земле помучила

И не даст нам скучать в раю.

Июнь 1941 года, Симонов мотается по фронтам, ежесекундно рискуя жизнью, время тягостное и тяжелое, и в это время рождаются слова любви и нежности

…Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас не судил,

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил…

(Слайд 31) А его Муза в это время увлеклась молодым красавцем- генералом Рокоссовским, будущим маршалом, это увлечение получило такой резонанс, что пришлось вмешаться даже самому Сталину. А поэт в это время ревнует, тоскует, любит:

…Где ты плачешь, где поешь, моя зима?

Кто опять тебе забыть меня помог?

(Слайд 32-35)

Ведущий 1: С Серовой они разошлись в 1957 году, но Симонов любил ее до конца жизни, он просто не мог простить

…Я милых губ печальный след

Навек оставлю за собою…

После окончательного разрыва Валентина Серова увлеклась алкоголем, стала постепенно опускаться.

(Слайд 36)…Декабрьским пасмурным утром 1975 года в фойе театра киноактера внесли гроб. Невозможно было узнать в той, что в нем лежала, некогда ослепительную красавицу Валентину Серову, если бы не портрет, выставленный в изголовье, с которого смеялась молодая кинобогиня.

Симонов не был на похоронах, он в это время отдыхал в Кисловодске, Константин Михайлович прислал на похороны 58 роз по числу лет.

От их брака осталась дочь Маша очень похожая на отца, хотя Симонов жалел, что она не похожа на Серову.

Ведущий 2: Незадолго до смерти Константин Симонов попросил дочь Машу привезти в больницу архив Валентины Васильевны.

Он сжег все письма, которые писал ей, не желая, чтобы чужие глаза заглядывали в их непростые отношения.

Когда через пару дней дочь приехала, то не узнала его, он как-то сразу постарел, согнулись плечи, ходил, шаркая, из угла в угол по больничной палате, долго молчал, а потом посмотрел на дочь глазами, полными боли и страдания и сказал: «Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… и самым большим горем…»

Лицо твое усталое,

Несхожее с портретами,

С мороза губы талые,

От снега мной согретые,

И твой лениво брошенный

Взгляд, означавший искони:

Не я тобою прошенный,

Не я тобою исканный.

Ведущий 1: Константин Симонов был потрясающе работоспособен, его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записи. Собрание его сочинений составило 11 томов. (Слайд 36-37)

Пятнадцать лет Константин Симонов работал над трилогией « Живые и мертвые». «Это самое капитальное из того, что написано о войне»,- писал поэт Алексей Сурков. (Слайд 38)

Произведения Константина Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа в годы войны и навсегда остались в его памяти Они стали такой же приметой той суровой поры, как голос Левитана, читавшего суровые сводки Совинформбюро, как грозная мелодия «Священной войны, названия знаменитых сражений и имена прославленных полководцев. (Слайд 39)

В конце пятидесятых годов Симонов женился на Ларисе Алексеевне Жадовой - вдове поэта Семена Гудзенко. Константин Михайлович наконец-то обрел настоящий дом, которого у него по сути и не было. Она была прекрасной матерью и хозяйкой. Именно с ней Константин Михайлович обрел тихую семейную гавань. Лариса Жадова родила ему двух дочерей, Катю и Сашу.

(Слайд 40)

Ведущий 2: В поэзии Константина Симонова мелькает тень трагедии, связанная с женщиной. Его творчество часто сравнивали с поэзией англичанина Киплинга, и ему льстило это сравнение, потому что он сам очень любил Киплинга, его философскую поэзию, переводил его стихи и эпитафии.

Один из последних переводов - эпитафия «Просьба»: «Заканчивая путь земной, всем сплетникам напомню я: так или иначе со мной еще вы встретитесь, друзья! Я вам оставлю столько книг, что после смерти обо мне не лучше ль спрашивать у них, чем лезть с вопросами к родне!». Наверное, не случайно именно этот перевод напечатан в конце его последней книги, на последней странице.

Ведущий 1: …На шестом километре дороги из Могилева в Бобруйск сквозь деревья видна площадка с большим диким камнем.

Что это, памятник? У камня всегда цветы и высечено имя - Константин Симонов. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбой тех, кто воевал - с живыми и мертвыми.

С тыльной стороны камня - литая доска «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

Здесь недалеко сохранились остатки рва, чтобы остановить танки, но их остановил не ров, а люди, тут и полегшие. Симонов видел, как это было.. Помнил об этом всю свою жизнь и однажды обмолвился, что хотел бы, чтоб его прах был развеян на Буйническом поле боя под Могилевом.

В своей последней работе «Шел солдат» Симонов говорит: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне весь век не забыть - поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков…»

Ведущий 2: Сам Симонов умер не в бою, а в больничной постели от тяжелой болезни 28 августа 1979 года. (Слайд 41)

Он жил полноценно до последнего часа, жил горячо и жадно, не берег себя, ни от чего не отказываясь в своей через край плещущей жизни. Он много сделал, очень много для одного человека.

Каждая эпоха рождает художников, которые всем существом, всеми мыслями, всей жизнью, всем творчеством очень точно соответствуют именно этому времени, именно этому народу.

Они родились для того, чтобы стать выразителями этой эпохи.

Счастье художника, что он нужен, он живет в своем времени, у него есть слова и краски, чтобы выразить и показать жизнь, которую он знает, которой живет.

Вот таким поразительно современным художником был Константин Михайлович Симонов.

Ведущий 1: 28 ноября 2015 года Симонову исполнилось бы 100 лет. У Константина Симонова четверо детей: сын Алексей, три дочери Маша, Катя, Саня и пятеро внуков.

Учитель: В заключении нашего мероприятия я попрошу вас написать сиквейн о творчестве К.М. Симонова, об одном из его стихотворений или о нашем мероприятии в целом. А писать мы их будем на фронтовых треугольниках.

Использованная литература:

1. Богатко И.А. Мужество века: (Актуальность современной советской прозы о войне). Пособие для учащихся. - М: Просвещение, 1979.- 80с.

2. Богданова М.Е. «Как я выжил…» // Читаем, учимся, играем - 2005 - №10- с.66 - 73.

3. Грудцова О.М. Литературные портреты. (p class=»MsoNormal» style=»: 14pt»Луговской, Светлов, Симонов, Наровчатов). Книга для учащихся.- М: Просвещение, 1977.- 96с.

4. Зархи С.Б. «Чужого горя не бывает…»: Лит. Композиция для старшеклассников о творчестве К.Симонова. // Читаем, учимся, играем - 2000 - №3 - с.51 - 58.

5. Коган А. Перечитывая войну: (Литературно- критические очерки).- М: Худ. лит,1975. - 318с.

6. Константин Симонов в воспоминаниях современников: Сборник. - М.: Советский писатель, 1984. - 608с.

7. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения : Размышления о И.В.Сталине.- М: Книга, 1990.- Время и судьбы) - 431с.

8. Симонов К.М. Если дорог тебе твой дом…: Поэмы. Стихотворения. Повесть. - М: Мол. гвардия, 1982.- 479с.- (Б-ка юношества).

9. Симонов К.М. Стихотворения. Поэмы.- М: Правда, 1982.- 442с.

10. Финк Л. Константин Симонов: Творческий путь.- М: Сов. писатель,1979. - 414с.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал