7


  • Учителю
  • Мастер- класс 'Анализ лирического произведения как важный этап подготовки к предметной олимпиаде по литературе'

Мастер- класс 'Анализ лирического произведения как важный этап подготовки к предметной олимпиаде по литературе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В мастер-классе представлен опыт работы по подготовке к предметной олимпиаде по литературе. Анализ лирического произведения является заданием повышенной сложности. Материал, представленный для публикации, направлен на пошаговое освоение данного вида работы.
предварительный просмотр материала

Мастер-класс

«Анализ лирического произведения

как важный этап подготовки к предметной олимпиаде по литературе» (слайд 1)

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас! Знаете, я часто размышляю о смысле учительской жизни, о миссии Учителя на Земле. С каждым годом все больше убеждаюсь в том, что учитель, работая с детьми, учится и сам. В подтверждение своих слов прочитаю вам древнюю притчу:

(слайд 2)

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка .

-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

-Жду тебя!- ответил старик - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно!- удивился человек.

-Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю, если сам не умею летать?

-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.

Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.

Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:

-А меня больше всего радуют твои крылья..."

Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.

Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу, учась, воспитываю, воспитываясь. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по подготовке к предметной олимпиаде по литературе.

(слайд 3)

Среди форм проверки знаний учащихся, олимпиаду, я считаю, самой действенной и иногда, шутя, говорю детям, что на этом смотре знаний они должны показать «высший пилотаж».

(слайд 4)

В этой области у нас имеются результаты, как на муниципальном, так и на республиканском уровне. И, поверьте, эти результаты как раз окрыляют, придают уверенность и вдохновляют на дальнейшее творчество. А сегодня мы с вами поработаем над одним из самых основных заданий на олимпиаде по литературе, анализом лирического текста.

Первым этапом нашей работы будет прослушивание небольшого музыкального лирического этюда на слова известного поэта-импрессиониста 19 века А.А.Фета. Но прежде чем это сделать, нам нужно вспомним, что такое импрессионизм.

(слайд 5)

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети 19 - начала 20 века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлевать мир в его подвижности и изменчивости, передавать свои мимолетные впечатления.

- Прослушайте внимательно этюд и скажите, какие впечатления испытали вы от услышанного?

Прослушивание лирического этюда. (до слов «этот говор вод»)

- Итак, какие впечатления испытали вы от услышанного? Почему?

- Импрессионисты пытались запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости. При помощи каких слов в стихотворении автор передает эту подвижность и изменчивость? (крик, говор, зык - громкий, резкий звук, крик, гул неприятного низкого тембра, свист)

- Какой частью речи являются все эти слова? (существительное)

- Но существительное обозначает предмет? Почему же здесь оно обозначает действие? (так как образовано от глагола).

- А теперь найдите в стихотворении глаголы (нет)

- К какому выводу мы пришли? (глаголов в стихотворении нет, но движение создается при помощи отглагольных существительных).

- Это одна из главных особенностей этого стихотворения.

- Фет был неким экспериментатором, а композитор П.И.Чайковский даже назвал его поэтом-музыкантом. Мы с вами в этом уже убедились. Но, продолжая тему, можно сказать, что поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя при помощи фонетических средств выразительности, таких как ассонанс, аллитерация и анафора.

(слайд 6)

(ассонанс - повторение одинаковых гласных, аллитерация - повторение одинаковых согласных; анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф).

(слайд 7)

- Найдите примеры использования ассонанса, какие гласные звуки чаще всего встречаются в первых двух строках? (ассонансы на -а-, уже в первых двух строчках мы 8 раз встречаем звук (а)). Именно этот звук лежит в основе создания романсов, которые написаны на слова Фета «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом».

- Перейдем к следующему средству. Аллитерация на какой звук происходит в строчках «этот синий свод», «это все весна». (аллитерация на звук [с]). Не зря именно в последней строчке использует Фет аллитерацию на этот звук. Он выражает чувство света, оптимизма, уверенности.

- Повторение сонорного «р» и свистящих «з» и «с», близких к звукам природы, делает картину не только зримой, но и слышимой, как будто объёмной, полнокровной.

- Перейдем к следующему термину «анафора». Анафора является следующей особенностью этого стихотворения. Найдите повторы в начале строк. Каждая новая строка начинается с местоимения это, эти, эта. В некоторых строках оно встречается дважды: «эти стаи, эти птицы», «эти мошки, эти пчёлы». Таким образом, задаётся особый ритм, задорный, динамичный. А если внимательно вглядеться, то можно обратить внимание на то, что визуально анафора напоминает некую кромку в ткани стихотворения, соединяющую и укрепляющую все нити и основы, и утка, которыми являются мысли и эмоции лирического героя.

- А теперь обратите внимание на то, сколько предложений в этом стихотворении. (одно). Удивительно, правда? Произведение состоит из одного предложения, чем также подчёркивается стремительность, быстрота смены событий, будто все весенние месяцы сжались до нескольких секунд.

(Слайд 8)

- Перенесите взгляд на репродукцию картины художника-импрессиониста Виктора Борисова-Мусатова «Весна». Кого мы видим на переднем плане? (загадочную девушку, отвернувшую от нас лицо и смотрящую в глубь сада).

- Теперь снова вернемся к стихотворению. Возникает ли здесь образ девушки-возлюбленной? В каких словах? (эти капли - эти слезы, жар постели). Значит, это стихотворение пейзажной лирики тесно переплетается с любовной лирикой, ну и, конечно же, с философской.

- А сейчас самое интересное. Русская поэзия, как правило, предстает нам в виде стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Для того чтобы определить тип рифмы, нужно посмотреть, каким является ударный слог в строке: последним или предпоследним.

Расставьте ударение в первой и третьей строкАх стихотворения. (работа)

- На какой слог падает последнее ударение в первой строке? (Последнее ударение в первой строке падает на предпоследний слог).

- Такая рифма называется женской. А в третьей строчке ударный слог является последним. Как вы считаете называется этот тип рифмы? (Мужская)

(Слайд 9)

- Благодаря сочетанию женской и мужской рифмы задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Строки словно "пульсируют".

- Мы с вами держим свою руку всегда на пульсе жизни так же, как и импрессионисты. Само слово образовано от французского и означает «впечатление». Какие впечатление вы испытали? Что вам больше всего запомнилось?

- Вот именно так, шаг за шагом, кропотливо мы приближаемся к заветной цели - постичь новое, неизведанное и учимся вместе со своими учениками.

(слайд 10)

-Спасибо за сотрудничество. Улыбнемся друг другу дружескими и добрыми улыбками. Улыбнемся улыбкою радости, познания и продвижения, ведь уже завтра наступает весна! А у весны прекрасно каждое мгновение, дело за малым - уловить его! Спасибо за работу!





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал