- Учителю
- Материал для виртуальных образовательных экскурсий по литературе 5 класс ФГОС
Материал для виртуальных образовательных экскурсий по литературе 5 класс ФГОС
Музей Ломоносова
Музей Ломоносова
164555, Россия, Архангельская область, с. Ломоносово,
Телефон: + 7 (818) 303-70-06
Режим работы:ежедневно с 10:00 до 17:00. Выходной понедельник
М.В. Ломоносов
«Ломоносов был великий человек, между Петром I и Екатериной II он единственный является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом». А.С. Пушкин
В честь памяти великого русского ученого М.В. Ломоносова на его родине в 1940 году был открыт историко-мемориальный музей. 5 ноября 2004 года произошло изменение в названии учреждения. При объединении трех музеев, находящихся на территории Холмогорского района, образовалось Муниципальное учреждение культуры «Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова».
70 лет музей занимается научно-просветительской деятельностью, осуществляет комплексное хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Основной фонд музея составляет 4859 единиц хранения, научно-вспомогательный - 5003 ед., книжный фонд библиотеки - 3038 ед. Дважды полностью менялась экспозиция, вводятся новые материалы и экспонаты, применяется новое музейное оборудование, технические средства.
Многие экспонаты прошли реставрацию благодаря программам «Культура Русского Севера» и «». За 2008-2009 годы отреставрировано 32 предмета, еще 9 находятся на реставрации. художника А.Я. Румянцева (в книге поступлений она числится под номером один и является доминирующим предметом в экспозиции музея) вернулась из реставрационных мастерских им. Грабаря. Корпус уникальных часов 1755 г., мебель 18-19 веков, , , книга и художественные картины - все эти предметы прошли через руки реставраторов. Макет химической лаборатории Ломоносова, обожаемый самыми маленькими посетителями музея, тоже преобразился.
Здание музея
Здание музея, построенное в 1892 году, окружено тремя пристройками, открытие которых было приурочено к юбилейным датам М.В. Ломоносова. К 290-летию ученого был открыт выставочный зал, где разместились две постоянные выставки - «» и «Картины северных художников». К 300-летию Михаила Васильевича открылся ещё один зал для временных выставок и , где проводятся мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, и созданы все условия для желающих самостоятельно изучать жизнь и научное наследие великого ученого. В этом же помещении разместились музейные фонды и библиотека.
На территории музея (усадьбе Ломоносовых) произошли изменения: пруд отца Михаила Васильевича - Василия Дорофеевича расширен, берега закреплены камнем, в саду появились новые насаждения, туристы могут отдохнуть в беседке.
За 70 лет музей посетили почти 650 тысяч человек, для них проведено более 18 тысяч экскурсии. Ежегодно, в дни проведения Ломоносовских чтений и дни памяти ученого, на его родину приезжает много гостей. В 2008 году музей посетила делегация Московского координационного совета региональных землячеств, в 2009-м побывали преподаватели и сотрудники МГУ им. Ломоносова. Москвичи взяли шефство над музеем. Впервые в музее состоялось выездное заседание коллегии по культуре администрации Архангельской области и областного краеведческого музея по теме «Перспективы развития муниципального учреждения культуры «Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова».
В годы перестройки резко снизилась посещаемость музея, сейчас число посетителей медленно растет, но это далеко не 80-е и начало 90-х годов - тогда музей принимал за год до 35 тысяч посетителей.
Какие бы политические события в стране ни происходили, музей М.В. Ломоносова всегда выполнял свою миссию. Главным для сотрудников было и остаётся- сохранить накопленное за многие годы и обязательно пополнять фонды музея, пропагандировать жизнь и научную деятельность Михаила Васильевича Ломоносова. Огромную роль в деятельности музея сыграл коллектив, который в разные годы возглавляли А.М. Богданов, С.И. Третьяков, Н.Ф. Сидорова, Т.А. Рогачева, Т.А. Антипина, Ф.И. Заварзин, Р.А. Фалева, Л.Н. Ватлина, А.А. Короткий. Много лет с большим интересом любовью к Ломоносову и его поклонникам проводила экскурсии Л.С. Олехова, смотрителем в это время работала Д.Д. Смирнова.
С 2010 года руководит музеем А.В. Фалилеева. Под его началом работают главный хранитель музея Ю.В. Лохова, научный сотрудник Н.А. Кавадеева, экскурсовод Е.В. Федорушкова и сотрудники филиалов.
тоже имеет свои награды - почетные грамоты, дипломы. В 2005 году музей стал лауреатом премии им. М.В. Ломоносова администрации Холмогорского района. А лучшей наградой для коллектива музея является прекрасные отзывы посетителей.
Помимо различных материалов, посвященных деятельности музея, на сайте есть , в которой можно ознакомиться с , а также с разнообразными исследованиями и материалами, посвященными биографии наследию великого ученого, а также эпохе, в которую он жил.
Родители Ломоносова
Отец Ломоносова
Василий Дорофеевич Ломоносов был зажиточным крестьянином, занимался морским и речным рыболовным промыслом, имел мореходное судно. «Святой Архангел Михаил», получивший за отличные мореходные качества домашнее прозвище «Чайка». Домашнее хозяйство его отличалось образцовою полнотою; её завершал пруд, в котором помещались садки для живой рыбы и летом плавали домашние утки и гуси. Но при всей зажиточности отца Михаил Васильевич видел серенькую деревенскую обстановку, потому что внешнее благосостояние в то время не имело тесного соотношения с утончёнными взглядами на жизнь; и богатый, и бедный крестьянин держались одних порядков и одних обычаев и одинаковых взаимных отношений, вращались почти в одном и том же круге умственного развития. Василию Дорофеевичу могло быть приблизительно лет 30-40, когда родился у него . Так как в семье Василия Ломоносова этот сын был единственным и от первой жены, то это обстоятельство позволяет предполагать рождение Михаила Васильевича в самую цветущую пору благосостояния его отца, которое значительно изменилось с наступлением отрочества Михаила Васильевича, отмеченного в самом начале смертью его родной и горячо любимой матери. Эти лучшие годы детского возраста отца русской литературы, без сомнения, очень глубоко повлияли на его гений. Ближайшим воспитателем этого гения была родная мать Михаила Васильевича, умершая, к сожалению, в расцвете зрелых лет. Когда она вступила с Ломоносовым в супружеский союз, точных данных нет; но из сопоставления времени рождения Михайло Ломоносова с временем второй женитьбы его отца, имея в виду, что у Василия Ломоносова был только один сын и две дочери от первой жены, из коих одна вышла замуж в 1719 году и едва ли позднее, можно придти к тому решительному заключению, что брак их был около 25-летнего возраста Василия Дорофеевича, ничуть же не позднее, если помнить, что в крестьянстве наибольшее количество браков за прежнее время падало на переходное время к зрелости мужчины и что Михаил Васильевич вступил под строгое влияние мачехи в 1723 году, будучи 12-летним отроком.
Родная мать Михаила Васильевича Ломоносова
Сивкова Елена Ивановна до замужества была дочерью псаломщика какой-то Матигорской Холмогорского округа, а этих церквей две, и они отстоят от Курострова к западу в 5 верстах. Как дочь церковнослужителя, она знала в доступной мере грамоту и высоко ценила её. Сверх того, как ни убого было в прежнее время умственное развитие самих церковных дьячков, однако они, в сравнении с крестьянами, были наилучше выработанными людьми, понимали значение благородства, и потому могли в своих семьях выводить добрых, нравственных и даровитых людей со зрелыми и верными взглядами на жизнь или по крайней мере с достаточною подготовкою к разумному восприятию всего лучшего и полезного. Без сомнения, такие добрые начала существовали и в душе родительницы Михаила Васильевича, ибо она развила в сыне своём любовь и усердие к молитве и рвение к полезным знаниям, начиная с грамоты, она дала ему первое ознакомление с буквами, цифирью и складами, она же затем настояла отдать своё детище для полного научения грамоте уже под руководством церковного дьячка, она с плотью и кровью сообщила ему задатки живейших внутренних стремлений, в которых, к сожалению, могла дать очень слабый след по причине скудного развития своих умственных сил, она могла рассказами и песнями породить в сыне своём глубокую любознательность и, может быть, такие вопросы, уяснение которых составило великую научную славу Ломоносова. Влияние этой истинной матери тем более неотразимо действовало на душу Михаила Васильевича, что он был единственным её сыном. Здесь вся её материнская любовь, весь материнский воспитательный труд, руководимый любовью, сосредотачивались на одном лице, да кстати, и отец, естественно, любил исчадие любимой супруги, также сосредотачивая на нём свои ласковые воспитательные заботы, направляя сына своего ко всему наилучшему.
К чести Василия Дорофеевича надобно пояснить, что он обладал весьма хорошими качествами души, был обходителен с домашними, любил жену и сына и, несмотря на незнание грамоты, был многосведущим человеком, почётным и уважаемым лицом в своём обществе. Нельзя думать, чтобы человек, ещё в начинающемся периоде зрелости будучи примерным домохозяином, лучшим землевладельцем, бойким торгово-мореходным промышленником, распорядителем морского судна, не был многосторонне развитым лицом. Естественно, и дети такого отца наиболее развиты в сравнении с детьми заурядных крестьян. Михайло Васильевич Ломоносов имел именно такого родителя, и потому от него приобрёл себе живой, бойкий рассудок, глубокую умственную проницательность, умение самостоятельно соображать и склонность к удивительному трудолюбию. Когда же к этим качествам присоединим мы качества, сообщённые от его матери, и допустим существование личных индивидуальных особенностей в широкой натуре Михаила Васильевича Ломоносова, то из такой комбинации получится пример редкого в крестьянской среде условия к умственному и многостороннему развитию человека ещё с первых дней его сознательного бытия. Столь благополучное слияние наилучших стимулов развития могло бы и не гениальному уму сообщить большой простор, но для гения - это земля, на которой приносит он плод всегда сторицею.
Первые книги Ломоносова
Найденные автографы красноречиво говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы и посадские люди Архангельска и окрестностей и чиновники таможни доверяли ему подписывание важных документов. Образцы почерка Ломоносова 14-летнего и 19-летнего хранятся в музее.
Ломоносов начал учиться по церковным книгам и старообрядческим рукописям. По ним он научился читать и писать, но содержание их никак не связывалось с тем, что довелось ему видеть в плаваниях, над чем он задумывался. В этих книгах было много нелепостей, суеверий, а юноша хотел читать книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное.
И такие книги он нашёл у братьев Дудиных. Василий Дудин, взявшийся учить Михайлу, служил приказчиком на верфи в Вавчуге. Её хозяин Никифор Баженин в своё время работал в царской токарне, лично знал Петра I. Брат Василий, Егор, был известным мореплавателем и промышленником, а другой брат, Осип,- знаменитым костерезом. Братья хранили книги , купленные ещё их отцом. Среди них были "Арифметика" Л. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого. Ломоносов называл свои первые учебники- «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого «вратами своей учености».
Обе книги были по тем временам очень хороши, особенно "Арифметика" Леонтия Магницкого, которая представляла собой настоящую математическую энциклопедию. Не мало воды утекло, прежде, чем Дудины, которым "он долгое время угождал", отдали эти книги Ломоносову. Михайло не просто читал их, но выучил буквально наизусть. Они дали ему то, чего до сих пор ему не дали ни одна церковная книга,- достоверные знания, постижение сути вещей и явлений.
Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё девять летМихайло Ломоносов потерял мать, которую очень любил. Через короткое время умерла и вторая жена отца. Василий Дорофеевич женился в 1724 году в третий раз. При новой мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Позже он напишет: "Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежественного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод".
Кроме того, Ломоносов понимал, что, сколько бы он сам ни занимался, настоящее учение могло быть только в школе или каком-нибудь ином учебном заведении. Отец и слышать не хотел о какой-либо учебе сына, видя в нём единственного наследника, будущего помора-промышленника. Он начал подбирать невесту для Михайлы, расчитывая, что семья, дети привяжут сына к дому, поставят точку в его стремлениях к учёности. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло Ломоносов решается на отчаянный шаг. Ломоносов ушел из родного дома вопреки воле отца, и потому ему пришлось искать поддержку у односельчан: сосед Фома Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу "китаечное полукафтанье". Помог Ломоносову и ещё один земляк, о чём свидетельствует следующая запись в книге поручителей к выплате налога Куростровской волости: "1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 731 года, а порукой по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался..." В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.
Михаил Васильевич Ломоносов- энциклопедист
В творчестве Ломоносова с огромной силой и выразительностью раскрылись характерные черты научного гения: широта взглядов, большой круг и исключительная значимость решаемых задач, необыкновенноя реальность поставленных целей, смелость и простота в подходе к сложным научным проблемам и их осуществлению.
Михаил Васильевич Ломоносов выступал за самобытность и оригинальность отечественной науки. В то время, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств было ещё мало русских учёных, он неустанно доказывал, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать".
Научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но были устремлены в будущее. Его передовые идеи в течение многих десятилетий способствовали прогрессу науки.
Он сделал смелую попытку дать материалистическую картину мира, основываясь на достижениях современого ему естествознания.
Материалистическое понимание природы и ее закономерностей, глубокая уверенность, что любое явление, любой процесс, совершающиеся в природе, имеют свои материальные предпосылки, являлось исходным началом всего научного творчества ученого. Он был убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней.
Первостепенное значение он придавал опыту, видя в нем надежное средство познания природы. Он указывал: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением" (Т. 1. С. 125).
Во все процессы экспериментальных иссследований Михаил Васильевич Ломоносов стремился широко внедрить методы количественных определений: линейных измерений, взвешивания, определения плотности, температуры, яркости и других сопостовимых показателей. Девизом учёного было: "По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики" (Т. 9. С. 57).
Ломоносов выработал свою научную методологию. Он считал, что, прежде чем создать на основе эксперимента научную теорию, следует разработать гипотезу, то есть научное предположение, предварительное логическое объяснение опытных данных, фактов и наблюдений. Гипотезы, -писал Ломоносов, -"дозволены в философских предметах и даже представляют единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это нечто вроде прорыва, который делает их способными достигнуть знание, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе". (Т. 3. С. 231).
От опыта через гипотезу к установлению строгой научной теории- таков был творческий метод Ломоносова. Он указал: "Я не признаю никакого измышления и никакой гипотезы, какой бы вероятной она ни казалась, без точных доказательств" (Т. 1. С.115).
Конечной целью научного исследования Михаил Васильевич Ломоносов видел в установлении законов природы. Ломоносов считал: "Если нельзя создавать никаких теорий, то какова цель стольких опытов, стольких усилий и трудов великих людей". (Т. 3. С.239).
Энциклопедизм Ломоносова обусловил еще одну особенность его научного метода. он настойчиво пропагандировали широка использовал в практике своих научных исследований идею союза наук, их взаимного обогащения. Подчеркивая необходимость комплексных исследований, в которых сочетались бы в интересах достижения общей цели методы нескольких наук. Ломоносов утверждал: "Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими" (Т. 2. С. 223). Не случайно Михаил Васильевич Ломоносов явился одним из создателей физической химии.Особенно большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендую широко применять математические методы в других науках. Математику, - писал М.В. Ломоносов, - "почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно" (Т. 4. С. 163). Эти слова созвучны нашему веку, когда методы матекатики получили большое распространение как в естественных, так и в гуманитарных науках.Идеи контакта наук и их тесная взаимная связь стала законом науки XX в. Именно на стыках двух или нескольких наук были достигнуты выдающиеся открытия современного естествознания. Из тесного союза наук выросли новые отрасли знаний- биохимия, биофизика, геохимия и др.
Мозаики Ломоносовской мастерской
С начала своей научной деятельности Ломоносов интересовался природой света и цветов. Разработка теории цветообразования для него имела особое значение- не только теоретическое, но и практическое. С 1749 г. ученый начал проводить опыты по изысканию "разноцветных стекол к мозаичному художеству", создавая свою теорию света и цветообразования. Работа продолжалась несколько лет. В феврале 1754 г. Ломоносов писал Л. Эйлеру в Берлин:
"В течение трех лет я был погружен в физико- химические испытания, предпринятые для разработки учения о цветах. И труд мой оказался не бесплотным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик". (Т. 10. С. 502.)
В его мастерской было изготовлено сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.
В 1764 году журнал Болонской академии "Флорентийские ученые ведомости" высоко оценил мозаичные работы Ломоносова: "... господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии в знаменитой Петербургской Академии ... после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой... приготовил все необзодимые цвета для... мозаики, которая будучи сравнена с римской, оказалась не уступающей им ни в чем".
С начала своей научной деятельности Ломоносов интересовался природой света и цветов. Разработка теории цветообразования для него имела особое значение- не только теоретическое, но и практическое. С 1749 г. ученый начал проводить опыты по изысканию "разноцветных стекол к мозаичному художеству", создавая свою теорию света и цветообразования. Работа продолжалась несколько лет.
В феврале 1754 г. Ломоносов писал Л. Эйлеру в Берлин: "В течение трех лет я был погружен в физико- химические испытания, предпринятые для разработки учения о цветах. И труд мой оказался не бесплотным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик". (Т. 10. С. 502.)
В его мастерской было изготовлено сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.
В 1764 году журнал Болонской академии "Флорентийские ученые ведомости" высоко оценил мозаичные работы Ломоносова: "... господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии в знаменитой Петербургской Академии ... после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой... приготовил все необзодимые цвета для... мозаики, которая будучи сравнена с римской, оказалась не уступающей им ни в чем".
Памятники Ломоносову
Именем Ломоносова названы
-
Гора Ломоносова на острове Карамушир. Названа в 1946 году.
-
Подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Хребет открыт и обследован в 1948-1954г.г. советскими высокоширотными воздушными экспедициями.
-
Бухта Ломоносова (берег Харитона Лаптева). Открыта и названа советской гидрографической экспедицией в 1940г.
-
Хребет Ломоносова на северо-западном побережье Новой земли. Назван Г.Л. Седовым в 1913 году.
-
Ломоносовская гора на о.Новая земля.
-
Возвышенность Ломоносова- плато в центральной части западного Шпицбергена. Название дано русско-шведской экспедицией Ф.Н. Чернышова в 1990г.
-
Ломоносовский ледник на Шпицбергене.
-
Холмогорского района Архангельской области.
-
Город Ломоносов Ленинградской области.
-
Ломоносовская гавань в Финском заливе Балтийского моря.
-
Поселок Ломоносовка Городокского района Витебской области.
-
Ж.д. станция Ломоносовка в Казахстане.
-
Поселок Ломоносовка в Нижнегорском районе Крымской области.
-
Течение Ломоносова- экваториальное подповерхностное противотечение в Атлантическом океане. Открыто в 1959г.
-
Ломоносовская отмель в Финском заливе Балтийского моря.
-
.Ломоносовские горы в Антарктиде. Названы в 1966 году.
-
Центральная городская имени М. В. Ломоносова
-
-
Ломоносовский округ в г.Архангельск
-
проспект Ломоносова в г.Архангельск
-
улица Ломоносова в г.Северодвинск
Ломоносово- родина Ломоносова
Верстах в 80-ти от Архагельска , приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове к началу XVIII века было несколько небольших деревень, в которых жили черносошные(т.е. государственные ) крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Жили они зажиточнее, чем помещичьи крестьяне. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан, добирались до самого Груманта (Шпицбергена).
Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 (19) ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.
Ныне это Холмогорского района Архангельской области.
Холмогорский район с центром в селе Холмогоры образован в июне 1929 года при районировании Северного края на территории Холмогорской волости бывшего Архангельского уезда Архангельской губернии. Административный центр - - является древнейшим русским поселением на Беломорском Севере, которое впервые упоминается в летописях новгородского владычества в 1137-1138 годах.
Холмогорский район с центром в селе образован в июне 1929 года при районировании Северного края на территории Холмогорской волости бывшего Архангельского уезда Архангельской губернии. Административный центр - село Холмогоры - является древнейшим русским поселением на Беломорском Севере, которое впервые упоминается в летописях новгородского владычества в 1137-1138 годах.
Основными историческими памятниками на территории района являются (1691г.), в с. Холмогоры, Антониево-Сийский монастырь (1520г.) в д. Сия, Никольская церковь (1678г.) в д. Зачачье, (1738 г.) в с. Ломоносово.
Холмогорский район расположен на северо-востоке Архангельской области в нижнем течении реки Северная Двина. Территория составляет 16,8 тысяч квадратных километров.
Образовательная экскурсия «Захарово-А.С.Пушкин»
Содержание
-
Введение.
-
История села Захарово
-
Музей-усадьба Захарово
-
История семьи Пушкиных. Мария Алексеевна Ганнибал и родные люди поэта
Цель исследования:
-
Проследить историческую судьбу усадьбы, где провел юные годы поэт.
-
Описать объекты культурно-исторического значения на данной территории.
-
Обозначить какое влияние оказали проведенные годы в Захарове на становление личности и на творчество А.С.Пушкина.
-
Привлечь внимание общественности к значимости этой территории как туристической зоны Одинцовского района.
Объект исследования:
-
Частично территория музея-заповедника и мемориальные предметы быта усадебного дома-музея.
-
История села Захарово.
Предмет исследования:
-
Частично творчество поэта.
-
Семья А.С.Пушкина (М.А.Ганнибал, Арина Родионовна)
1. Введение
В 1917 году началась агония … Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и рассыпались бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нём - культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня. А. Н. Греч
"ОСКОЛКИ РАЗБИТОГО ВДРЕБЕЗГИ"
Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен для современного человека. Стоит вступить за ворота старинного запущенного парка углубиться в аллеи и вглядеться в силуэт дворца, отражённый в зеркале пруда и душу охватывает грустное томление.
Перед нами лишь след минувшей жизни два столетия назад полнокровной и бившей ключом.
В XIX веке в Звенигородском уезде насчитывалось 180 усадеб. Все кто имел какие-то средства, стремились жить как можно ближе к Москве, но московские власти не допускали строительства больших усадебных комплексов. В XVIII-XIX веке самым богатым в Подмосковье был род Голицыных. Принадлежало им по западному направлению село Большие Вяземы от которого в двух километрах располагалась деревня Захарово.
Дворянский дом всегда строился рядом с храмом, за домом разбивался парк с прудом, строились беседки. В XVIII веке в моде у дворян английский стиль насаждений, когда деревья высаживались не в обязательном строгом порядке.С получением вольности при Екатерине второй, дворяне все больше привязывались к своим родовым гнездам, отдавая все свое время их благоустройству. Начинается бум строительства усадеб, в моде все возможные коллекции мебели, фарфора, семейных портретов. Исследователи спорят, когда появилась понятие "усадьба". Ещё в XVII столетии предпочитали говорить "имение". Для Московской Руси загородный дом с угодьями и хозяйственными постройками - явление скорее экономическое, чем культурное. До середины XVIIIв. состоятельные владельцы в медвежьих уголках России редко заботились о садах и цветниках ; яблонь, груш, земляники, смородины было достаточно в лесу а цветов и целебных трав - на лугах. Отводить под них пахотные земли считалось разорительной затеей. Барин разбивавший парк, выкапывавший каскады прудов и строивший беседки, рисковал прослыть в глазах соседей опасным оригиналом.
Примером небогатой русской усадьбы служит небольшое имение бабушки А.С.Пушкина М.А. Ганнибал.
2. История села Захарово
Сельцо Захарово - самобытный подмосковный уголок, живописно раскинувшийся на пологом холме среди полей и рощ. Взглянем на него глазами А. Саладина, подмосковного краеведа, побывавшего здесь в 1917 году.
"В 40 верстах от Москвы по Можайскому шоссе и в 3 верстах от станции Голицыно Александровской железной дороги среди красивых прибрежных холмов маленькой речки Захаровки приютилось небольшое селенье - Захарово. Тихое, малолюдное, без трактиров, без дач, мирно спит оно, никому не - известное. А между тем ведь это то самое Захарово, "колыбель Пушкина".
Старый, с вековыми липами и покрытыми мхом берёзами регулярный парк все так же спускается к заросшему пруду. Все так же сумрачно темнеют могучие сосны и ели на другом его берегу.
Заселение бассейна реки началось в глубокой древности. В окрестностях современной деревни Захарово археологами обнаружен курган, датируемый -. Поселение существовавшее в столетии на месте Захарова, в отличие от современного, первоначально располагалось только на левом берегу реки Вязёмки и входило в состав Вяземского стана Московского . Немало владельцев сменила эта небольшая усадьба. Впервые название Захарово упоминается в документах : "сельцо Захарово с пустошами написано за Иваном Олексеевым сыном Комынином". Первый владелец происходил из старинного дворянского рода. В Захаровым владел сын И. А. Камынина - Богдан Иванович, а затем его внук - Камынин Иван Богданович. В этот период в сельце находились двор вотчинника, три крестьянских и два бобыльских двора. С конца XVII века село перешло в руки князей Урусовых. До середины Захарово оставалось имением семьи . В князь Александр Александрович продал Захарово своему сослуживцу по Дмитрию Большому Петровичу Савёлову. По описанию за владением подпорутчика Д. П. Савёлова, занимавшим площадь 911, числилось 167,5 пашни, 29 сенного покоса, леса 700 , пруд, селение с 70 душами крестьян. В владельцем сельца стал Тиньков Илья Яковлевич. В ноябре вдова И. Я. Тинькова продала своё имение за 28 тысяч рублей "морской артиллерии 2 рангу капитанше" Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке . Поэт провел шесть молодых лет летом в Захарове.
3. Музей-усадьба
Музей встречает посетителей разных возрастов любителей творчества А.С.Пушкина, но прежде всего это школьные группы изучающие наследие поэта.
Подходя к воротам музея, человек сразу попадает на широкую аллею, по обеим сторонам которой, раскинулся парк в английском стиле. Справа заметен памятник М.А.Ганнибал и молодому поэту, а немного пройдя посетитель попадает в усадебный дом, который восстановлен по проекту архитекторов Н.В. Карташовой и В.В. Зубарева на средства Администрации Одинцовского района и Правительства Московской области в 1999 году на месте старого фундамента.
Усадебный дом двухэтажный. Второй этаж низкий - антресольный, служебный, а на первом - парадном расположена музейная экспозиция. В 9 небольших залах восстановлен интерьер пушкинского времени.
В усадебном доме в Захарове невольно окунаешься в мир детства великого поэта. Изысканная мебель, картины, гравюры, книги и, конечно же, детские игрушки прошлых столетий. Экспозиция дома дополняется очаровательными видами сельской природы, благоуханием трав и цветов летом и свежестью чистого пушистого снега зимой, которые были с детства знакомы великому поэту.
В первом зале усадебного дома - музея представлен проект восстановления дома, экспонируются "археологические находки": шпингалеты от окон, осколки бутылок, пуговицы, керамические изразцы, остатки посуды. Здесь же демонстрируется копия купчей о приобретении Захарово и договор на ремонт дома 1807 года.
Через двери первого зала проходим в парадную гостиную, которая оформлена в духе пушкинского времени. Вся мебель и экспонаты XIX века. Здесь семейные портреты: родители М.А. Ганнибал: А.Ю. Пушкин и С.Ю. Ржевская, дочь Надежда Осиповна, её муж Сергей Львович и его брат Василий Львович.
Далее - комната хозяйки усадьбы - М.А. Ганнибал. Здесь представлено бюро XVIII в. работы крепостных мастеров, кушетка, туалет с зеркалом "псише", предметы рукоделия, ширма, книги по ведению домоводства и сельского хозяйства, изданные в конце XVIII века.
В тёмном коридоре стоят дорожные сундуки XIX века. За ним детская с книжными шкафами, игрушками, детским секретером, креслами, скульптурой.
В самой большой комнате - парадной столовой - большой овальный стол, сервированный посудой XVIII - начала XIX веков, мебель красного дерева, на стенах портрет императора Павла I и покровителя Надежды Осиповны - Ивана Абрамовича Ганнибала - брата Осипа Абрамовича. Через тесную буфетную с самоварами и коридор можно попасть на кухню в "мир Арины Родионовны и Никиты Козлова". Здесь самовары, ухваты, корзины, сундуки, пироги, хлеба, крестьянские народные игры и другие предметы, которые бытовали в Захарове в пушкинское время.
На втором этаже расположена еще и детская комната, или как ее называют комната сказок. Комната наполнена обилием кукол и игрушек XIX века.
Рядом с усадебным домом раскинулся восстановленный фруктовый сад. Пройдя вниз по тропинке через пушкинскую беседку , попадем на берег очаровательного пруда с мостиком, который в 1815 году А.С. Пушкин воспел в "Послании К Юдину": Мне видится моё селенье, моё Захарово; оно с заборами в реке волнистой, с мостом и рощею тенистой зерцалом вод отражено…Через пруд перекинут мостик с резной оградой, за которым расположена деревня.
4. История семьи Пушкиных. Мария Александровна Ганнибал
В семье Пушкиных было 8 детей, пятеро из них - Михаил, Николай, Павел, Платон, Софья - умерли в юные годы.
Первая трагедия в жизни Александра - болезнь и смерть брата Николеньки, скончавшегося в шестилетнем возрасте в бабушкином имении в разгар лета1807 года и похороненного в ограде вяземской церкви.
Старшая в семье Ольга и последующий за ней Александр были очень дружны, всю жизнь их соединяла преданная и нежная любовь. " Я очень тебя люблю", "ты очень мила", "добрый и милый друг" - так обращался Пушкин к сестре. Ольга была хорошо образована и воспитана, свободно говорила по-французски, знала английский, увлекалась чтением Шекспира, училась музыке, рисованию. Увлечением брата и сестры был домашний театр. Много лет спустя Ольга Сергеевна вспоминала о постановке камеди "Похититель", сочиненный Александром на французском языке. Ольга "освистала" комедию , и автор , не обидевшись, сам на себя написал эпиграмму: Скажи, за что "Похититель"/ Освистан партером? - Увы, за то, что бедняга сочинитель / Его похитил у Мольера.
Время, проведенное вместе с сестрой в Захарове, на всегда останется в памяти поэта как самое счастливое.
Младший в семье Левушка, родился накануне первого приезда Пушкиных в Захарово в апреле 1805 года. Лев Сергеевич был очень похож на брата, знал
наизусть много его стихов, великолепно их декламировал. После смерти брата друзьям с трудом удалось отговорить его ехать во Францию стреляться с Дантесом.
Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский Лицей.
Свободному духовному развитию ребенка способствовало и общение с двумя замечательными женщинами, сыгравшими огромную роль в формировании личности будущего поэта. Ими были его бабушка и няня.
[М.А. Ганнибал родилась 21 января 1745 года в имении своего отца - в селе Покровском, в большой и дружной семье, в которой кроме нее были две сестры, Аграфена и Екатерина, и два брата, Михаил и Юрий. В 1773 году, когда Липецк стал уездным городком, Осип Абрамович Ганнибал, служивший в морской артиллерии капитаном второго ранга, был послан туда для осмотра заводов. Посетив село Покровское, Осип Абрамович знакомится с Марией Алексеевной, которой в ту пору было 28 лет. Осип Абрамович - красивый, смуглый, обходительный, образованный молодой человек, столичный "щеголь и любезник", вскружил голову доверчивой, провинциальной барышне. Никакие отговоры родителей от замужества не помогли, хоть и были недовольны они родословной будущего зятя, хоть и не нравилось им его легкомысленное поведение, но все же они дали согласие на брак.]
М.А. Ганнибал, первая истинная воспитательница мальчика, " очень умная, дельная и рассудительная", энергичная, с незаурядной натурой, была глубоко предана своей семье. По словам сестры поэта, бабушка была "ума светлого и, по своему времени, образованного". У нее Пушкин учился русской грамоте и живому образному русскому языку. Ее рассказы об отдельных эпизодах истории их древнего дворянского рода, о "преданьях простонародной старины" будили юное воображение поэта:
Люблю от бабушки московской Я толки слушать о родне…
Жизнь Арины Родионовны, любимой няни А.С.Пушкина, и ее прямого потомства тесно связаны с селом Захарово.
[Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйде Петербургской губернии в многодетной семье крестьянина Родиона Яковлева. В 1781 году она вышла замуж за крепостного села Кобрино Федора Матвеева. У супругов было четверо детей: Егор(р.1782г.), Надежда(р.1788г.), Марья(р.1789г.) и Стефан(р.1798г.) Арина Родионовна была близка к дому М.А. Ганнибал, обращая на себя острым разговором и бойкостью. В 1792г. она была взята Марией Алексеевной в дом покойного опекуна Надежды Осиповны, Михаила Алексеевича Пушкина, а ко времени рождения Ольги Сергеевны Пушкиной(сестры поэта) в дом Сергея Львовича Пушкина как "опытная и усердная нянька". После переезда Пушкиных из Санкт-Петербурга в Москву бабушка следует за семьей дочери, продав в 1804 году подмосковное имение, Мария Алексеевна приглашает туда Арину Родионовну с дочерьми, а в следующем году и сыновей. Во время пребывания семьи Пушкиных в Захарово преданная и нежная нянька неотлучно находилась с любимыми внуками своей хозяйки. Еще до 1910 года неподалеку от господского дома сохранялся теплый домик, сложенный из толстых бревен. В нем, по свидетельству старожилов, жила няня будущего поэта. Подружившись с семьей крестьянина Никиты Андреева Арина Родионовна решила выдать свою младшую дочь Марию за сына Никиты Андреева-Алексея. В 1811 году М.А.Ганнибал продает Захарово, предложив выкупить все семейство Марьи. Арина Родионовна отказалась: "На что вольная, матушка, я сама была крестьянкою". Оставшейся в Захарове Марьюшке довелось еще раз встретиться с Пушкиным во время его последнего приезда в 1830 году.]
Если бабушка рассказывала внуку о былом, то любимая няня Арина Родионовна, хранившая в памяти "немало старинных былей, небылиц", развлекала мальчика чудесными сказками. В лицейском стихотворении "Сон" (1816) образы бабушки и няни сольются в один образ ласковой и доброй старушки, навеянный детскими воспоминаниями.
Неизменным спутником мальчика в прогулках по окрестностям Захарова, в соседние Вяземы был его дядька Никита Тимофеевич Козлов. Грамотный, острый на язык, увлекающийся игрой на гитаре, балагур, страстно любивший поэзию, он выделялся из всей дворни. Преданность своему питомцу дядька пронес через всю свою жизнь, выполняя роль не просто слуги, а личного секретаря. Глубоко потрясенный смертью своего любимца, он, рыдая, повезет вместе с А.И. Тургеневым в лютые февральские морозы тело Пушкина в Святогорский монастырь.
Захарово было куплено "московской бабушкой" Пушкина в 1806-м году сразу после того, как её супруг Осип Абрамович, необузданный гуляка, мот и игрок, с которым она почти всю жизнь прожила врозь, почил в бозе. Мало скорбящей вдове отошла часть наследства, на которое она и приобрела это подмосковное сельцо. Захарово правильнее называть сельцом, а не селом, так как оно не имело своей церкви. А, возможно, церковь в старинном Захарове и была до того, как там похозяйничали поляки - в тех краях много чего повыгорело в Смутное время.
Приобретя подмосковную, Мария Алексеевна вывезла туда семью своей дочери Надежды Осиповны Пушкиной. И с этой поры вплоть до поступления внука Саши в лицей, откуда учеников не отпускали даже на летние каникулы, младшее поколение семьи проводило время с ранней весны и до наступления зимы в Захарово. То, что имение было куплено в основном для маленького Пушкина, подтверждает тот факт, что сразу же после его поступления в лицей в 1811-ом году бабушка продала Захарово и переселилась в Михайловское, также доставшееся от усопшего Ганнибала.
В Захарове и Вязёмах Пушкин побывал снова летом 1830 года, вскоре после помолвки с Н.Н. Гончаровой. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта, называет эту поездку "сентиментальным путешествием", совершенным "только для того, чтобы увидеть место, где он провел несколько лет своего детства".
Использованная литература:
-
"Русские усадьбы". Самые красивые и знаменитые. Москва. Мир энциклопедий Аванта;
-
Интернет-ресурсы;
-
Материал из экспозиций музея А.С.Пушкина в Захарово;
-
Музеи Усадьбы. Составитель Е.В.Куценко
_________
Виртуальная экскурсия "Здесь был я счастлив" (музей-заповедник "Тарханы"-Лермонотов М.Ю.)
Цель:
-
сформировать представление о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; раскрыть значение малой родины в судьбе поэта;
-
воспитать интерес к литературе.
Оборудование: мультимедийный проектор; .
Слайд1.
Звучит музыка «Одинокий пастух»
Учитель:
Ещё в усадьбе тишина.
Рассвет приходит в красках лета.
Берёзка в белом, как княжна,
Дубок в зелёных эполетах.
Дымится старый пруд слегка,
В парную воду смотрят ивы.
И кучевые облака
Кочуют над бессмертной нивой.
Уже малиновка поёт.
Заря сияет величаво.
Над миром солнышко встаёт
Лучистой лермонтовской славой.
В лучах - девчушка на тропе.
И самолёт под небосклоном…
Михайло Юрьевич! К тебе
Явился новый день с поклоном.
Слайд 2.
Уважаемые, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас совершить заочную экскурсию в Тарханы. Музей-заповедник Лермонтова «Тарханы» находится в 100км от Пензы. Это бывшая усадьба бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Здесь поэт вырос, здесь прошли его лучшие годы. Это было самое дорогое сердцу поэта место на земле.
«Здесь был я счастлив…»
Слайд 3.
Мы побываем с вами в барском доме, в церкви Марии Египитской, в доме ключника и в людской избе, подойдем к памятнику Лермонтова, к дубу, который посадил сам поэт, в церкви Михаила Архангела, в фамильной часовне Арсеньевых, на могиле отца поэта, а также прикоснемся к лирике Михаила Юрьевича.
Слайд 4
Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской…» - таким запомнился М.Ю.Лермонтову дом, где прошло его детство.
Здесь он искал своё «я», здесь родилась ненависть к рабству, здесь Лермонтов почувствовал свою неразрывную связь с судьбой России. В Тарханах возникло первое светлое чувство любви к Родине, к ее народу, природе, степям, туманам, березам, неприметным речушкам. Оно будет расти, крепнуть, а незадолго до смерти поэта выльется в замечательные строчки:
Люблю Отчизну я.
Но странною любовью…
Слайд 5.
Зала.
Фамильные портреты знакомят посетителей со всеми членами семьи поэта.На старинном рояле лежит женский платочек из тонкого батиста с кружевом, принадлежавший М. М. Лермонтовой, рядом - автограф Лермонтова из московских тетрадей: «Когда я был трёх лет, то и была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она произвела бы прежнее действие. Её певала мне покойная мать».Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом (по завещанию Арсеньевой внук должен был оставаться при ней до полного совершеннолетия, только при этом условии он становился её наследником).
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя:
От них остался только я.
Гостиная.
В гостиной собирались родственники и соседи-помещики, вели долгие разговоры о происходившем в России, ценах на хлеб, о крестьянах, которые всё чаще выражали свой гнев и возмущение, и многом другом.
Всё говорит о том, что до Тархан доходили отзвуки всех важнейших общественно-политических событий.
Чайная комната.
В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами. И очень часто из окон комнаты, где всё дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поварёнка Ваську (об этом он пишет в драме «Люди и страсти»).
В чайной стоит круглый стол, покрытый нарядной скатертью, на нём - посеребренной меди самовар на подносе, горки с посудой из фарфора, хрусталя и стекла, маленький уютный диванчик. Подобная обстановка описана Лермонтоваым в романе «Вадим»): «Смеркалось, подали свеч поставили на стол разные закуски и медный самовар, по стенам чернели высокие шкафы, наполненные домашней посудой»).
Классная комната.
Читать, писать рисовать Миша учился здесь - в классной комнате. Чтобы Миша не скучал, были приглашены дети родственников и знакомых.
Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги Милота и Карамзина по истории, «Зрелище вселенныя на французском, российском и немецком языках», «Ручная математическая энциклопедия», подаренная бабушкой «Книга хвалений, или псалтирь» (на развороте обложки - воспроизведение детского автографа поэта), книги для чтения, географический глобус и другие школьные принадлежности дают представление о предметах, которыми Лермонтов занимался.
Из домашних наставников поэта особенно интересен был гувернёр Жан Капе. рассказывавший своему воспитаннику о событиях Великой французской революции, о Наполеоне.
Рано проявился интерес Лермонтова к литературе - книги А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, французских писателей были ему знакомы с детства.
Комната Лермонтова.
В комнате М. Ю. Лермонтова находится копия с одного из лучших его прижизненных портретов - работы Н. Е. Заболотского (1837). Выставленные здесь вещи характеризуют Лермонтова того времени, когда он приехал в отпуск. Трубка, портсигар, орехового дерева шкатулка - это вещи Лермонтова-гусара.
Рядом несколько портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка из той серии акварелей, что когда-то они сами заказали художнику А. И. Клюндеру. Среди этих портретов - изображения однополчан А. Г. Реми и П.П. Годеина, принадлежавшего к тем друзьям Лермонтова, которые, по словам современников, «чтили в нём поэта и гордились им».
Известно, что ещё в конце 1850-х годов в комнатах Лермонтова в запертом красного дерева со стёклами шкафу стояли на полках книги, принадлежавшие поэту. Они не сохранились. Но что читал Лермонтов, установить во многом удалось, издания того времени собраны и выставлены для обозрения.
Девичья
Источники, питавшую юную душу были не только от впечатлений Кавказа, куда возила его бабушка на лечение, но и предания, сказки, народные песни, которые доносились из девичьей в барском доме.
Слайд 6.
Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Небольшое стройное здание было возведено Е.А.Арсеньевой (бабушка поэта) в память о дочери Марии Михайловны. Оно строилось с 1819 по 1820 гг.
В церкви Марии Египетской Лермонтов встречал крестьян не только из Тархан, но и из соседних деревень. Бывал он здесь немало раз - у причастия и исповеди, при крещении младенцев, присутствовал и на «благодарном молебне», устроенном Е. А. Арсеньевой в честь его приезда в Тарханы 31 декабря 1835 года.
Здесь не только проводились обряды.
Через церковь доводились до народа сведения о важнейших политических событиях. После восстания декабристов среди крестьян упорно распространялись слухи о скором даровании воли.
Поэтому вышел манифест: «Все состояния в государстве, в том числе и поселяне, как казённые, так и помещичьи крестьяне и дворовые люди, во всей точности должны выполнять все обязанности, законами предписанные, и беспрекословно повиноваться установленным над ними властям». В течение полугода манифест читался и в тарханской церкви. Эти события не могли не оставить следа в памяти Лермонтова.
Слайд 7
Внутри церковь не была расписана. Действующей являлась до 1925 г. В настоящее время в церкви размещена экспозиция, которая рассказывает о религиозных взглядах Лермонтова, о его отношении к богу и его служителям
В экспозиции на фоне церковной обстановки представлены документы, вводящие в круг лиц, а также в курс событий, с которыми будущий поэт знакомился в церкви Марии Египетской, - метрические книги, церковные ведомости, экземпляры царских указов и распоряжений, бывших на руках тарханских священников.
Слайд 8
«На дворе в шагах во ста от дома построен маленький флигелёк, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание о котором приводит в волнение всё его престарелое существо», - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.
Слуга поэта - Андрей Иванович Соколов - был «подарен» маленькому Лермонтову и всегда находился рядом со своим питомцем. После смерти поэта он получил вольную, но до самой смерти жил в Тарханах, в доме ключника.
Слайд 9.
Интерьер русской избы с "хорошим нарядом", с предметами народного быта вводят посетителя в круг забот и переживаний тарханских крестьян. В мини-мастерской старинных ремесел раскрываются секреты лапте- и лозоплетения, гончарства и росписи по глине.
В первой комнате - предметы крестьянского обихода: сшитая из домотканой холстины повседневная одежда, домашняя утварь, орудия труда, которыми пользовались в поле, на гумне, в долгие зимние вечера при свете лучины. Они демонстрируются на фоне документов из истории Тархан, рисунков Лермонтова, литографий с изображением внутреннего вида крестьянской избы, сцен из деревенской жизни.
Вторая комната дома ключника посвящена крестьянскому искусству. Тарханские жители открыли Лермонтову неиссякаемый источник поэзии в песнях, хороводах, играх. Народная душа выражалась в ярких красках одежды, причудливых орнаментах платков, сложном узоре прялок. Праздничная русская и мордовская одежда, искусные поделки крестьян довольно широко представлены в этой комнате.
Лермонтов посещал народные праздники, они встречались в Тарханах «с большими приготовлениями», «по старинному обычаю» (П.А. Висковатый). Поэт хорошо знал и высоко ценил народное творчество, особую роль он отводил песне: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях».
Слайд 10.
Предназначалась для дворовых семей, обслуги усадьбы.
Сейчас здесь открыта экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин…", в основу которой положены роман "Вадим", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", стихотворения "Бородино", "Предсказание", "Родина". В этих произведениях раскрывается величие русского народа и России.
Слайд 11.
Справа от дороги, ведущей к центральному архитектурному комплексу, напротив одной из аллей парка, что рядом со зданием научной части музея, в 1985 году был воздвигнут памятник Лермонтову по проекту скульптора О. Комова и архитектора Н. Комовой
Слайд 12.
Старый могучий дуб, посаженный, по преданию, М. Ю. Лермонтовым, несколько лет назад был свален ураганом. Он находится в южной части парка. Поэт любил это дерево, символ мужества, твёрдости и вечности. И не случайно, в одном из стихотворений он писал:
Я б желал на веки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтобы дыша вздымалась тихо грудь;
Чтобы всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел.
Надо мной чтоб, вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Слайд 13
В центре Лермонтово на высоком берегу Большого пруда поднимается высокий шпиль сельской церкви. Она строилась с 1826 года на средства Е. А. Арсеньевой в честь , считавшегося покровителем Лермонтова. Новое здание сельской церкви поэт видел в 1836 году.Архангел Михаил считался покровителем Лермонтова, и Арсеньева добилась, чтобы в новой церкви был установлен престол в его честь вместо Николая Чудотворца, имя которого носила деревянная церковь XVIII века, построенная первым владельцем села Яковом Долгоруковым. Старая церковь была перенесена на сельское кладбище и служила там часовней.Новая церковь была открыта в 1840 году и «освящена оригинальным образом: так было приурочено, что в день её освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника». Это записал в конце XIX века со слов тарханских жителей чембарский краевед П. К. Шугаев. Сюда 21 апреля 1842 года был доставлен из Пятигорска гроб с прахом поэта. Два дня гроб с его прахом стоял в церкви Михаила Архистратига. На третий день, 23 апреля 1842 года, он был предан земле.
Слайд 14.
Недалеко от церкви Михаила Архистратига стоит небольшая кирпичная часовня, ставшая фамильной усыпальницей членов семьи Арсеньевой. Она была воздвигнута Е. А. Арсеньевой в 1842 году на том месте, где когда-то перед алтарной частью старой церкви Николая Чудотворца были похоронены муж Арсеньевой и её дочь. Рядом с ними обрёл вечный покой и М.Ю. Лермонтов.
Слайд 15.
Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841". Слева - памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте и надписью: "Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней". Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810). Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была захоронена через 4 года после гибели внука
Слайд 16.
В 1974 году между часовней и церковью Михаила Архистратига появилась ещё одна могила - отца поэта. На гранитной плите выбито: «Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831). Прах перенесён в 1974 году из села Шипово Липецкой области».
Слайд 17
Есть заветная тема в лирике М.Ю.Лермонтова, источник которой в Тарханах - русская природа. Она смиряет тревогу, дает отраду, влечет к себе.
Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы».
Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
Слайд 18.
В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.
«Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел…»
Используемая литература:
-
Материал из в/ф «Лермонтовские Тарханы»
-
Заповедник-музей Н.В.Гоголя на Полтавщине
В красивейшем селе Гоголево, где провел свои детские и юношеские годы мастер слова Николай Васильевич Гоголь, расположен одноименный национальный музей-заповедник. Его открыли в 1984 году в честь 175-летия любимого писателя.
Когда-то богатую усадьбу, сгоревшую в годы II Мировой войны, восстанавливали по архивным планам, воспоминаниям, письмам современников, а также по мемуарным запискам самого писателя. Сегодня посетители могут посмотреть реконструированные интерьеры спален, столовой, гостиной и рабочего кабинета. Увидеть родительский дом, флигель и прогуляться по небольшому парку с живописным прудом, беседкой и гротом. Считается, что если возле грота сесть на камень и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Рядом с усадьбой в конце аллеи располагаются могилы родителей Гоголя.
Представленные в 10 залах мемориально-литературные экспозиции рассказывают о детстве и юности Николая Васильевича Гоголя, о его литературной деятельности. Фонд музея насчитывает более 7000 экспонатов, в том числе личные вещи писателя: русско-французский словарь, рукописи, белый жилет, фотокопии его писем.
Еще одной достопримечательностью являются растущие березы, ласково называемые отцом и матерью, а рядом - растущих из одного корня пять березовых стволов. Так, природа символически рассказывает о семье Николая Васильевича: из 12 рожденных детей выжило только 4 девочки и один мальчик - будущий автор «Мертвых Душ».
Украина, с. Гоголево, ул. Октябрьская, 2
тур по музею