7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе в 8 классе

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений  под  редакцией  ..
предварительный просмотр материала

«Рассмотрено»

Руководитель МО


____________________________/Вакалова С.А./


Протокол № от « »__сентября_2012г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ гимназии № 1


_______________________________/Малушко Т.А./


«__»____________20___г.


«Утверждено»

Директор МОУ гимназии № 1

___________________________/Синицина О.В./





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литература в 8 А класс

(углубленное изучение предмета)


учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Синицина О.В.



2014-2015 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Б. Ладыгина.

Программа предназначена для образовательных учреждений гуманитарного профиля с углублённым изучением литературы, что отвечает задачам образовательной программы МОУ гимназии г. Новоалександровск.

Программа даёт возможность не только построить обучение, ориентируясь на субъективность переживаний и своеобразие внутреннего мира школьника, но и предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоционально-ценностных ориентаций личности, что обеспечивает в целом достижение учащимися определённых результатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Создатели программы целью литературного образования определяют духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.

Уроки литературы, построенные по программе М.Б. Ладыгина, предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию и успешно решать задачи литературного образования в школе:

1) сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры;

2) на основе понимания языка литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;

3) выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;

4) показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;

5) определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;

6) объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;

7) выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;

8) воспитать устойчивый художественный вкус у учеников;

9) выработать навыки грамотной устной и письменной речи;

10) развить потенциальные творческие способности школьников.

Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с другим.

Этап основного общего литературного образования (5-9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

Главная цель этого этапа - на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Литературный материал в программе скомпонован вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, формирования литературных знаний, становления и развития системы деятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 8-м классе центральной является проблема - «Литературный процесс». Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения.

Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлению навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван помочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о мировой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Углублённое изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. Авторы программы разрабатывают алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма, по мнению авторов, сделает выпускника вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

В связи с этим очень удачно интегрируются в рабочую программу разделы курса «Живое слово»: мотив благословения; гордость и смирение - полярные категории современной культуры; проблемы веры и неверия; тема любви: грани красоты и путь к счастью. На основе этих разделов запланированы уроки обучения исследовательской деятельности учащихся.

Несмотря на то, что программа М.Б. Ладыгина является единственной программой, созданной для гимназий, и имеет немалые преимущества перед остальными программами, она также имеет и ряд недостатков, затрудняющих работу учителя.

В отличие от линии учебников для 5-7 классов (разработаны в соответствии с программой, имеют разделы: «Читательская лаборатория», «В мастерской художника слова», «Сокровища книжных полок»), учебник для 8 класса имеет расхождение с программой, в нём отсутствует раздел «Читательская лаборатория», который включён в программу, и учебник отображает только программные произведения 1 полугодия, хотя и не имеет пометы «1 часть». Следовательно, уроки по разделу «Читательские лаборатории» учителю необходимо разрабатывать самостоятельно. А программные произведения 2 полугодия проходить без опоры на учебник под ред. М.Б. Ладыгина.








Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Внеклассное чтение

Региональный

компонент



сочинений

Тестирование

Развитие речи



1

Литературный процесс









1.1

Введение









1.2.

Литература Средневековья









1.3.

Русская средневековая литература









1.4.

Литература эпохи Возрождения









1.5.

Западноевропейская литература XVII века









1.6.

Русская литература XVIII века









1.7.

Литература Просвещения. Просветительский классицизм









1.8.

Поэзия западноевропейского Просвещения









2

Пафос литературного просвещения









2.1.

Сентиментализм









2.2.

Предромантизм XVIII века









2.3.

Русская литература XVIII - начала XIX века









2.4.

Романтизм как литературное направление









2.5.

Романтизм в зарубежной литературе









2.6.

Русский романтизм, его национальное своеобразие









2.7.

Реализм как литературное направление









2.8.

Символизм и неоромантизм









2.9.

Зарубежная литература XX века









2.10.

Русская литература XX века










Итого:

105

4/2

2

8

10

15















Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 клаассы/ сост. Г.Г. Полубинская. - М.: Дрофа,2008.

  2. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев. Под редакцией М.Б. Ладыгина. - М.: Дрофа, 2011.

  3. Книжная полка. Книга для чтения. Под редакцией М.Б. Ладыгина. - М.: Дрофа, 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать

*образную природу словесного искусства;

*содержание изученных литературных произведений;

*изученные теоретико-литературные понятия;


уметь


*воспринимать и анализировать художественный текст;

*выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

*определять род и жанр литературного произведения;

*выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

*давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

*сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;

*выявлять авторскую позицию;

*выражать своё отношение к прочитанному;

*выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

*владеть различными видами пересказа;

*строить устные и письменные высказывания на основе изученных произведений;

*участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

*писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретённые знания в практической деятельности и в повседневной жизни для:


*создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

*для определения своего круга чтения и оценки литературного произведения;

*поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы сети Интернет).


Список литературы.

  1. Альбеткова Р. Учимся читать лирическое произведение. Книга для учащихся 7-11 классов. Издательство «Дрофа». - М., 2008.

  2. Всё для урока и сочинения. М.: «Олимп»; Издательство «Астрель», 2000.

  3. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. Библиотека администрации школы «Центр «Педагогический поиск». - М., 2004.

  4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. -М. Издательство «Просвещение», 2009.

  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. Издательство «Просвещение». - М., 2008.

  6. Сборник нормативных документов. Литература. Издательство «Дрофа». - М., 2008.

  7. Тодоров Л.В., Белоусова Е.И. Современный кабинет литературы. Издательство «Дрофа». - М., 2008.

  8. Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 8 класс. Издательство «Учитель», Волгоград. 2006.

  9. Черных О.Г. Практикум по литературе. - М. Издательство «Вако», 2010.

  10. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Издательство «Педагогика - Пресс». - М., 1998.






Интернет-ресурсы.


lit.1september.ru/

metodsovet.su/forum/3-115-1

pedsovet.su/load/27

ucheba.com/link/mlis.htm

ЛИТЕРОСФЕРА. Каталог лучших литературных сайтов ...

www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru

http://www.mp-lit.ru/index.html












Календарно-тематическое планирование.

№ п.п

Наименование разделов и тем.

Основное содержание.

Всего часов


Информационно-

методическое обеспечение

Дата

Тип урока, его форма (Типология Кудряшова Н.И.)

Цели, формируемые умения и навыки

Литературный процесс (1 часа)

1

Введение.

Понятие о мировом литературном процессе. Традиции и новаторство в литературе.

Творческий метод, художественная система и направление. Литература и культура человечества. В.Я. Брюсов. «В глуби тайные вселенной…».

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Формирование представления о стадиальном развитии литературы

Презентация «Что такое мировой литературный процесс?».

Учебник, стр.3-6, стр. 7, вопросы 1-2


Презентация «В.Я. Брюсов».

Учебник, стр.3-6, стр. 7, вопрос 3


Литература Средневековья (9 часов)

2

Средневековье как начальная стадия развития европейской цивилизации.

Героический эпос средневековых народов. Коронование Людовика.

Т. Мэлори. Смерть Артура.

Традиции кельтского фольклора. Образы рыцарей.

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Характерные черты средневекового искусства и средневековой литературы.

Особенности повествования.

Формирование представления о стадиальном развитии литературы


Материал статьи «Какой была литература средневековья» ()

Материал статьи сайта

« Википедия» «Средневековая литература»

Презентация «Король Людовик».

Учебник, стр.16, в. 4-5

Фрагмент фильма «Король Артур»,

режиссёр Ф.Фуко

(http://www.picnik.com/app#/edit/seasonal)


3

Данте Алигьери «Божественная комедия». Использование средневекового жанра видения для создания эпической картины мира.

1

Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста

Уметь характеризовать произведение, давать оценку событиям, формирование представления о стадиальном развитии литературы.

Особенности строфики «Божественной комедии». Терцина. Название произведения, своеобразие его композиции.

Образ повествователя. Идейное и художественное своеобразие поэмы Данте Алигьери.

Видеофильм «Сошествие в Ад. Данте Алигьери» ()

С. 50-54

Видеофильм «Данте Алигьери» ()

С. 50-54


Электронный дидактический материал для организации групповой работы в медиацентре

Учебник, стр. 53, в. 1-3

4

Вн.чт. Рыцарский роман как ведущий жанр средневековой литературы. Народная традиция и авторская позиция в романе Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».


Р.Р. Сочинение «Сила и слабость человека в западноевропейской литературе».

1


Умение находить черты рыцарского романа

Видеофильм «Шота Руставели» ()

Видеофильм «Любовь Шота Руставели»


Учебник, стр. 60, в. 8


Русская средневековая литература (12 часов)


5

Национальное своеобразие средневековой русской литературы. Её место в мировом процессе.

Языческие корни и православные традиции средневековой русской литературы.


1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Формирование представления о стадиальном развитии литературы, знать особенности национальной традиции, иметь представление о новаторстве, формирование умения участвовать в диалоге, дискуссии по прочитанному тексту, выразительное чтение фрагментов

С. 61-63


6

«Повесть временных лет». Синкретичность средневековой литературы, особенности жанра летописи.

«Слово о полку Игореве»: историческая основа и особенности построения произведения.

1

Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста


Вопрос об авторстве «Повести…». Фольклорные традиции в этом произведении, его художественное своеобразие.


Видеофильм «Повесть временных лет», серия 1-3 ()

Видеофильм «Повесть временных лет, серия 4

Иллюстрации К.Васильева, И. Глазунова, Фаворского, В. Васнецова к «Слову о полку Игореве»

С. 86-110


7

Поэтический мир и герои в «Слове о полку Игореве…» Образ Игоря. Идейное звучание образа Святослава.

1


Авторская позиция в «Слове о полку Игореве…» Эпическое и лирическое в слове о полку «Игореве»

Видеофильм «Слово о полку Игореве (перевод А. Чернова)

Задания для организации работы с текстом в группах.

Электронный тест по «Слову о полку Игореве»


8

Р.Р. Контрольное сочинение по теме: «Образы князей в «Слове» ».

1

Сочинение по «Слову о полку Игореве»

Темы сочинений: «Женский лик в поэме», «О Русская земля! Ты уже за холмом», «В чем причина бессмертия «Слова…» , «Мой любимый герой Слова» и др.

Учебник, стр. 110, в.6


9

«Хождение Богородицы по мукам». Понятие «апокрифическая литература». Этическое звучание произведения, его идейные и художественные особенности.

1

Раздаточный материал «Алгоритм составления плана»


10

Читательская лаборатория: «Как научиться составлять план ответа на поставленный вопрос?»

1

Читательская лаборатория


11

Вн. чт. «Житие Сергия Радонежскогох». Художественное своеобразие произведения.

1

Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста

Умение владеть разными видами пересказа, формирование теоретико-литературной базы

Литература эпохи Возрождения (16 часов)

12

Определение специфики художественного творчества в эпоху Возрождения. Появление творческих методов.

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Формирование умения участвовать в диалоге, дискуссии по прочитанному тексту, выразительное чтение фрагментов, формирование т-л базы

Материал статьи художественные идеалы эпохи Возрождения» ()

С. 122- 129


13

Ренессансный классицизм как первый творческий метод в европейской литературе. Рационализм и принцип «подражания природе» как характерные черты ренессансного классицизма.

Ф.И. Тютчев. «Колумб». Образ ренессансного человека и его художественное осмысление в русской литературе

1

Материал статьи сайта «Википедия» «Классицизм»

с. 127- 132

Материал сайта «Тютчевиана»


14

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Особенности конфликта трагедии. Система образов. Значение образа Эскала. Тема любви в трагедии.

Утверждение ценности человеческой личности и человеческого достоинства. Трагическая вина героев и идейное звучание произведения

1

Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста.

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом

Выделять смысловые части прочитанного, владение разными видами пересказа, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика персонажей, создание творческих работ на предложенную тему, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

Видеофильм «Ромео и Джульетта» ()

15

«Гамлет». Историческая и литературная основа трагедии. Особенности конфликта.

1

Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста

Значение образа Фортинбраса в трагедии «Гамлет». Образ Гамлета, своеобразие его внутреннего конфликта и трагическая вина героя. Выучить монолог Гамлета


Видеосюжет «Монолог Гамлета» (Юрий Бутусов) ()

Видеосюжет «Гамлет. Родни Беннет». Быть или не быть? ()

Монолог Гамлета в исполнении В.Высоцкого ()

Электронный дидактический материал для организации групповой работы в медиацентре


С. 143- 147


16

Мастерство Шекспира-драматурга. Шекспир и русская литература.

Чтение наизусть монолога.

1

С.143-147


17

А. Блок «Мой Гамлет». А.Ахматова «Читая Гамлета». Поэтическое восприятие образа Гамлета.

1

Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста

Умение соотносить разное видение образов

Чтение наизусть


18

Р.Р. Подготовка к написанию домашнего сочинения: «В чём заключается трагическая вина Гамлета»?

1

Контроль

Темы сочинений (на выбор)

Учебник, стр. 147, в. 7-13


19

Читательская лаборатория: «Как научиться характеризовать «трагическое» в литературе»

1

20

М. де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Рассуждения Дон Кихота о «золотом веке» и наставления Санчо Пансе

1

Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста

Умение выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика персонажей,

Фрагмент фильма «Дон Кихот Ламанческий» ()

http://www.youtube.com/watch?v=mYZucfAI5D8


21

Образ чудака в мировой литературе. Мастерство Сервантеса-романиста

1

Раздаточный материал для организации индивидуальной работы

С. 148- 151


22

Контрольная работа по литературе эпохи Возрождения

1

Тексты контрольной работы


Западноевропейская литература XYII века (7 часов)


23

Классицизм, его основные эстетические принципы и связь с литературой Возрождения.

Ж. Б. Мольер. Мещанин во дворянстве. Особенности классицистической драмы. Образ Журдена

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Формирование т-л базы, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика персонажей, характеризовать особенности сюжета

Видеофильм «Классицизм» () с. 152- 159


Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста

Фрагмент спектакля «Мещанин во дворянстве» ()

С. 159- 161


24

Сатирические мотивы в пьесе. Мастерство Мольера-комедиографа

1

25

Барокко в западноевропейской литературе. Ф. де Кеведо-и-Вильегас. История жизни пройдохи по имени дон Паблос

Барочный взгляд на мир и образ плута в романе.


1


Умение находить особенности барокко в произведении

Умение определять комическое в литературе

Видеофильм «Барокко стиль» (http://www.youtube.com/watch?v=JkLyMLOlUwQ)


26

Читательская лаборатория: «Как определить виды комического в литературном произведении».

1

Раздаточный материал для организации работы в группах

С. 162- 203


27

Внеклассное чтение

«Н. Макиавелли «Притча о черте»».

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Самостоятельный анализ текста

Отзыв о произведении


Русская литература XVII века. ( часов )

28

Своеобразие развития русской литературы XYII века.

Лубочная литература и ее источники. Русская «повесть» XYII века: «плутовские», «авантюрные» и «назидательные» мотивы в ней.

«Повесть о Петре Златы власы» как литературный памятник XYII века

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Умение определять «плутовские», «авантюрные» и «назидательные» мотивы в ней.

Умение выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика персонажей

С. 204- 214

29

Силлабическая поэзия XYII века

С. Полоцкий. «О Навходоносоре царе, о теле златы и о трех строцех, в пещи не сожженных»

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Умение выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика персонажей

30

Русские театральные интермедии. Развитие русской драмы в XYII века.»Школьные театры» и их репертуар.


1


Умение определять жанр интермедии, его связь с народным ярморочным представлением, омическое в интермедиях.

Материалы статьи С. И. Николаева

«Русские интермедии XVII в.: новые материалы» (


Литература Просвещения. Просветительский классицизм. (7 часов)


31

Просвещение как ведущее идеологическое движение XVII века. Система жанров. Журналистика и роман. «Журналы» XVII века.

Д.Аддисон, Р.Стиль. «Зритель». Памфлеты в литературе XVII века. Д.Свифт «Размышления о палке от метлы»


1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-истор. эпохи

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, владение разными видами пересказа

С. 215- 228

32

Вольтер. «Кандид, или Оптимизм». Художественное и идейное своеобразие философской повести. Классицизм в прозаическом произведении. Особенности сатиры Вольтера.

Русское «вольтерьянство»

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Видеофильм «Вотльтер» ()

Материалы сайта «Словари и энциклопедии на Академике»

С. 229- 282


33

Читательская лаборатория: «Как самостоятельно подготовиться к ответу на вопрос»

1

С.282-288


Поэзия западноевропейского Просвещения (1 час)

34


Поэзия западноевропейского Просвещения. А. Шенье. «Ты вянешь и молчишь: печаль тебя снедает…»

1





Формирование т-л базы, умение определять пафос литературного произведения


Стихотворения А. Шенье в исполнении В. Ланового ()

Видеофильм «Сергей Безруков читает Андрея Шенье»


()

С. 289-291


Пафос литературного произведения (1 час)

35

Понятие пафоса. Виды пафоса. Способы создания пафоса в литературном произведении. Практикум «Как научиться определять пафос литературного произведения».

1


Формирование т-л базы, умение определять пафос литературного произведения

С.292-295


Сентиментализм (1 час)

36

Сентиментализм в западноевропейской литературе. Эстетика сентиментализма.

Т. Грэй. «Элегия, написанная на сельском кладбище».

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному

Материалы сайта «Википедия»

С.296-304


Предромантизм в западноевропейской литературе (9 часов)

37

Поэтика и художественное значение предромантизма. И.К.Ф. Шиллер. «Разбойники». Бунтарские мотивы в драме.

Образ Карла Моора. Антитеза в драме. Трагическое в «Разбойниках»

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика

Материалы сайта «1 сентября» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700205


Раздаточный материал для индивидуальной работы

С. 305- 309


38

Поэзия Р. Бёрнса. Связь поэзии с фольклором. Лиризм

1

Видеофильм Р. Бёрнс ()

С. 309-312


39

Концепция мира и человека в трагедии И.В. Гёте. Фауст.

Образ Фауста и смысл его конфликта с Мефистофелем.

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

А.С. Пушкин «Сцена из Фауста». Смысл полемики с немецким просветителем.

Видеофильм «Иоганн Вольфганг Гёте» ()

Фрагменты фильма А. Сокурова «Фауст» с. 313-315 (http://www.picnik.com/app#/edit/seasonal)


40

Написание контрольного сочинения по теме: «Какие черты Фауста позволяют отнести его к вечным образам?»

1

41

Ш.Ю. Мильвуа «Падение листьев». Особенности элегии.

1

Фрагмент фильма Маленькие трагедии «Фауст и Мефистофель»


42

Вн.чт. Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности поэтики произведения.

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Самостоятельный анализ текста

Русская литература XYIII- начала XIX века (11 часов)

43

Русский классицизм. Просвещение в русской литературе. Реформа В.К. Тредиаковского

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, анализ текста

Стихи Тредиаковского читает С. Бирюков ()

С. 320-324


44

М.В. Ломоносов. Учение о трех штилях. Жанр оды. «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года…». Особенности поэтики.

1

Урок изучения истории и теории литературы, урок формирования теоретико-литературных понятий

Видеофильм «Ломоносов»


С. 324-334


45

П.П. Сумароков. Литературная и театральная деятельность поэта. Лирическое мастерство поэта («Тщетно я скрываю…»), сатирический диалог «Господин и слуга». Просветительские идеи в произведениях А.П. Сумарокова, особенности его классицизма.


1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, анализ текста

С. 334-342


46

Н.И. Новиков. Просветительская и журналистская деятельность. «Разговоры», мастерство в использовании жанра диалога. Этическое звучание произведения. Чтение наизусть.

1


Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика персонажей, характеризовать особенности сюжета

Художественное мастерство Д.И.Фонвизина.. Актуальное звучание комедии «Недоросль»


С.342-345


Выучить наизусть стихотворения


47

Д.И. Фонвизин - основатель русской комедии. Способы создания комического эффекта в произведении.

Д.И. Фонвизин. Недоросль. Особенности конфликта. Тема воспитания и образования.

Чтение наизусть монолога.

1

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом


Чтение наизусть монолога

Фрагменты спектакля «Недоросль», МХАТ ()

Фрагменты спектакля «Недоросль», МХАТ (

Фрагменты спектакля «Недоросль», МХАТ (http://www.youtube.com/watch?v=0Z9tT683ZiQ)


48

Написание контрольного сочинения на тему: «Вот злонравия достойные плоды»

1

Контроль

С.346-349


49

И.А. Крылов. Обзор творчества. Басня как жанр. Художественное совершенство басен И.А. Крылова. Непреходящее значение творчества И.А. Крылова для русской литературы.

1


Урок изучения истории и теории литературы, изучение творческой биографии писателя

Работа над басней как жанром


Презентация «Жизнь и творчество И.А. Крылова»


О. Г. Черных. Практикум по литературе, стр. 30, з. № 1-3


С.350-363


50

В.А. Левшин. «Досадное пробуждение». Конфликт в произведении. Образ главного героя. Демократические тенденции в русской литературе 18 века.

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста


Материал стать «В.А. Лёвшин»


С.364-373


51

Вн.ч. Жанр басни в русской литературе XYIII века. Д.И. Фонвизин, М.М. ,Херасков, В.И. Майков, И.И. Хемницер, И. И. Дмитриев


1

Читательская лаборатория

Как научиться определять пафос литературного произведения

С.374-381


52

Н.М. Карамзин. Новаторский характер творчества писателя. Интерес писателя к отечественной истории, научной работе (обзор творчества). Поэзия Н.М. Карамзина. Н.М. Карамзин как основоположник русского сентиментализма и предромантизма.

1

Урок изучения истории и теории литературы, изучение творческой биографии писателя

Понимание новаторского характера творчества Карамзина Н..М.


Видеофильм «Карамзин»

Фрагменты спектакля «Бедная Лиза»


С.382-386


С. 382-403


53

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Своеобразие метода и жанра. Образ повествователя. Мир чувств в произведении.

Подготовка к домашнему сочинению: «Трагическая вина Эраста».

1

Урок изучения художественного произведения, первоначальное восприятие текста

Демократические тенденции в новелле. Смысл названия произведения.

Написание домашнего сочинения.


54

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности творческого метода писателя. . Жанровое своеобразие произведения «Путешествие из Петербурга в Москву».

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Художественный смысл и значение эпиграфа «Путешествие из Петербурга в Москву». Тестирование по произведению.

Видеофильм «Александр Радищев»

(http://www.youtube.com/watch?v=6bD5WhnuvDY)

Иллюстрации к «Путешествию из Петербурга в Москву»

С.403- 424

55

Поэтическое мастерство русских стихотворцев XYIII века. В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, И.Ф. Богданович, М.Н. Муравьёв, А.А. Ржевский, М.В. Милонов, Н.И. Карамзин, М.И. Попов

1

56

В мастерской художника слова. «Поэтическое мастерство русских стихотворцев 18 века». Произведения В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.Ф. Богдановича, М.Н. Муравьева, А.А. Ржевского, Н.М. Карамзина, М.В. Милонова, М.И. Попова

1

С.465-466


57

Г.Р. Державин. «Памятник». Тема поэта и поэзии.

«Властителям и судиям». «Водопад»

Письменный анализ стихотворения.

1

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом

Выучить наизусть стихотворение

Идеи просвещения и гуманизма. «Река времен в своем стремленьи…». Глубина философской проблематики.. Изобразительная сила поэтического слова. Современное звучание творчества Г.Р. Державина.

Презентация «Г.Р. Державин»

Оду «Бог читает Везиков


()

С. 466- 487

Романтизм как литературное направление (1 час)

58

Антибуржуазный характер литературы века. Романтизм как творческий метод. Черты романтизма. Особенности романтической типизации. Системы романтических жанров. Понятие романтической иронии.

1

Урок-лекция

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному

Романтизм в зарубежной литературе (8 часов)

59

Э.Т.А. Гофман. Золотой горшок. Романтическая концепция мира в сказке. Роль романтической символики. Философская проблематика

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства

Иллюстрации Н. Гольца к сказке Материалы статьи «Двоемирие в сказке Гофмана «Золотой горшок»

60

Дж. Г. Байрон. Корсар. Своеобразие, особенности конфликта и идейного звучания романтической поэмы. Понятие «байронического героя».

1

Видеофильм Дж. Гордон Байрон

(http://www.youtube.com/watch?v=V5_Brvo20K8)


61

В. Гюго. Клод. Ге. «Тема униженных и оскорблённых» в творчестве Гюго. Ф.М. Достоевский о В. Гюго

1

Аудиокнига «В.Гюго. Клод Ге»


62

Читательская лаборатория «Как научиться определять творческий метод писателя»

1

Урок формирования специальных умений и навыков

Работа над определением творческого метода писателя

63

В. Скотт «Айвенго». Понятие романтического историзма и исторического колорита. Новаторство Скотта- романиста.


Концепция истории и человека в романе. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский о В. Скотте. В. Скотт и русский исторический роман

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная

Презентация «В. Скотт»


64

Вн.чт. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

1


Характеристика персонажей, характеризовать особенности сюжета

Иллюстрации к произведению Ломакина Николая http://illustrators.ru/illustrations/204161


Русский романтизм, его национальное своеобразие (10 часов)

65

В.А. Жуковский. «Светлана». Жуковский и Бюргер. Романтическая интерпретация сюжета Бюргера В.А. Жуковским. Образ Светланы.

1

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом

Понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная

Презентация «В.А. Жуковский»


66

В.А. Жуковский. «Светлана». Национальный колорит произведения. Лирическая позиция автора. Идейное звучание баллады.

Чтение наизусть отрывка из баллады.


1

Читательская лаборатория: «Как сравнить два произведения, созданных на основе общего сюжета».

Разработка урока http://festival.1september.ru/articles/413818/

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Светлана»

Раздаточный материал для организации работы в группах


67

А.А. Бестужев-Марлинский «Страшное гаданье». Основной конфликт и особенности композиции новеллы.

«Перстень» и «Приметы»

1

Урок изучения художественного произведения, урок

Формирование т-л базы, уметь определять фантастическое, тему любви и чести в произведении, авторская позиция, умение определять характер главного героя, романтическую иронию, смысл названия,

Романтическая концепция мира и человека. Своеобразие повествовательной манеры писателя и система характера в новеллах.

68

А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. «Я пережил свои желанья…». Романтический характер ранней пушкинской лирики.

1

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика персонажей, характеризовать особенности сюжета, работа над определением творческого метода писателя

Репродукция картины М.А. Врубеля «Демон поверженный»


69

А.С. Пушкин. «Демон». Черты романтизма в произведении.. Образ главного героя.

1

Фрагмента оперы Пиковая дама (http://www.youtube.com/watch?v=uyNzQZ_6Cu4)


70

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Романтическое двоемирие в произведении. Особенности характера Германа. Тема наполеонизма в произведении. Нравственно-философская проблематика произведения. Идейное звучание произведения.

1

71

М.Ю. Лермонтов. Очерки жизни и творчества. «Смерть поэта» как поэтическая инвектива. Романтическая поэтика Лермонтова. (Чтение наизусть)

1

Урок изучения истории и теории литературы, изучение творческой биографии писат

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом

Видеофильм «Лермонтов» (http://www.youtube.com/watch?v=_uYHAxa13Oo&feature=related)


72

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Романтический характер в поэме. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств

1

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом

Читательская лаборатория: как охарактеризовать внутренний конфликт героя

. Изобразительно-выразительные средства в поэме. Художественное мастерство Лермонтова.

Видеофильм «Лермонтов. Мцыри» «http://www.youtube.com/watch?v=0PlUMoW1Wkg


73

Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: 1) «Анализ эпизода в поэме «Мцыри»; «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».

1


О. Г. Черных. Практикум по литературе, стр. 48, з. № 7


74

Философская лирика русского романтизма. В.Ф. Одоевский и Ф.И. Тютчев.


1

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом.

Уметь определять образ художника в литературе русского романтизма. Выявлять поэтическое мастерство поэта.

В мастерской художника слова: художник и время.

75

Вн.чт. Е.А. Баратынский, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков.

Р.к.


Реализм как литературное направление (18 часов)

76

Реализм как творческий метод и художественная система. Писатели-реалисты в борьбе за реализм. Своеобразие концепции мира и человека в реалистической литературе. Взаимодействие реализма и романтизма.

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Историческая основа. Особенности повествования. Понятие «исторический роман».

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, образная характеристика персонажей


Теория


Фрагменты спектакля «Капитанская дочка» (http://www.youtube.com/watch?v=cYlZpJ iHOqs)

Подготовка к письменному ответу: «Путь к счастью А. С. Пушкин «Метель», «Капитанская дочка» (мотив благословения).


77

Смысл названия. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва. Тестирование по содержанию произведения.

1

Нравственная красота Маши Мироновой. Художественное мастерство Пушкина. Читательская лаборатория: «Как научиться сравнивать литературных героев».

Фрагменты спектакля «Капитанская дочка» (http://www.youtube.com/watch?v=cYlZpJiHOqs)

78

Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Написание домашнего сочинения по повести Пушкина


О. Г. Черных. Практикум по литературе, стр. 39, з. № 4-6

Электронный тест


79

Н.В. Гоголь. Шинель. Маленький человек в русской реалистической литературе. Шинель как символическое определение смысла жизни

1


Образ Акакия Акакиевича. Гуманизм Н.В. Гоголя.

Иллюстрации к произведению

Фрагменты мультфильма Ю. Норштейна «Шинель» ()

Электронный тест


80

Н.В. Гоголь. Ревизор. Своеобразие построения сюжета и системы характеров.

1

Читательская лаборатория: «Как охарактеризовать систему образов в художественном произведении»

Урок изучения истории и теории литературы, изучение творческой биографии писателя

Фрагменты спектакля театра сатиры (1982 г.) (http://www.youtube.com/watch?v=a4QAGdT4PE8)


81

Основной конфликт в произведении Гоголя. Средства создания характеров в комедии

Тестирование по содержанию произведения.

1

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом


Фрагменты спектакля театра сатиры (1982 г.) (http://www.youtube.com/watch?v=a4QAGdT4PE8)


82

Хлестаковщина как нравственное явление.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

О. Г. Черных. Практикум по литературе, стр. 62-63, з. № 2-7

Электронный тест


83

И.С. Тургенев. Ася. Изображение женского характера в повести


1

Урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом

Тема любви в повести. Мастерство Тургенева-реалиста. Лиризм Тургенева. Отзыв на эпизод


О. Г. Черных. Практикум по литературе, стр. 68,, з. № 2-4

О. Г. Черных. Практикум по литературе, стр. 69, з. № 5-7

О. Г. Черных. Практикум по литературе, стр. 71 з. № 1-3


84

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Основная проблематика произведения. Особенности изображения женских характеров в поэме. Поэтическое мастерство Н.А. Некрасова.

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста


Видеофильм «Некрасов. Русские женщины» (.http://www.youtube.com/watch?v=9B7YRQYn0wU)


85

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Основная проблематика новеллы. Смысл названия. Развитие гоголевских традиций в произведении. Своеобразие авторской позиции.

1


Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному,

Смерть чиновника в исполнении И. Ильинского (http://www.youtube.com/watch?v=i4Sa8e3klmU)


86

Ч. Диккенс «Пойман с поличным». Социальная основа конфликта. Характеры новеллы. Детективная форма организации сюжета.

1

обзор


Текст контрольной работы


87

П. Мериме. «Маттео Фальконе». Психологизм Мериме. Романтические и реалистические элементы в новелле.. Система характеров в новелле. Особенности художественного конфликта и идейного звучания в произведении.

1

В мастерской художника слова: европейские реалисты о принципах литературного творчества.


Задания для индивидуальной работы


88

Контрольная работа по разделу: «Реализм» (творчество Пушкина, Тургенева, Гоголя, Некрасова, Чехова)

1

контроль


89

Вн.чт. А.И. Герцен «Сорока-воровка»


Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста


Символизм и неоромантизм (4 часа)

90

Понятие о символизме и неоромантизме. О. Уайльд. Соловей и роза. Символика сказки. Её филофофское и нравственное звучание.

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста


Видеофильм «Оскар Уайльд» (http://www.youtube.com/watch?v=jJmoqnyGxog)


91

Э. Бирс. Убит под Ресакой. Темы истинных и мнимых ценностей

1

«Верность, мужество и готовность к подвигу» (на материале чеченских рассказов) В. Шурыгин «Снискали бессмертие»//Рас

сказы о чеченской войне. М., «Ковчег», 2005.)

Текст произведения http://www.velib.com/book.php?avtor=b_647_1&book=7450_1_1


92

М. Горький. Песня о Соколе. Особенности художественного конфликта и героический пафос «Песни…»

1

Мультфильм «Песня о Соколе» ()

О. Г. Черных. Практикум по литературе, стр. 103, з. № 5-9


93

Н.С. Гумилев «Жираф». Лирический герой стихотворения. Образ собеседницы. Поэтическое мастерство Гумилева.

1

Зарубежная литература ХХ века

94

У. Голдинг «Повелитель мух». Смысл названия романа. Роман как антиробинзонада.

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста

Уметь определять образы Хрюши и Саймона. Выявлять сущность противоборства Ральфа и Джека. Экзистенциализм в романе



95

Вн.чт. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

1

Урок изучения художественного произведения, интерпретация текста




Русская литература ХХ века (14 часов)

96

Особенности развития русской литературы 20 века. Символизм в русской литературе. А. Блок. Скифы. Мысль об особой роли России в мировой истории

1

Урок изучения истории и теории литературы, характеристика культурно-исторической эпохи,

Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному

Скифы в исполнении Качалова (http://www.youtube.com/watch?v=01dteyrpz00)


97

И.А. Бунин. Косцы. Особенности реалистической лирической прозы И. Бунина. Образность и точность создания психологического настроения.


1

Иллюстрация картины Мясоедова «Страдная пора»


98

Чиательская лаборатория: «Как написать изложение с творческим заданием»

1

99

Имажинизм в русской поэзии.

С. Есенин. Отговорила роща золотая…Особенности творческого метода народа. Крестьянская тема.

Чтение наизусть

1


формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, работа над определением

Видеофильм «Отговорила роща золотая» (http://www.youtube.com/watch?v=8JvZIr3bVaE)


100

Маяковский и русский футуризм. Хорошее отношение к лошадям. Новаторство поэзии. Лирический герой. Чтение наизусть.

1

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (http://www.youtube.com/watch?v=ygTImvoLwgE)


101

А.А.Ахматова «Сероглазый король». Новаторство и художественное совершенство поэзии Ахматовой.

О.Э. Мандельштам. «Невыразимая печаль открыла два огромных глаза»

1

Анализ произведений


102


М. Шолохов. Судьба человека. Смысл названия. Особенности композиции.

Роль образа повествователя.

Героическое в произведении. Особенности реализма писателя

Тестирование по произведению.

1

Тестирование


Фрагмент фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»

(http://www.youtube.com/watch?v=k5KaVx_5wFg)


103

А.Т. Твардовский. Василий Тёркин. Характер Тёркина

1

Фрагмент фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека» (http://www.youtube.com/watch?v=9aGDhembtyg&feature=related)


135

Фольклорные традиции в поэме. Особенности жанра и метода поэта. Поэтическое мастерство А.Т. Твардовского.

Читательская лаборатория: «Как составить план сочинения».

Подготовка к написанию домашнего сочинения по произведению Твардовского.


1

Написание домашнего контрольного сочинения.


Василий Тёркин в исполнении В. Яковлева (http://www.youtube.com/watch?v=-wG2oKaaD7g)


1104

Контрольная годовая работа в форме ГИА

1

Контрольная годовая работа в форме ГИА

105

В.М. Шукшин. Охота жить. Особенности построения сюжета. Этическое звучание новеллы. Авторская позиция писателя

1


Аудиокнига http://modernlib.ru/books/shukshin_vasiliy_makarovich/ohota_zhit/


139

Вн. чт. М.А.Булгаков «Роковые яйца». Особенности сюжета произведения.

1

В мастерской художника слова. Писатели о литературных учителях.


Список летнего чтения



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал