7


  • Учителю
  • Истоки бунинского слова, 7 класс

Истоки бунинского слова, 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:       Нам всем повезло жить  на Орловщине.Видимо, действительно, есть что-то особенное в нашей средней полосе, что заставляет быстрее биться сердца,и слова сами собой складываются в стихотворные строчки. Конечно, не каждый становится поэтом, кто в детстве или юности писал
предварительный просмотр материала



Нам всем повезло жить на Орловщине. Видимо, действительно есть что-то особенное в нашей средней полосе, что заставляет быстрее биться сердца, и слова сами собой складываются в стихотворные строчки. Конечно, не каждый становится поэтом, кто в детстве или юности писал стихи, но те мгновения, когда рождаются поэтические строчки, когда ощущалось парение над поверхностью земли, навсегда остаются с человеком.

Обо всем пишут поэты: о любви, о детях, о братьях наших меньших. Иногда поэты не могут не откликнуться на политические события в стране и в мире. Пишут они и о родном городе. Пишут так, что хочется приехать и поселиться навеки в таком городе. Но есть поэты, которые пишут о природе. Но пишут так, что хочется раствориться в ней и радовать собою всех живущих на Земле!

Иван Алексеевич Бунин - один такой из настоящих русских поэтов и писателей. В его романе « Жизнь Арсеньева» можно найти подтверждение сказанному: «…попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте, и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки:

- Дай мне звезду, твердит ребенок сонный,

- Дай, мамочка….

_ Дай, мамочка… Она с улыбкой нежной

Берет худое личико:

- Что, милый?

- Вон ту звезду.

- А для чего?

- Играть…

Поэтому выбор для филологического исследования был предопределен изначально: « Феномен Бунина». Задача одна: через произведения одного из самых талантливых художников слова начала двадцатого столетия понять , в чем заключается неповторимость бунинского слова.

Василий Белов писал: «…после Толстого Бунин был самым значительным явлением в русской литературе, последним, пока еще никем не превзойденным ее классиком». Чист и могуч русский литературный язык у Бунина. Не найдешь ни одного лишнего слова. Даже проза - кристальная поэзия. В « Книге моей жизни» Бунин писал: « Рождение никак не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в моем отце, в матери, в дедах, прадедах, пращурах, ибо ведь они тоже я».

Через своих предков Бунин был связан с Орловской землей. На родовом гербе была изображена эмблема верности и вечности - перстень и сходящиеся к нему остриями три рапиры с крестами-рукоятками. Древний род Буниных ведет свою родословную на Руси с пятнадцатого века. Директор бунинского музея в г. Орле Инна Анатольевна Костомарова в своей книге « Иван Бунин - Нобелевский лауреат» пишет, что « среди предков писателя были люди служилые, прославившиеся в ратных подвигах, моряки, путешественники, художники, поэты.» Из этого рода - русская Сафо - Анна Бунина, Василий Жуковский. Предки рода Буниных живут и в нашем городе Ливны. Это достойные люди, которые своим трудом преумножали и преумножают добрую трудовую традицию - работать на благо своей малой родины.

Открытие мира для Бунина начиналось с родительской усадьбы; а за ее пределами - бездонное синее небо, поля, луга, перелески до самого горизонта. Поэзия для него была тем « магическим кристаллом», сквозь который он с необычайной остротой воспринимал и вбирал в себя « щемящую красоту» земного бытия, чему немало способствовали удивительные свойства души будущего поэта: зрение у него было такое, что « видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». От родительского порога - начало обаяния бунинского слова.

Николай Осипович Ромашков - домашний учитель - был человеком очень образованным и разносторонне талантливым: владел английским, французским, немецким и восточными языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи. Именно Николай Осипович пристрастил своего воспитанника к сочинительству. « Вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки». Ромашков -Арина Родионовна для восьмилетнего Вани. Так родилось первое стихотворение Ивана Бунина. Затем было написано около двухсот стихотворений и переводов из Шиллера, Гете, Гейне, Ламартина. Чуть постарше - сказка « Свет жизни», повесть нравоучительного характера « Увлечение», набросок воспоминаний и даже первые опыты критических статей, например, « Поэзия и отвлеченное мышление». Очень серьезное начало говорит нам о своеобразном мышлении, которое позволяет нам понять философию жизни писателя и поклониться его старшему брату - Юлию Алексеевичу Бунину. Юлий серьезно занимался гуманитарным образованием брата, он понимал одаренность его. Это был период стремительного духовного роста Ивана Бунина. Перечитав огромную библиотеку своих родственников Пушешниковых, юноша Бунин пережил вместе с томами книг Сумарокова, Анны Буниной, Жуковского, Языкова, Веневитинова, Козлова, Баратынского жажду писать самому. Для пятнадцатилетнего мальчика ,вначале подражавшему Пушкину, даже в почерке, это был значительный период становления таланта. У Пушкина Бунин взял простоту и изящество слова. И во всей последующей творческой деятельности Пушкин станет для Бунина как бы камертоном, высшим идеалом в искусстве. Как и Лермонтов. Пушкин и Лермонтов - кумиры юного Ивана Бунина.

В последний год жизни Бунина, 4 июня 1953 года, Вера Николаевна Муромцева-Бунина, жена, записала ( она называла Ивана Бунина Яном): « Ян чудесно прочитал Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», восхищаясь многими строками». И дальше - слова Бунина о Лермонтове: « Пожалуй, его смерть трагичнее Пушкинской…Какая проза!» О гибели Пушкина Бунин писал в столетнюю годовщину, в 1937 году: « Пушкинские торжества…Страшные дни, страшная годовщина - одно из самых скорбных событий во всей истории России, той России, что дала Его».( Александр Бабареко, филолог, занимающийся творчеством И.А.Бунина). Пушкин, Лермонтов - с ними прошла вся жизнь Бунина, с детства до могилы. Творчество Великих питало творчество Великого!

Бунин был одарен необыкновенной проницательностью. Его знание людей сочеталось с глубоким пониманием языка вещей.

По жестким склонам каменные плиты

Стоят раскрытой Книгой бытия.

Всего две строки - и чувствуется древность Палестины, библейской долины Иосафата, где поэт странствовал в 1907 году. Оживают в воображении города, о которых Бунин писал в стихах, а также в цикле рассказов « Тень птицы». 16 августа Бунин записал в дневнике: « Шипит сад, волнует, шумит дождь. Ветер, дождь часто припускает. Читал Мопассана, потом Масперо о Египте, волновался, грезил, думая о путешествии Бауку в Финикию.Потом читал Вернон Ли и думал о Неаполе, Капри, вспоминая Флоренцию.

Высунулся в окно. Сорочка со скребом когтей перебралась через потемневший от дождя забор из сада и пробежала мимо окна, улыбнувшись мне дружески, сердечно замотав хвостом. Как наши души одинаковы».

Эта мысль развита Буниным в рассказе о собаке « Сны Чанга». В стихах он сказал:

Нет в мире разных душ,

И времени в нем нет!



В другой раз, увидев в распахнутое окно гончего пса, который просительно посматривал вверх, Бунин говорил: « Ах ты милый, сладкий, драгоценный!...Ну что тебе? Что тебе? Я не знаю, отчего вот поздней ночью, когда все спят, я чувствую такую нежность, такую любовь к животным, такую страстную любовь к собакам, живущим особенной ночной жизнью, своей, таинственной и непонятной».

Трудно найти писателя, который с такой болезненной требовательностью, как Бунин, относился бы к тому, что он писал. При переизданиях Иван Алексеевич тщательно правил ранее написанное: больше всего сокращал. И раз уж текст переделан, доведен до « последнего совершенного блеска», прежний вариант должен быть забыт всеми. Бунин не позволял читать ранние издания своих книг, прятал их от близких ему людей. В письмах друзьям был настойчив и обстоятелен: «…Горячо прошу, прямо умоляю не читать меня, если у вас не будет собрания моих сочинений издания « Петрополиса», до всех других изданий ради бога не касайтесь: я идиотичен, психопатичен насчет своих текстов - вспомню вдруг, например, что в таком-то рассказе моем не вычеркнуто в первом издании какое-нибудь лишнее, глупое слово - и готов повеситься, кричу, как Толстой, когда вспоминал что-то неприятное из своих слов и поступков, на весь дом: а-а-а!».

В 1952 году Бунин готовил к изданию сборник « Митина любовь.- Солнечный удар». О произведениях, давших название книге, он замечал: « Мне все кажется, « Солнечный удар» лучше - так он легок, свободен, краток, простосердечен. И ведь это главное, главное: ведь и то и другое выдумано мною!» Через несколько дней он возвращался к мысли о « Митиной любви» и других рассказах этой книги: « Перечитав теперь, нахожу, что неплохо, особенно вторая половина. А конец уж очень страшен».

Бунин говорил еще в 1910-е годы своему племяннику Н.А.Пушешникову, переводчику Дж.Лондона, Голсуорси и других авторов: « Каждому из нас, писателей, хочется как-то вылезти из своей шкуры, взглянуть на свое произведение чужими глазами. Мне хочется знать, где у меня перевыражение, где недовыражение, где я наговорил глупостей, пошлостей, - мне хочется знать, хорошо ли я пишу… О литературе можно было говорить только с Чеховым».

Редко встретишь сравнение прозаических произведений с каким-то значительным музыкальным событием. А вот наш земляк и друг Бунина на протяжении многих лет Борис Константинович Зайцев сравнил роман « Жизнь Арсеньева» с творениями Баха. Письма Бунина свидетельствуют о том, как взыскательно он относился к своим произведениям.

Во время чествования И.А.Бунина в качестве Нобелевского лауреата Игорь Северянин посвятил ему сонет:



В его стихах весенняя капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

И спетая березкой молодою

Песнь солнышку. И вешних вод купель.

Прозрачен стих, как северный апрель,

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою,

В ней есть какой-то бодрый хмель.

Уют усадеб в пору листопада,

Благая одиночества отрада.

Ружье. Собака. Серая Ока.

Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо из мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.



Необычность творчества Ивана Алексеевича Бунина в его космическом таланте, помноженном на фантастическую работоспособность. « Ему не надо было жить в России, чтобы писать о ней, -так и Гоголь мог работать над « Мертвыми душами» в Риме, на вилле княгини Волконской. Россия жила в нем, он был - Россия»( Андрей Седых).

ЛИТЕРАТУРА

Бунин И.А. Собрание сочинений: в 9 т.- М.:Художественная литература,1987

Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина.Беседы с памятью.-М.: Советский писатель,1989.

Бабореко А.Бунин.Жизнеописание.-М.:Молодая гвардия,2004.

Письма И.А.Бунина / публикация А.Бабореко/ На родной земле.Литературно-художественный сборник,Орел,1958.

Седых Андрей.Далекие,близкие.-Нью-Йорк,1979.

Костомарова И. Иван Бунин Нобелевский лауреат,Орел,2005.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №9» г. Ливны

Конкурс «И.А.Бунин и Орловский край - 2015»



ОБ ИСТОКАХ

БУНИНСКОГО СЛОВА

Филологическое исследование

ученицы 8 класса

Шиловой Екатерины



Научный руководитель

Бобкова Тамара Сергеевна

2015 год



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал