7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе

Рабочая программа по литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Раздел 1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 8 классе МОУ Сараевская СОШ с учетом:

- требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень);

- авторской программы по литературе для основной общеобразовательной школы (Программа по литературе для 5-11 классов ( базовый уровень), В.П.Журавлев , В.Я. Коровина, Москва «Просвещение», 2012 год).

- нормативно-правовых документов:

  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;

  • примерного учебного плана для образовательных учреждений Рязанской области, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом министерства образования Рязанской области;

  • Закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;


- требований к уровню подготовки учащихся 8 класса школы;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МОУ Сараевская СОШ;

- познавательных интересов учащихся.

При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

- завершённость учебной линии;

- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.

Общая характеристика учебного предмета


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Ученик постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Цели и задачи обучения

Главной целью основного общего образования развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями. Это и определило цели обучения литературе в 8 классе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи обучения:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как особой формы читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.


Место литературы в федеральном базисном учебном плане

В VIII классах согласно учебному плану отводится 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков школьников, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Общеучебные умения и навыки, универсальные учебные действия

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.


Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Используемый УМК


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2015.

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. - М.: Просвещение, 2013

Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2014.

Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы. - М.: Просвещение, 2014.



Содержание программы по темам


Название темы

Количество часов

по рабочей программе

Русская литература и история

1

Устное народное творчество

2

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

литература XVIII века

5

литература XIX века

35 ч (в т. ч. 4 К.Р., 9 P.P., 1 В.Ч.).

литература ХХ века

19 ч (в т. ч. 3 К.Р., 4 P.P., 1 В.Ч.).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3 ч

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1




Раздел 2. Содержание курса «Литература» в VIII классе


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

Хороводные, лирические, исторические песни.Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Развитие речи (далее - P.P.). Выразительное чте­ние. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с исполь­зованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Зашита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество ли­тературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов древ­нерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характе­ристика героев литературы XVII в. и их нравствен­ная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (5 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правила классицизма в драматическом произ­ведении.

Контрольная работа (далее - К.Р.). Контроль­ная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Не­доросль».

P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Состав­ление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (11 ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нрав­ственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

«Туча». Разноплановость содержания стихотво­рения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выра­зительного чтения. Участие в коллективном диало­ге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе срав­нительная). Составление анализа эпизода. Характе­ристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Составление плана анализа фрагмента ли­ро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на лите­ратурном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (8 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению

Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Состав­ление плана анализа фрагмента драматического про­изведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование вырази­тельного чтения. Написание сочинения на литера­турном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, би­чующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рома­на. Устное рецензирование выразительного чте­ния. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. За­шита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представ­лений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды переска­зов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Ан­титеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характери­стика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказы­вания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использо­ванием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразитель­ного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на во­прос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P. Выразительное чтение фрагментов расска­за. Устное или письменное рецензирование выра­зительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или пись­менный ответ на проблемный вопрос с использова­нием цитирования.

Александр Александрович Блок (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Вырази­тельное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различ­ные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Михаил Андреевич Осоргин. (1ч)

Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллектив­ном диалоге.

Писатели улыбаются (2 ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические прие­мы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рас­сказы писательницы (для внеклассного чтения). Са­тира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоциональ­ного содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассно­го чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Харак­теристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмо­ционального содержания

Александр Трифонович Твардовский (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составле­ние плана характеристики героев. Устный и пись­менный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (обзор) (2 ч)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представ­ления).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письмен­ное рецензирование выразительного чтения. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразитель­ные средства языка (развитие представлений).

P.P. выразительное чтение отрывков. Комплекс­ный анализ эпизодов. Рецензирование выразитель­ного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

Уильям Шекспир (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение и устное рецензи­рование выразительного чтения отрывков драма­тического произведения и сонетов. Устный и пись­менный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выра­зительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензи­рование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)

К.Р. Контрольное тестирование по итогам из­учения курса.

Теоретико-литературные понятия:

Историзм литературы, классицизм, романтизм, сентиментализм, сонет, композиция, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия, песня, романс, элегия.



Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия:

- понятие о классицизме,

- историзм художественной литературы (начальное представление);

- жанры: поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия;

- сатира, юмор прототип в художественном произведении,

- гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза;

- композиция, сюжет и фабула;

- психологизм художественной литературы (развитие представлений),

- сонет как форма лирической поэзии;

- авторское отступление как элемент композиции (начальное представление);

- герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;

обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и различие в авторской позиции;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и сюжет художественного произведения;

- выявлять конфликт и его этапы в драматическом произведении;

- сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссером;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Раздел 4. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уровню

подготовки

Дата

проведения

1

Введение. Русская литература и история.


Урок усвоения новых знаний

Роль литературы в жизни общества. Связь литературных сюжетов и героев с историческим процессом

Знать: содержание понятия «историзм».

Уметь: сравнивать отрывки из художественных произведений и научных исторических текстов на ту же тему

сентябрь

2

Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки.

Урок усвоения новых знаний


представление о народной песне (лирической, исторической), о частушке как малом песенном жанре

Знать: жанровые особенности лирической песни; классификацию лирических песен.

Уметь: воспринимать и анализировать лирические песни; соотносить содержание исторической песни и исторического события


3

Предания.


Урок усвоения новых знаний


Предание как жанр.

Знать: жанровые особенности предания; содержание преданий о Пугачёве.

Уметь: воспринимать и анализировать текст преданий


4

Из древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (фрагменты).


Урок усвоения новых знаний


Житие как жанр древнерусской литературы

Знать: содержание «Повести…», причины возникновения патриотической темы в древнерусской литературе.

Уметь: определять жанры произведений; отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси


5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVIII века

Урок усвоения новых знаний


сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы; особенности поэтики бытовой сатирической повести

Знать: содержание понятия «сатира», жанровые особенности бытовой сатирической повести. Уметь: воспринимать и анализировать комические ситуации


6

Из литературы XVIII века (общий обзор).


Урок усвоения новых знаний


представление о русской литературе XVIII в.; особенности русского классицизма

Знать: особенности социально-полити- ческой обстановки, определившей развитие русской литературы XVIII века; понятия «классицизм», «русский классицизм».

Уметь: характеризовать

историческую и литературную эпоху


7-

9

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе.

Комбинированные уроки

особенности классицистической драматургии

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.


октябрь

10

Р/р. Сочинение по комедии Д.И Фонвизина «Недоросль»


Урок развития речи

План сочиния, положительные и отрицательные герои, характеристика персонажей

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное.


11-12

Из русской литературы
XIX века. И. А. Крылов. «Обоз» и другие басни по выбору учащихся


Урок усвоения новых знаний, урок внеклассного чтения


понятия «басня», мораль», «аллегория»; взгляды баснописца на существующий общественный порядок

Знать: основные факты жизни и творчества Крылова; содержание басни «Обоз».

уметь: определять мораль басни; использовать мораль в определенных жизненных обстоятельствах


13

К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Историческая тема думы.


Урок усвоения новых знаний


понятие «дума»; особенности русского романтизма

Знать: основные факты жизни и творчества К. Рылеева; содержание понятия «дума».

Уметь: анализировать поэтические произведения


14

А.С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта»

Урок усвоения новых знаний

историческое произведение, характеристика персонажа

Знать: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному


15

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция. Жанр.


Урок усвоения новых знаний


историческая основа романа, жанр, композиция, идейное содержание

Знать: исторические источники; содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию


16

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 1-2. Формирование личности П. Гринёва. «Я рос недорослем».


комбинированный урок

этапы формирования характера Петра Гринёва - молодого русского дворянина

Знать: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выделять смысловые части текста (П.).


17

Гринёв в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5-й глав.


комбинированный урок

путь духовного становления главного героя; его отношения с людьми

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художеств. образов повести.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям.


18

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Анализ 6-8 глав.

комбинированный урок

представления учащихся
о народной войне в анализируемых главах

Знать: исторические сведения о Пугачёвском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику.

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

ноябрь

19

Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва. Анализ 9-11 глав.

комбинированный урок

образы Пугачёва и Гринёва

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

Уметь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев


20

Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства. Сравнительная характеристика.


комбинированный урок

представление о Гринёве и Швабрине, их поступках и мотивах поведения

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

Уметь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев


21

Нравственная красота Маши Мироновой.


Обобщающий урок

смысл названия повести; душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа Маши Мироновой

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев


22

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».


Урок развития речи

Тема и план сочинения, характеристика персонажа

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное


23

А. С. Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Туча», «К***».


Урок усвоения новых знаний


философские размышления лирического героя

Знать: особенности поэтической формы.

Уметь: выявлять основные темы и мотивы представленных лирических произведений, определять сквозные образы.


24

Обобщение изученного по творчеству А. С. Пушкина.

Контрольный урок

факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; содержание изученных произведений.


Знать: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изученных произведений.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному

декабрь

25

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте, воплощение исторических тем в его творчестве


Урок усвоения новых знаний


факты биографии поэта, особенности его поэтической манеры

Знать: основные факты жизни и творчества

М.Лермонтова

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки;

соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному


26

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. История создания, особенности композиции поэмы.


Урок усвоения новых знаний


история создания, композиция, идейно-тематическое и художественное содержание поэмы

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции


27

Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.


комбинированный урок

понимание идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости

Знать: содержание изучаемого произведения;

Уметь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста;


28

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Художественное своеобразие поэмы.

Р/р. Чтение наизусть. Отрывок из поэмы «Мцыри».


Урок развития речи

особенности поэмы как романтического произведения; образ Мцыри

Знать: содержание поэмы; наизусть отрывок.

Уметь: делать выводы

в результате анализа текста, фрагмента; характеризовать роль изобразительно-выразительных средств, находить их в тексте; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.


29

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри».


Урок развития речи

Тема и план сочинения, характеристика персонажа-романтика

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное


30

Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Биографический очерк. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.


Урок усвоения новых знаний


особенности

драматического произведения, б история создания комедии; идейное художественного своеобразие, мастерство речевых характеристик персонажей

Знать: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия».

Уметь: составлять тезисы

к лекции; определять роль

и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.



31

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.


комбинированный урок


Жизненная основа комедии

Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному


32

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых характеристик. (Действия 2-3.)


комбинированный урок


Нравственные и социальные пороки,

речевые характеристики

Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.

Уметь: выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств в создании образов; владеть различными видами пересказа


33

Н. В. Гоголь. «Ревизор».

(Действия 4-5.) Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.


комбинированный урок


Образ Хлестакова

Знать: содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев.

Уметь: строить устные

и письменные высказывания в связи с изучением произведения; участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном.

январь

34

Хлестаков и хлестаковщина.


комбинированный урок


Хлестаковщина как явление, смысл эпиграфа

Знать: определение понятия «хлестаковщина».

Уметь: обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев


35

Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор».

комбинированный урок


Критическая статья

Знать: содержание статьи Белинского о комедии «Ревизор»

Уметь: составлять тезисы к статье; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания


36

Контрольное тестирование по комедии «Ревизор». Подготовка к домашнему сочинению.


Урок контроля и развития речи

Обобщение изученного по характерам героев

Знать: содержание комедии, статьи Белинского; пути и приемы раскрытия образов комедии.

Уметь: правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; пользоваться нужными цитатами из текста; писать отзывы о героях.


37

Н. В. Гоголь. «Шинель».


Урок усвоения новых знаний


содержание повести «Шинель»; ее тема и идея, новаторство Н. Гоголя в развитии темы «маленького человека»

Знать: содержание повести, ее тему и идею.

Уметь: понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека»


38

М. Е. Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»

Урок усвоения новых знаний


понятие «сатира»; художественный мир творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

Знать: понятие «сатира»; особенности художественного мира М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Уметь: анализировать художественное произведение

февраль

39

Н. С. Лесков. Рассказ «Старый гений».


Урок усвоения новых знаний


Содержание рассказа; особенности культурного мира Н. С. Лескова.

Знать: особенности художественного мира Лескова

Уметь: анализировать текст произведения


40

Л. Н. Толстой. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.

Урок усвоения новых знаний


представление о личности и творчестве Л. Н. Толстого; особенности композиции рассказа «После бала»; понятие о роли приема антитезы в идейной и художественной ткани рассказа

Знать: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план.


41

Л. Н. Толстой. «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

комбинированный урок


моральная ответственность человека за все, что совершается в жизни

Знать: содержание рассказа; приемы анализа текста.

Уметь: сопоставлять эпизоды рассказа;

выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа


42

Р/р. Учимся стилизации. Страницы из дневника

(сочинение по рассказу «После бала»).


Урок развития речи


сочинения на основе и по мотивам литературного произведения

Знать: содержание рассказа; приемы анализа текста.

Уметь: составлять план сочинения, отбирать материал для анализа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному в письменной форме.


43

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о природе).

Урок усвоения новых знаний


роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения

Знать: приемы анализа стихотворного текста.

Уметь: выразительно читать стихотворение, видеть роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание - анализ поэтического текста.


44

Состояние

души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике XIX века.


Урок развития речи


роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения

Знать: приемы анализа стихотворного текста.

Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть.


45

А. П. Чехов. «О любви».


комбинированный урок


особенности художественного мира писателя; идейное содержание рассказа; подтекст чеховской прозы

Знать: основные события жизни писателя; особенности художественного мира писателя; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественное произведение


46

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».


Урок усвоения новых знаний


нравственная окраска поступков каждого из героев рассказа; своеобразие подхода писателя к теме любви

Знать: основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному.

март

47

А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Проблемы взаимопонимания и счастья в семье в рассказе «Куст сирени».

комбинированный урок


факты жизни и творчества А. И. Куприна, нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Знать: основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа.


48

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом»


Урок усвоения новых знаний


личность А. Блока, историческая тема в его творчестве

Знать: основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею произведения; выразительно читать произведения


49

А. А. Блок. «Россия».

комбинированный урок

особенностями художественного мира поэта; идейное содержание стихотворения

Знать: приемы анализа стихотворного текста.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; формулировать тему, идею произведения; выразительно читать произведения


50

С.А.Есенин. Слово о поэте-земляке (к 120-летию со дня рождения)

Урок-проект

Личность С.А.Есенина, особенности художественного мира поэта

Знать: основные факты жизни и творчества поэта.

Уметь: отбирать материал по заданной теме и презентовать его.


51

С. А. Есенин. «Пугачев». Драматическая поэма на историческую тему.


комбинированный урок


современность и историческое прошлое в драматической поэме поэта; понятие «драматическая поэма»; образ Пугачева как предводителя народного восстания

Знать: содержание понятия «драматическая поэма».

Уметь: составлять характеристику героя- предводителя, сопоставлять его образ в разных произведениях (в фольклоре, в произведениях А. Пушкина, С. Есенина)


52

И. С. Шмелев. «Как я стал писателем». Рассказы о пути к творчеству.


Урок усвоения новых знаний


биография писателя, начало его творческого пути; сопоставление художественного произведения с документально-биографического (мемуары, воспоминания, дневники)

Знать: содержание рассказа; отличие художественного произведения от документально-биографического.

Уметь: анализировать текст произведения, делать выводы о чертах характера героя на основе его восприятия окружающего мира произведения


53

М. А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.


Урок усвоения новых знаний


биография писателя, содержание рассказа о необычной «жизни» вещей; художественные приемы: метафоры, эпитеты, олицетворения

Знать: содержание понятий «олицетворение», «метафора».

Уметь: выявлять приемы и способы создания сочетания фантастики и реальности в рассказе; понимать психологическое содержание представленных автором мелочей быта


апрель

54

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки).


Урок усвоения новых знаний


знакомство с творчеством писателей (сатириков и юмористов), работавших в журнале «Сатирикон»; приемы и способы создания сатирического повествования

Знать: содержание понятий «юмор», «сатира», «ирония».

Уметь: выявлять художественные средства, использованные для передачи исторических событий юмористически; видеть комичность фраз текста


55

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе.


Урок усвоения новых знаний


Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений)

Знать: содержание понятий «юмор», «сатира», «ирония».

Уметь: выявлять художественные средства, использованные для передачи исторических событий юмористически; видеть комичность фраз текста


56

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». История создания. Композиция поэмы. Василий Тёркин - олицетворение национального характера.

Урок усвоения новых знаний


биография Твардовского, история создания «Книги для

бойца», жанровое новаторство поэмы

Знать: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.

Уметь: определять род и жанр литературного

произведения; формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев.


57

Поэма «Василий Тёркин». Идейно- художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».


комбинированный урок


анализ поэтического произведения; основные темы и проблемы; стилевое многообразие поэмы

Знать: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства.Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному .


58

Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.


комбинированный урок


анализ поэтического произведения; героика и юмор в поэме; определяющие качества характера Василия Тёркина; роль изобразительно-выразительных средств

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выражать свое отношение к прочитанному; участвовать в диалоге.



59

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин).

Урок усвоения новых знаний


Фрагменты биографии поэтов военного времени и их творчество

Знать: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.


60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок-проект

Фрагменты биографии поэтов военного времени и их творчество

Знать: : поэтов военного времени и их творчество.

Уметь: отбирать материал по заданной теме и презентовать его.


61-

62

В. П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

Урок усвоения новых знаний


жизнь и творчество В. Астафьева; тема детства в рассказе «Фотография, на которой меня нет»; соанализ художественного произведения

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; владеть различными видами пересказа.


май

63

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

Урок усвоения новых знаний


гражданская поэзия русских поэтов; осмысление темы России в творчестве поэтов

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.


64

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Урок усвоения новых знаний


гражданская поэзия поэтов Русского зарубежья; осмысление темы России в творчестве поэтов

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.


65

Из зарубежной литературы. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.


Урок усвоения новых знаний


пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность

Знать: основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта».

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств.


66

У. Шекспир. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Урок усвоения новых знаний


сонет; представление о сонете как форме лирической поэзии

Знать: содержание понятия «сонет».

Уметь: анализировать поэтическое произведение, используя основные теоретические понятия литературоведения


67

Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» - комедия нравов и характеров.

Урок усвоения новых знаний


творчество Ж. Б. Мольера; особенности классицистической драматургии

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.


68

Жизнь и творчество Вальтера Скотта. Исторический роман «Айвенго».

Урок усвоения новых знаний


основные этапы жизни и творчества В. Скотта; представление об историческом романе

Знать: об основных этапах жизни и творчества В. Скотта; содержание понятия «исторический роман», иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».

Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного




Раздел 5. Список литературы


Для учителя:


  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО,2014.

  3. Коровина В.Я, Збарский И.С. Коровин Литература: 8 класс: Методические советы. - М: Просвещение. 2014.

  4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен. 2014.

  5. Мапченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя. - М.: Просвещение,2008


Для учащихся:


1. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин Литература: 8 класс учебник в 2-х ч. - М: Просвещение. 2015.

2. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М: Просвещение. 2014.


Интернет-ресурсы и мультимедийные пособия:

  1. Мультимедийные пособия. Уроки литературы в 8 классе. - Издательство Кирилла и Мефодия.

  2. Сайт «Литература» - www. /Litera. Ru и http // www. Litera.ru/old/.

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (свыше 28 тыс. ресурсов)

  4. www. Klassika. ru

  5. www. Pereplet.r



14



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал