7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа по литературе (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46 г. Тюмени


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора по Директор МАОУ СОШ № 46

гуманитарно-эстетического УВР МАОУ СОШ № 46 города Тюмени

цикла

___________ ____________ _______________

Харитонова Н.В. О.Ю. Боброва О.А. Филиппова

Протокол № 1 от «___»_____20__ «___»______20___ «___»______20___

Рабочая программа

по литературе

для 6 класса

учитель: Павлушина Любовь Константиновна

первая квалификационная категория



Рабочая программа составлена на основе «Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 09.03.2004 года».



2015-2016 учебный год

1

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 09.03.2004 года».

Цели курса:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Общая характеристика учебного предмета


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 46 г. Тюмени на 2015-2016 учебный год учебный предмет литература в 6 классе изучается 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Результаты освоения обучения


Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание предмета

6 класс (68 часов)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. 1 ч.

Русский фольклор . 3ч.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1ч.

Связь литературы с фольклором.

«Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА. 1ч.

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка 18 века.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 31ч.

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

И.А. Крылов

Слово о писателе.

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин

Слово о поэте.

Стихотворения: ,«И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник», «Зимняя дорога».

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

Роман «Дубровский»

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

Повесть «Барышня-крестьянка»

Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Листок», «Три пальмы», «Тучи» », «На севере диком...», «Утес».

Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев.

Слово о писателе.

Рассказ: «Бежин луг» (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»).

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа

Федор Иванович Тютчев.

Слово о поэте.

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Листья», «Неохотно и несмело...».

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...».

"Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов.

Слово о поэте.

Стихотворение: «Железная дорога».

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков.

Слово о писателе.

Рассказ «Левша».

Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов.

Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий».

Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 18 ч.

Андрей Платонович Платонов.

Слово о писателе.

«Неизвестный цветок».

Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы

Александр Степанович Грин.

Слово о писателе.

Повесть "Алые паруса" (возможен выбор другой повести).

Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

Михаил Михайлович Пришвин.

Слово о писателе.

Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).

Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин.

Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов.

Слово о поэте.

Стихотворения: "Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в "тихой" лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

В.М. Шукшин.

Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал», «Критики».

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Образ «странного» героя в литературе.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР). 1ч.


Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 11ч

.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер.

«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента).

"Одиссея" как "поэма странствий". Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель Сервантес Сааведра.

Слово о писателе.

Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

Фридрих Шиллер.

Слово о поэте.

Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).

Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

Проспер Мериме.

Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).

Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Слово о писателе.

Сказка «Маленький принц».

Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.

Теория литературы. Притча (начальные представления).


Тематическое планирование

п/п

Название раздела темы

Количество часов

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека.


1

Аудировать речь учителя, отвечать на вопросы по прослушанному материалу.

    Русский фольклор Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

    Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

    Малые жанры фольклора.

    Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

    Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне

    Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.


    3

    Различать пословицы и поговорки.

    Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

      ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

      Связь литературы с фольклором. «Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

      «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

      Теория литературы. Летопись (развитие представления)


      1

      Выразительно читать фрагменты произведений древне-русской литературы.

      Характеризовать героя древне-русской литературы.

      Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

      Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

      Выявлять характерные для произведений древне-русской литературы темы.

        ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА.

        Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

        «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

        Особенности литературного языка 18 века.

        Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).


        1

        Выразительно читать.

        Характеризовать героя.

        Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

          ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

          Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

          И.А. Крылов

          Слово о писателе.

          Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

          Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».

          Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

          Александр Сергеевич Пушкин.

          А.С. Пушкин

          Слово о поэте.

          Стихотворения: ,«И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник», «Зимняя дорога».

          Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

          Роман «Дубровский»

          Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

          Повесть «Барышня-крестьянка»

          Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

          Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

          Михаил Юрьевич Лермонтов.

          Слово о поэте.

          Стихотворения: «Листок», «Три пальмы», «Тучи» », «На севере диком...», «Утес».

          Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

          Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова

          Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

          Иван Сергеевич Тургенев.

          Слово о писателе.

          Рассказ: «Бежин луг» (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»).

          Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа

          Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа

          Федор Иванович Тютчев.

          Слово о поэте.

          Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Листья», «Неохотно и несмело...».

          Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека.

          Афанасий Афанасьевич Фет.

          Слово о поэте.

          Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...».

          "Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

          Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

          Николай Алексеевич Некрасов.

          Слово о поэте.

          Стихотворение: «Железная дорога».

          Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

          Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии.

          Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

          Николай Семенович Лесков.

          Слово о писателе.

          Рассказ «Левша».

          Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

          Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

          Антон Павлович Чехов.

          Слово о писателе.

          Рассказ «Толстый и тонкий».

          Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

          Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

          Родная природа в стихотворениях русских поэтов

          Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

          Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

          Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

          31ч.

          Воспринимать текст литературного произведения.

          Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX века.

          Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIXвека.

          Характеризовать героя русской литературы 19 века.

          Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приемы, изображения человека.

          Соотносить содержание произведений русской литературы 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

          Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

          Формулировать вопросы по тексту произведения.

          Давать устный или письменный ответ по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

          Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

          Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

          Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

          Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

          Подбирать цитаты из литературного произведения по заданной теме.

          Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

          Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

          Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

          Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

          Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

          Конспектировать литературно-критическую статью.

          Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

          Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Грибоедова А.С.

            ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

            Андрей Платонович Платонов.

            Слово о писателе.

            «Неизвестный цветок».

            Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы

            Александр Степанович Грин.

            Слово о писателе.

            Повесть "Алые паруса" (возможен выбор другой повести).

            Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

            Михаил Михайлович Пришвин.

            Слово о писателе.

            Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).

            Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

            Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

            Произведения о Великой Отечественной войне

            К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

            Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

            Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

            «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

            Теория литературы. Речевая характеристика героя.

            Валентин Григорьевич Распутин.

            Слово о писателе.

            Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).

            Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

            Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

            Николай Михайлович Рубцов.

            Слово о поэте.

            Стихотворения: "Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (возможен выбор других стихотворений).

            Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в "тихой" лирике Рубцова.

            Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

            «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

            Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

            Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

            В.М. Шукшин.

            Слово о писателе.

            Рассказы: «Срезал», «Критики».

            Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

            Образ «странного» героя в литературе.

            18

            Воспринимать текст литературного произведения.

            Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XX века.

            Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XXвека.

            Характеризовать героя русской литературы 20 века.

            Выявлять характерные для произведений русской литературы 20 века темы, образы и приемы, изображения человека.

            Соотносить содержание произведений русской литературы 20 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

            Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

            Формулировать вопросы по тексту произведения.

            Давать устный или письменный ответ по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

            Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

            Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

            Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

            Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

            Подбирать цитаты из литературного произведения по заданной теме.


            Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

            Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

            Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

            Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

            Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

            Конспектировать литературно-критическую статью.

            Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

            Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Грина, В.М. Шукшина, Н.М. Рубцова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева., А.П. Платонова.




              ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР).


              Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

              Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

              Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

              «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

              Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов

              1

              Воспринимать текст литературного произведения.

              Выразительно читать фрагменты произведений литературы народов России.

              Характеризовать героя литературы народов России.

              Выявлять характерные для произведений литературы народов России, темы, образы и приемы изображения человека.

              Соотносить содержание произведений литературы народов России с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

              Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

              Формулировать вопросы по тексту произведения.

              Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

              Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

              Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

                ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

                Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

                Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

                Гомер.

                «Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента).

                "Одиссея" как "поэма странствий". Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

                Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

                Мигель Сервантес Сааведра.

                Слово о писателе.

                Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

                Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

                Фридрих Шиллер.

                Слово о поэте.

                Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).

                Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

                Проспер Мериме.

                Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).

                Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

                Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

                Антуан де Сент-Экзюпери.

                Слово о писателе.

                Сказка «Маленький принц».

                Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.

                Теория литературы. Притча (начальные представления

                11

                Воспринимать текст литературного произведения.

                Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.

                Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений зарубежной литературы.

                Характеризовать героя зарубежной литературы.

                Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы. темы, образы и приемы, изображения человека.

                Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

                Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

                Формулировать вопросы по тексту произведения.

                Давать устный или письменный ответ по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

                Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

                Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

                Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

                Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

                Подбирать цитаты из литературного произведения по заданной теме.

                Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

                Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

                Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

                Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

                Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

                Конспектировать литературно-критическую статью.

                Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

                Сопоставлять оригинальные тексты произведений зальный убежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык



                Требования к уровню подготовки обучающихся

                В результате изучения литературы ученик должен

                знать/понимать

                • образную природу словесного искусства;

                • содержание изученных литературных произведений;

                • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

                • изученные теоретико-литературные понятия;

                уметь

                • воспринимать и анализировать художественный текст;

                • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

                • определять род и жанр литературного произведения;

                • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

                • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

                • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

                • выявлять авторскую позицию;

                • выражать свое отношение к прочитанному;

                • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

                • владеть различными видами пересказа;

                • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

                • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

                • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


                Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков

                обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


                При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

                1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

                2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

                3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

                4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

                5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

                6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам

                В соответствии с этим:

                Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

                Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

                Однако допускается одна-две неточности в ответе.

                Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

                Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

                Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

                Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

                ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

                В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

                правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

                точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

                Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

                Отметка «5» ставится за сочинение:

                глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

                стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

                написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

                Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

                Отметка «4» ставится за сочинение:

                достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

                логичное и последовательное изложение содержания;

                написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

                Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

                Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

                в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

                материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

                обнаруживается владение основами письменной речи;

                в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

                Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

                не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

                характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

                отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

                Отметка «1» ставится за сочинение:

                совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

                содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


                Список произведений для заучивания наизусть

                И.А. Крылов. Листы и корни. Ларчик. Осел и соловей. (на выбор).

                А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).

                М.Ю. Лермонтов. Туча. Листок. «На севере диком..». Утес. Три пальмы (на выбор).

                Н.А. Некрасов. Железная дорога. (фрагменты на выбор).

                Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…» А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист» А.А. Блок. Летний вечер. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие.. и др. (на выбор).

                По теме «Великая Отечественная война»; 1-2 стихотворения по выбору учащихся. (К.М. Симонов, Н.М. Рыленков, Д.С. Самойлов.

                Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

                Учебник: Литература.6 класс. В 2 ч. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2010.

                И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс.- М.: ВАКО, 2009

                В.Я. Коровина. «Читаем, думаем, спорим…»: дидактические материалы по литературе.6 класс.- М.: Просвещение, 2008

                Фонохрестоматия к учебнику В.Коровиной

                Интернет-ресурсы:




                 
                 
                X

                Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

                После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

                Кнопки рекомендации:

                загрузить материал