- Учителю
- Рабочая программа по литературе 6 класс ГОС
Рабочая программа по литературе 6 класс ГОС
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кучугуровская СОШ»
Рассмотрено «Утверждаю»
на педагогическом директор школы
совете от _________________ Архипова Н.М.
«___» ________ 20____г. приказ № ___ от «___»_____20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литература
6 класс
Разработала: Деева О.Н.
учитель литературы
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной и учебного плана МКОУ «Кучугуровская СОШ». Преподавание литературы в 6 классе ведется по учебнику В.П.Полухиной, В. Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.
Общая характеристика предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Программа В.Я.Коровиной помогает достичь основной цели литературного образования в школе: знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные качества у читателя. В 6 классе ведущей проблемой курса литературы является художественное произведение и автор, характеры героев.
В учебном процессе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Таким образом, компетентностный подход к созданию рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 класса.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Межпредметные связи
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов (35 недель).
Согласно базисному плану изучение предмета включает: 10 часов развития речи (из них 5 сочинений + 1 анализ лирического произведения), 6 часов внеклассного чтения, 1 итоговое тестирование.
Учебно-тематический план:
№ п/п
Темы
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
3
3
Древнерусская литература
1
4
Произведения русских писателей 18 века
2
4.1
И.И.Дмитриев
1
4.2
И.А. Крылов
1
5
Произведения русских писателей 19 века
25
5.1
А.С.Пушкин
11
5.2
М.Ю.Лермонтов
3
5.3
И.С.Тургенев
2
5.4
Ф.И.Тютчев
1
5.5
А.А.Фет
1
5.6
Н.А.Некрасов
2
5.7
Н.С. Лесков
4
5.8
А.П.Чехов
1
6
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
1
6.1
Лирика Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого
1
7
Произведения русских писателей 20 века
15
7.1
А.С.Грин
1
7.2
А.П.Платонов
1
7.3
М.М.Пришвин
4
7.1
Великая Отечественная война в жизни советского народа.
1
7.5
В.П.Астафьев
2
7.6
В.Г.Распутин
3
7.7
В.М.Шукшин
1
7.8
Ф.А.Искандер
2
8
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века
3
8.1
А.А.Блок
1
8.2
C.А.Есенин
1
8.3
А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов
1
9
Из литературы народов России
2
9.1
Габдулла Тукай
1
9.2
Кайсын Кулиев
1
10
Из зарубежной литературы
13
10.1
Мифы Древней Греции
3
10.2
Гомер
3
10.3
М. де Сервантес Сааведра
1
10.4
И.Ф.Шиллер
1
10.5
П.Мериме
2
10.6
А.де Сент-Экзюпери
3
11
Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса
1
12
Заключительный урок года. Что читать летом
1
13
Резервные уроки
2
ИТОГО: 70
Содержание курса
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Древнерусская литература
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Произведения русских писателей 18 века
Русские басни.
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей», Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Произведения русских писателей 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Писатели улыбаются
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»] Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»] А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
Произведения русских писателей 20 века
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин, Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...», Н.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Из литературы народов России
(Обзор)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы
Мифы народов мира.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе,
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Для заучивания наизусть
А.С.Пушкин «Узник», «И.И.Пущину», «Зимнее утро», «Туча» (на выбор)
М.Ю.Лермонтов «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы» (на выбор)
Н.А.Некрасов «Железная дорога»
Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…»
А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»
А.А.Блок «Летний вечер»
А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» и др. на выбор
По теме ВОВ 2 - 3 стихотворения по выбору учащихся (К.Симонов, Н.Рыленков, С.Орлов,Д.Самойлов)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
План.
Факт.
1 четверть
Введение
1
В дорогу зовущие, или литература открывает мир.
1
Устное народное творчество
2
В.ч. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
1
3
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.
1
4
Р.р. Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
1
Древнерусская литература
5
Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе».
1
Произведения русских писателей 18 века
6
Русская басня. И.И.Дмитриев. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.
1
7
И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик». Какие пороки человека высмеивает И.А.Крылов в баснях.
1
Произведения русских писателей 19 века
8
А.С.Пушкин. Лицейские годы жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину».
1
9
Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
1
10
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе. Двусложные размеры стиха.
1
11
Р.р. Анализ лирического произведения («Зимнее утро»).
1
12
Роман «Дубровский». История создания. Картины жизни русского барства. Сюжет и композиция романа.
1
13
Роман «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.
14
Роман «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотии.
1
15
Роман «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.
1
16
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
1
17
Р.р. Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
1
18
В.ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Романтизм повести «Барышня-крестьянка».
1
2 четверть
19
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.
1
20
Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.
1
21
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. «Листок», «Утёс».
1
22
И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.
1
23
Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа.
1
24
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья».
1
25
А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы…». Переплетение темы природы и темы любви.
1
26
Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе».
1
27
В.ч. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова. Трехсложные размеры стиха.
1
28
Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера.
1
29
Народ и власть в сказе «Левша».
1
30
Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша».
1
31
Р.р. Сочинение по сказу Н.С.Лескова «Левша».
1
Писатели улыбаются
32
А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе.
1
3 четверть
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
33
Р.р. Лирика Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого.
1
Произведения русских писателей 20 века
34
А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль.
1
35
А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
1
36
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
1
37
Сказка-быль «Кладовая солнца». Смысл названия. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Вера писателя в человека.
1
38
Р.р. Подготовка к сочинению по сказке-были «Кладовая солнца».
1
39
Р.р. Написание сочинения по сказке-были «Кладовая солнца».
40
Р.р. Великая Отечественная война в жизни советского народа. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д. С. Самойлов. «Сороковые».
1
41
В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Истинная и ложная любовь.
1
42
Рассказ «Конь с розовой гривой». Характеристика героев. Нравственные проблемы рассказа.
1
43
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.
1
44
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика
1
45
Р.р. Сочинение по произведениям В.П.Астафьева и В.Г.Распутина (по выбору).
1
46
В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». Смешное и грустное в рассказе.
1
47
Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.
1
48
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера.
1
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века
49
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»
1
50
Лирика С.А.Есенина. Тема природы в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».
1
51
А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Н.М.Рубцов. «Звезда полей».
1
Из литературы народов России
52
Поэт Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа.
1
4 четверть
53
Поэт Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема Родины и народа.
1
Из зарубежной литературы
54
В.ч. Мифы Древней Греции.
1
55
Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла».
1
56
Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенды. «Легенда об Арионе».
1
57
Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. «Илиада».
1
58
Поэма «Одиссея». Хитроумный Одиссей: характер и поступки.
1
59
В.ч. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».
1
60
В.ч. М. де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
1
61
И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства в балладе.
1
62
П.Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе»: время создания новеллы. Образ рассказчика.
1
63
Новелла «Маттео Фальконе». Своеобразие главного героя.
1
64
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.
1
65
Сказка «Маленький принц». Своеобразие главного героя. Афористичность языка Экзюпери.
1
66
Сказочное и реальное в сказке «Маленький принц».
1
67
Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса.
1
68
Заключительный урок года. Выявление уровня знаний учащихся.
1
69
Резервный урок.
1
70
Резервный урок.
1
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
- теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
- биографические сведения о писателях;
- содержание изученных литературных произведений;
уметь:
- ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
- выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
- владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
- владеть навыками анализа художественного текста;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- составлять план прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
- характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
- владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
- способны решать жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Основные теоретико-литературоведческие понятия
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Литературные роды и жанры.
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Формы и средства контроля
Контрольная работа
Тема
Дата
1 четверть
Сочинение
«В чем красота и мудрость русских обрядов?»
Анализ лирического произведения
«Зимнее утро»
Сочинение
по роману «Дубровский»
2 четверть
Сочинение
по сказу Н.С.Лескова «Левша»
3 четверть
Сочинение
по сказке-были «Кладовая солнца»
Сочинение
по произведениям В.П.Астафьева и В.Г.Распутина
4 четверть
Тестирование
за курс 6 класса
-
Сочинения (кол-во)
Анализ лирического произведения
Итоговое тестирование
1 четверть
2
1
0
2 четверть
1
0
0
3 четверть
2
0
0
4 четверть
0
0
1
Итого
5
1
1
Методическое обеспечение программы
1.Литература для учителя:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы (базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просещение, 2009.
2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014.
3. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.
4. Полухина В.П., Беляева Н.В., Коровина В.Я. и др. Литература: 6 класс: Методические советы / под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2014.
2.Литература для учеников:
1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение», 2011.
2. Читаем, думаем, спорим…: 6 класс. Дидактические материалы по литературе/ В.П.Полухина - М.: Просвещение, 2014.
3. Диски, презентации, плакаты, раздаточный материал по литературе для 8 класса.
3.Интернет-ресурсы:
uroki.net
metodsovet.su
proshkolu.ru
pedsovet.ru
festival.1september.ru
5ballov.qip.ru
gramma.ru
litera.claw.ru
world-art.ru
russkay-literatura.ru
igrali.narod.ru
4.Материально-техническое обеспечение состоит из:
- проектора
- ноутбука
- экрана
- МФУ
Список оборудования
-
Портреты русских писателей
-
Альбом «А.С.Пушкин»
-
Альбом «М.Ю.Лермонтов»
-
Альбом по литературе. 6 класс
Литература
1. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.
2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс к учебникам В.Я.Коровиной (М.: Просвещение) и Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа). - Москва: «ВАКО», 2015.
4. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
5. Литература. 5 - 8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.Я.Коровиной/ сост. Л.П.Макарова. - Волгоград: Учитель, 2010.
6. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение», 2011.
7. Полухина В.П., Беляева Н.В., Коровина В.Я. и др. Литература: 6 класс: Методические советы / под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2014.
8. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы (базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просещение, 2009.
9. Читаем, думаем, спорим…: 6 класс. Дидактические материалы по литературе/ В.П.Полухина - М.: Просвещение, 2014.
Приложение
В чем красота и мудрость русских обрядов?
(пример сочинения из интернета)
Каждый народ имеет свою историю, свою самобытную культуру, свой язык, а также свои собственные обычаи и обряды. Культура русского народа одна из самых богатых и интересных. В течение многих веков формировались русские народные обычаи и обряды. Они отражают мудрость и накопленный веками опыт русских людей.
Один из самых интересных русских народных праздников - это Масленица. Нигде в мире подобного праздника больше нет. Масленица соединяет в себе языческие верования наших предков - славян. Каждый год, в начале весны, мы сжигаем огромную тряпочную куклу, символизирующую зиму. Так мы прощаемся с холодным временем года и встречаем красавицу-весну. Мне очень нравится наблюдать, как большая кукла горит ярким пламенем. Огонь развевается во все стороны. Только солнце, наверное, горит ярче.
Также на Масленицу мы обычно печем блины, русское национальное блюдо. Блины жарятся в форме круга, что символизирует солнце, и их едят с медом, или вареньем, или с мясом, творогом и т д.
Не менее интересен и праздник Рождества Христова, отмечаемый не 25 декабря, как в европейских странах, 7 января. Наше Рождество существенно отличается от европейского. Интересна и традиция гадания в ночь с шестого на седьмое января. Русские люди передают различные способы гаданий от старших поколений к младшим. Через бабушек и родителей мы узнаем о традициях гадания на воде, на молоке, с помощью зеркала или валенка и так далее. Это очень интересные способы гадания, упоминаемые даже писателем Н.В.Гоголем в его произведениях.
Период с седьмого по девятнадцатое января называется традиционно периодом Крещенских морозов. В последний день многие люди купаются в прорубях - это традиция, также передаваемая от старших поколений к младшим. Считается, что этот обряд помогает человеку закалиться и быть здоровым на протяжении всего года.
В нашей стране существует еще очень много обычаев, обрядов, праздников. Все они формировались в течение многих лет, многих веков. Они передавались нам нашими предками и именно поэтому, они особенно красивы и интересны. Только на русских праздниках ощущается особая атмосфера, атмосфера старины, общности. И на национальных праздниках ощущаешь себя истинно русским.
Анализ лирического произведения («Зимнее утро»)
Обсуждение.
- Какие слова вам не понятны?
Нега - наслаждение (устар.)
Взор - взгляд, но в тексте - глаза (устар.)
Вечор - вчера (диал.)
Нынче - сейчас (устар.)
Озарена - освещена (устар.)
Велеть - приказать (устар.)
Запречь - запрячь, запрягать (устар.)
Предадимся - отдадимся (устар.)
Проблемный вопрос:
- Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег… Запомним ответ, а в конце урока попробуем ответить на этот вопрос еще раз. Посмотрим, изменится ли наше мнение.
- С какой целью он использует контрастное описание природы?Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.
- Найдите в тексте повтор. И ель… И речка…
Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой.
- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:
…Веселым треском
Трещит затопленная печь.
- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].
Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией.
- Каковы особенности лексики стихотворения? Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении.
- Выразительное чтение первой строфы учеником. Беседа по вопросам. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.
- Прочитаем вторую строфу (читает выразительно ученик). Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.
Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой.
- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.
- Читаем выразительно третью строфу (читает ученик). Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости:
И ты печальная сидела (пауза) -
А нынче… (пауза) посмотри в окно…
Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно». Найдем в тексте такое сравнение (Луна, как бледное пятно). Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит».Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись».
- Какими красками можно нарисовать природу, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.
- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления.
- Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни.
Вспомним наш проблемный вопрос:
Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради). Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и ее идеалом - примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.
(пример анализа стихотворения «Зимнее утро» из интернета)
Поэзия Пушкина удивительно верна русской
действительности, изображает ли она русскую
природу или русский характер…
В.Г.Белинский.
Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».
В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».
Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» - так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.
Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж - во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
«…вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче погляди в окно!»
Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.
Третья строфа - зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова "блестя" и "блестит".
Словом "блеск" связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология "треском трещит" оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.
Темы сочинений по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
-
«Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?».
-
Образ Владимира Дубровского (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»).
-
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
-
Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»).
-
Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»).
Темы сочинений по сказу Н.С.Лескова «Левша»
-
Гордость за русский народ в сказе Н.С.Лескова «Левша».
-
Трагическое и комическое в сказе Н.С.Лескова «Левша».
-
Образ главного героя в сказе Н.С.Лескова «Левша».
-
Любовь и боль за Россию в сказе Н.С.Лескова «Левша».
-
Образ русского человека в сказе Н.С.Лескова «Левша».
Темы сочинений по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
-
Сравнительная характеристика Насти и Митраши (по сказке-были «Кладовая солнца»).
-
Единство человека и природы (по сказке-были «Кладовая солнца»).
-
Чему научила меня сказка-быль «Кладовая солнца».
-
Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.М.Пришвина.
-
Герои сказки-были «Кладовая солнца».
Настя:
Автор называет Настю ласково "золотая курочка» - этим он подчёркивает, что Настя красивая и добрая девочка. Эффект усиливают уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: курочка, ножки, монетки, носик чистенький, веснушки. Эти суффиксы помогают нам ещё раз убедиться, что девочка - положительный герой.
Детям некогда было играть, на их плечи легла забота о большом хозяйстве. Настя, как и её мама вставала каждый день очень рано, готовила обед, убиралась в доме и кормила скот - хлопотала по хозяйству с утра до ночи. Девочке, которой было всего 12 лет - очень трудно справляться с хозяйством, но ей это всё же удаётся.
Настя ведет себя подобно своей матери: не спорит с Митрашей, улыбается. В свою очередь, её брат "начинает злиться и хорохориться". Настя сначала поддразнивает его, потом ласково гладит по затылку. Их маленькая ссора заканчивается примирением и дружной работой.
Настя рассудительная и потому пошла по широкой, плотной тропе. Она набрела на полянку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: "Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?" Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Оказалось, что девочка "мучилась про себя за свою жадность". И в этом поступке - победа Насти над собой, самая трудная победа. Ведь победить самого себя может только человек с очень сильной волей.
Митраша:
Митраша ещё маленький десятилетний мальчик. Он был коротенький, но очень плотного телосложения. Митраша был упрямый и сильный. В школе учителя его называли между собой «мужичок в мешочке». Так же как и Настя, он был весь в веснушках.
Мальчик выучился у своего отца делать деревянную посуду, колоть дрова. Он помогал во всём своей сестре.
Темы сочинений по произведениям В.П.Астафьева и В.Г.Распутина (по выбору)
-
Нравственная проблематика рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
-
Жизнь и быт сибирской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
-
Как автор относится к своим героям (по рассказу «Конь с розовой гривой».
-
Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
-
Каким я увидел(а) главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
-
Уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
-
Бескорыстное добро учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».
Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса
1. Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись:
а) в разные времена года
б) на свадьбу
в) во время разных обрядов
г) на масленицу
2. Кто создал пословицы и поговорки:
а) А.С.Пушкин
б) народ
в) дворяне
г) И.А.Крылов
3. Кто является действующими лицами древнерусской литературы?
а) герои
б) крестьяне
в) цари
г) дети
4. Назовите имя русского баснописца:
а) Г.Р.Державин
б) А.С.Пушкин
в) М.В.Ломоносов
г) И.А.Крылов
5. Антитеза - это:
а) созвучие окончаний стихотворных строк.
б) краткое, мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
в) противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
г) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.
6. Произведение «Дубровский» А.С.Пушкина - это:
а) повесть
б) рассказ
в) роман
г) сказка
7. Главного героя произведения «Дубровский» зовут:
а) Шабашкин
б) Архип
в) Владимир Андреевич Дубровский
г) князь Верейский
8. Композиция - это:
а) Это построение художественного произведения
б) Это структурный элемент драмы
в) Это последовательность событий в произведении
г) Выразительное средство языка
-
Сюжет - это:
а) Выразительное средство языка
б) Это построение художественного произведения
в) Это структурный элемент драмы
г) Это последовательность событий в произведении
10. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:
а) «Зимнее утро»
б) «Узник»
в) «И.И.Пущину»
г) «Три пальмы»
11. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
а) автор, который повествует о событиях
б) крестьянские дети
в) взрослые крепостные крестьяне
г) помещики
12. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
а) А.Фет
б) Ф.Тютчев
в) А.Пушкин
г) М.Лермонтов
13. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
а) Н.Некрасов
б) А.Фет
в) Ф.Тютчев
г) А.Пушкин
14. Произведение Лескова «Левша» - это:
а) повесть
б) роман
в) рассказ
г) сказ
15. Левша родом из:
а) Москвы
б) Петербурга
в) Вологды
г) Тулы
16. Как звали тонкого из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?
а) Порфирий
б) Нафанаил
в) Луиза
г) Миша
17. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:
а) Дубровский и Маша
б) Сильвио и графиня Б.
в) Грей и Ассоль
г) Ромео и Джульетта
18. О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» Пришвина:
а) о нефти
б) о газе
в) о торфе
г) об угле
19. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
а) М.Пришвин
б) А.Платонов
в) В.Распутин
г) В.Астафьев
20. Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:
а) Лидия Валентиновна
б) Анастасия Прокопьевна
в) Анастасия Ивановна
г) Лидия Михайловна
21. Почему герой рассказа «Уроки французского» стал играть в «чику»:
а) нужны были деньги на учебу
б) нужны были деньги на еду
в) нужно было отдать денежный долг
г) хотел помочь матери в деревне
22. Сколько подвигов совершил Геракл:
а) 11
б) 8
в) 9
г) 12
23. Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:
а) Гомер
б) Софокл
в) Еврипид
г) Аристофан
24. «Маленький принц» Экзюпери - это:
а) философская сказка
б) приключенческая повесть
в) фантастический рассказ
г) историческая повесть.
25. Амфибрахий - это:
а) трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге
б) трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге
в) двусложный размер стиха с ударением на первом слоге
г) двусложный размер стиха с ударением на втором слоге