- Учителю
- Духовное наследие по рассказу А. П. Чехова 'Студент'
Духовное наследие по рассказу А. П. Чехова 'Студент'
Мне кажется, человек должен
быть верующим или должен искать веры,
иначе жизнь его пуста, пуста...
А. П. Чехов, «Три сестры».
«…Чехов - один из наиболее ясных, простых, писателей, но расшифровать его подлинные мысли и образы оказывалось непосильной задачей для критиков четырех поколений», - так писал К. И. Чуковский в книге «О Чехове» /М., 1967/. Действительно, чеховская «простота» во многом сродни пушкинской. «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно…
По свидетельству Ивана Алексеевича Бунина, Антон Павлович однажды высказался:
«Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят :» а то вот еще есть писатель Чехов: нытик…» А какой я нытик? Какой я хмурый человек ? Какая я холодная кровь, как называют меня критики ? Какой я пессимист? Ведь из моих вещей любимый мой рассказ- «Студент»
Первоначально рассказ назывался "Вечером". Сумерки и ночь - движение в темноту, пустоту, безжизненность.
"Студент" - это стремление познавать и познать.. Герой рассказа - студент именно духовной семинарии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.
Студент Иван Великопольский вечером ,после дня, проведенного в лесу, возвращается домой. Ощущение дискомфорта физического :»У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо…, по случаю страстной пятницы, дома ничего не варили , и мучительно хотелось есть «- перерастает в ощущение дискомфорта душевного. Душевный дискомфорт рождает у студента тягостные мысли о вечной и неизбывной неустроенности жизни: « студент думал о том, что такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.
Среди мрачной темноты и пустынного окружающего пейзажа выделяется огонь-костер. К этому огню и устремляется студент:»У костра он встречает двух вдов, мать и дочь, которые, видимо, работали на своих огородах, располагающихся вдали от села, и задержались здесь. Обогреваясь у огня, студент вспоминает событие, произошедшее девятнадцать веков назад. В каких отношениях находятся они друг с другом? Это органическое единство. Холод осеннего вечера напомнил студенту историю отречения Петра. Работники «развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь», - говорит герой рассказа.
Много раз слышанная история в этот раз производит на слушательниц особое впечатление. Чехов об этом говорит так: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Почему плачет Василиса? Ее слезы - неожиданность для рассказчика. Как он объясняет себе ее реакцию? Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое - то отношение…».! Василиса смогла почувствовать боль и вину Петра, который смалодушничал.
Плача, она предвидит его будущие муки и раскаяние, жалеет его по - матерински. Ведь позади у нее долгая жизнь, свои пережитые горе и страдания, которые, однако, не убили в ней жалость к другим, ошибающимся и заблудшим, что является традиционным для русской литературы XIX века. Внимание к чужой душе.
Василиса жалеет не преданного Христа, обреченного на муки, а отступника Петра! Почему?! Как известно, Петр отрекся от Иисуса трижды. Почему в первый раз?
«Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть и его нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Петр, в отличие то Иуды, совершил не добровольное (за тридцать сребреников), а невольное предательство, потому что испугался за себя, за свою жизнь, то есть из трусости, хотя во время тайной вечери сам говорил Иисусу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть».
Второе и третье отречение были потому, что теперь уже невозможно отказаться от прежних слов. История Петра - история запутавшегося и несчастного человека, который страдает.
Мир, изображенный Чеховым в рассказе, несовершенен и безрадостен: «… лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше». И все же, мастерски владея композицией, Чехов ведет своего героя и читателя от тоски и безысходности к свету, радости и надежде.
Как и природа в начале рассказа, переменчиво настроение героя. Поняв причину слез Василисы, студент зашагал дальше и «невыразимое сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало - помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Герой рассказа еще очень молод, здоров, полон сил, его слово нашло своего слушателя, а впереди - целая жизнь«…думал о том, то правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и , по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле .
Почему же Чехов так высоко ценил своего «Студента»? Видимо, он выразил в нем что - то важное для себя.
Тайна раскрытия и возрождения доброты, ума, бескорыстия и духовности свершается именно здесь - в русском селе, между простыми русскими людьми, двумя бедными вдовами и сыном дьячка, который готовится стать простым сельским батюшкой.
На видимом уровне ничего заметного или значительного не произошло. И, однако, что-то важное произошло. Только произошло это на духовном уровне.
Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему - вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле».