- Учителю
- Урок литературы по рассказу Л. С. Петрушевской
Урок литературы по рассказу Л. С. Петрушевской
Конспект урока-исследования по рассказу Л. С. Петрушевской «Гигиена»
( с использованием материала сети ИНТЕРНЕТ)
Тема урока: «Нам бы про душу не забыть…»
Эпиграф:
«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее…»
В.М. Шукшин
Цели:
- познакомиться с творчеством постмодернистов на примере анализа рассказа Л.Петрушевской «Гигиена»;
- формировать умения и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, умение сопоставлять художественные произведения;
-воспитывать нравственные качества и эстетический вкус учащихся.
Подготовка к уроку.
Общее задание: прочитать рассказ Л. Петрушевской «Гигиена», обращая внимание на композицию и художественные образы; составить общее впечатление о рассказе.
Индивидуальные задания:
биограф - подготовить краткий рассказ о биографии Л. Петрушевской; библиограф - подготовить краткий рассказ о творчестве Л. Петрушевской.
Задания по группам исследователей.
1 группа. Исследователи жанра - выявить черты постмодернизма в рассказе.
2 группа. Художники - на готовой основе создать коллаж-ассоциацию.
3 группа. Литературоведы - составить синквейны к рассказу.
Ход урока
Чтение эпиграфа. Проблема человечности, доброты сегодня актуальна как никогда. Литература - один из видов искусства, который глубоко и в то же время очень тонко пытается дать ответы на вечные вопросы бытия. Посмотрите в свои опорные конспекты, вы видите портреты людей. Кто они? Что их объединяет? Выполните задание №1. (Опорный конспект)
- «Остаться в живых», - если речь идет о жизни и смерти, то это критическая ситуация. Словосочетание взято из рассказа Петрушевской «Гигиена». (Найти это предложение в рассказе).
- Сегодня мы обратимся к творчеству Л. Петрушевской и попытаемся проанализировать её рассказ. Какие цели вы можете перед собой поставить? Что бы вы хотели узнать, чему научиться? (Ученики записывают цель урока в опорный конспект).
- Что вы знаете о писательнице, её мировоззрении?
Сообщение группы биографов:
Людмила Стефановна Петрушевская - российский прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.
Библиограф.
Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).
Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» - редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни», но она не прекращала работы.
Петрушевская пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» - «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).
По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлен ряд мультфильмов:
«Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Сказка сказок» (1979, реж. Юрий Норштейн), «Заячий хвостик» (1984), «Кот, который умел петь» (1988), «Поросёнок Пётр» (2008).
Сценарии для фильмов: «Любовь» (1997), «Свидание» (2000). К 70-летнему юбилею писательницы в небольшом театре «Феатр» в Москве был поставлен спектакль по рассказу «Гигиена». В настоящее время Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.
- Давайте попытаемся разобраться, насколько хорошо вы усвоили текст рассказа и как его поняли.
- Какие впечатления возникли у вас после прочтения рассказа? (Заполнение таблицы)
Первые впечатления
Впечатления после анализа
В конце урока мы снова обратимся к вашим впечатлениям.
А теперь слово предоставляется исследователям жанра рассказа.
Ученик1.
Рассказ «Гигиена» можно определить как римейк.
Римейк нельзя понять полностью без знания первоисточника, и поэтому римейк всегда пишется по следам классического текста и связан с ним. Природа римейка двойственная - он существует и сам по себе, и в неразрывной связи с прототипом. Говоря другими словами: "римейк есть цитата, но цитата переосмысленная" .
римейк - это прием художественной деконструкции (от греч. «анализ») известных классических сюжетов художественных произведений, в которых авторы по-новому воссоздают, переосмысливают, развивают или обыгрывают его на уровне жанра, сюжета, идеи, проблематики, героев.
Римейк - (от англ. «переделывать») - исправленный, переделанный или восстановленный вариант художественного произведения, новая версия широко известного произведения. Основная черта - девальвация первоисточников.
Учитель.
При чтении рассказа поражает мрачная, гнетущая обстановка, ожидание смерти. Сердца героев пропитаны страхом.
- Что предпринимаю члены семьи, чтобы спасти себя от заражения?
Ученики: Единственным спасением, по словам молодого человека, является строгая гигиена и отсутствие мышей, которые переносят болезнь. И поэтому каждый стремится обезопасить себя: «Николай снял с себя все и кинул в мусоропровод, сам в прихожей протерся с головы до ног одеколоном, все ватки выкинул в пакете за окно»; «…разделся на лестнице, бросил в мусоропровод одежду и голый обтерся одеколоном. Вытерев подошву, он ступил в квартиру, затем вытер другую подошву, ватки бросил в бумажке вниз. Рюкзак он поставил кипятиться в баке…».
Держа на руках кошку, девочка сообщает, что кошка съела раздутую мышку «и поцеловала, наверное, не в первый раз, кошку в поганую морду». Дедушка с руганью запирает ее в детской «на карантин» («Следом за ней пошел дед и побрызгал все ее следы одеколоном из пульверизатора. Потом он запер дверь в детскую на стул…»).
Хотя взрослые пытаются ее кормить и контролировать, они обрекают дочку и внучку на гибель. Перед нами полная деградация человеческой личности.
- Не напоминает ли вам подобная атмосфера, которая гнетет и давит картины, нарисованные одним из русских классиков?
Ученик1.
В сознании возникает образ Петербурга Достоевского, созданный им в «Преступлении и наказании».
Ученик 2.
В рассказе описана некая неизвестная болезнь, поразившая город в считанные дни, последствия которой непредсказуемы. («…в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее…»).
Характеры героев гиперболизированы. (Записать в конспект).
Зачитать: «…Николай очень много ел, в том числе и хлеб…»; «…за завтраком один съел полкило сушек…»; «…тут же, на улице, над рюкзаком поел концентрата ячменной каши, хотел попробовать и, на тебе, все съел…»
Герои произведения одиноки (записать в конспект), до них никому нет дела, даже государство оставило их. Зачитать: «Все ждали, что что-нибудь будет, кто-нибудь объявит мобилизацию, но на третью ночь заревели моторы на улицах, и город покинула армия».
Очевидно, что молодой человек, который предлагал помощь, не сможет всем помочь.
- Почему молодой человек пришел так поздно? (Да потому, что у него очень много было на участке квартир, четыре громадных дома).
Названные нами признаки характерны для литературы постмодернизма.
Ученик3. К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постиндустриальный этап развития, где потребитель превалирует над творцом. Литература начала ХХI века живет по закону «рубежа веков», а это всегда связано с переосмыслением прежних методов, зарождением новых течений и направлений, поиском новых жанров, новых героев, экспериментами в языке. Главное - это то, что в какой бы форме не создавалось произведение, оно всегда отражает нашу действительность, всегда говорит о борьбе Добра и Зла.
История человечества отмечена последовательной сменой культурных эпох. ХХI век - это эпоха постмодерна. Постмодерн - это глобальное состояние цивилизации конца ХХ - начала ХХI века, вся сумма культурных настроений и философских тенденций, связанных с ощущением завершенности целого этапа культурно-исторического развития, вступления в полосу эволюционного кризиса. Весь многовековой опыт подвергается переосмыслению. На основе понятия «постмодерн» возникло производное от него понятие «постмодернизм» для характеристики определенных тенденций в культуре.
Постмодернизм - это искусство, которое передает ощущение кризиса познавательных возможностей человека и восприятия мира как хаоса, управляемого непонятными законами или просто игрой слепого случая и разгулом бессмысленного насилия.
Многие прозаики и драматурги, создавая римейки, используют интертекст.
Рассказ Петрушевской интертекстуален: неизвестная вирусная болезнь у Петрушевской и «моровая язва» у Достоевского; у Петрушевской остаются в живых немногие, которые приобрели иммунитет, у Достоевского - выживают избранные. В обоих случаях происходит своеобразное очищение мира. Действительность, созданная в рассказе Петрушевской обречена, так как, по утверждению Достоевского, «не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка», а «Гигиене» же речь идет не о слезах, а о жизни девочки.
.
-Какой же финал рассказа Петрушевской?
(«…в квартире Р. все стуки уже утихли…» «…однако кошка все мяукала…», «молодой человек, услышав единственный живой голос в целом подъезде, где уже утихли, кстати, все стуки и крики, решил бороться хотя бы за одну жизнь, принес железный ломик… и взломал дверь». От всех обитателей в доме остались черные кучи, за взломанной дверью оказалась девочка «с лысым черепом ярко-красного цвета, точно таким же, как у молодого человека», рядом с ней сидела кошка, и они обе пристально смотрели на молодого человека.
В мире, утратившем духовные ценности, остались нетронутыми естественность и непосредственность, присущие животным, и неиспорченная детская нравственность. Будем надеяться, что за ними будущее.
.
Группе художников было предложено создать коллаж к рассказу. Как формальный эксперимент коллаж был введен кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.). Прием коллажа становится выражением изменений, происходящих в современном искусстве, в том числе и литературе.
Защита (интерпретация) коллажей
Учитель.
Вернемся к началу урока и снова запишем свои впечатления (заполняем второй столбик условной таблицы) (см. начало урока).
Группе литераторов было дано задание составить синквейны к рассказу Петрушевской.
Послушаем, что у них получилось. Чтение или составление синквейнов.
Таблица 2. (Заполняем в классе или дома).
Основные тенденции
Традиционная проза
«Другая» проза
Запутавшийся в себе самом и в мире человек - один из драматических символов нашей эпохи. Это следствие страха перед жизнью, желания спрятаться в «футляр» из штампованных фраз, избитых слов, тусклых мыслей, ненужных дел. По мнению Петрушевской, от самого человека зависит, сумеет он преодолеть враждебность и холодность судьбы или согнется под ее ударами. Писательница оставляет за своими героями право на «прозрение», мечтает о «распрямлении» их душ; о возрождении гордости и достоинства. Пессимистическая и неопределенная развязка рассказа продиктована желанием «разбудить» человека, заставить его бороться за свое счастье, сопротивляться обстоятельствам, не бояться.
Для Л.С. Петрушевской характерен жестокий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако, Петрушевская считает, что цель ее творчества - показать неприглядные черты современника. Она полагает, что писатель должен честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности. В финале рассказа звучит доля оптимизма. Девочка и кошка остались живыми.
Какие выводы вы сделали для себя?
Петрушевкая хотела предостеречь, чтобы таких поступков не совершали, потому что любое зло наказуемо. Ее волнует утрата нравственных ориентиров.
Нравственная деградация общества грозит гибелью духовности и цивилизации. В.Чередниченко: «Мы приходим к этапу, когда мы можем вообще погибнуть как вид и разрушить цивилизацию. Это как раз и означает, что мы сегодня должны вести себя так, чтобы в ближайшем завтра не попасть в гибельные условия».
Сквозь годы звучит голос В.Шукшина, обращение ко всем нам: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее…»
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы с вами предприняли попытку анализа рассказа Петрушевской «Гигиена». Мы рассмотрели не только поверхностный содержательный строй, но и заглянули гораздо глубже, проведя параллель с классической русской литературой, которая является основой для всей последующей литературы.
Имеют ли право мир и люди, изображенные в рассказе «Гигиена», на существование, или они должны исчезнуть с лица земли, как закономерный этап эволюции? Не угадываемся ли в этих людях мы с вами, наш мир? Каждый из вас составил свое мнение о том, что хотела нам сказать Петрушевская. В этом и заключается главная особенность литературы постмодернизма.
«Постмодернизм, - как писал В. Ерофеев, - это переход в состояние, когда читатель становится свободным интерпретатором и когда писатель не бьет его по рукам и не говорит: «неправильно читаешь, читай иначе», - это момент высвобождения, и в этом смысле постмодернизм на сегодняшний день - достижение свободы в литературе».
Закончить урок мне хотелось бы словами Б. Окуджавы:
В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Домашнее задание: написать эссе «Всегда ли человек имеет право называться человеком?»; «Каков я? Как живу я на этой земле?»
Опорный конспект
Установите соответствие между портретом и именем писателя
В. Пелевин; Т. Толстая; Л. Петрушевская; В. Ерофеев