- Учителю
- Урок по русскому языку на тему Изложение-описание помещения по отрывку из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Урок по русскому языку на тему Изложение-описание помещения по отрывку из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Изложение-описание помещения по отрывку из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Цели урока:
-
подготовить учащихся к сочинению-описанию интерьера;
-
обогатить лексику учащих словами на тему «интерьер». Оборудование урока: репродукция картины Н.Н. Ге
«И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в Михайловском», фотографии кабинета Пушкина, иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодня наш урок развития речи «Описание помещения (интерьера)» будет связан с именем величайшего русского поэта, основателя современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин в своих произведениях большое внимание уделяет интерьеру, связывая описание помещения с раскрытием характера, интересов, привычек, рода занятий персонажей. Вот как в своем знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин» он описывает кабинет главного героя в его родовом имении. (Желательно сопроводить чтение XIX строфы седьмой главы романа показом репродукции картины Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в Михайловском», а также фотографиями кабинета Пушкина.)
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Это описание кабинета интеллигента своего времени - образованного дворянина. Евгений Онегин - в провинции. Но и там, в добровольном уединении от шумной, праздничной жизни Петербурга, он не может обойтись без книг, без портрета любимого поэта Байрона, без скульптурного изображения Наполеона - властителя дум онегинского поколения. Онегин - литературный герой, но «списанный» с тех реальных людей, которые окружали Пушкина, принадлежали к одному с ним кругу.
Прозорливость Пушкина заключается в том, что он одним из первых русских писателей на страницах своих произведений проявил сострадание к простому русскому человеку: увидел в нем не только самобытный характер, но и неистребимую тягу к вечным ценностям и идеалам, к прекрасному, к искусству. Вспомним повесть «Станционный смотритель», где автор-повествователь, описывая жилище смотрителя Самсона Вырина, сосредоточивает основное внимание на рассмотрении героем картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына». Пушкин устами автора- повествователя господина Белкина так выразительно описывает эти картинки, что они осязаемо предстают перед нашими глазами. Думается, что это подробное описание картинок не только предугадывает сюжетную линию повести, но и глубже раскрывает характер героев (Вырина и Дуни), показывает их разносторонние интересы, стремление к красоте, совершенству. Вдумаемся: на далекой путевой станции, затерявшейся в бескрайних просторах России, живут (а не существуют) полнокровной жизнью со своими радостями и горестями простые русские люди, «от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые», обладающие хорошим художественным вкусом. Ведь не что попало повесили на стену, не безвкусные лубочные картинки, а репродукции известного немецкого художника на тему евангельской истории блудного сына. Наличие этих картинок позволяет осмыслить сюжет повести в его соотнесенности с другим видом искусства и этики.
Надеюсь, что вы с интересом еще раз прочитаете отрывок из повести Пушкина «Станционный смотритель», где описывается жилище Вырина, и затем воспроизведете этот текст сначала в устной, а затем в письменной форме (изложение), дополнив его своими размышлениями.
Знакомство с отрывком текста
художественного произведения
«Я занялся рассмотрением картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. Вдругой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека; он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и женщинами. Далее промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу: добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях... Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сер- тукстремя медалями на полинялых лентах...
Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня... в те самые места... Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение».
Лексическая работа.
На доске выписаны слова и словосочетания:
господин Белкин, Самсон Вырин
обитель (устное объяснение - устаревшее слово:
а) монастырь,
б) ироническое название чьего-либо жилища)
блудный сын (вспоминаем притчу о блудном сыне, учитель показывает репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»)
благословение, раскаяние
доныне - (устар..)до сих пор
бальзамин - цветок
шлафрок - (устар.) тип халата
сертук - (устар.) мужская одежда типа пиджака с фалдами
небрежение - неухоженность
полинялых - выцветших
Рекомендуемые вопросы и задания.
-
Подумайте, является ли то, что вы сейчас услышали, текстом? Почему?
-
В каком стиле написан текст? Какой тип речи преобладает в тексте?
-
Сколько частей можно выделить в этом тексте?
-
Найдите опорные слова в каждом из микротекстов и сделайте графическое оформление текста.
Составление сложного плана текста изложения.
-
Рассматривание картинок.
-
История блудного сына:
а) старик отпускает юношу,
б) недостойное поведение молодого человека,
в) промотавшийся юноша пасет свиней,
г) раскаяние,
д) возвращение к отцу.
-
Сохранилось в памяти:
а) горшки с бальзамином,
б) кровать с пестрой занавескою.
-
Сам хозяин:
а) лет пятьдесят,
б) свежий и бодрый,
в) в зеленом сертуке.
-
Прошло несколько лет.
-
Узнаю:
а) картинки,
б) стол и кровать,
в) нет цветов.
-
Ветхость и небрежение.
-
Дополнение к тексту: мои размышления, связанные с описанием Пушкиным жилища станционного смотрителя.