- Учителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности по литературе 'Литературная гостиная'
Рабочая программа по внеурочной деятельности по литературе 'Литературная гостиная'
Муниципальное образовательное учреждение
Криушинская средняя общеобразовательная школа
Ульяновская область город Новоульяновск
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
классных руководителей
Руководитель МО
_______/ ПоляковаО.В/
ФИО
Протокол № _________
От «____»____________2015г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МОУ Криушинская СОШ
_________/НемцоваЕ.И/
ФИО
«____»___________2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом №___от___/___________201__
Директор
МОУ Криушинская СОШ
_________/Ершова Т.А./
ФИО
«___»______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературная гостиная»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 1 Уровень базовый__________
(базовый, профильный)
Учитель Козякова Галина Алексеевна, первой квалификационной категории
( ФИО, квалификационная категория)
2015 - 2016учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуро-сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельностия, развития мотивации и самоопределения.
Цели кружка:
-
Оказание учащимся помощи в выборе профессии
-
Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)
-
Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д.
-
Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.
Задачи:
-
приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой культуры;
-
развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;
-
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;
-
формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;
-
воспитание речевой культуры обучающихся.
Данная программа разработана для проведения кружка «Литературная гостиная», содержание программы рассчитано на 34 часа. Кружок проводится один раз в неделю. В программе участвуют учащиеся 7 класса, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения (2 полугодия).
Методы и формы работы:
-
Планирование бесед, конкурсов;
-
Наличие дидактического и лекционного материала;
-
Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.
Система работы:
Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.
-
Работа по определению темы будущей « гостиной »:
- юбилейная дата писателя или поэта,
- тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,
- участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.
2. Подбор литературного материала.
3. Создание сценария.
4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.
5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».
6. Работа с музыкальным и художественным материалами.
Работа с творческими группами по воплощению замысла.
1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).
2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).
3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.
4. Создание выставок.
5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.
Сценическая реализация замысла.
Она зависит от типа встречи в «Литературной гостиной ».
Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.
Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле «гостиной».
За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость» Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной , что создается с помощью атрибутов камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов, нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой.
Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:
1. Сбор гостей (10-15 минут).
2. Представление и знакомство с участниками «гостиной» и гостями.
3. Зажжение свечи - символа «гостиной».
4. Знакомство с темой разговора.
5. Чаепитие и начало поэтического сценария.
6. Воплощение замысла (сценария).
7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)
8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).
9. Музыка завершает момент прощания.
Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:
1. Сбор гостей в зале
2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.
3. Сценическая реализация.
Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.
Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений - художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст - комментарий ведущего) является одной из форм встречи в «Литературной гостиной» Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.
Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.
Поэтому основная форма работы по реализации программы «Литературной гостиной» - это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему).
4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).
Творческие проекты.
Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник»; «Посвящается родному краю».
Написание учащимися сочинений различных жанров - это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.
Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.
Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) - это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы к рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы.
Условия успешности:
__ яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;
- освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);
- востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;
- увлеченность руководителя, его профессионализм.
Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:
- в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);
- в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);
- в создании сценария на основе отобранного материала;
- в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.
Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.
Результативность.
1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.
2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.
3. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.
4. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).
Принципы работы.
1. Принцип психологической комфортности.
Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение.
2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.
Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.
3. Принцип интеграции и диалога искусств.
Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.
4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.
Собственный творческий поиск учащихся - это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.
Содержание программы
Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство с теорией стиха.
Есенинская осень. Углубленное изучение творчества С.А.Есенна. Литературно-музыкальная композиция. Видение мира через стихи, не входящие в обязательный минимум программы. Создание собственных стихотворений о малой родине, о природе.
Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов.
«Любви все возрасты покорны». Необычные стихи о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.
«Афганистан - незаживающая рана». Совместно с библиотекарем Литературно-музыкальная композиция.
Современная русская поэзия. Представление своего любимого поэта-современника. Аргументация своего выбора.
Литература военных лет. Работа со стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.
День Победы. Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и Победе. Представление литературно-музыкальной композиции.
Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
-
Воспринимать художественную литературу;
-
Изучать культурное наследие;
-
Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства;
-
Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества.
-
Расширять интеллектуального кругозора.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Введение.
2
Есенинская осень.
6
Поэты серебряного века.
4
Современная русская поэзия «В стихах могу сказать о многом»
5
«Любви все возрасты покорны»
4
«Афганистан - незаживающая рана»
3
Литература военных лет
5
День Победы
3
Фотоотчёт. Подведение итогов
2
ВСЕГО ЗАНЯТИЙ
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Примечание
Дата по плану
Дата по факту
1
Введение. Знакомство с целями, задачами и деятельностью литературной гостиной.
03.09.15
2
Знакомство с основами сценического искусства. Теория стиха.
10.09.15
3
Творческая биография С.А.Есенина
17.09.15
4
Подбор стихотворений для литературно-музыкальной композиции. Репетиция
24.09.15
5
Работа над презентацией о Есенине и художественным оформлением классной комнаты
01.10.15
6
Репетиция лит.муз. композиции по творчеству С.А.Есенина
Создание соб.стих. о природе, о малой родине (дом.зад)
08.10.15
7
Репетиция литературно-музыкальной композиции
15.10.15
8
Литературно-музыкальная композиция по творчеству С.А.Есенина
22.10.15
9
Подбор поэтов Серебряного века для их представления на литературной композиции
29.10.15
10
Литературная композиция «Гостиная у З. Гиппиус»
12.11.15
11
Литературная композиция «Гостиная у Цветаевой»
19.11.15
12
Литературная композиция «Гостиная у Гумилёва»
26.11.15
13
Составление сценария литературного вечера о поэте - современнике
03.12.15
14
Репетиция литературного вечера о поэте-современнике
10.12.15
15
Репетиция литературного вечера о поэте - современнике
17.12.15
16
Оформление выставки Подбор материалов для презентации своего любимого поэта-современника
24.12.15
17
Литературная гостиная «В стихах могу сказать о многом»
Создание соб.стих. о любви (дом.зад)
14.01.16
18
Подбор интересных стихотворений о любви знаменитых поэтов
21.01.16
19
Составление литературной композиции
28.01.16
20
Репетиция литературно-музыкальной композиции
04.02.16
21
Литературный вечер «Любви все возрасты покорны»
11.02.16
22
Подбор материалов для отражения смысла Афганистана в судьбе страны (песни, стихи, монологи, отрывки из кинофильмов и др.).
18.02.16
23
Репетиция литературно-музыкальной композиции об Афганистане
25.02.16
24
Литературно-музыкальная композиция «Афганистан - незаживающая рана»
03.03.16
25
Выбор произведения военных лет для художественного анализа
10.03.16
26
Просмотр отрывков кинофильма
17.03.16
27
Сопоставление кинофильма и книги. Анализ данных произведений
24.03.16
28
Современная трактовка произведения
07.04.16
29
Собственное мнение в создании сочинения-отзыва на прочитанное произведение
Отзыв
14.04.16
30
Подбор стихотворений и песен для литературно-музыкальной композиции о В.О.в.
21.04.16
31
Репетиция литературно-музыкальной композиции о В.О.в.
28.04.16
32
Литературно-музыкальная композиция о В.О.в. «Муза в солдатской шинели»
05.05.16
33
Оформление фотоматериала
12.05.16
34
Подведение итогов
19.05.16
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов.
-
Печатные портреты писателей и поэтов.
-
Различная художественная литература.
-
Универсальная энциклопедия «Википедия».
-
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
-
(методика преподавания литературы)
-
(поэзия)
-
(уроки, сценария)
-
(Российская государственная библиотека)
-
uroku.ru (опыт учителей)
-
(новая литература)