- Учителю
- Словарь «Барская усадьба» по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Словарь «Барская усадьба» по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Словарь «Барская усадьба» по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Пояснительная записка
Автор: Трушина Ольга Витальевна
Полное название образовательного учреждения: МАОУ гимназия № 6 г. Томска
Предмет: Литература
Возрастная группа: 6 класс
Краткая аннотация.
На первом уроке, играющем роль вступительного занятия, В.Г. Маранцман советует познакомить учеников с далёким для них временем, с бытом, который для них странен. В этой работе может помочь словарь «Барская усадьба», который вводит учеников в атмосферу произведения, даёт исторический комментарий к нему, вызывает интерес к чтению. Словарную часть учитель предлагает дополнить или проиллюстрировать примерами из текста романа А.С.Пушкин «Дубровский».
Цель: совершенствовать словарную работу на уроках литературы как - важного средства развития речи обучающихся. Познакомить учеников с далёким для них временем, с бытом дворян.
Задачи:
- пробуждать познавательный интерес к языку, стремление обогащать свою речь новыми словами.
- активизировать воображение, образное мышление, сохранять наглядность представления.
-представить пушкинскую эпоху, собрать воедино впечатление от прочитанного.
Содержание. Словарь даёт возможность проводить разнообразную работу: создавать проекты, презентации, рефераты, исследовать текст, составлять свои тематические словари.
Часть 1. Исторические понятия пушкинской эпохи.
Часть 2. Усадьба
Часть 1. Исторические понятия пушкинской эпохи.
Богатство - изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей. В XVIII и XIX веках определялось по количеству крепостных душ мужского пола, которыми владел помещик (женщины и дети в счет душ не шли). У князя Верейского 3000 душ родового имения. Видимо, и у Троекурова их было несколько тысяч, как заметил А.С.Пушкин, Кирилла Петрович почитал князя себе равным, а вот ближайший сосед его, Андрей Гаврилович Дубровский, владел семьюдесятью душами, состояние его было расстроенным, считался он в округе бедным дворянином.
Дворяне - основные персонажи большинства произведений русской классической литературы. Так называлось самое привилегированное сословие царской России. Дворяне, как правило, владели землей и до 1861 года жившими на этой земле крестьянами.
Дворовые люди (дворня) - крепостные крестьяне, лишённые земельных наделов, которых использовали в качестве домашней прислуги.
Крепостной крестьянин - крестьянин, принадлежащий помещику, работающий на него. в конце 16 в. крестьянам было совсем запрещено уходить от своих господ. Крестьянин стал считаться «крепким» своему помещику (отсюда и слово «крепостной»), был закреплён за ним.
Крепостное право - право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян. О всевластии поместного дворянства в период крепостного права, полного его произвола в своих имениях вспоминает Оболт-Оболдуев в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Ни в ком противоречия,
Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!
Непокорных крестьян помещик имел право сослать в Сибирь, чаще же всего при очередном рекрутском наборе сдавал в солдаты.
Поместье - земельное владение с помещичьим хозяйством. С XIV века русские дворяне стали получать от великих князей, а затем царей в уплату за службу землю - ПОМЕСТЬЕ. В 1714 году Петр I закрепил за ними эту землю навеки как наследственную.
Помещик - дворянин, имеющий собственные земли, живущий в своём поместье.
Угодье - место, территория как объект сельскохозяйственного использования или как место охоты (лес, озеро, поле, болото)
Усадьба - не все землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек.
Усадьбы в романе А.С.Пушкина:
Арбатово - князя Верейского (поместье Юсуповых Архангельское)
Кистенёвка - Андрея Гавриловича Дубровского (поместье А.С.Пушкина Михайловское)
Покровское - Кирила Петровича Троекурова (Имение Петровское, принадлежащее П.А.Ганнибалу)
Часть 2. Усадьба
барский дом - центральное место усадьбы, конечно, занимал барский дом. В зависимости от состояния помещика, сколько он имел крепостных, выглядели и дома.
бельведер - это беседка, как правило, круглая, располагающаяся над крышей дома. Она служила для обзора, любования окрестными красотами. («…возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома» (А. С. Пушкин «Дубровский»)
беседка - небольшое крытое сооружение, установленное в парке,
саду, предназначенное для отдыха после прогулок. Обычно на
возвышении, чтобы из беседки открывался красивый вид. В архитектуре
русского классицизма, в усадебных парках пейзажного английского
стиля второй половины XVIII-XIX вв. особенно часто встречаются
небольшие беседки в форме ротонды. Они живописно белеют на горках
среди прудов и зелени. Самая любимая конструкция: шесть или восемь
колонн поддерживают небольшой купол, внизу - невысокая балюстрада и
скамейки. Романтическое место свиданий героев А. С. Пушкина -
беседка. «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне
необходимо с вами говорить» (А. С. Пушкин «Дубровский»).
зверинец - забава помещиков, были в поместье и зверинцы, где держали медведей, волков, лис и других животных. Из повести Пушкина «Дубровский» мы знаем о забавах Троекурова с медведями.
конюшня - конный двор, где держали лошадей. Иногда это была не просто конюшня, а и конюшня, и манеж, и кузница, и дом для конюхов. («Конюшни полны были дорожных лошадей, дворы и сараи загромождены разными экипажами. » (А. С. Пушкин «Дубровский»)
огород - относительно небольшой участок земли, предназначенный преимущественно для выращивания овощей, помещичья усадьба жила натуральным хозяйством, у крестьян были свои огороды. («…около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями.» (А. С. Пушкин «Дубровский»)
парк - озеленённая территория. За домом располагался парк.
Каждый помещик приказывал разбивать парк по своему вкусу. У многих
это был французский регулярный парк. Это большой партер, разбитый
на геометрические фигуры, вычерченный по линейке. Его занимали
лужайки, окаймлённые ровно подстриженными кустами. В центре лужаек
могли быть разбиты цветники, тоже имеющие геометрический рисунок.
Также регулярный парк украшался фонтанами и скульптурами. Такие
парки были в моде в 18 веке, в эпоху классицизма, когда всё было
подчинено рассудку.
Английский парк совсем другого рода. Он ландшафтный, то есть
повторяющий природу. Но его создать стоит не меньшего труда, чем
французский. Только на первый взгляд кажется, что это просто
природа. Нет, это рукотворная красота. Как правило, для его
разбивки делали насыпные ярусы земли, подбирали деревья особым
образом, чтобы они сочетались по высоте и породам. В таких парках
могли быть рукотворные руины, гроты. Английский парк появился
вместе с эпохой сентиментализма, которая ратовала за подражание
природе и естественность. Любитель английских парков и англоман
Верейский из повести «Дубровский»: «Они поехали по озеру, около
островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную
статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с
таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кирилловне девичье
любопытство». «Старинный сад с его стрижеными липами,
четвероугольным прудом и правильными аллеями ему (Верейскому) не
понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но
хвалил и восхищался» » (А. С. Пушкин «Дубровский»).
псарный двор- двор, где содержались охотничьи собака. На охоту отправлялись с борзыми и гончими. С борзыми охотились на волка, а с гончими травили зайцев. Между прочим, первыми из общего ряда усадеб выделялись именно охотничьи усадьбы, т. е. обладающие специальными охотничьими угодьями. Именно таковыми сначала были Коломенское, Измайлово, Кусково. («Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пяти сот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. (А. С. Пушкин «Дубровский»)
роща - небольшой лес, со всех сторон усадьбу окаймляли рощи и леса. («Владимир поспешно удалился, всех опередил, и скрылся в Кистеневскую рощу». (А. С. Пушкин «Дубровский»)
церковь - храм, каждый помещик строил в усадьбе церковь для домашних нужд. Там дворяне крестились, венчались, оттуда их несли на погост. (Церковь в Кистеневке деревянная, а в Покровском - каменная)
флигель - небольшая пристройка к барскому дому, которая могла соединяться с основным помещением с помощью арочных проходов, крытых коридоров, или находится недалеко от основного здания. Предполагалось, что в ней живут гости, приехавшие к хозяину, приглашённые учителя (например, Дубровского, как учителя французского, провожают сначала во флигель). В повести А. С. Пушкина «Дубровский» мы читаем: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу. Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича».
Информационные источники:
kaz2.docdat.com/docs/index-137905.html?page=2 «Обустройство русской дворянской усадьбы».
ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F1%E0%E4%FC%E1%E0 Материал из Википедии - свободной энциклопедии
wordweb.ru/en_ru_byt/09.htm
www.what-who.com/k/krepostnye-krestyane.html</ -энциклопедия «Кто есть кто»
perova3.jimdo.com - сайт Инессы Перовой
Литература:
А.С.Пушкин «Дубровский» М. Художественная литература, 1984
В.Г.Маранцман «Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучение», 1974