7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 7 класс Т.Ф. Курдюмова

Рабочая программа по литературе 7 класс Т.Ф. Курдюмова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Рабочая программа

7 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения формируется умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.



Учебно-тематический планРОДЫ И ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



1



2

ФОЛЬКЛОР.

3



3

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.

Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.

Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. Рыбак. Перчатка. Дж. Г. Байрон. Хочу я быть ребенком вольным. А. С. Пушкин. Элегия. Певец. Эпиграмма. На перевод «Илиады». Стансы. Друзьям. Моя эпитафия. Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа Барышня-крестьянка. Дубровский. Жанры лирики и эпоса. М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Элегия. Романс. Песня. Стансы. «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия.Из истории поэмы . Лермонтов. Мцыри. Из истории комедии. Н. В. Гоголь. Ревизор. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: Собака. Дурак. Воробей. Русский язык. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда .

Н. С. Лесков. Левша. Из истории сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил. М. Твен. Как я редактировал сельскохозяйственную

газету. А. П. Чехов. Жалобная книга. Хирургия

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров. А. Конан Доил. Пляшущие человечки.

35

3

4

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если. М. Горький. Старуха Изергиль. Старый Год . В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Гимн обеду. М. А. Булгаков. Ревизор с вышибанием. К. Г. Паустовский. Рождение рассказа. Роман - повесть - рассказ. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади. А.В. Вампилов. Несравненный Наконечников.

Великая Отечественная война в художественной литературе. Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. А.Н. Толстой. Русский характер. М. А. Шолохов. Они сражались за Родину. В. Г. Распутин. Уроки французского.

Фантастика и её жанры. Р. Шекли. Запах мысли.



28

3

5

ИЗ ИСТОРИИ ПАРОДИИ.



1



6

ИТОГИ.

2





Итого

70

6









ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен

знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

уметь:

  • Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе







Роды и жанры художественной литературы.



2





Жанры фольклора. Знакомство с былиной «Садко-купец, богатый гость»





3.













Анализ былины «Садко-купец, богатый гость»



4.





Художественные особенности сатирической драмы «Барин»



5.





Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни



6.





Р/речи. Викторина по басням Крылова



7.





Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Рыбак». «Перчатка»



8.





Сопоставление переводов баллады Шиллера «Перчатка». Баллада Э.По «Аннабель-Ли»



9





Дж. Г.Байрон. Лирика



10





Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина



11.





Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»



12.





Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»



13.









История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».





14.







Сюжет, композиция герои романа А.С.Пушкина «Дубровский»







15.





Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».



16.





Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа.





17.





М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики





18.







Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания



19.





Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»



20





Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.



21









Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»





22





Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»



23





Р/речи. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»



24







И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе»





25





И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе»



26





Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда»







27







Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша»





28





Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша»



29





Характеристика героев сказа «Левша»



30









М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»





31









М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



32





М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»



33







А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы.





34







А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы



35





Развитие речи. Сочинение-описание портрета героя одного из художественных произведений.



36







А.К.Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе



37







Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки»



38





Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова



39





Жанры лирики Бальмонта



40





Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина



41





Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…»



42









Р/речи. Из истории сонета









43





Р/речи. Из истории сонета



44





М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко



45







М.Горький. «Старый год»



46





В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»



47







М.Булгаков «Ревизор с вышибанием»



48





К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа»







49





Р/речи. Рецензирование одного из изученных произведений



50







М.Шолохов «Они сражались за Родину»



51









М.Шолохов «Они сражались за Родину»





52







М.Шолохов «Они сражались за Родину»



53







Жанры лирики А.Т.Твардовского



54







«Уроки французского» В.Г.Распутина





55





В.Г.Распутин «Уроки французского»





56













В.Г.Распутин «Уроки французского»



57





Из истории эссе. К.Г. Паустовский «Радость творчества»



58







Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»



59







А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников»





60





А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников»



61







Р.Шекли «Запах мысли»





62





Р.Шекли «Запах мысли»



63







В/чтение. Г.Уэллс «Война миров»



64





Из истории пародии.







65







Годовая контрольная работа



66









Годовая контрольная работа



67







Из истории пародии





68







Из истории пародии





69





Подведём итоги



70





Подведём итоги











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал