7


  • Учителю
  • Историческая основа 'Песни про царя. . . ' М. Ю. Лермонтова

Историческая основа 'Песни про царя. . . ' М. Ю. Лермонтова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 8 классе.


Тема: Историческая основа создания "Песни…" Анализ 1 главы.

Цели:

  • рассказать об эпохе правления Ивана Грозного;

  • рассказать историю создания "Песни";

  • объяснить причины обращения Лермонтова к русской истории;


Ход урока


1. Рассказ учителя об истории создания произведения.


"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" написана Лермонтовым в Пятигорске в 1837 году и опубликована в 1838 году в "Литературных прибавлениях" к "Русскому инвалиду". Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был "в великом восторге от нее", она была напечатана - без указания имени автора.


"Песнь" рассказывает о временах правления Ивана Грозного. Это было трудное время для России.


2. Сообщение об эпохе правления Ивана Грозного.


1) В работе над поэмой Лермонтов использовал два основных источника:

Книгу «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Именно в этом фольклорном сборнике была напечатана историческая песня-баллада «Мастрюк Темрюкович» (Мария Темрюковна - одна из жен Ивана Грозного). Влияние строя этой песни на лермонтовскую песню очевидно:

«А и гой еси, царь, государь,

Царь Иван Васильевич!

Все князи, бояра,

Могучие богатыри

Пьют, едят, потешаются

На великих радостях;

Один не пьет, не ест

Твой царской гость дорогой

Мастрюк Темрюкович».


В этом произведении царь добр, выступает на стороне народа:

А не то у меня честь во Москве,

Что татары-те борются;

То-то честь в Москве,

Что русак тешится!


Другой источник - «История государства Российского» Карамзина. У Карамзина

Грозный жесток, но его жестокость, во-первых, оправдывается жестокостью народа, во-вторых, обусловлена натурой царя.


2) В «Песне» этот образ трактуется романтически. В нем совмещаются два начала:

жестокость и благородство. Грозный, можно сказать, олицетворяет судьбу, рок.

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью...


В.Г. Белинский:

И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который

мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный!..

(«Стихотворения М. Лермонтова»)


3. Работа с картиной.


Вспомним картину А.Васнецова - фигура вытянута, занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Ивана Грозного как бы снизу. Все это создает впечатление величественности царя.

Таков ли он в истории?


Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. Он принял царский титул, став таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым террором.

Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. Родовитые бояре думали больше о своих владениях, чем об интересах русского государства. Многие из них становились на путь измен и предательства. Это вынудило Ивана Грозного на крайнюю меру. С этого времени вся Русь разделилась на две части: "земщину", где продолжали существовать старинные государственные учреждения и "опричнину" - здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал не знатных, но преданных ему служилых людей. Они не смели водить ни дружбы, ни прочного знакомства с теми, кто не был приписан к опричнине и считался земским. Это относилось и к родителям опричника. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой они наводили на "земских" ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла - готовность вымести всю «измену» из государства. Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.

Иван Грозный добился главного - ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

Женщинам в ту пору во всем надлежало слушаться мужа, не разговаривать с чужими на улице, не снимать платка, не поднимать глаз.


4. Рассказ учителя о причине обращения к истории России и источниках создания поэмы.

В эпоху реакции, когда всякая свободная мысль душилась царской цензурой, Лермонтов размышлял о силе и слабости духа русского человека. А каков он, русский человек, когда ему надо встать перед судом своей совести, не жалея жизни, когда надо не дать надругаться над своей честью? Пробудится ли в нем та крепость духа, которая не даст возможности укрыться в какой- то обидной полуправде, сдать перед опасностью? Да, пробудится! С этой мыслью пишет он «Песнь».

Многое из того, что Лермонтов описал в «Песне», он видел в имении бабушки Елены Арсеньевой Тарханы. Не раз он видел тут кулачные бои, о которых вспоминает родственник Арсеньевых А.П.Шан-Гирей: «На плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд стена на стену сходился на кулачки, и я помню, как расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови».

И фамилия Калашниковых была знакома поэту. В Тарханах жил крестьянин с такой фамилией: «А зовут его Степаном Калашниковым, \А родился он от честного отца, \ А жил по закону господнему». Много таких, как Степан Парамонович, стояли в русском строю в трудный час истории, многие в такой час находили себя полностью. Русскому ли сердцу не справиться со страстями? Русский народ способен на многое. Об этом пишет Лермонтов в своей «Песне».


5. Чтение учителем 1 главы "Песни".


Вопросы:


- Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?


- Каким художественным средством показан пейзаж в поэме? Вспомните, какую роль может играть пейзаж в литературном произведении?


- Нарисуйте устно картины пира в царских палатах. Дайте портретное описание царя.


Атмосфера пира воссоздана почти с документальной точностью. Недоверчивый и грозный царь везде ищет крамолу и измену, а когда веселится, хочет видеть только радостные и счастливые лица.

Кирибеевич лишен честного имени - он «бусурманский сын», без роду, без племени. Не случайно Лермонтов величает Калашникова по имени-отчеству, а Кирибеевича называет только Кирибеевичем.

Отличительная черта натуры Кирибеевича - это желание покрасоваться, «нарядом похвастаться», «показать удальство свое». Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нем желание властвовать, он ни в чем не должен знать отказа. Алену Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет ее независимость, безразличие к нему, «царскому опричнику»:

У ворот стоят у тесовых

Красны девушки да молодушки,

И любуются, глядя, перешептываясь,

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается…

- Какое впечатление произвело на вас услышанное?


- Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного?


Царь подозрителен - он зорко наблюдает за опричниками, распоряжается и повелевает.


Царь грозен:

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого...

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником.

- А кто любимец царя в песне? (Опричник Кирибеевич.)


- Что вы знаете об опричнине?


6. Работа со словарем.


Опричнина - система чрезвычайных мероприятий, осуществляемых царем Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Она была введена в 1565 году, для этого было создано войско Стрелецкое.


- А как относился царь к опричникам? Может они были любимчиками?


Историографы отмечали:

- «Да, сказать неучтивое слово кромешнику (т.е. опричнику) значило оскорбить самого царя»

- «что люди земские от дворянина до мещанина были безгласны, безответны против опричных»

- Даже упоминалось о похищении жен у многих знатных людей, которые совершали приближенные царя.


Власть его безгранична: в любой момент опричники готовы исполнить волю самодержца. Он может казнить и миловать по своему усмотрению. Царь любит своих опричников. Он одаривает их дорогими подарками, их желаниям нет преград.

Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?

Не истерся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закаленная?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?


- А кто может ответить, что такое «Домострой»? (Свод житейских правил XVI века).

- «Царя бойся, служи ему верою как богу, повинуйся. Зла на зло не воздавай, кто грешит, тех не осуждай».


Семья: «Угождать мужу, жить в согласии, покоряться, быть благочинной, со страхом принимать наказание».


- Найдите отрывки, раскрывающие характер Кирибеевича. (Запись в тетрадь)


Вывод: пир у царя - традиционная форма русской придворной жизни, а поведение участников трапезы - в духе вековых национальных традиций.

Описание внешнего вида царя, размещение присутствующих на трапезе, обращение государя к гостям и объяснение Кирибеевича с царем воспроизводят принятые при дворе нормы жизни и национальные обычаи, видимо, единые для всех сословий (гостеприимство, щедрость, заботу о младшем, уважение к старшему, искренность, правдивость). Тесная связь русского уклада жизни, старинных обычаях с общими для каждого русского человека понятиями об отношении к миру, к людям, о совести, о долге.

3. Домашнее задание.


Чтение 2 главы. Виноват ли Кирибеевич в своем чувстве к Алене Дмитриевне? Что говорит по этому поводу автор поэмы?



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал