7


  • Учителю
  • Разработка вне классного мероприятия по творчеству М. Цветаевой

Разработка вне классного мероприятия по творчеству М. Цветаевой

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Литературная гостиная (16.11.2013.)

«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ…»

(Марине Цветаевой посвящается…)


Разработали учителя русского языка и литературы МБОУ «Солнечнинская СОШ»

Груздева Н.Н., Дидык Т.Н.


Цели:

  1. Углубить знания обучающихся о жизни и творчестве Марины Цветаевой; раскрыть человеческие качества поэтессы.

  2. совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть поэтического и прозаического текста в камерной обстановке; умение держаться на сцене, артистизм.

  3. Воспитывать уважение к чувствам окружающих, пробуждать интерес к поэтическому слову, отражающему чувства и переживания; побуждать к обогащению своих знаний о жизни и творчестве великой русской поэтессы.

Оборудование: в специально оборудованном помещении, стилизованном под гостиную, расставлены столики, за которыми сидят и зрители, и участники представления; на стене портреты М. Цветаевой, её мужа и детей, записи с музыкой

Ведущий. Марину Цветаеву как-то неловко назвать «поэтессой». Она была великим русским поэтом-женщиной. Вся ее жизнь - это роман с собственной душой, отраженный в стихах.

(Лучом света высвечивается девочка, сидящая возле пианино, под музыку сонаты №14 Бетховена идет чтение):


Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.


Ведущий. 26 сентября 1892 г. В семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

(Звучит музыка Е. Доги. Высвечивается девушка в строгом платье):


Цветаева. Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская.


Ведущая. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась глубокая страсть - книги. Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой… Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер, пьесы Ростана, Гейне, Гёте, книги, связанные с Наполеоном. Впрочем, лучше остановиться…


Цветаева.Что же мне делать, слепцу и пасынку,

В мире, где каждый и отч и зряч,

Где по анафемам, как по насыпям,

Страсти! - Где насморком

Назван - плач.

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью

В мире мер?!


Ведущий. И эта страстность - на всю жизнь. Сама же она называла это качество «безмерностью в мире мер». Как раздражало это её качество многих и многих, как не хотели простить ей непохожести, безудержности, самого высокого градуса горения жизни!


Чтец. В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов.

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.


Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.


Все бледней лазурный остров - детство,

Мы одни на палубе стоим,

Видно, грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!


Ведущий. Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею, любовь к маме, сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!), к подругам по гимназии. В. Брюсов, которому Цветаева отослала свой сборник с просьбой «просмотреть его», дал довольно суровый отзыв, хотя и назвал его «хорошей школой». Этот достаточно пренебрежительный отзыв сыграл, однако, свою роль: он утвердил в Цветаевой уверенность в том, что её долг - невзирая ни на что, оставаться самою собой, быть предельно искренней.


Ведущий. 5 мая 1911 г. Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. На пустынном, усеянном мелкой галькой морском берегу она встретилась с семнадцатилетним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же дня - и на всю жизнь.


Ведущий. Сережа и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это - потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.


Чтец. Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.


Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно - бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.


Ведущий. Разве это не поэтическое предвидение, не роковое пророчество гениального поэта и любящей женщины?! Судьба? Да, судьба! Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 г., а 5 сентября 1912 г. Родилась дочь Аля - Ариадна Эфрон, которая станет для матери и ребенком, и подругой, и первым читателем. Потом на хрупкие плечи Али обвалится каждодневный быт, с его заботами, проблемами.


Чтец. Не знаю - где ты и где я.

Те ж песни и те же заботы.

Такие с тобою друзья!

Такие с тобою сироты!


И так хорошо нам вдвоем -

Бездомным, бессонным и сирым…

Две птицы: чуть встали - поем,

Две странницы: кормимся миром.


Ведущий. Цветаева всегда стремилась дать детям как можно больше для души. Несмотря на свой возраст (ей было 20 лет), она вкладывала в них Поэзию, Музыку, Романтику, Природу и Любовь. Так было и с сыном Муром. Он стал для матери идолом. «Пока я живу, ему должно быть всегда хорошо», - говорила Марина. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с которым быстро сменилось тревогой за него.


Ведущий. В ноябре 1917 г. их разлучили революционные события. Сергей уехал в Ростов, где формировалась добровольческая армия Корнилова - так понимал он тогда свой долг русского офицера. Цветаева именно теперь стала ревностной поборницей белого движения - то была романтика обреченности.


Цветаева. - Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста: встаю - холод - лужи - пыль от пилы - ведра - кувшины, тряпки - везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре.

Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову - не дают ли хлеб - оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда - по черной лестнице, обвешенная кувшинами и жестянками, по черной лестнице - домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды - в одну кастрюльку - суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В 10 часов день окончен; в 11 или 12 я уже в постель. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда - хлебом…


Ведущий. В феврале 1920 г. умерла младшая дочь - Ирина. Ещё один рубец на сердце, ещё одна седая прядь… В 1921 г. Марина Ивановна узнала, что её муж жив - она получила от него первую весть.


Ведущий. На этом заканчивается первая часть горькой и невероятной судьбы Марины Цветаевой и начинается вторая - после России.

В понедельник, ярким днём 15 мая 1922 г. Марина Ивановна с Алей сошли на вокзале в Берлине. А в июне она впервые после долгой разлуки увидела, наконец, мужа. Как долго стояли они оба, обнявшись, как стали вытирать друг другу мокрые от слёз щёки.


Ведущий. Именно этот летний вечер предопределил другую разлуку, долгую, семнадцатилетнюю разлуку с Россией. Выполняя свою клятву, Цветаева едет к мужу. Прага, Париж, Вандея… Долгие версты и годы.


(Чтение стихотворения «Тоска по родине! Давно…»)


Цветаева. «Сын рос, дочь взрослела. В Париже я никому не нужна. Есть - знакомые. Но какой холод я ощущаю постоянно. Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».


Чтец. (Из стихов к сыну)

Не быть тебе нулем

Из молодых - да вредным!

Ни медным королем,

Ни попросту - спотртсмедным

Лбом, ни слепцом путей,

Коптителем кают.

Ни парой челюстей,

Которые жуют,

В сем полагая цель.

Ибо - в любую щель -

Я с моим ветром буйным!

Не быть тебе буржуем.

Ни галльским петухом,

Хвост заложившим в банке,

Ни томным женихом

Седой американки -

Нет, ни одним из тех,

Дописанных, как лист,

Которым - только смех

Остался, только свист

Достался от отцов!

С той стороны весов

Я - с черноземным грузом!

Не быть тебе французом.

Но так же - ни одним

Из нас - досадных внукам!

Не будешь кем - порукой -

Я, что в тебя - всю Русь

Вкачала - как насосом!

Бог видит - побожусь! -

Не будешь ты отбросом

Страны своей.


Ведущий. Не правда ли, какое гордое и горькое стихотворение. Ей-то всю жизнь давали понять собственную ненужность, отдельность от всего, а уж от эмиграции в огромной степени. Как, впрочем, и от родной, горячо и преданно любимой (но не любящей) страны. Отсюда и это слово «отброс».

Ведущий. И опять, конечно же, не быт стоит над всем, а ощущение «никому - ненужности», особенно ненужности её стихов.

Чтец. В огромном городе моем - ночь.

Из дома сонного иду - прочь,

И люди думают, жена, дочь, -

А я запомнила одно - ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому - вслед,

И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,

Ночного листика во рту - вкус,

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам - снюсь.


Ведущий. В июне 1939 г. мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока ещё не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа её с сыном не провожал никто. Ещё два года будет длиться Голгофа Марины, её расплата - за что? - непохожесть? Нетерпимость? Неумение приспособиться к чему бы то ни было? За право быть самой собой?

Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую.

Цветаева. Москва. Голицыно, Болшево - они почти ничем не отличаются друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей и абсолютно без всяких надежд.

В совет литфонда.

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывшуюся столовую Литфонда. Цветаева.

Не приняли.


Ведущий. Город Елабуга - последнее земное пристанище неукротимой души поэта. 31 августа 1941 г. великий русский поэт Марина Цветаева повесилась.

Ведущий. А Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет расстрелян, Георгий Эфрон погибнет на фронте…

Смерть поэта тоже входит в бытие поэта. А его бытие - это жизнь его стихов.


Чтец. Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал