- Учителю
- Урок 'Подгтовка к творческой работе по рассказу А. П. Чехова 'Ионыч'
Урок 'Подгтовка к творческой работе по рассказу А. П. Чехова 'Ионыч'
ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАССКАЗУ А.П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»
ФАМИЛИЯ__________________________________________________________________
Теоретический блок (На эти вопросы не требуется давать развернутые ответы с примерами, достаточно дать определение теоретического понятия)
-
Есть ли в рассказе прямые авторские характеристики героев? Что помогает выявить авторскую позицию? Что такое подтекст?
-
О Чехове говорят как о мастере выразительной детали. Что такое деталь? Как связаны между собой лаконизм, свойственный жанру рассказа, и способность автора точно отбирать яркие, выразительные детали?
Аналитический блок (Ответы на вопросы не должны быть слишком развернутыми, достаточно кратко интерпретировать выделенные фрагменты или найти те детали, на которые обращается внимание в вопросах.)
-
Чем начинается и заканчивается описание семейства Туркиных? Есть ли противоречие между содержанием описания и теми фразами, которыми оно начинается и заканчивается? Можно ли здесь говорить о подтексте? На чем он строится?
Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно. Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой. В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком - и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин.
-
Что можно сказать о писательском даре Веры Иосифовны исходя из этого фрагмента?
Потом все сидели в гостиной, с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман. Она начала так: «Мороз крепчал...» Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука... В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге; Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать.
- Недурственно... - тихо проговорил Иван Петрович. А один из гостей, слушая и уносясь мыслями куда-то очень, очень далеко, сказал едва слышно:
- Да... действительно...
Прошел час, другой. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни.
- Вы печатаете свои произведения в журналах? - спросил у Веры Иосифовны Старцев.
- Нет, - отвечала она, - я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу. Для чего печатать? - пояснила она. - Ведь мы имеем средства.
Обратите внимание на следующие моменты:
-
Какова роль пейзажных деталей в этом фрагменте? Как они соотносятся с первой фразой романа?
-
Каков звуковой фон, на котором происходит чтение? Какие описаны запахи?
-
Зачем введена деталь, кажущаяся избыточной, не связанная с повествованием, - доносящаяся из городского сада «Лучинушка»?
-
Как описано впечатление, которое роман производит на гостей?
-
Как характеризуют отношение героини к творчеству ее слова, произнесенные в ответ на вопрос Старцева: «Для чего печатать? - пояснила она. - Ведь мы имеем средства».
Чехов характеризует Ивана Петровича Туркина как остроумного человека. Так ли это? Обратите внимание на отдельные фрагменты, описывающие его чувство юмора:
-
«Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно».
-
«…всё время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю...»
-
«С наступлением вечера мало-помалу сходились гости, и к каждому из них Иван Петрович обращал свои смеющиеся глаза и говорил: "Здравствуйте пожалуйста".
Между первой и четвертой главками рассказа прошло четыре года. Сравните слова, с которыми Иван Петрович Туркин обращается к доктору Старцеву в момент первого его визита в дом и через четыре года. Что дает это сравнение?
-
«- Здравствуйте пожалуйста, - сказал Иван Петрович, встречая его на крыльце. - Очень, очень рад видеть такого приятного гостя. Пойдемте, я представлю вас своей благоверной. Я говорю ему, Верочка, - продолжал он, представляя доктора жене, - я ему говорю, что он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице, он должен отдавать свой досуг обществу» (1 глава).
-
- А, здравствуйте пожалуйста! - встретил его Иван Петрович, улыбаясь одними глазами. - Бонжурте. … … - Вы не имеете никакого римского права уезжать без ужина, - говорил Иван Петрович, провожая его. - Это с вашей стороны весьма перпендикулярно». (4 глава)
-
Какие противоречия есть в этом фрагменте? Как они характеризуют героиню?
-
«С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей, хотя во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом. Она, как почти все с-ие девушки, много читала … это бесконечно нравилось Старцеву, он с волнением спрашивал у нее всякий раз, о чем она читала в последние дни, и, очарованный, слушал, когда она рассказывала.
- Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? - спросил он теперь. - Говорите, прошу вас.
- Я читала Писемского.
- Что именно? - «Тысяча душ», - ответила Котик. - А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч! -
- Куда же вы? - ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому. - Мне необходимо поговорить с вами, я должен объясниться... Побудьте со мной хоть пять минут! Заклинаю вас!
Она остановилась, как бы желая что-то сказать, потом неловко сунула ему в руку записку и побежала в дом, и там опять села за рояль».
6. В какой ситуации произносит героиня этот монолог? Какая деталь находится в противоречии с произносимыми словами? Насколько серьезна и искренна Екатерина Ивановна в этой сцене? Как это показано автором?
«- Дмитрий Ионыч, - сказала Екатерина Ивановна с очень серьезным выражением, подумав. - Дмитрий Ионыч, я очень вам благодарна за честь, я вас уважаю, но... - она встала и продолжала стоя, - но, извините, быть вашей женой я не могу. Будем говорить серьезно. Дмитрий Ионыч, вы знаете, больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой - о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки. Дмитрий Ионыч (она чуть-чуть улыбнулась, так как, произнеся «Дмитрий Ионыч», вспомнила «Алексей Феофилактыч»), Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех... -
3