7


  • Учителю
  • «РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ» (сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству М. А. Булгакова)

«РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ» (сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству М. А. Булгакова)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного творчеству

М.А. Булгакова

«РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ»



Участники: 4 ведущих, один из которых читает от имени М.А. Булгакова

Сопровождение: фотографии, фрагменты и музыка из к/ф «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», книжно-иллюстративная выставка, посвященная творчеству М.А. Булгакова

Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр (Проектор, экран, ноутбук)



Начало: На экране появляется заставка с портретом и именем М.А. Булгакова, звучит музыка (начало фильма «Мастер и Маргарита»). Ведущие выходят на сцену.



1-й ведущий (М.А. Булгаков): Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий. Борьба с цензурой, какая бы она ни существовала, - мой писательский долг, также как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода…



2-й ведущий: Этот 1929 год стал для него особенно тяжелым. В стране произошли значительные и неблагоприятные перемены, отразившиеся на ее культурной политике. Резко ухудшилась ситуация и вокруг него. Запрещены все его ранее поставленные пьесы. Критика не стесняется в выражениях: «литературный уборщик», «мелкобуржуазное отродье». Все это похоже на самую настоящую травлю. Самое страшное то, что его совершенно перестали печатать. Для писателя это невыносимо.



3-й ведущий: Когда все началось? Когда он почувствовал, что он писатель?



4-й ведущий: Он закончил лучшую гимназию в Киеве. Его отец, профессор Духовной академии, позаботился о прекрасном образовании для него. Нет, тогда он не собирается стать писателем. Он выбирает профессию медика, биолога-экспериментатора. Это романтическое увлечение юности.



3-й ведущий: Романтика быстро закончилась. Первая мировая война развеяла надежды на мирное и благополучное будущее. Начинаются суровые будни врача сначала в полевых госпиталях, а затем в сельских земских больницах. Все это он впоследствии опишет в автобиографических «Записках юного врача».



2-й ведущий: А потом вдруг «внезапно и грозно наступила история». Февральская революция застала его в Киеве. В течение трех лет власть много раз менялась. В автобиографии он писал, что в Киеве он был мобилизован всеми властями, последовательно захватившими город. Эти события он опишет в рассказе «Необыкновенные приключения доктора».



4-й ведущий: Последняя из мобилизаций приведет его во Владикавказ в 1919 году.



1-й ведущий (М.А. Булгаков): Из фельетона «Грядущие перспективы»: «Наша несчастная Родина находится на самом дне позора и бедствия, в которое ее загнала «великая социальная революция»… Нам нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни… Платить за безумие мартовских дней, за безумие октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Брест, за бездумное пользование станками для печатания денег… за все!..»



3-й ведущий: Весной 1920 года во Владикавказе уже были красные.



Вставка: Марш красноармейцев из к/ф «Собачье сердце»



4-й ведущий: Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств местного ревкома. Сотрудничество было недолгим. Его выгнали за слишком активную защиту идей культурной преемственности. В то время было актуально отрицание классиков.



2-й ведущий: В 1921 году у Булгаковы была возможность эмигрировать, но он принял решение остаться в России. В сентябре 1921-го он приезжает в Москву. С Москвой оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество.



Вставка: Хроника Москвы из к/ф «Собачье сердце»



1-й ведущий (М.А. Булгаков): В Москве в середине 20-х годов я сделался довольно популярным. Мои фельетоны и очерки регулярно публиковались в прессе. Объектами моей сатиры стали скандальные московские коммуналки, чиновники-бюрократы, нэпманы, базарные торговки. Владикавказские впечатления и первые самые трудные месяцы московской жизни послужили материалом повести «Записки на манжетах».



4-й ведущий: Первой, относительно крупной вещью стала «Дьяволиада» в 1924 году. А в 1925-м ему удалось опубликовать две части романа «Белая гвардия». В нем он обратился к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. В доме семьи Турбиных он запечатлел родной дом на Андреевском спуске.



На экране появляется фотография дома Булгаковых в Киеве.



3-й ведущий: После публикации «Белой гвардии» к Булгакову обратился Художественный театр с предложением написать пьесу по мотивам романа. Так родились «Дни Турбиных», поставленные в 1026 году и сделавшие автора знаменитым.



2-й ведущий: 20-е годы - время относительного благополучия, но уже тогда остросатирическая направленность его творчества не могла не вызвать раздражения в высших эшелонах власти. Сначала «Роковые яйца», потом и «Собачье сердце», которое сразу же было запрещено. «Это острый памфлет на современность, этого ни в коем случае печатать нельзя» - таков был отзыв Каменева на повесть.



Вставка: Фрагмент из к/ф «Собачье сердце»



4-й ведущий: Запрет «Собачьего сердца» одновременно с успехом «Дней Турбиных» побудили его уделить основное внимание театру. Написаны и с успехом поставлены еще две пьесы: «Багровый остров» и «Зойкина квартира».



1-й ведущий (М.А. Булгаков): Когда все началось? Когда раздражение против меня достигло своего пика? Возможно, после пьесы «Бег», о которой весьма резко отозвался Сталин? И именно этот отзыв выпустит на волю весь шквал ругательств, который копился уже давно?



Вставка: Фрагмент монолога Мастера из к/ф «Мастер и Маргарита»



3-й ведущий: Эти слова произносит его Мастер. Все это может сказать и он сам, Михаил Афанасьевич Булгаков.



2-й ведущий: К 1930-му году ситуация стала невыносимой. Работы нет, публикаций его произведений нет… И тогда он решается на отчаянный шаг: пишет открытое письмо Советскому Правительству…



1-й ведущий (М.А. Булгаков): Я вынужден констатировать абсолютную непримиримость моих произведений для советской общественности.. Видимо, я, наравне со своими героями, получаю, несмотря на великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми, аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, могу считать себя конченным человеком в СССР… В связи с вышеизложенным прошу Правительство приказать мне покинуть страну на тот срок, которое Правительство Союза найдет нужным назначить мне…



Вставка: Фрагмент из к/ф «Мастер и Маргарита»: (Никогда ничего не просите…)



4-й ведущий: 18 апреля 1930 года в квартире Булгакова раздастся телефонный звонок. На другом конце провода - самый сильный человек на одной шестой части суши… Сталин.



2-й ведущий: Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А может быть правда - вы проситесь за границу. Что, очень мы Вам надоели?



1-й ведущий (М.А. Булгаков): Я много думал в последнее время. Я уверен: русский писатель не может жить вне Родины.



2-й ведущий: Вы правы. Я тоже так думаю.



3-й ведущий: После разговора со Сталиным он будет принят на работу в качестве помощника режиссера в Художественный театр. Но публикаций своих он не увидит…



4-й ведущий: В 1932 году у него появится надежда увидеть на сцене своего «Мольера». Постановка будет сорвана. Снятие спектакля будет особенно болезненным и потому, что репетировался спектакль долго и трудно.



1-й ведущий (М.А. Булгаков): Когда сто лет назад командора нашего русского ордена писателей пристрелили, на теле его нашли тяжелую пистолетную рану. Когда через сто лет будут раздевать одного из его потомков перед отправкой в дальний путь, найдут несколько шрамов от финских ножей. И все на спине. Меняется оружие!



2-й ведущий: В 30-е годы он много и напряженно работает. И все - в стол. Его не издают. В театре сложные отношения со Станиславским и Немировичем-Данченко. Здоровье резко ухудшилось. Появились первые грозные признаки болезни, унесшей в могилу его отца… И в это непростое время он работает над главным своим произведением… И рядом с ним - она…



Вставка: Фрагмент из к/ф «Мастер и Маргарита» (Маргарита на Тверском бульваре)

3-й ведущий: «Она несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы…» В жизни все было не так. И звали ее не Маргаритой, а Еленой Сергеевной. Они встретились в гостях у одного общего знакомого… И очень скоро поняли, что не могут друг без друга.



На экране демонстрируется видеоряд: фотографии М.А. Булгакова и Е.С. Булгаковой.



4-й ведущий: Елена Сергеевна будет с ним до конца. С нее он будет писать свою Маргариту. Их жизнь пройдет на одном дыхании, от начала и до тех слов у изголовья умирающего мужа: «Я напечатаю этот роман! Слышишь? Я обещаю: я напечатаю этот роман!» Слово свое Елена Сергеевна сдержит.



2-й ведущий: Болезнь продолжает прогрессировать. В конце 30-х годов неотвратимо и грозно надвинется слепота, а вслед за ней и полная неподвижность. Он уже не может работать самостоятельно. Елена Сергеевна пишет под диктовку. Роман «Мастер и Маргарита» будет закончен незадолго до смерти Булгакова в 1940 году.



4-й ведущий: Рукописи не горят!



1-й ведущий (М.А. Булгаков): Все будет правильно, на этом построен мир!



3-й ведущий: Чем близок Булгаков современному миру?



2-й ведущий: Он близок своей высокой и скорбной жизнью, прожитой мужественно и достойно в самые тяжелые, трагические времена для России.



1-й ведущий: Он близок своими светлыми замыслами, сохраняющими общечеловеческое значение, потому что великие мировые вопросы, мучившие Булгакова, не стали в наше время менее острыми.



4-й ведущий: Близок силой таланта, полнотой жизни и блеском мысли, одушевляющими его произведения.



Все ведущие выходят вперед к краю сцены.



2-й ведущий:

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен могильного куренья.

Ты так сурово жил и до конца пронес

Великолепное презренье.



1-й ведущий:

Ты пил вино, ты, как никто, шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.



3-й ведущий:

А нет тебя и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни.

Лишь голос мой, как флейта прозвучит,



4-й ведущий:

И на твоей безмолвной тризне

О, кто поверить смел, что, полоумной, мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Все потерявшей, всех забывшей,

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.



Звучит музыка из к/ф «Мастер и Маргарита» (музыкальная тема Мастера и Маргариты). Под музыку ведущие уходят со сцены.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал