7


  • Учителю
  • Урок и видеоряд по литературе на тему «Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта» (8 класс)

Урок и видеоряд по литературе на тему «Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта» (8 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Методическая разработка представляет собой конспект урока литературы с презентацией по теме: «Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта». Основными целями урока являются знакомство с литературой и искусством эпо
предварительный просмотр материала

Культура эпохи Возрождения.

Великая трагедия У. Шекспира

о бессмертной любви - «Ромео и Джульетта»

Цели: дать представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, начать знакомство с биографией и творчеством Шекспира, выявить основные проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, видеоряд с известными людьми и произведениями эпохи Возрождения.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Просмотр видеоряда и вопрос к учащимся

(Тема урока закрыта альбомным листом)

-Прежде, чем вы запишете в тетради тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть видеоряд и ответить на вопрос: Что же объединяет все эти имена? (заслушиваются ответы учащихся)

III. Изучение нового материала

Учитель: Итальянское Возрождение. Творения Микеланджело Буанаротти и Леонардо да Винчи, лирика Данте, Петрарки, «Декамерон» Боккаччо. Французское Возрождение. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», философские «Опыты» Монтеня. Испанское Возрождение. «Дон Кихот» Сервантеса. Русское Возрождение. Живопись Андрея Рублева и «Житие протопопа Аввакума». Английское Возрождение.

Творчество Уильяма Шекспира. Этот человек - один из наиболее ярких представителей эпохи Возрождения. Эпоха Ренессанса в истории западноевропейского искусства последовала за готической и просуществовала с середины XV столетия до начала XVI века. Возникали новые идеалы, рушились старые; на смену феодальным устоям приходил новый класс - буржуазия. Эпоха Возрождения была ознаменована и возникновением гуманистического мировоззрения, которое утверждало бесконечные возможности человека, его красоту и величие. В английской литературе эпоху Ренессанса открыл Томас Мор, а завершил ее Уильям Шекспир, о котором мы сегодня поговорим.

К доске выходят два ученика и рассказывают биографию У. Шекспира.

Ученик 1: Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в провинциальном городке Стрэтфорде на реке Эйвон в семье торговца и ремесленника Джона Шекспира. Учился он в грамматической школе родного города, где хорошо усвоил латынь и древнегреческий языки. С 14 лет Уильям стал помогать отцу в работе. В 18 лет Шекспир женился на Энн Хэтеуэй. А через четыре года из-за отцовских неудач в работе Уильям уезжает в Лондон на заработки.

Ученик 2: В Лондоне Шекспир перепробовал ряд разнообразных профессий, и только в 1594 году он вошел в актерскую труппу Бербеджа «Слуги лорда-камергера». В 1592-1594 годы Шекспир создал свои первые пьесы: хронику «Ричард III», «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой», трагедию «Тит Андроник», а также выпустил в свет под своим именем поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция». В период с 1595 по 1596 год написаны такие произведения, как трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Венецианский купец», которую потом назовут «серьезной». В 1599 году в Лондоне открывается театр «Глобус», где Уильям Шекспир становится не только актером, но и основным драматургом.

В 1599 году Шекспир создал римскую трагедию «Юлий Цезарь» и комедию «Как вам это понравится». Через год в репертуаре театра появляется «Гамлет». В период с 1601 по 1606 год Уильям Шекспир создает свои «великие трагедии»: «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606). В последний период своего творчества драматург создает сказочные, утопические пьесы «Перикл», «Цимбилин», «Буря», «Зимняя сказка». В 1613 году Шекспир уезжает из Лондона обратно в Стрэтфорд. В 1616 году он умер, оставив после себя бессмертное наследие: 37 пьес, 154 сонета и несколько небольших стихотворных циклов.

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит размышлять над страницами трагедии великого Уильяма Шекспира, чье имя окутано тайнами и легендами.

«Ромео и Джульетта» - одно из 37 драматических произведений, написанных для актеров лондонского театра «Глобус».

- Как выдумаете, почему трагедия с самого начала, с 1595 г., когда ее увидели первые зрители, имела огромный успех? (Дискуссия учащихся.)

Все творения У. Шекспира дают широкую и правдивую картину эпохи Возрождения в ее величии и противоречиях, в смешении высокого и низкого, трагического и смешного, поэзии и прозы. А шекспировский театр, ставящий гениальные пьесы, обозначил перед актерами более сложные задачи, нежели ранее: прежний примитивизм в изображении страстей и характеров должен был прийти на смену психологическим, историческим и социальным обобщениям. Так реализм пришел на подмостки театра с обновленным репертуаром и новой игрой актеров. Известно, что первым Гамлетом, Отелло, Лиром в театре «Глобус» был талантливый трагик Ричард Бербедж (ок. 1567-1690).

Источником сюжета «Ромео и Джульетты» является итальянская новелла. (Литература Возрождения начиналась в двух жанровых формах - в новелле и сонете). История влюбленных, пытающихся устроить свою судьбу вопреки воле или даже вражде родителей, - один из бродячих сюжетов, известных в литературе со времен Античности. Первым его разработал новеллист Мазуччо. Через 50 лет, в 1530 г., о двух влюбленных- Ромео и Джульетте - рассказал Луиджи де Порто (действие он относит к началу XIV в., когда в Вероне действительно жили враждующие семейства Монтекки и Капулетти). Об этом упоминал и Данте в «Чистилище». Далее сюжет использовал Маттео Банделло. У. Шекспир придал сюжету больше остроты. Так за 100 лет своего бытования в итальянской новеллистике сюжет был переработан в трагедию.

- Какие виды драматических произведений вы знаете? (Комедия, драма, трагедия. Все они возникли в Древней Греции, ведут происхождение от народных представлений в честь бога вина и веселья Диониса (или Вакха).)

- Назовите основные отличительные черты каждого драматического жанра. (Комедия отражает смешное и несообразное в жизни, драма изображает сложный и серьезный конфликт, напряженную борьбу интересов, мировоззрений, трагедия раскрывает характер героя в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.)

Давайте с вами запишем, что же такое трагедия - вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

- Чем трагедия отличается от драмы? (Примерный ответ. Дело в конфликте: в финале драмы конфликт может быть разрешен, а в трагедии смерть героев не способствует разрешению конфликта, лишь обнажает его масштабность. В трагедии изображаются наиболее глубокие противоречия между человеком и обществом. Но в трагедии У. Шекспира после смерти детей примиряются родители, следовательно, трагический конфликт можно считать исчерпанным.)

- Каков основной конфликт в пьесе? (Личность противостоит неблагоприятным внешним условиям.)

IV. Творческое исследование

«Тема - мотив - сюжет - жанр» (на примере «Ромео и Джульетты»).

Темы (круг жизненных явлений, изображенных в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения) - вечные:

• любви по своему выбору;

• отцов и детей.

Сюжет. (ряд событий, описанных в художественном произведении и положенных в его основу) (Чтение пролога трагедии.) Это высокопоэтическая пьеса о любви, для которой даже смерть не преграда. Борьба за свою любовь против гнета семьи толкает обоих влюбленных на героические поступки. Трагический конфликт по ходу действия усиливается, и пьеса становится трагедией.

Любой сюжет - переплетение тесно связанных мотивов (простейшая единица сюжетного развития (динамическая, двигающая фабулу, или статическая, описательная). Любой сюжет - переплетение тесно связанных мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и тем самым обладать разными смыслами. Примеры: мотив бегства; мотив исполнения желаний; мотив обогащения; мотив одиночества; мотив смерти.). Здесь мотивы:

• любви;

• столкновения чувства с феодальными предрассудками;

• отношений родов, отцов и детей;

• борьбы влюбленных за свое счастье;

• смерти.

Проблема невозможности быть счастливыми из-за родовой вражды и произвола родителей.

V. Анализ текста произведения

- Известно, что вражда двух знатных семей - Монтекки и Капулетти - является давней. Есть ли в тексте свидетельство того, что главы родов тяготятся ею? (В начале сцены 2 акта I: «Мы оба одинаково с Монтекки/Наказаны; и, думаю, нетрудно / Нам, старым людям, было б в мире жить».) Однако трагические события развиваются стремительно и примирение родов состоится только после гибели детей - Ромео и Джульетты.

- Как развивается диалог Ромео и Джульетты? (Каждый из героев высказывает свою любовь, еще не зная о любви другого. Джульетте мешает лишь фамилия Ромео, которого она должна ненавидеть по традиции своей семьи. Они признается в любви Ромео, не лукавя, не кокетничая: «Прости за пылкость и не принимай /Прямых речей за легкость и доступность». Любовь вспыхивает мгновенно, и мгновенно герои принимают решение связать свои жизни.)

- Почему Джульетте пенье жаворонка кажется фальшивым, а заря враждебной? (Весь мир, как кажется Джульетте, против них. С трудом расставшись, и Ромео, и Джульетта предчувствуют несчастье.)

- Почему Ромео и Джульетта решили вступить в брак, а не просто стали встречаться тайком от родителей? (Их взаимное решение говорит о силе их чувства, о быстром взрослении, о желании отвечать друг за друга, оберегать друг друга. О браке они думают как взрослые люди. Им необходимо благословение церкви, Бога. Их любовь не просто интрижка, страсть, готовая погаснуть так же быстро, как и вспыхнула. Чувства Ромео и Джульетты искренни, чисты, глубоки, сильны, взаимны.)

- Меняются ли герои, осознав неминуемость разлуки? (Оба героя раскрываются с неожиданной для себя стороны. Трагические события меняют их. Для Джульетты вся жизнь теперь в ее муже, в Ромео. Ромео преодолевает отчаяние, становится сильнее. Оба они преодолевают силу трагических обстоятельств силой своей любви.)

- Кто же виновен в трагедии, случившейся в Вероне? (Ромео и Джульетта гибнут, погибают и Меркуцио, Тибальд, Парис. Все они - жертвы родовой распри, непримиримости, кровавой вражды Монтекки и Капулетти.)

Мы убедились в том, что безвыходные противоречия углублялись по ходу развития действия, и произведение закономерно завершилось смертью героев. А вот каков пафос финала - трагически безысходный или оптимистически светлый?

Вывод. Несмотря на то что в пьесе происходит много мрачных кровавых событий, финал оптимистичен, проникнут пафосом жизнеутверждения и оставляет ощущение светлой печали.

Трагедия - высокий жанр. Возвышенность проявляется в социальном положении героев (Монтекки и Капулетти - знатные семейства Вероны), в остроте конфликта, в лирических переживаниях героев, в стиле произведения.

- Как вы думаете, что торжествует в конце концов, несмотря на трагический финал? (Любовь юных героев.)

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

VII. Домашнее задание: составить викторину по тексту трагедии



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал