7


  • Учителю
  • Литературно-музыкальный вечер для учащихся 5-11-х классов

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 5-11-х классов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

"А музы не молчали..."

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 5-11-х классов



Цели и задачи:

На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их;

пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.;

расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;

развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;

воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.



Оформление помещения:

С одной стороны сцены (впереди) экран для показа презентации



Музыкальное оформление:

1. Музыка песни Л.Гурова "Тишина" (Соловьи, не пойте больше...).

2. Музыка песни А.Александрова "Священная война".

3. Музыка песни В.Баснера "На безымянной высоте".

4. Музыка песни Б.Окуджавы "До свидания, мальчики".

5. Музыка песни В.Соловьева-Седого "Где же вы теперь, друзья - однополчане"?

6. Музыка песни М.Блантера "Враги сожгли родную хату".

7. Музыка песни М.Блантера "В лесу прифронтовом".

8. Музыка песни Ю.Лозы "Мать пишет".

9. Музыка песни Н.Богословского "Темная ночь".

10. Музыка песни А.Новикова "Смуглянка".

11. Музыка песни В.Харитонова "День Победы".

12. Музыка песни Б.Окуджавы "Нам нужна одна Победа".



Участники:

1. Учащиеся 5-11-х классов



Организация вечера:

1. При оформлении используется все то, что сделано в подготовительный период.

2. На сцене готовятся ведущие (ученик и ученица) , чтецы , артисты (солдаты, солдатки, медсестра и др.) и певцы.

3. В зале на стульях, расставленных полукругом, сидят одиннадцатиклассники, педагоги школы, родители, администрация.



Ведущий: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ будет отмечать семьдесят первую годовщину Победы над фашистской Германией.

Ведущая: Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез...

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны...

Ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы...

Ведущая: В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.

Ведущий: Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.

Ведущая: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.

Ведущий: Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.



(Боец на фоне музыки читает стихотворение "Перед атакой" С.Гудзенко).



Когда на смерть идут - поют, а перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки.



Снег минами изрыт вокруг, весь почернел от пыли минной.

Разрыв - и умирает друг. И значит - смерть проходит мимо.



Сейчас настанет мой черёд, за мной одним идёт охота.

Ракеты просит небосвод и вмёрзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины.

Разрыв - и лейтенант хрипит, и смерть опять проходит мимо.



Но мы уже не в силах ждать, и нас ведёт через траншеи

Окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи.



Бой был короткий. А потом глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую.



1942 год



Ведущая: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа. Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы - солдат.

Ведущий: Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий. И здесь уместно вспомнить песню на стихи Михаила Исаковского "Русской женщине", в которой говорится не о всеобщей беде, а о беде каждого отдельного человека.

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..



В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.



Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.



Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.



А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.



Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.



В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.



Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.



За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.



Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.



Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.



И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое... 1945

Ведущая: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.

Ведущий: Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...

Ведущая: Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".

Ведущий: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.

Ведущая: Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

( Выходят два солдата и читают отрывки из поэмы "Василий Теркин" на фоне музыки песни А.Новикова "Смуглянка").

Первый солдат:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.



Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.



Второй солдат (образ Василия Теркина):

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

- Не унывай!



Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.



Самого б меня спросили,

Ровно столько знал и я,

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?



Ведущий: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

Ведущая: Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.

Ведущий: Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

Ведущая: Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

(Свет гаснет. На экране - фрагменты видеофильма "Трудные дороги войны". На фоне фильма чтец в солдатской одежде читает стихотворение А.Твардовского. Ведущие стоят у сборника).

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли

с войны,

В том, что они - кто старше, кто

моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же,

все же...

Ведущий: Подвиг русского народа в Отечественной войне 1941-1945 годов подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

Ведущая: «У войны не женское лицо», - эти слова, точно передающие безжалостную, противоестественную суть любой войны, давно стали крылатыми. Вообще, война - явление не только не женское, но и не человеческое. Однако особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства. Именно об этом, на мой взгляд, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Этот писатель - один из немногих, кто затронул тему женской судьбы на войне. Особенно важно то, что героини Васильева находятся не в тылу, а воюют на фронте, наряду с мужчинами защищая родину от фашистов.

( ученица читает отрывок из Б.Васильева «А зори здесь тихие»)

Ведущий: Произведения Бориса Васильева - не легкое, развлекательное чтение, они заставляют читателей задуматься об одной из трагических и кровавых страниц нашей истории. Повесть «В списках не значился" наполнена патриотическим пафосом и оптимизмом.

(ученик читает отрывок из повести Б.Васильева «В списках не значился")

(Все участники вечера выходят на сцену ).

Чтец 1: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.

Чтец 2: Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.

Чтец 3: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.

Ведущий: Сегодняшний вечер завершается знакомством с книжно-иллюстративной выставкой, где представлено творчество поэтов-фронтовиков.



(Свет зажигается. Звучит музыка песни В.Харитонова "День Победы").





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал