- Учителю
- Исследовательская работа 'Баба яга: добро или зло?' Для научно-практической конференции 'Зерде' ученица 6 класса Степоненко Анастасия
Исследовательская работа 'Баба яга: добро или зло?' Для научно-практической конференции 'Зерде' ученица 6 класса Степоненко Анастасия
Алматинкая область
Илийский район
Средняя школа № 30
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Баба Яга: добро или зло?
Секция: литература
Автор: Степоненко Анастасия,
СШ № 30 , 6 класс
Научный руководитель: Калдыбаева Жазира Курмантаевна, учитель,
СШ № 30
2015 г
Оглавление:
Введение 3 - 4 стр.
Основная часть
Глава 1.Теоретическая часть
-
Кто такая Баба Яга? 5 - 6 стр.
-
Баба яга в славянской мифологии 7 - 8 стр.
1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках 9 - 11
1.4Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира 12
Глава 2. Практическая часть 13 - 1 8
Заключение 19
Список литературы 20
Приложения:
-
Приложение 1. Притча «Два волка» 21
-
Приложение 2
Иллюстрации «Йогиня - Матушка» и «Баба Яга» 22
-
Приложение 3.
Таблица «Баба Яга в русских народных сказках» 23
-
Приложение 4.
Схема «Образ Бабы Яги в сказках народов мира» 24
-
Приложение 5. Музей Бабы - Яги 25
Введение
В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. А ведь делать добро - это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас ещё от далёких предков. Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда не узнал бы, что такое добро. Всё познаётся в сравнении. Добро и зло - это мера, которой меряется человеческая жизнь. Здесь, уместно будет вспомнить, притчу о двух волках. [1]
К уроку словесности нам надо было привести примеры о добре и зле из художественной литературы. Я решила обратиться к сказкам. Почему именно к ним?
Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Со сказками связаны наши первые представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. А те впечатления, которые ребёнок получает в детстве, остаются с ним на всю жизнь.
Я провела опрос среди одноклассников, оказалось, что почти все любят читать сказки.
Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести? Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины. Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? И отражением чего она является: добра или зла?
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Ещё я решила узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.
У меня возникло желание узнать больше о Бабе Яге и попробовать доказать, что Баба Яга представляет не только силы зла, ведь многие её поступки говорят об обратном. Я решила провести практические и теоретические исследования:
-
Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги как представители сил добра или зла;
-
Изучение научной литературы и словарей по данной теме;
-
Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;
-
Теоретическое сравнение образа Бабы Яги в сказках и мифах;
-
Сравнение образа Бабы Яги и похожих персонажей в сказках других народов.
Цель исследования: Доказать, что образ Бабы Яги неоднозначный,
противоречивый, которому присущи и силы добра, и
силы зла.
Задачи:
1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;
2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;
3. Познакомиться с мифическим образом Бабы Йоги и перерождением его в образ Бабы Яги.
3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.
Гипотеза: Мы предположили, что Баба Яга может быть разной.
Предмет исследования: образ Бабы Яги.
Объект исследования: образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла
Глава 1.Теоретическая часть
-
Кто такая Баба Яга?
На краю полянки малой,
Вся трава как изумруд.
Там в избушке старой-старой
Кот с Ягою век живут.
Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.
Баба - первая часть имени показывает, что она старая женщина.
Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.
Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» - это:
1. Мать отца или матери по отношению к их детям.
2. Старая женщина.
Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:
1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.
2. Шуба мехом наружу.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».
Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)
Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.
Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.
Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога - костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она - старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
-
Баба яга в славянской мифологии.
Страшная Баба Яга, да еще на костяной ноге - это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства!
Существует еще и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой , своими языческими богами и ритуалами служения им, и со своими мифическими героями и героинями. Образ Бабы Яги принадлежит мифологическому миру:
-
она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц;
-
всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти;
-
богиня-покровительница детей сирот.
Так вот, еще до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила - была прекрасная, юная богиня, с карезелеными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами - Йогиня [2]. Всем она была хороша - и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное - это ее прекрасные Золотые сапожки, которые носили ее по белу свету. И была у нее особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне, собирая беспризорных детей-сирот. В каждом славянском поселении Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Именно из этого мифа перенесено в сказки то, что Баба Яга предлагает своим гостям сесть на лопату и отправляет их в печь.
Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.
Баба Йога (Яга) была полноправной богиней, чей образ почитался нашими предками на ровне с образами других Богов древности. Почему же так изменили образ? Почему пытались превратить образ «добра» в образ «зла»?
Однозначных ответов на эти вопросы нет. Большинство учёных считают, что после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от языческого образ красивой молодой Богини, подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей
1.3.Образ Бабы Яги в русских народных сказках.
Я прочитала одиннадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:
-
Баба Яга и Заморышек.
-
Василиса Прекрасная.
-
Гуси-лебеди.
-
Заколдованная королева.
-
Марья - Моревна.
-
Морской царь и Василиса Премудрая.
7. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.
8. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.
9. Терешечка.
10. Царевна - Лягушка.
11. Финист- ясный сокол
В пяти сказках она представляет «зло», в шести сказках - «добро».[3]
Во всех сказках Баба Яга выглядит одинаково [2]. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос». «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги. Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги - это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней - авось куда и приведёт. И привела его тропинка в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинёшенька, на курьей ножке, об одном окошке, со крутым крыльцом.» «Сказка про Василису Премудрую» «Гуси-лебеди»: «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается». А в сказке «Баба Яга и Заморышек» Баба Яга живёт в белокаменных палатах. Передвигается Баба-Яга в ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. «Вдруг слышит Василиса - земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает» - так описано появление Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная». Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место? В некоторых сказках у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь. Детей или похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или по ее приказу крадут детей гуси, как в сказке «Гуси-лебеди». Но в этих сказках дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Машенька не за братцем смотрела, а с подружками играла. В этих сказках детей Яга не съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые помогали детям за их хорошее отношение к ним. Иногда к Бабе Яге отсылают своих падчериц-рукодельниц, красавиц мачехи, как в сказке «Баба Яга». Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Баба Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей. А еще у нее часто просят волшебные предметы, которыми она владеет. В сказках «Марья Моревна», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» героям, пришедшим за помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет, заслуживают ли волшебные предметы или коня герои, смогут ли они выполнить ее задание. Например, в сказке «Марья-Моревна»: … "Здравствуй, бабушка!" - "Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?" - "Пришел заслужить у тебя богатырского коня!" - "Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте!" В сказке «Баба Яга»: «Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!»
А есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает героям, не желая им зла. Но сразу при встрече она тоже их пытается напугать, говорит: «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» или «-Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь….». И если герои не испугались, говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет. Получается, что одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помощь могут не все. Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку, смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал слабым, был умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги. А если не сумел угодить Бабе Яге, то у нее и пропадёшь.
В сказках Баба Яга - старая некрасивая бабка, которая умеет колдовать, воровать детей, летать в ступе, заметая следы помелом. Злобная Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. На службе у Яги могут оказаться не только разные лесные жители - змеи, лягушки, чёрные кошки, вороны, но и нечисть - черти, например, или сказочные существа - кикиморы. А о том, что она не всегда злючка, она и сама иногда вспоминает. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и мудрой. В разных сказках Баба Яга разная и судить однозначно о её образе нельзя.
1.4 Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира.
Изучая сказки народов мира, мы видим в них схожее содержание, выраженное в сказочных сюжетах о Бабе Яге, и её испытаниях, но форма повествования может быть различной. Отличие сказок часто связано с особенностями другой культуры, природы и обычаев другой страны. Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.
Русская Баба Яга - собирательный образ, в котором соединились черты многих древних персонажей. Отсюда многообразие ее функций, которые она выполняет в разных сказочных сюжетах.
Зачастую прототипами Бабы Яги были знахарки, которые жили в глубине леса, поближе к целебным травам и подальше от городских поселений. Люди считали их помощницами нечистой силы, отсюда и такое многообразие схожих сказочных образов у разных народов. Похожие сказки о Бабе Яге мы находим в Финляндии - там это старуха Лоухи, хозяйка сказочной страны. Близка Яге ведьма Ямауба из японской мифологии. Геката - в греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Хольда, Перхта, в германской мифологии старуха-ведьма, насылающая рождественские бури, воплощение зимы, предводительница демонов "дикой охоты". [4]
Глава 2. Практическая часть.
Среди своих одноклассников я провела опрос на сколько они знают и любят русские народные сказки. Было опрошено 11 человек. Получились такие результаты.
Вывод: большинство моих одноклассников - 80% читают и любят сказки.
Читать сказки- значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о
себе и о людях.
Тем ребятам, кто «положительно» ответил на первый вопрос, я задала следующий.
Вывод: Ответы моих одноклассников (11 человек) на данный вопрос
можно разделить на три группы, но большинство (8 человек)
ценят сказки за победу добра. Меня порадовали ответы данной
группы. Со сказками связаны наши первые детские представления о
справедливости, где добро обязательно побеждает зло.
Я решила расспросить одноклассников об отношении к героям.
Вывод: мнения одноклассников разделились следующим образом:
1. группа (2 чел.) - выбрали «отрицательных» героев;
2. группа (4 чел.) - не отдали предпочтение ни «положительным», ни
«отрицательным»;
3.группа и таких большинство (5 чел.) - выбрали «положительных» героев.
Это радует, значит и в реальной жизни, ребята отдадут предпочтение добру и сами будут стремиться совершать добрые поступки.
Вывод: Оказалось, что не только мне, но и моим ровесникам, тоже больше всего запомнился такой персонаж, как Баба Яга.
Мне стало интересно узнать, как относятся школьники к Бабе Яге. Я решили провести опрос среди пятиклассников, что они думают о её образе. В опросе участвовало 60 человек.
Начав изучение образа Бабы Яги я решила узнать как относятся к данному образу мои сверстники. Я опросила не только своих одноклассников, но и учащихся других шестых классов.
Вывод: Большинство учеников - 15 человек, считают Бабу Ягу разной в зависимости от обстоятельств, по мнению следующей подгруппы, и таких большинство - 20 человек, она представитель зла, колдунья и похитительница, третья группа считает, что Баба Яга достаточно добрый персонаж - 17 человек, но есть и такие ребята, кто затруднился ответить - 6 человек. В детстве мы просто воспринимаем Бабу Ягу всей своей душой, не давая определения, плохая эта женщина или хорошая.
Чтобы разобрать образ Бабы Яги решила изучить теоретические исследования по данному вопросу.
Одни исследователи считают Бабу Ягу обычной злой ведьмой, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.
Другие считают её дарительницей и гостеприимной хозяйкой.
Третья группа учёных выделяет три образа Бабы Яги. Приведу одну теорию из данной группы.
Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу:
« …Выделяются три вида Бабы -Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба - Яга воительница, сражаясь с которой «не на мжизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы - Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлением её иррациональной, не детерминированной натуры».
Интересным фактом для меня стало и то, что в 2004 году село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено родиной Бабы- Яги. Там же создан музей Бабы - Яги [5]
Заключение.
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение многих непонятных слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. Мне очень понравилось анализировать сказки.
Я поняла, что нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Оказалось, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. Благодаря своему исследованию я узнала много нового и интересного.
Перспективный план: В дальнейшем хочу более подробно изучить мифический образ и проанализировать влияние истории на развитие образа. Мне так же будет интересно прочитать и проанализировать сказки народов мира, где есть схожий с русской Бабой Ягой персонаж.
Надеюсь, что мои исследования будут интересны и ученикам, и учителям и пригодятся при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Литература
-
Большая книга русских народных сказок. М.: Планета детства, 2003.
-
Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: Русский язык, 2005.
-
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф.Ефремова. - М.: Русский язык, 2001.
-
Забылин. М. Русский народ: Его обычай, предания, обряды. - М.: Изд - во
-
Лебёдушка: Русские волшебные сказки. М.: Детская литература, 1983.
-
Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К.Матюшкина. -М: Астрель, 2009.
-
Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.
-
Сказки народов мира / сост. Л.В.Ханбеков. - Минск: Юнацтва, 1985.
-
Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э.Успенский. - М: Астрель, 2007.
-
Чудесные русские сказки. М: Эксмо, 2004.
Интернет источники:
1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71
2. http://ru.wikipedia.org/wiki
3. http://images.yandex.ru/images.html
4. http://www.babybiog.ru/community/post/
5. http://www.fanbio.ru/mif/83-2010-05-16-00-57-36.html
Приложение 1
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Приложение 2
Йогиня - Матушка
Баба Яга
Приложение 3
«Баба Яга в русских народных сказках»
Название сказки
Поступок Бабы Яги
Силы добра или зла?
1
Терешечка
Хотела съесть Терешечку
зла
2
Марья-Моревна
Хотела погубить Ивана-царевича
зла
3
Василиса Прекрасная
Хотела съесть Василису
зла
4
Сказка про Василису Премудрую
Помогла Иванушке найти Василису
добра
5
Баба Яга
Хотела съесть девочку
зла
6
Баба Яга и заморышек
Хотела всех погубить
зла
7
Гуси-лебеди
Похитила ребёнка, чтобы съесть
зла
8
Сказка о молодильных яблочках и живой воде
Дала совет, как найти воду и яблоки
добра
9
Царевна-лягушка
Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного
добра
10
Финист-Ясный сокол
Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола
добра
11
Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что
Помогла Андрею-стрелку
добра
12
Заколдованная королевна
Помогла найти королевну
добра
Приложение 4
Образ Бабы Яги в сказках разных народов мира
Приложение 5
Музей Бабы - Яги село Кукобой Ярославской области