7


  • Учителю
  • Конспект урока 'Осуждение бездуховности существования в рассказе И. А. Бунина 'Господин из Сан _ Франциско'

Конспект урока 'Осуждение бездуховности существования в рассказе И. А. Бунина 'Господин из Сан _ Франциско'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: «Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина

«Господин из Сан-Франциско»

Цели:

Образовательные:

  • В ходе анализа рассказа определить его главную мысль;

  • способствовать постижению философского плана рассказа.

Развивающие:

  • развитие речи обучающихся, умения рассуждать,

доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • пробудить желание задуматься над вечными вопросами бытия,

  • способствовать воспитанию духовности.

Задачи:

  • сформулировать понятия "бездуховность", "духовность".

  • раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско".

  • в ходе анализа образа главного героя, сопоставления его с образами абруццких горцев, Лоренцо, определить идею рассказа;

  • сформулировать понятия «духовность», «бездуховность», раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско";

  • создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.



Оборудование: экран, проектор, презентация, тексты художественного произведения И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско", толковые словари.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, перед Вами выдержки из произведений великих писателей, поэтов. (Слайды 2-3) Давайте мы выразительно прочитаем их вслух и попробуем определить, что их объединяет.


  1. От безбожья до Бога - мгновенье одно,

От нуля до итога - мгновенье одно.

Береги драгоценное это мгновенье.

Жизнь - ни мало, ни много - мгновенье одно.

(Омар Хайям)

  1. Тот усердствует слишком, кричит:"Это - я!"

В кошельке золотишком бренчит:"Это - я!"

Но едва успевает наладить делишки -

Смерть в окно к хвастунишке стучит:"Это - я!"

(Омар Хайям)

3) "...тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить"

(Ф. М. Достоевский)

4) Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осел; когда ты непокорен и бесчувственный, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек:"Сотворим человека по образу Нашему и по подобию"(Быт. 1,26) (Святитель Иоанн Златоуст)

5) Что значит человек,

Когда его заветные желанья -

Еда и сон? Животное - и всё.

Наверно, тот, кто создал нас с понятьем

О будущем и прошлом, дивный дар

Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.

( В. Шекспир. "Гамлет")

Ответы учащихся: В приведенных текстах авторы размышляют о жизни и смерти, о смысле жизни, об её быстротечности, о духовном содержании жизни.

Учитель: В каком из прочитанных вами произведений И.А. Бунина поставлены вопросы о быстротечности жизни, о смысле человеческой жизни?

Учащиеся: В рассказе Бунина «Господин из Сан - Франциско».

Учитель: Попробуйте определить тему нашего урока.

(Учащиеся определяют тему урока: «Вопросы о быстротечности жизни, о смысле человеческой жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан - Франциско»). Учитель конкретизирует тему. (Слайд 4)

Учитель: Определите, каковы цели нашего урока. (Слайд 5)

Учащиеся: определить, в чем Бунин видит смысл человеческого существования и его отношение к жизни главного героя.

  1. Знакомство с историей создания рассказа. Определение понятий «духовность», «бездуховность».

Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910 - весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. И вновь - полгода на Капри, с декабря 1913г. (или - география путешествий И.А.Бунина временного промежутка с 1910 по 1913 гг. обширна: Франция, Алжир, Египет, Цейлон, Трапезунд, Константинополь, Бухарест и трижды на острове Капри.) ( Слайд 6) Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско»(1916г.). Первоначальное его название «Смерть на Капри». (Слайд 7)

Рассказ "Господин из Сан-Франциско" продолжал традицию великого классика Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, которые и выявляют истинную цену личности.

- Что же происходило в это время в мире? Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли? Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Где война ведется не ради развития, а ради наживы - ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность, замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а поступал так, "как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг". Чтобы этому уровню соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Буржуазное общество "паразитировало". Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть, которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей. (Слайд 8)

Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводила к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения.

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибели этого мира. (Слайд 9)

Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого "никто не запомнил".

В данном произведении Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию, наряду с этим, в произведении поставлен вопрос о смысле человеческого существования.

- Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие "духовная жизнь людей" охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. (Слайд 9)

- Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача: распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками.

(Слайд 10)

(Обуч-ся распределяют понятии на две части. Устные ответы по желанию двух обучающихся.) Проверка правильности по слайду №11. Запись в тетрадь характеристик духовности с добавлением своих.



- А теперь в течение трех минут попробуйте сформулировать определение понятий "духовность" и "бездуховность".

(Ответы более сильных обучающихся.)

(Слайд 11)

После попыток обучающихся преподаватель делает вывод:

ДУХОВНОСТЬ - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.

Запись в тетрадь определений понятий «духовность» и «бездуховность» (в сжатом виде).

  1. Анализ рассказа. Беседа с учащимися.



  1. Найдите в толковом словаре значение слова «господин». Что о своём герое заявляет автор уже в заглавии текста?

  1. Человек из привилегированных кругов. 2. Человек обладающий властью над теми, кто от него зависит. 3. Тот, кто властен распоряжаться чем - нибудь.

И.А. Бунин не дает имени герою рассказа, называя его «господин». Тем самым автор лишает его индивидуальности и сразу обращает внимание читателя на главное в его характеристике « человек из привилегированных кругов». Мы понимаем, что образ господина типичен.

  1. Расскажите о жизни господина до путешествия.

Господин "только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет(!)", и у него есть свое понимание её смысла. " Он работал, не покладая рук..." Как иронично это звучит! Чехов писал: "Человек должен трудиться, работать в поте лица, и в этом заключается смысл и цель жизни, его счастье, его восторги". Работать - затрачивать свои физические и духовные силы, творить доброе, необходимое людям. Мог ли господин испытать счастье и восторг от того, что эксплуатировал китайцев, которых он выписывал целыми тысячами?!Теперь же он хотел вознаградить себя за годы труда, за годы чужого труда. Он приступает к наслаждению жизнью: он отправляется на лучшем пароходе в Старый Свет.

  1. Автор говорит подробно о распорядке дня на теплоходе. С какой целью?

Весь смысл этой размеренной жизни в том, чтобы пить кофе, завтракать; делать гимнастику, гулять по палубе, играть в шеффельборд только ради возбуждения аппетита; отдыхать, сладко задремывая, вновь ожидая чая, - замкнутый круг: еда и сон. Вспомните: "Что значит человек, \ Когда его заветные желанья - \ Еда и сон? Животное - и всё.\ Наверно, тот, кто создал нас с понятьем \ О будущем и прошлом, дивный дар \ Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы."( В. Шекспир. "Гамлет") (Заметьте, тому же будет подчинен распорядок дня и в Неаполе.) И все это предверие главного действа, того, что "составляло главнейшую цель всего существования, венец его", - обеда в празднично залитой огнями зале.

  1. Бунин использует в этом произведении слова, являющиеся ключевыми в его поэзии: «свет», «тепло», «радость». Какую разницу в значении этих слов мы чувствуем?

Вместе с господином мы попадаем в атмосферу блеска и света: "в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло, радость". Но это совершенно иной мир , нежели тот, который предстает перед нами в стихах Бунина. Этот мир чужд автору. Свет и сияние искусственны, как искусственно все в этом мире: нанятая Ллойдом пара играет в любовь за хорошие деньги. Тепло и свет столовых, салонов и номеров подчинены воле человека в отличие от солнечного света и природного блеска: "повсюду зажег электричество, наполнил все зеркала отражением света и блеска", "так тепло от ковров и пылающих каминов", но "утреннее солнце каждый день обманывало..." В поэзии Бунина в блеске неба, солнца, капель дождя, березняка проступает Божий лик. Все наполнено духовным светом и чувством радости от осознания причастности к бессмертному миру природы и бесконечности времени.

  1. Каковы время и пространство в мире господина и в мире автора?

Жизнь господина подчинена часовой стрелке, движение которой однообразно совершается по замкнутому кругу, господин и ему подобные исключены из потока Вечности. Господин оградил себя от истинной жизни желанием разбогатеть, сравняться с теми, кого взял себе за образец , затем заключил себя в рамки своего положения, как заключил свое тело в давящую власть костюма, как заключил свою душу в тело, жаждущего насыщения и плотских удовольствий. Герой лишил себя индивидуальности, и как наказание - лишение имени.

Для автора Вечность - цепочка времен: прошлого, настоящего, будущего; все времена для него равнозначны и взаимосвязаны. Бунин обладает способностью познать "тоску всех стран и всех времен", утверждает философию единства бытия: "Нет в мире разных душ и времени в нем нет!"

  1. В творчестве Бунина мы часто встречаем слово "золотой". Каковы его значение и роль в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

Действительно, поэзия Бунина "сияет золотом": "Ходят медленно и плавно \ Золотые волны ржи", "Глядеть, как рассыпали дети \ В беседке песок золотой...", "Мне этот донник золотой \ На миг всего, всего дороже", "Как эти ливни золотые, \ Пугая, радовали нас", "Сверкает золотой заплатой \ Крыло на сером ветряке", "Золотится отблеском окно", "Золотятся, льются нити телеграфных струн"...; и в прозе: "Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад...", "на гумнах возвышается целый золотой город"("Антоновские яблоки"), "Дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее" (" Чистый понедельник"), "Месяц, месяц, золотые рога" ("Качели")... Эпитет "золотой" выражает красоту мира, для Бунина драгоценность, ни с чем не сравнимую: это дорогие сердцу картины природы, картины крестьянского быта, дорогие воспоминания, минуты счастья его героев. В поэзии Бунина "золотой" - это и счастливый, "золотой" в одном ряду со словами: "Счастье, молодость, свобода, \ Солнце, степи, небеса".

Слово "золотой" будет часто встречаться и в этом рассказе, но в мире господина оно потеряет высокий поэтический смысл. "Золотой" ,как и прежде, - дорогой, драгоценный, но выражает уже свое прямое, материальное значение: " в золотых очках", "золотыми пломбами блестели его крупные зубы". Появляется образ идола в мундире с "широкими золотыми нашивками", этому идолу принесли в жертву свои души те, кто составляет "блестящее" общество на "Атлантиде", поклоняясь своему "золотому" идолу, в угоду ему они предаются чревоугодию, флирту, развлечениям. Их материальное благополучие - настоящий смысл жизни, залог их земного могущества. Единожды в мире господина слово "золотой" выступит в роли эпитета: "Наконец,уже в сумерках,стал надвигаться своей чернотой остров,...по волнам, переливавшимся, как черное масло, потекли золотые удавы от фонарей пристани". Но в таком контексте метафора "золотые удавы" вызывает ощущение опасности и является предвестием последующего события: "Весь сизый от сдавившего ему горло не в меру тугого воротника", "дернув головой от душившего его воротничка...".

Но бунинское "золото" появится в рассказе, появится оно в первое утро без господина: "Раскинулось над островом Капри голубое утреннее небо и озолотилась против солнца, восходящего за далекими синими горами Италии, чистая и четкая вершина Монте-Соляро", "в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем, вся в тепле и блеске его, стояла в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце, золотисто-ржавом от непогод, матерь божия, кроткая и милостивая...".

  1. В чем, по-вашему, особенность портрета героя? Слайд 12

Портрет господина мы впервые встречаем в двусветной зале, празднично залитой огнями, которую автор иронично называет чертогом.Чертог - слово высокое, устаревшее:"Пышное, великолепное помещение или здание, дворец". Это слово встречалось в стихотворении"Забытый фонтан", где перед нами возникал образ величественной и в тоже время хрупкой осенней красоты: "Рассыпался чертог из янтаря...", напоминающий о том, что время быстротечно. В рассказе чертогом является столовая зала, так перед нами появляется символ культа еды. Все желания господина сводятся к насыщению:"Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть, с наслаждением мечтал о первой ложке супа, о первом глотке вина и совершал привычное дело туалета даже в некотором возбуждении, не оставлявшем времени для чувств и размышлений". Питает тело, но душа мертва. И перед нами не человек , а дорогая вещь, так удачно вписывающаяся в окружающий интерьер: "Неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова".

В этом мире нет "живых" людей: принц "деревянный", "усы сквозили, как у мёртвого", "кожа натянута и... лакирована";"молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры".

  1. В портрете господина, его дочери, жены, наследного принца отсутствует важная деталь - описание глаз. Почему?

Глаза - зеркало души, символ ее лучших проявлений. Эти герои духовно мертвы, и поэтому лишены способности видеть и чувствовать красоту мира. Это автор увидит в Средиземном море "цветистую, как хвост павлина, волну", потому как внимание всех было занято новым пассажиром - наследным принцем. Господину Неаполь казался грязным и тесным, музеи чересчур однообразными, сигарные окурки толстяков-извозчиков - нестерпимо вонючими, обувь синьоров, разметающих трамвайные рельсы, ужасною, а женщины, шлепающие по грязи, под дождем..., - безобразно коротконогими. Следуя на Капри, он "с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами", увидел кучу жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды, " вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние..." Автор же не сдержит восхищения: "Сладко пахнет в Италии земля после дождя, и свой, особый запах есть у каждого её острова!" Как гимн Италии, земле с древней культурой и неповторимой природой, звучат слова: "Шли они - и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь все выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, ее близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово."

Господин остался глух к красоте природы, к вечному дыханию Мироздания. Отправляясь наслаждаться солнцем Италии, он равнодушен к тому, что дорого автору. В отеле господин собственноручно(!) закрыл окно, из которого пахнуло запахом дальней кухни и мокрых цветов в саду; предвкушая удовольствие от предстоящего обеда, он мимоходом(!) глянул в открытое окно: "из темноты повеяло на него нежным воздухом, померещилась верхушка старой пальмы, донесся отдаленный ровный шум моря..."

  1. Как изменяется отношение к господину из Сан- Франциско после его смерти?

После смерти господин останется в темноте дешевого номера. Природа, прежде не подчиняющаяся прихоти господина, отвергающая его, как нечто чужеродное , ему, мертвому, сейчас близка : " синие звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене.." В природе не нарушена гармония, этому миру несвойственна смерть в узком понимании, просто есть иное состояние, изменение, перевоплощение. Это понимает и принимает автор, ибо, по мнению Бунина, жизнь одного человека конечна, но не конечна сама Жизнь: "Мир - бездна бездн. И каждый атом в нем \ Проникнут богом - жизнью, красотою. \ Живя и умирая, мы живем \ Единою, всемирною Душою"("Джордано Бруно"). В обществе с "Атлантиды" смерть - ужасное происшествие, нарущающее "так должно было быть", абсолютность небытия. Материальные блага не только не продлили жизнь на земле, но и "закрыли окно" в Вечность. Как от былого блеска золотых пломб остается только отблеск золота, так и "тускнеет" земное величие господина. И на наших глазах происходит метаморфоза: господин - мертвый - мертвый старик. Парадоксально то, что тело господина оказывается в ящике из - под содовой: он приравнен к тому, что раньше наполняло его желудок! Вот итог жизни (существования!) господина из Сан-Франциско.

  1. Обратите внимание на второстепенных персонажей: абруццских волынщиков и Лоренцо. Как изображает их автор? В чём их отличие от господина? На самом ли деле они второстепенны? Слайд 13

Бессмертие получает душа, в которой отразится вечная красота мира, его высшая суть:"Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». Счастливы те, в чьих сердцах живут настоящие чувства, им дано большее, нежели богатства "блестящей толпы". Когда все путешественники спали, и на острове было тихо, на торгующем рынке были одни простые люди, среди которых, как всегда, без всякого дела(!), стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец. Чтобы наслаждаться жизнью, ему не нужно состояние, ему достаточно того, что он выручил, продав за бесценок двух омаров. В его царственной повадке - осознание собственного достоинства, своей неповторимости. Того, кто "не покладая рук, работал", уже постигло забвение. Но время не уничтожит образ Лоренцо, запечатленный на картинах многих живописцев. Счастливы два абруццских горца, органично связанные с природой, переполненные любовью к миру, они славят и солнце, и утро, Деву Марию, непорочную заступницу всех страждущих. Мертвый старик возвращается домой, в могилу, на берега Нового Света.

  1. Что представляет собой пароход "Атлантида"? (Слайд 14 )

Материк, который обособлен от другого мира. Цивилизацию с иной точкой отсчета истории и культуры. (Символичность названия ученики объясняют без затруднения).Это еще и модель Мироздания: внизу - ад, в котором вынуждены обливаться едким, грязным потом люди, обеспечивающие рай тем, в ком полностью отсутствует духовное начало , и надо всем кораблем восседает языческий идол, а со скал Гибралтара, с ворот двух миров, следит за кораблем Дьявол. Но это неправомерно устроенное Мироздание, в нем нет Бога, а значит нет Добра, Любви, Красоты, Истины. «Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему... за уходившим в ночь и вьюгу кораблем." Наступит ли рассвет?..... Словно из глубины веков, связывая прошлое и настоящее, по древней финикийской дороге, вырубленной в скалах, по ее каменным ступенькам спускаются два абруццских горца, чтобы возвестить миру о великой радости - рождении Спасителя.

4 . Подведение итогов урока.

В чем, с точки зрения автора рассказа «Человек из Сан - Франциско», смысл жизни человека?

  1. Смысл жизни человека, с точки зрения И.А. Бунина в самой жизни. Не надо откладывать жизнь на потом, надо уметь радоваться каждой минуте, надо любить. Счастливы те, в чьих сердцах живут настоящие чувства, им дано большее, нежели богатства "блестящей толпы." Они богаты духовно. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро ,красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

В чем заключается бездуховность существования господина и представителей его круга?

Смыслом их жизни становится нажива, эгоистичное служение себе. Они не способны увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира, не способны создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких им людей. Бездуховность их существования заключается в том, что для них не существует духовных ценностей. В мире, к которому принадлежит господин из Сан - Франциско главной ценностью являются деньги. Забыты самые важные для человека понятия любви, добра милосердия.

Какова главная мысль рассказа? (Слайд 15)

Писатель показывает на примере героя рассказа, что бездуховное существование людей, связанное с наживой, эксплуатацией, бессмысленно, оно неминуемо ведет к жизненному краху.

( Слайд 16) Домашнее задание:

  1. Анализ рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан - Франциско»

  2. Какие из предложенных высказываний, какие слова, прозвучавшие в течение урока, не оставили вас равнодушными? Поделитесь своими размышлениями.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал