- Учителю
- Храмы города Орла в произведениях Н.Лескова, И.Тургенева, А.Андреева, И.Бунина.
Храмы города Орла в произведениях Н.Лескова, И.Тургенева, А.Андреева, И.Бунина.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «РОЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОРЛОВСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА (К 450-ЛЕТИЮ Г. ОРЛА)».
НОМИНАЦИЯ
ПЕДАГОГ - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Церкви и монастыри Орла
в произведениях Н. Лескова, Л. Андреева, И.Тургенева, И. Бунина.
Выполнил:
Карелина Юнесса Львовна, преподаватель
Бюджетного профессионального образовательного учреждения
Орловской области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2016
Церкви и монастыри Орла
в произведениях Н. Лескова, Л. Андреева, И.Тургенева, И. Бунина
Карелина Юнесса Львовна, преподаватель
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Орловский край богат талантливыми поэтами, писателями, природой, историей, культурными достопримечательностями. Орловщина - родина плеяды гениальных людей, национальных героев, прославивших Россию. В Орловском крае, кажется, не найти такого уголка, который бы не получил отражения или хотя бы упоминания в художественной литературе.
Каждый писатель является носителем и представителем культуры города, в котором он формировался как личность. Поэтому жизненные впечатления не могут не находить своего отражения в творческой деятельности. Именно потому в художественной картине мира Н. Лескова, Л. Андреева, И.Тургенева И. Бунина существенным является изображение Орла, города, который занимает важное место в культурно-духовном пространстве России.
Об этом говорят слова Николая Семеновича Лескова: « Я всегда нуждался в живых людях, которые меня могли заинтересовать своим духовным содержанием, в вечных символах, в звонах колоколов, в солнечном свете, отражённом в куполах храмов, знакомых с детства. Они мною овладевали, и я старался их воплощать в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие».
Писатель в своей «Автобиографической заметке писал: «Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала мирить веру с рассудком. Я думаю, что тут я многим обязан отцу».
Дед, прадед, прапрадед Лескова служили священниками в его родной деревне Лесках. И не случайно писатель посвятил несколько своих рассказов праведникам, способным изменить жизнь, сделать людей добрее, мягче по отношению друг к другу. Лесков был дружен со многими православными священнослужителями, вел с ними активную переписку. Русское священство, в свою очередь ценило и любило «лесковские» художественные произведения на религиозно - церковные темы. И, конечно же, на многих страницах произведений Лескова можно прочитать описание или упоминание о храмах и монастырях Орловского края.
В 1841 году Лесков прибыл в Орёл. Вот как он сам это вспоминал: « ...меня привезли в Орёл и сдали в гимназию, а на квартиру поставили к повивальной бабке за безводной рекой Перестанкою». Это было очень интересное место - центр колокольного звона от нескольких городских церквей: на правом берегу реки стояла Покровская и Преображенская, на левом - Богоявленская и Воскресенская, позади дома - Никитская, и здесь же слышались колокола Георгиевской церкви и храмового комплекса Введенского (Христорождественского) женского монастыря.
Отец с детства завещал Николаю Семёновичу, тогда ещё пятилетнему сыну: «Никогда, ни для чего в свете, не изменяй вере отцов твоих». И писатель не мог оставаться равнодушным к звонам церковных колоколов. Каждое утро, сказав обязательное «Господи, благослови», помолившись и, послушав колокола, отправлялся в гимназию.
Большинство орловских храмов, без которых была немыслима будничная и праздничная жизнь Орла, органично вошли в описания Лескова. Не будет преувеличением говорить, что Лесков знал все орловские церкви, как знал и улицы, дома многих жителей города Орла и самих его жителей.
На страницах произведений Лескова часто встречается описание или упоминание об орловских храмах или монастырях. Писатель с любовью пишет о «святых местах», потому что они ему не безразличны, как и для любого верующего человека.
Обучаясь в Орловской гимназии, писатель ходил в Никитскую церковь, когда её расписывали художники. Позже в своей книге «Мелочи архиерейской жизни» он напишет о роли церкви Никития в его жизни.
О Никитской церкви Н. С. Лесков говорит, что она отмечена служением здесь «суровых владык, между коими, по особенному своему жестокосердию, известны Никодим и Смарагд Крижановский «…Когда в Орле расписывали церковь Никития, я ходил туда любоваться искусством местных художников». В то время Николай Лесков учился в Орловской гимназии. Художники охотно разговаривали с мальчиком, очевидно, отличая его живой интерес от простого наблюдения за их работой. Один из них рассказал мальчику, что «церковный староста дал десять целковых на шабашку», чтобы иконописец «поставил в аду на цепь к Иуде Смарагда», орловского архиерея. И хотя изограф старался изобразить архиерея возможно более непохожим, все догадывались, кто бы это мог быть.
Храм упоминается и в других произведениях Н. Лескова: "Как я учился праздновать", "Грабеж", "Юдоль", "Житие одной бабы".
Здесь же автор упоминает и Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
На страницах рассказов «Как я учился праздновать» и «Грабёж» автор описывает Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Церковь Богоявленскую и Петропавловский Собор. Вот как упоминает Лесков в своём рассказе «Грабёж» Богоявленскую Церковь,
Введенский (Христорождественский) женский монастырь : «….мальчики завели разговор о часах, а мать говорит: «Ну…. он ещё млад, …их заводить не сумеет. На улице слышно, как на Богоявлении и на Девичьем монастыре часы бьют».
Памятные Лескову места - церковь Михаила Архангела и Василия Великого. У церкви Василия Великого Н.С.Лесков жил, когда служил в Уголовной палате суда,
а церковь Михаила Архангела, ее близкие окрестности стали местом действия « Дворянского бунта в Добрынском приходе», «Несмертельного Голована», « Юдоли».
Петропавловский собор города Орла Н. Лесков запечатлел на века в своём произведении «Мелочи архиерейской жизни», в рассказе «Грабеж» встречается опять Петропавловский собор.
Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон отметил, что этот собор города Орла «Лесков запечатлел на века». Петропавловский кафедральный собор станет первым храмом Орла, возрождённым практически с нуля, после разрушения. Сейчас на этом месте находится библиотека им. И. А. Бунина.
В рассказе « Тупейный художник» дается единственное описание архитектурных особенностей здания первого театра в Орле, крепостного театра графа Каменского: «…огромное, серое деревянное здание с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимся забором. Это и была проклятая усадьба графа Каменского; тут же был и театр. Он приходился где-то так, что был очень хорошо виден с кладбища Троицкой церкви..».
В « Житие одной бабы» писатель поместил своих героев в приход Ахтырской церкви
Введенский (Христорождественский) женский монастырь был
основан 20 (30) сентября 1685 г. Первоначально располагался на
левом берегу р. Орел (Орлика), на месте древнего Афанасьевского
погоста (между современными ул. Ленина, 7-го Ноября). В 1703-08 гг.
на нем построена церковь Введения Пресвятой Богородицы . В 1843 г.
монастырь сгорел и был перенесен на юго-восточную окраину города, в
конец Курских улиц к приходской Христорождественской церкви,
построенной в 1800-1822 гг.
Вот такое описание Введенского (Христорождественского) монастыря мы находим в повести Лескова «Некуда»: « Между тем тарантас, прыгая по каменным волнам губернской мостовой, проехал Московскую улицу, Курскую, Кромскую площадь, затем Стрелецкую слободу, снова прокатился по мягкому выгону и через полверсты от Курской заставы остановился у стен девичьего монастыря. Монастырь стоял за городом на совершенно ровном, как скатерть, зеленом выгоне. Он был обнесён со всех сторон красною кирпичною стеною, на которой по углам были выстроены четыре такие же кирпичные башенки. Кругом никакого жилища. Только в одной стороне две ветряные мельницы лениво махали своими безобразными крыльями. Ничего живописного не было в положении этого подгородного монастыря: как-то потеряно смотрел он своими красными башенками».
В повести «Грабёж» наиболее полно отразилось «орловское происхождение» Лескова, его любовь к Орлу, малой родине, блестящее знание русской провинции. Здесь поименно названы все орловские храмы, в том числе церкви: Покровская
и Спасо - Преображенская на Ильинке, церковь Богоявления, Борисоглебская, Никитская, Михаила Архангела. тоже говорится о Девичьем монастыре: «Обратились к религии: в Девичьем монастыре тогда жила мать Евникея, у которой была иорданская простыня, как Евникея в Иордане реке омочилась, так ею потом отерлась».
Обитель в разное время посещали - императрица ЕЛИЗАВЕТА (1744 г.), императрица ЕКАТЕРИНА II (1787 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (преподобномученица Елисавета) со своей келейницей инокиней Варварой (преподобномученицей Варварой.
В произведениях "Мелочи архиерейской жизни" и «Соборяне» упоминается церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Она является самой крупной жемчужиной в драгоценном ожерелье храмов, украшающих город Орел. Храм, выполненный в русско-византийском стиле, самое большое церковное здание города. Его первоначальная площадь (вместе с утраченной колокольней) - более 35 000 кв. м, а высота пятиярусной колокольни составляла 52,2 м, сам храм имеет высоту 46 м.
Смоленский собор расположен при пересечении бывшей Николо-Песковской (Нормандия-Неман) и бывшей Смоленской (Маяковской) улиц, и, хотя он утратил до половины первоначального архитектурного облика, по-прежнему радует взор, а благодаря своему удачному расположению виден из многих точек города.
В рассказе « Несмертельный Голован» автор дает адрес дома в Орле, в котором прошло его раннее детство: «Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице т стоял третий по счету от берегового обрыва над рекою Орликом. Место здесь довольно красиво…Вправо за Орликом шли мелкие хибары слободы, которая примыкала к коренной части, оканчивающейся церковью Василия Великого, сбоку был очень крутой и неудобный спуск по обрыву, а сзади, за садами- глубокий овраг и за ним степной выгон, на котором торчал какой-то магазин. Тут-то по утрам шла солдатская муштра и палочный бой - самые ранние картины, которые я видел».
Кирпичная двухэтажная церковь типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной. Сооружена в 1743-1751 на средства купца Н. В. Кузнецова. Колокольня в стиле классицизма сооружена в 1802, боковые приделы к трапезной пристроены в 1870-х. Вверху Троицкий храм с приделами Тихона Задонского (1872) и Богоматери "Взыскание Погибших" (1880), внизу Васильевский с приделами Никитским и Варваринским. Закрыта в 1930-х, колокольня сломана. Использовалась как клуб ДОСААФ.
Церковь Михаила Архангела (вторая половина XVIII века) упоминается в нескольких произведениях Лескова: в рассказе «Юдоль», повести «Несмертельный Голован», очерках «Дворянский бунт в Добрынском приходе».
Успенский мужской монастырь, упоминающийся в
«Мелочах Архиерейской жизни», расположен на левом скалистом берегу
р. Оки на Ввозной горе, куда во II-ой половине XVII в.
предполагалось перевести Орловскую крепость.
В то время монастырь был обнесен каменной оградой с двумя
башнями.
Во владении монастыря находились села Архангельское, Монастырское,
д. Орлица и Подмонастырская слобода, ныне называемая в Орле
по-свойски - Монастырка.
В одной из глав «Мелочей архиерейской жизни» Н.С. Лесков рисует
удручающую картину жизни на Монастырке вызванных к архиерею
провинившихся священников. В ожидании разбора своих дел они
существовали «..аки птицы небесные. В тихом домике этапного офицера
«духовенные» находили себе приют; месяцами пребывая в безденежье и
бездействии, они единственно «по усердию» мели двор и улицы (!),
или пололи грядки («гряды»), или ходили за водой, для чего
спускались с высокой горы на Оку».
Напротив Монастырской слободы помещалась случная конюшня императорского коннозаводства. Лесков называет ее коней «царскими жеребцами», поясняя, что так именно звали лошадей этой конюшни в Орле.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вначале деревянная, затем каменная парадно-выходная, стояла на месте современного ЦУМа.
Деревянный храм вошел в описания Н. Лескова (рассказ "Грабеж"). В ней в действительности служил законоучитель Николая Семеновича Ефимий Остромысленский, о котором Лесков писал в "Грабеже": "А отец Ефим был из духовных магистров, и если проповедь постарается, никак ее не постигнешь". Церковь стояла на своем месте чуть ли не со 2-й половины 16 века, считалась храмом казаков и называлась "Покровская казачья".
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы известна еще деревянной с XVII века. Деревянный храм был выстроен недалеко от деревянного Сошного моста через Оку (позже железный Мариинский, ныне - Красный мост). В камне храм построили в 1749 году. Здание храма яркого бордового цвета стало самым большим и красивым в городе. Купола Покровского храма были видны с других берегов Оки и Орлика и создавали живописную панораму Гостиной улицы и Мариинского моста. Внутри церкви был устроен мраморный иконостас и выполнена роспись её стен по альбомным образцам священных изображений московского храма Христа Спасителя</. Величественный Покровский храм в старинном русско-византийском стиле с высокой колокольней был украшением Ильинской площади и всего города
На немецких фотографиях периода 1941-1943 годов Покровский храм появлялся очень часто. 5 августа 1943 года город был освобождён. Покровский храм и здание на Московской улице были самыми высокими зданиями пережившими войну, поэтому над ними были установлены красные знамёна. Несмотря на то, что храм и колокольня чудом уцелели, после войны принимается решение о его сносе. Капитальное здание XIX-XX веков было взорвано в 1948 году. Руины храма долго не могли разобрать. До начала 1960-х вывозился красный кирпич, оставшийся от церкви. Затем на её месте было построено ничем не примечательное четырёхэтажное здание орловского Центрального универмага.
Проблемы национального самосознания человека, веры и безверия поднимает в своих произведениях другой великий орловец Иван Тургенев- истинно русский человек, человек с богом в сердце и с постоянным стремлением духовного самоусовершенствования.
Творчество И. Тургенева также можно назвать энциклопедией церковной жизни Орловской губернии. В романе «Дворянское гнездо» находим описание утраченного храма города Орла:
«Борисоглебский собор был построен на средства орловского помещика Б.М.Фёдорова-Кошеверова на территории Борисоглебского кладбища.
…церковь Бориса и Глеба по своему местоположению и внутреннему пространству избрана благородным обществом для торжественных собраний, так как храм стоял близко к присутственным местам и дому губернатора. В центре иконостаса располагался образ Воскресения Христова, писанный на холсте, огромного размера, он был поставлен в церкви над алтарем. Предание гласило, что за написание иконы граф Каменский заплатил художнику 10 000 рублей».
Не удивительно упоминание сего храма И.Тургеневым. В 1818 году в этом соборе он был крещён. К тому времени храм был главным собором города. Тургеневы, как и Каменские, Цуроковы, Грановские, Ермоловы, были её постоянными прихожанами. В разные годы во время визитов в Орёл его посещали императоры Александр I, Николай I, Александр II, другие члены императорской фамилии. Здесь проходили торжественные богослужения по случаю различных замечательных событий.
В настоящее время на месте собора по улице Салтыкова-Щедрина 37 находится здание медицинской службы УВД.
С Орловщиной тесно связана и творческая биография и судьба Ивана Алексеевича Бунина. Родным местам он обязан многими страницами своих книг, получивших всеобщее признание. В «Автобиографической заметке» Бунин писал: «Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами…». Впечатления и наблюдения этих лет определили тематику многих произведений Бунина. Писатель никогда не забывал и город своей юности. «Когда я вспоминаю о родине, передо мной прежде всего встает Орел, затем Москва, великий город на Неве, а за ними вся Россия», - писал Бунин. Увлечение дочерью елецкого врача В.В.Пащенко, легло в основу повести «Лика», в которой мы находим упоминание храма Николы на Песках.
В автобиографическом романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» описан дореволюционный Орёл, тихие улицы, Церковь Михаила Архангела, впечатления юного И. Бунина от города Орла.
Орловские впечатления легли в основу рассказов Леонида Андреева «Ангелочек», «Баргамот и Гараська». Здесь он познакомит читателя с образами людей, чертами орловского быта, социальной, культурной и духовной жизнью. Андреев любил вставлять в свои описания реально существовавших лиц, в мельчайших деталях описывать улицы города. В рассказе «Баргамот и Гараська» герои встречаются у храма Михаила Архангела. Его же колокола будят Сашку утром в Рассказе «Ангелочек». Храм также описывается в произведениях Леонида Андреева «Весенние обещания», «На реке», «Молчание», «Когда мы мёртвые пробуждаемся», «Младость». Эта церковь стала для Л. Андреева символом Орла и родины. Это одна из самых больших купольных построек в стиле классицизма на Орловщине.
«Верх белой колокольни ещё горел золотом весеннего
заката, а внизу уже ложились прозрачные тени, и от каменных
стен веяло холодом ночи». ( «Весенние обещания»).
Вслед за И.С. Тургеневым и Н.С. Лесковым Леонид Андреев представляет свой «отечественный город» России и миру. Орловская действительность, описанная писателями, дает возможность историкам и литературоведам представить себе историю повседневности 19 и 20 века в ее конкретных деталях, общественных связях, традициях, обрядовой культуре, психологических особенностях, мировосприятии разных сословий, что является огромной ценностью. Орловская тема, несущая в себе черты среды России XIX века, таким образом, приобретает общерусское значение. Писатели увековечили в литературе храмы города Орла, которые в наше время являются памятниками архитектуры.
Список использованной литературы:
-
Афанасьев В.Н. И.А.Бунин: Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966.
-
Ашихмина Е.Н. «Тургеневский бережок» в годы детства И.С. Тургенева. // Тургеневский ежегодник 2005 - 2006 годов. Орел, 2008. С. 31 - 37.
-
Ашихмина Е.Н. Н.С. Лесков в Орле. - Орел, 2010.
-
Ашихмина Е.Н.Орловское детство Лескова. Часть 2. Лесков и гимназия. - Орловский вестник, 2008, 5, 12 марта
-
Ашихмина. Е.Н. Орловское детство Лескова. Часть 1. Лесков и город. - Орловский вестник, 2008, 13 февраля
-
Еремин В. П. Православные церкви и монастыри города Орла. // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Орел, 2001, Вып. 2 (5), с. 229-294
-
Лебедев Ю. Судьбы России в творческом наследии И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, Н.С. Лескова. - Орел, 2007
-
Н. С. Лесков «Грабеж»
-
Н. С. Лесков «Мелочи архиерейской жизни»
-
Н. С. Лесков «Как я учился праздновать»
-
Н. С. Лесков «Некуда»
-
Н. С. Лесков «Соборяне»
-
Н.М.Чернов « Орловские литературные места», Тула, 1971