- Учителю
- 'Призрачный Петербург Акакия Акакиевича' (Урок по повести Н. В. Гоголя 'Шинель')
'Призрачный Петербург Акакия Акакиевича' (Урок по повести Н. В. Гоголя 'Шинель')
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области»
Урок по литературе
« Призрачный Петербург Акакия Акакиевича»
(По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)
(8 класс)
Учитель: Русанова Елена Михайловна
19.03.2013
Ход урока
Вот и прочитано еще одно произведение. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Произведение серьезное, о котором много говорят, спорят, которому посвящают исследования. И мы сегодня попробуем прикоснуться к тайнам этой повести.
Одна из работ, посвященных «Шинели», так и называется «Призрачный Петербург Акакия Акакиевича».
-Какой вопрос хочется задать создателю проекта? себе?
Почему Петербург призрачный?
Что значит призрачный?
Действительно ли это город призраков?
Почему сам Акакий Акакиевич становится призраком?
-А теперь посмотрите, какое толкование дает этому слову словарь Ожегова.
(Призрачный - 1. Являющийся призраком, порождением больного воображения.
2.перен. Воображаемый, мнимый.
Призрак - образ кого-чего-н., представляющийся в воображении, видение, то, что мерещится)
-В каком значении можно употребить это слово по отношению к повести «Шинель»?
(Могут быть оба значения)
-Какие чувства вызывают слово «призрак» и образованное от него «призрачный»?
(То, что вызывает ужас, страх. Получается, что Петербург Гоголя вызывает ужас, страх, пугает.)
-Что в произведении нагнетает это состояние ужаса, страха?
(Когда в финальной сцене появляется Акакий Акакиевич в образе мертвеца-чиновника и всем встретившимся с ним он внушает такой страх, что один бросается бежать со всех ног, а другой (значительное лицо) переживает такое сильное потрясение, что иначе стал относиться к подчиненным.)
-А разве вызывает такой страх и ужас Акакий Акакиевич вначале?
-Каким предстает перед нами Акакий Акакиевич? Какие приемы использует писатель, чтобы показать своего героя? (это было у вас домашнее задание)
Внешний облик Акакия Акакиевича
Внешне ничем не примечательный человек. В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределенного местоимения «несколько», которое обозначает малое количество чего-то, уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, отрицающая большое приставка не-. Безликость внешности.
Имя - странное, выбранное среди других, еще более странных.
Социальное положение, служба (текст)
Отношение чиновников департамента (текст)
Отношение к службе (текст)
Отношение к себе (текст) - равнодушие, безучастность, жалкий вид
Особенности речи (текст)
-Что настойчиво подчеркивает Гоголь?
Гоголь настойчиво подчеркивает, что А.А. - маленький человек, вызывающий жалость. Узок его духовный мирок. А.А. живет одной лишь службой, которая состоит в механическом переписывании бумаг. Бессмысленная канцелярская работа убила в Башмачкине всякую живую мысль и всякие человеческие стремления. Одинокий, забитый, он утратил способность не только мыслить, но и говорить, изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имели никакого значения. Во всем он маленький человек: и по свое природе, по своему социальному положению, и по своим запросам. Но никто не имеет права упрекать его за это.
-Кто или что меняет судьбу Акакия Акакиевича?
(мороз, портной Петрович и мечта о шинели)
-Как преображает героя мечта о новой шинели? Ведь меняется вся жизнь Акакия Акакиевича. Вы согласны?
Изменяется неприятная внешность и поведение, характер и сама жизнь (текст)
-Кем стала шинель для Акакия Акакиевича? Высока ли цель, романтична ли мечта Акакия Акакиевича?
«приятная подруга жизни», «светлый гость перед самым концом жизни», «светлый образ». Все затмила шинель. Все думы, все помыслы вокруг шинели, вещи. Одна вещь, а как все изменила.
Таким образом, даже в своей мечте герой жалок. Сам себя поработил своей мечтой.
-А как меняется отношение к А.А. после появления шинели?
Сразу приметили, поздравили, приветствовали, пригласили на вечеринку. Обратите внимание, как меняет шинель, вещь, привычный ход жизни А.А.
Пригласили на вечеринку
Дома после службы ничего не пишет, позволяет себе немножко посибаритствовать.
Первый раз выходит на улицу вечером и видит новый для себя Петербург.
-Каким видит его герой? Что он замечает?
Он открывает для себя новый мир, глядя на красивых дам, бобровые воротники, на лихачей в малиновых шапках, с лакированными санками, на витрину магазина с картиной, где изображена женщина. Герой не просто смотрит вокруг, он видит мелочи, детали.
-На вечере? После вечера?
Выпивает два бокала шампанского. После вечера побежал вдруг за какой-то дамой. Как изменила человека одна вещь. Нет шинели - рушится мир, жизнь.
Вот таким увидели героя мы, таким показал его Гоголь. А теперь посмотрите иллюстрации к повести «Шинель», созданные художником Саввой Бродским.
-Соответствует ли вашему восприятию, вашему представлению восприятие художника?
Какие особенности изображения Петербурга вы увидели в иллюстрациях?
Какие детали заметили?
Как изображен Акакий Акакиевич и другие персонажи?
Цвет (серый, мрачный, как цвет шинели)
Как художник подчеркивает, что все в жизни Акакия Акакиевича связано только с шинелью?
Шинель вместо неба как что-то высшее, самое главное в жизни - идеал, к чему стремится человек. Мечта о близком, о дорогом. Шинель как дорога, по которой бежит человек. И на этой дороге ничего, кроме пуговиц.
Зеркала. Зачем нужны зеркала?
Расширяют пространство
А какое пространство здесь? Почему?
Замкнутое. Герой замкнулся в своем мирке. Он сам создал свой мирок, из которого не желает выходить. Ни к чему не стремится.
Кто отражается в зеркалах? Одинаковы ли их отражения?
У Гоголя прямой взгляд, открытый, прямая стена. Акакий Акакиевич согнувшийся, маленький, старающийся ничем не выделяться.
А ведь Гоголю знакомо состояние Акакия Акакиевича, он сам занимался переписыванием бумаг, когда приехал в Петербург после окончания гимназии. Его так же враждебно, равнодушно, холодно встретил город. Он так же страдал, его обижали. Но он не согнулся, не замкнулся, не ушел в себя. Именно здесь, в Петербурге, созданы его знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки» с их неподражаемой веселостью и истинной поэзией. А в Акакии Акакиевиче нет чувства собственного достоинства.
Обратите внимание на других персонажей. Кто они? В чем особенность их изображения?
И Петрович, и будочник, и значительное лицо - одно и то же лицо. Только костюмы меняют.
Какое лицо у этих персонажей?
Презрительное, агрессивное, враждебное. Окружающий мир враждебен к Акакию Акакиевичу. Эти персонажи изображены большими по сравнению с Башмачкиным. Значит, они ощущают себя такими. А Башмачкин сам себя делает маленьким.
Почему эти персонажи не отражаются в зеркалах? Кто не отражается в зеркалах?
Оборотни, призраки. Отражаются реальные люди..Значит, А.А., хотя и тень, человек., в нем есть человеческая сущность. Но он сам себя так унизил, изуродовал, что дал возможность другим унижать себя и оскорблять. Когда человек осознает себя как личность, то и остальные будут к нему относиться как к личности. Если человек захочет, он заставит уважать себя.
Не случайно, наверное, на каждой картине источник света. А свет - это надежда.
Надежда всегда есть у человека. Для Гоголя каждый человек уникален, неповторим.
По представлению Бродского, героя окружают призраки, оборотни, холодные, равнодушные, утратившие человеческую сущность люди.
Но в чем парадоксальность всего происходящего?
А.А. тоже становится призраком.
Обратили ли вы внимание на то, что на иллюстрациях нет людей. Есть платья, шинели.
В чем символичность 2-го слайда. Да и не только 2-го, а и всех?
Шинель накрыла город. Она вытеснила людей, она над всем миром. Вещи управляют в этом призрачном городе, городе ненормальном. Потому что он поглощает человека, обезличивает его, искажает его добрые качества. Человек утрачивает свою человеческую сущность, растворяется в этом призрачном мире.