- Учителю
- Урок по литературе в 11 классе «Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц».
Урок по литературе в 11 классе «Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц».
Урок по литературе в 11 классе. Поэзия Н. Заболоцкого.
Тема: « О красоте человеческих лиц»
Проблемные вопросы на доске:
-
Что же есть, по-вашему, человеческая красота?
-
Как её увидеть, какими словами определить
…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Учитель: Всем нам знакомо слово «красота», все говорят о ней. Когда она появилась? И для чего? Почему не исчезла с веками, а даже как будто расширила свои владения. Красота всегда казалась загадкой. О силе её слагают легенды, поют песни, хранят предания. Ещё древние греки ломали себе головы над тем, что общего у прекрасного облака и прекрасной лошади, прекрасного дерева и девушки.
Жестокий враг Эллады, персидский царь Ксеркс, отправляется в поход на греков. На одной из дорог свирепый завоеватель встречает поразивший его платан. И что же? Царь одарил дерево за красоту золотым украшением.
Среди мифов Древней Греции есть миф о скульпторе Пигмалионе, ненавидевшем женщин. Однажды он сотворил из слоновой кости столь прекрасную статую женщины, что влюбился в неё как в живую. Боги сжалились над несчастным и оживили статую, подарив художнику подругу жизни. Красота победила ненависть.
Никакая из многих других категорий эстетики не кажется столь недоступной для понимания. Лишь «прекрасное», «красота» окутаны ореолом непознаваемости. Словно фея укрыла прекрасные предметы своим покрывалом - прозрачным для взгляда, но непроницаемым для человеческой мысли. Не призрак ли это? Не мираж ли? Может, всё это поэты выдумали, чтобы предать себе больше веса в глазах читателей. Мы, как читатели, давайте же сами приоткроем завесу «непознаваемости»
Опережающее задание: чтение наизусть стихотворения Н. Заболоцкого « О красоте человеческих лиц»
Анализ:
- Нет ли в стихотворении строк, которые обратили на себя внимание, вызвали удивление?
(подобия жалких лачуг; где варится печень и мокнет сычуг)
- Обратимся к словарю урока:
Сычуг, печень-еда для бедных
Портал-часть архитектуры, главный вход большого здания
- Что же за лица здесь представлены? Нравятся ли они автору?
(1-2 строки -мания величия; как портал не составляет всего здания, но пышностью своей являет его значимость, так и лицо. Но великое только чудится, на самом деле этого нет.
3-4 строки -жалкое лицо, у автора симпатии не вызывает.
5-6 строка-надменность, замкнутость, высокомерие…и ещё лицо - башня-отчуждённость, отдалённость от людей.
Вторая половина стихотворения начинается с союза НО (стихотворение построено на антитезе)
- Отвергает ли антитеза первые четыре лица?
- А какие это лица?
- Что вносят они в жизнь?
( нет, лица есть, но вопреки им существуют «дыханье весеннего дня», дыхание, обновляющее жизнь, вселяющее надежду)
Учитель: А ведь как приятно, когда нас окружают светлые лица, которые несут «дыханье весеннего дня», и, конечно же, неприятно встретиться с «лицом подлеца»
Читается стихотворение Е. Винокурова «Сколько прелести есть в человеческих лицах»
- В стихотворении 12 строк-ровно половина-одно лицо - подлеца. Оно дано крупным планом.
- Насколько уместны используемые автором сравнения?
- Нет ли в стихотворении настораживающей фразы ( «Берегите»)
- А почему автор обращает внимание прежде всего на глаза. Говорит, что их нужно беречь( глаза - самая говорящая черта в лице человека. Посмотрев в глаза, мы можем многое сказать о человеке)
Учитель: Так Н. Заболоцкого однажды поразили глаза Струйской на портрете Рокотова. И под этим впечатлением он создаёт стихотворение «Любите живопись, поэты». Но вначале послушаем рассказ об истории создания этого стихотворения.
Опережающее задание: Весь день повторялись сложившиеся строки:
Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Эти строки или что-то другое толкнуло Н. Заболоцкого, несмотря на грозовые тучи, пойти в Третьяковскую галерею. Придя в галерею, поэт сразу же пошёл в зал, где висели портреты екатерининского времени.
Вот и Струйская. Она была, как всегда, ангельски мила и приветлива. Ему показалось, что портрет стал темнее, обволакивающий сумрак окутал всю фигуру. Подумалось: с годами тускнеют краски, картина за свою долгую жизнь, наверное, не раз подвергалась реставрации. Поэт приблизил глаза почти вплотную к полотну. Вот на шее следы трещин, искусно разглаженных рукой реставратора. Впервые он рассматривал портрет так кощунственно близко. Краски были наложены плотным слоем, и, казалось бы, без дополнительных оттенков как они могли передать живой трепет кожи? Гладкое лицо стало плоским, а румянец - неестественным. На веках он разглядел следы кисти художника - дугообразные мазки, как бы удлиняющие разрез глаз. И вдруг он отпрянул от полотна. Глаза! Они смотрели на него в упор, совершенно живые глаза! Поэт отошёл ещё на несколько шагов. Во взгляде Струйской была немая мольба. О чём? Она не отпускала его, она удерживала его живым взглядом. Поэт должен был понять её тоску.
Стихи были закончены позже. Теперь «Портрет» Заболоцкого знают многие.
Ты помнишь, как из тьмы былого
Едва закутана в атлас
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Об Александре Петровне Струйской известно немного. В 1772 году она была просватана за богатого помещика Николая Еремеевича Струйского. Пережила мужа на 40 с лишним лет. К женитьбе Струйский готовился долго и торжественно. Известнейшему в те годы живописцу он заказал два портрета - свой и его невесты. Художнику в это время было около 40 лет. Он имел звание академика живописи. Учился у знаменитых художников: Антропова, Ротари. Но, по мнению знатоков, он уже давно превзошёл своих учителей. В его искусстве было то, что казалось непостижимой тайной. Рокотов отличался удивительной проницательностью. Когда он брался за кисть, ему казалось, были видны все «души изменчивой приметы». И надо думать, что, когда впервые предстала перед ним позирующая невеста Струйского, он понял её беззащитность перед жизнью, и был тронут её юной, ничем не замутненной красотой.
Рокотов знал толк в красоте. Он писал многих известных красавиц своего времени. По рождению и по положению своему эти женщины относились к внешнему аристократическому кругу. Именно эту аристократическую утончённость, недоступность подчёркивал художник. Но замечали ли они, что на их высокомерно-надменных лицах лежит печать чего-то недоброго, зловещего? Совсем другой показалась художнику красота Струйской. Она несла в мир добро и любовь. Это притягивало к ней всех.
Учитель: Итак, что же притягивало в портрете Струйской (глаза). А что они несли с собой (мир, добро, любовь).
У поэта Заболоцкого есть заповедь: «Стань музыкою слово!» И стихи его сливаются с музыкой. Следуя заповеди, слово не могло пройти мимо музыки. Послушаем песню на стихи Н. Заболоцкого «Зачарована, заколдована…»
Учитель: Обратимся к вашим рисункам, которые вы подготовили к уроку. Что вас привлекает в этих лицах? Из каких они литературных произведений?
(Защита рисунка)
Учитель: Да, эти герои внешне красивы. Но есть люди, которые не блещут красотой внешней. Каково им? Об этом опять пишет в своём стихотворении «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкий.
Чтение стихотворения
- С одинаковым ли настроением звучит всё стихотворение? (нет)
-Прочтите портрет девочки.
- Какое чувство вызывает это описание? (жалость, сострадание)
Автор внимательно и, казалось бы, беспощадно вглядывается в свою героиню, не находя в ней ничего привлекательного. Но настроение меняется.
- Прочитайте строки, в которых звучит иное чувство?(…чужая радость…)
- Как вы понимаете последние строки… «младенческая грация души…»? (грация-изящество , красота в движениях)
- Так в чём же красота девочки, по мнению автора стихотворения? ( в поведении, в красоте души)
- Что, по мнению Заболоцкого, делает прекрасной некрасивую девочку?
Учитель: Известный писатель и фольклорист Борис Шергин размышлял: « У человека должно быть сокровище внутри себя, должна быть внутренняя сила, собственное богатство». Древние умели к этому приходить. Когда у Стилькопа, мудреца из Мегар, разграбили дом, ему хотели возместить разграбленное добро, спросили о перечне убытков. «Убытков не было»,- ответил он.
«Воспитание у него никто не отнял, и знание его и разум остались при нём», - размышляли древние.
Итак, мы подошли к ответам на проблемные вопросы урока. Над этими вопросами мучительно думали и великий Леонардо, и Моцарт, и Пушкин. А как вы ответите?
Каждое время, каждая эпоха рождает свой идеал поэзии и красоты. Но есть красота вечная,
непреходящая, нетленная. Это красота души. И хочется верить, что на вашем жизненном пути встретятся по-настоящему красивые люди.
Оценки.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что, по-моему, есть человеческая красота?»